Систематизация способов воздействия с целью формирования нравственности студентов высшего учебного заведения

Наука » Педагогика
Воспитание нравственности, являясь важнейшим аспектом развития личности, приобретает особую актуальность, когда речь идет о формирование данного качества у студентов высших учебных заведений – будущего оплота интеллигенции страны.
Рассматривая воспитание в качестве одной из основных категорий педагогики, мы выявили особое место высшего учебного заведения в формировании нравственности обучающихся.
Несмотря на то, что ученые видят и признают необходимость нравственного воспитания студентов [1], педагогика в отличие от философии не готова сегодня к решению новых глобальных воспитательно-образовательных проблем.
В процессе научных изысканий мы выявили необходимость систематизации мер (способов, методов, технологий) педагогического воздействия на студента, с целью привития ему нравственного самосознания и воспитанности, необходимых социуму моральных качеств.
Изучив научную литературу по проблеме исследования и опираясь на результаты собственного исследования, мы пришли к выводу о том, что формирование нравственности должно базироваться на комплексной системе воспитания нравственных качеств. Гипотетически, акцентуация вузовского процесса на нравственном воспитании, должна положительно отразиться и на процессе и качестве обучения студентов в целом, поскольку направлена на развитие таких качеств личности, которые стимулируют заинтересованность и стремление преуспеть в профессиональной деятельности [4].
В процессе исследования и решения поставленных задач, мы разработали и внедрили систему, направленную на формирование нравственных качеств студентов высших учебных заведений. Данная система предусматривает последовательное решение поставленных задач, объединенных между собой общей конечной целью и внедренных в Таймырском филиале Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Разработанная система опирается на общепедагогические принципы [5], соотнесенных с закономерностями образовательного процесса и подчиненных ведущему принципу – принципу духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего характера обучения.
Кроме общих закономерностей и принципов педагогического и воспитательного воздействия, разработанная система опиралась на сензитивность периода для развития и формирования нравственных качеств молодых людей [2], и главное на осознанность принятия нравственных ценностей.
Обосновывая научную и практическую необходимость разработки и внедрения в деятельность высших учебных заведений комплексной системы воспитания нравственных качеств, мы провели исследование сформированности нравственных качеств студентов высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования [1].
Проведенная работа выявила разноуровневость сформированности нравственных качеств студентов в зависимости от продолжительности обучения в ВУЗе, пола, получаемой специальности и

даже формы обучения. Во-первых, мы выявили, что обучение в высшем учебном заведении положительным образом влияет на формирование нравственных качеств студентов, даже когда целенаправленная работа в этом отношении не проводится. Во-вторых, молодые люди, только пришедшие в ВУЗ, в основном обладают очень низким уровнем сформированности нравственных качеств. Втретьих, уровень сформированности нравственных качеств напрямую зависит от приобретаемой специальности – студенты, обучающиеся по специальностям технической направленности, имеют более низкий уровень по сравнению со своими сверстниками получающими гуманитарное образование. В-четвертых, проведенное исследование показало, что общая сформированность нравственных качеств у девушек значительно выше, чем у юношей.
В системе непрерывного образования университет призван обеспечить формирование нравственности студентов на новом качественном уровне [4], который должен быть обусловлен осознанным восприятием морально-нравственных ценностей, пониманием необходимости самосовершенствования, передачи, в дальнейшем, усвоенных ценностей подрастающему поколению, и сохранению, тем самым, культурно-нравственных устоев общества.
В процессе исследования мы выявили необходимость систематизации мер (способов, методов, технологий) педагогического воздействия на студента, с целью привития ему нравственного самосознания и воспитанности, необходимых социуму моральных качеств.
В зависимости от метода воздействия на формирование нравственных качеств студентов вся работа была условно разделена на непосредственный и опосредованный способы воздействия.
Непосредственным педагогическим воздействием стали три направления формирующей деятельности, ориентированные на достижение поставленной в работе цели.
1. Организация нравственно-ценностной ориентированной работы профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр [4] в контексте системного подхода к преподаванию читаемых дисциплин. В ходе данного вида работы проводятся специальные заседания кафедр, основной задачей которых ставятся решение задач связанных с формированием нравственных качеств студентов. Кроме того, рассматривается целесообразность введения в воспитательных целях института кураторства – закрепления за преподавателями какой-либо группы студентов для осуществления функции личного контроля и более тесной взаимосвязи преподаватель-студент.
2. Субъектом второго направления работы является непосредственно профессорско-преподавательского состав.
• В рамках данного направления осуществляется целенаправленная работа преподавателя по отбору тематики и содержания
дидактического материала в свете национальных и общечеловеческих, нравственных, культурных и других ценностей, знания основного содержания и специфики нравственных ценностей [4]. Включение в читаемые курсы, по всем общим и специальным дисциплинам, информационных блоков, направленных на становление нравственных качеств. В качестве примера, обозначим использование материала из личного опыта, истории, биографии ученых, ярких политиков и других известных людей.
• Проведение на основе вариативной части учебного плана специального курса «Социальные проблемы» (или «Формирование
личности на гуманистической основе»), базирующимся на гуманитарном блоке предметов (история, философия, педагогика, психология, литература). Для реализации принципа диалогичности при осуществлении данной работы предпочтительно проведение занятий в виде семинара, возможно написание студентами эссе с последующими общими обсуждениями.
• Данное направление работы также предполагает проведение
производственной и педагогической практики (в зависимости от получаемой специальности) с акцентированием внимания на нравственно-этических отношениях внутри сформировавшихся и формирующихся группах. Далее предполагается коллективное обсуждение вопросов, связанных с данными отношениями. В качестве основных задач решаемых в ходе осуществления данного направления деятельности являются активизации интеллектуальной деятельности студентов средствами указанных методов, повышение их интереса к нравственным проблемам современности, обогащения их нравственного опыта.
3. Третьим, наиболее обширным и эффективным направлением нашей деятельности являлась внеучебная воспитательная работа, сориентированная на формирование нравственных качеств. Широкий спектр разнообразных направлений внеучебной работы призван создать вариативность выбора с целью обеспечить заинтересованность студентов в какой-либо определенной сфере деятельности. В состав данного направления деятельности входят различные виды мероприятий, оказывающие непосредственное воздействие на воспитание духовно-нравственной сферы студентов:
• гражданско-патриотическое воспитание (встречи с ветеранами ВОВ; проведение мероприятий связанных с празднованием
важнейших событий истории России; проведение экскурсий к памятникам и мемориалам; организация митингов по важнейшим событиям Великой отечественной войны; просмотр кино- и видеоматериалов патриотической направленности; участие в различных тематических конференциях; участие в спортивных мероприятиях; встречи с яркими представителями науки, культуры, политиками и другими известными людьми;
• духовно-нравственное воспитание (В рамках данной деятельности студенты участвуют в акциях различных некоммерческих
и благотворительных организаций, участвуют в работе системы социальной добровольной деятельности по организации мероприятий для ветеранов, детей-сирот, трудных подростков);
• правовое воспитание представляет собой последовательное
и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей
с целью формирования и развития их политической и правовой культуры, подразумевает участие студентов в конкурсах научных работ посвященных законотворчеству, избирательному праву и другим отраслям права. В рамках правового воспитания проводятся конкурсы общественно-политической направленности, осуществляется деятельность органов студенческого самоуправления в ВУЗе, основные события общественной жизни города, региона, страны освещаются в студенческой газете. Кроме того, студенты участвуют в деятельности молодежных общественных объединений регионального уровня, молодежном студенческом форуме. Проводится работа по профилактике асоциального поведения, для чего организуются встречи и дискуссии с представителями правоохранительных органов;
• художественно-эстетическое воспитание направлено на
развитие у студентов эмоционально насыщенного и духовно возвышенного отношения к искусству и окружающей природе. Широкий

кругозор, развитое эстетическое чувство, приобщение к художественному творчеству – все это пути духовного совершенствования личности. В целях реализации этого направления проводятся: музыкальные фестивали, КВН, студенческие капустники, выставки студенческих работ, фестивали студенческого творчества, тематические карнавалы, разнообразные конкурсы; функционируют: хоровой коллектив, студенческий театр, фото-студия, клуб любителей кино, поэтический клуб, клуб любителей современного танца, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», студенческая газета;
• профессионально-трудовое воспитание играет важнейшую
роль в процессе формирования личности конкурентно-способного
специалиста-профессионала, сущность которого заключается в приобщении человека к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями. В рамках этого направления реализуются следующие мероприятия: проводится ежегодный конкурс основ профессионального мастерства «Студент года», организована деятельность студенческих научных обществ на факультетах университета; проводятся традиционные праздники:
«День Знаний», «День рождения университета». На этих праздниках чествуют лучших представителей профессорскопреподавательского состава университета и лучших студентов. Организуется производственная практика на предприятиях, в образовательных учреждениях, в органах государственной власти. Студенты принимают участие в конкурсах научных работ регионального и Всероссийского уровней. Студенты принимаю активное участие в проведении Дней открытых дверей, в целях организации профориентационной работы среди абитуриентов. Также проводятся научно-практические конференции по разным направлениям деятельности;
• физическое воспитание. Здоровье студентов – одно из приоритетных направлений деятельности. Эффективная пропаганда физической культуры и спорта (социальная реклама, освещение соревнований, спортивных праздников) является одним из основных способов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Важным звеном работы со студентами по этому направлению является профилактика наркотической, алкогольной и никотиновой зависимостей. Кроме пропаганды, в рамках этого направления реализуются следующие мероприятия: проводится межфакультетская универсиада, команды университета принимают участие в спортивных соревнованиях различного уровня, функционирует туристический клуб и множество спортивные секций (рукопашный бой, настольный теннис, волейбол (женский), ОФП (общая физическая подготовка), атлетическая гимнастика, аэробика, шейпинг, бокс, футбол, баскетбол, секция легкой атлетики, лыжный спорт).
• специальная профилактическая работа и деятельность
психолого-консультационной службы. Разработанная система
формирование нравственности в рамках своей компетенции предусматривает организацию специальной профилактической работы со студентами. Воспитательная деятельность в университете направлена на создание среды, которая формирует устойчивое противодействие наркотической, никотиновой и алкогольной зависимостям. Главным способом борьбы с данной проблемой является четкая организация учебного процесса и свободного времени студентов. В соответствии с Государственными образовательными стандартами в рабочих учебных планах реализуемых специальностей отводятся часы для таких дисциплин как: «Организация безопасности жизнедеятельности»; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»; «Возрастная анатомия и физиология». Решением Ученого совета университета в национально-региональный (вузовский) компонент естественнонаучного блока рабочих учебных планов дополнительно включена дисциплина «Профилактика наркомании». Данная дисциплина дает студентам возможность получить полноценные знания по проблеме наркомании и формирует умения и навыки работы с трудными подростками. При факультете психологии университета создана психолого-консультационная служба университета. Служба психологической поддержки осуществляет оказание помощи факультетам в профориентационной работе; оказывает психологическое сопровождение участников учебного процесса; занимается изучением развития профессионально-важных качеств студентов в процессе обучения; производит анализ отчисляемости студентов из вуза с целью выявления проблемных моментов, возникающих в учебном процессе; анализирует поступающие из организаций и предприятий отзывы о профессиональной деятельности выпускников.
Опосредованное воздействие, оказываемое той частью разработанной нами системы, которая отвечает за контроль и обеспечение выполнения мероприятий непосредственного воздействия. Функционал данной работы делится на два направления деятельности: обеспечение систематического мониторинга интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов; система поощрения и наказания.
Основной функцией данного направления деятельности является обеспечение бесперебойного функционирования разработанной системы формирования нравственности студентов высшего учебного заведения.
В дальнейшем, разработанная нами система была внедрена в практическую педагогическую деятельность. Проведение контрольно-диагностического исследования показало ее высокую степень эффективности. Благодаря функционированию системы осуществляется постепенное становление нравственности студентов, оказывается положительное воздействие на профессорскопреподавательский состав университета, а также косвенным образом система влияет на формирование нравственности жителей всего региона в целом.


Список литературы
1. Андреев В. И. Педагогическая этика: Инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2003. – 272 с.
2. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культур. –
М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. – 60 с.
3. Волочаева О. Ф. Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи. автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – 2005.
4. Кочкина А. Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на прим. Японии): автореф. дис. …. канд. пед. наук: 13.00.01. – 2005.
5. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974.

Источник: И.Н. Мирошниченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.