Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практикодеятельностная основа образовательного процесса.
Современные учёные Е.Б. Евладова [4], О.Е. Лебедев, М.Р. Катунова [3], выделяют следующие важные функции, эффективно выполняющие дополнительное образование:
• ценностно-ориентационные;
• коммуникативные;
• социально-адаптационые;
• психотерапевтические;
• профориентационные;
• рекреационные;
• культурообразующие.
Всё это позволяет нам говорить о дополнительном образовании как о личностно-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики и психологии.
Анализ деятельности учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга (районных, городских) продемонстрировал отсутствие системы взаимодействия с коррекционными образовательными учреждениями I вида. В отдельных случаях учащиеся с нарушенным слухом привлекались к различным районным и городским мероприятиям различной направленности, но подобное взаимодействие не имело системности и прямой связи с образовательным процессом.
Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе решает те же задачи, что и в общеобразовательных учреждениях, домах и центрах творчества детей, но обладает своей спецификой: опора на содержание основного образования; преимущественное внимание решению коррекционных и воспитательных проблем; органичная связь с внеурочной культурнодосуговой деятельностью учащихся; усиление психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых школьниками в учебном процессе.
Дополнительное образование в школе для неслышащих учащихся достаточно эффективно развивается, если оно оформлено в самостоятельную организационную структуру, но существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом [8]. Его успех зависит также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, а также с теми учителями, чей предмет связан в какой-то степени с содержанием работы того или иного кружка, секции, клуба.
Как подчёркивают Е.Б. Евладова, Н.Н. Михайлова [4], дополнительное образование в школе решает двуединую задачу: создает условия для позитивного восприятия главных ценностей основного образования, а также компенсирует его недостатки.
Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, эколого-биологической, туристско-краеведческой и др.
Рассмотрим подробнее туристско-краеведческую деятельность в системе дополнительного образования вообще, и в рамках коррекционной школы I вида, в частности.
Туристская деятельность учащихся, или школьный туризм, по
определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова [6], занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. Само понятие «школьный туризм», учёные рассматривают как идентичное распространенному названию «туристскокраеведческая деятельность в школе», но при этом они подчёркивают, что по отношению к детям точнее было бы говорить – занятия, а не деятельность. В этой работе задействовано две стороны: участвующая (учащиеся) и организующая, содействующая (педагоги, администрация). Учащиеся находят в туризме увлекательное занятие, способ активного отдыха. А для педагогов это способ для решения педагогических задач. Своих целей педагог достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
Определяя содержание школьного туризма, Ю.С. Константинов и В.М. Куликов [6] обращают внимание на тот факт, что он будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т. е. когда дети потребляют то, что сами производят [5].
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся.
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом [7]. Основные ее положения:
• освоение окружающего мира средствами туристскокраеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома к родному краю и другим регионам отечества, от созерцанияознакомления к научному исследованию действительности;
• структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов); связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;
• на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательных, образовательных, оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
• реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
• функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
• открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).
Особенно автором подчёркивается необходимость четкого понимания сущности концепции всеми работникам школы и учреждений дополнительного образования, так как только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Останавливаясь на доступности туристско-краеведческой деятельности как формы дополнительного образования, А.А. Остапец [7] выделяет демократичность этого вида деятельности, которая предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального развития, так как она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки в отличие от спорта не предполагает и исключительности в эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как например в художественных видах деятельности.
В нашем исследовании большое внимание уделяется нескольким направлениям коррекционной работы в рамках туристскокраеведческой деятельности учащихся школ I вида:
• обогащение знаний учащихся;
• развитие речи, коммуникативных навыков;
• комплексное физическое развитие.
Обогащение знаний учащихся обосновывается тесной связью туристско-краеведческой работы со многими школьными учебными предметами. Краеведческие наблюдения, практические выезды, экспедиции помогают закрепить и усвоить знания по истории, географии, биологии, химии. В качестве примера можно привести сбор коллекции камней и минералов учащимися 31 школы-интерната в Хибинских тундрах и выяснение их названий в справочной литературе и музеях Мурманской области.
Во время туристских мероприятий в условиях природной среды учащиеся активно осваивают практические знания по математике, физике, астрономии, ОБЖ. Эти занятия организуются в условиях, когда применение теоретических знаний становится необходимым для успешности мероприятия. Например, при работе с топографической или спортивной картой на местности учащиеся с большим успехом учатся ориентироваться в разнообразном окружающем рельефе, выбирают оптимальный путь движения на пересечённой
местности, учатся работать с компасом, занимаются глазомерной съёмкой расстояний.
Из всего комплекса мероприятий считаем необходимым отдельно рассмотреть вопросы, связанные с развитием речи неслышащих учащихся и их физическим совершенствованием.
Большое значение в работе и обучении школьников с нарушенным слухом занимает проблема обучения языку, развитие коммуникативных умений. Эта работа проводится в процессе коллективной практической деятельности учащихся. В контексте этого научного положения для развития речи и коммуникативных навыков нам удалось найти оригинальную форму работы с учащимися школы I вида. Она основывалась на методических подходах в ТКД А.А. Остапца, Ю.С. Константинова, С.М. Губаненкова [1], о подготовке и презентации отчёта о путешествие и развитии неслышащих в работах С.А. Зыкова, Е.Н. Марциновской [2] и ряда других авторов.
Как указывает Ю.С. Константинов [9], в туристскокраеведческой работе существует правило: турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его,
подводит его итоги. То есть участники любого мероприятия овладевают не созерцательной туристско-краеведческой деятельностью, а активной, созидательной. В процессе подготовки маршрута учащиеся занимаются непосредственно краеведческой работой. Знакомятся с историей и географией района, климатическими и экономическими условиями. Находясь непосредственно на маршруте, участники используют свои знания в действительности, знакомятся с конкретными историческими и природными памятниками, конспектируют увиденное, получают наиболее значимые и яркие впечатления, приобретают новые знания. На основе полученных знаний, опыта, впечатлений составляется подробный письменный
отчёт, презентацию которого участники делают в форме устного выступления. Отчёт содержит в себе:
• визитную карточку (сколько участников, кто руководитель,
средний возраст);
• место проведения;
• карту или схему;
• сроки похода;
• идею путешествия;
• итоги (что узнали, самоощущение, анализ, сравнение);
• описание интересных участков маршрута, преодоления локальных препятствий;
• описание исследований в походе.
Отчёт дополняется фотоматериалами, рисунками, схемами и т. д.
Подготовка отчёта может занимать несколько месяцев, но начинается она ещё при планировании маршрута. Каждый участник имеет свой блок работы: кто-то собирает картографическую информацию, кто-то историческую и т. д. Сообразно заданиям участники имеют и походные должности: картограф, штурман, краевед, фотограф, медик, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, синоптик и др.
Эта структура, где уровни взаимодействия стыкуются с положениями предметно-практического обучения, позволяет максимально включить учащихся в коммуникативный процесс.
В работе с неслышащими особое внимание уделяется обогащению словаря, введению новых слов, раскрытию понятийного аппарата туристско-краеведческой деятельности.
Составленный отчёт готовится к устной защите на традиционном конкурсе юных туристов «Первенство походов и экспедиций учащихся учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования Санкт-Петербурга». Подобные конкурсы проводятся во всех регионах России. Победители региональных этапов участвуют во Всероссийском финале.
Необходимо отметить, что для учащихся школы I вида победа в конкурсе – не самоцель. Важнее качественно пройти все подготовительные этапы, мотивировать учащихся, создать условия для неслышащих, в которых они самостоятельно начнут готовить материал отчёта о туристском мероприятии. Ценность отчёта неслышащих о своём путешествии заключается в том, что красочность, эмоциональность путешествия, экспедиции подталкивает учащихся к самостоятельной деятельности.
В ходе экспериментальной работы мы отметили, что учащиеся с нарушенным слухом с большим интересом готовят наглядные материалы, творческие выступления, тогда как речевой, книжный материал вызывает у них некоторые опасения и страх. Но при должном уровне подготовки, успешности непосредственного мероприятия учащиеся с удовольствием готовят самостоятельный отчёт, выступают, используя словесную речь.
Участие в городском конкурсе устных отчётов позволило найти нашей школе новых партнёров, заинтересовать учащихся и педагогов массовой школы в совместной работе.
С 2006/2007 учебного года нами проведено несколько совместных учебных мероприятий, сборов и праздников с учащимися школы
№ 339 Невского района Санкт-Петербурга и школы № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга. Мероприятия организовывались как на базе школ, так и в природной среде. Общение и взаимодействие учеников массовой и специальной школы становится значимым и эффективным только при условии двусторонней заинтересованности. Учащиеся, начавшие взаимодействие в условиях природной среды, в неофициальной обстановке не испытывают дискомфорта от общения, имеют настрой на совместную деятельность.
Физическое развитие, развитие вестибулярного аппарата осуществляется в процессе ознакомления и использования в работе техники пешеходного туризма (ТПТ). В программу мероприятий по ТПТ входят задания по преодолению естественных препятствий природной среды: рек, болот, оврагов и т. д. Движение через эти преграды (или их имитация) организуется по бревнам, жердям, верёвкам. Для обеспечения безопасности используются различные виды страховки, опоры и т. д.
Команда учащихся 4–5 классов школы-интерната № 31 включилась в занятия по ТПТ с апреля 2007. Изначально ни один из учащихся не мог самостоятельно, без поддержки, пройти на сохранение равновесия семиметровое бревно, четырёхметровые слеги между кочками «болота» и т. п.
Пройдя через систему специальных еженедельных занятий во внеурочное время, участия в учебно-тренировочном сборе на летних каникулах, неслышащие учащиеся смогли освоить свободное движение по вышеназванным объектам, осуществляя контроль за поддержанием равновесия своего тела сообразно необходимым условиям. В сентябре 2007/2008 учебного года сборная команда 5–
6 классов школы-интерната № 31 смогла победить в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма среди массовых школ.
Анализируя полученный опыт, можно констатировать, что туристско-краеведческая деятельность в рамках специальной школы I вида имеет хорошие перспективы развития и несёт в себе большой
инновационный потенциал, необходимый в обучении и воспитании учащихся. Важно также отметить, что учащиеся в процессе туристско-краеведческих мероприятий интенсивно накапливают новые умения и знания, что во многих случаях является стартовой площадкой для выбора жизненного пути молодого человека с нарушенным слухом.
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – 9-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Герда, 2007.
2. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева; под ред. Г.Н. Пенина, З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО, 2006.
3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / О.Е. Лебедев и др.; под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2003.
4. Дополнительное образование детей: учеб. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: Владос, 2004.
5. Константинов Ю.С. Туристко-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001.
6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: учеб.метод. пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
7. Остапец А.А. Педагогика и психология туристко-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
8. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекционных) образоват. учрежд. I и II вида / Д.Ю. Алексеевских и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2005.
9. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М.: Академия, 2004.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практикодеятельностная основа образовательного процесса.
Современные учёные Е.Б. Евладова [4], О.Е. Лебедев, М.Р. Катунова [3], выделяют следующие важные функции, эффективно выполняющие дополнительное образование:
• ценностно-ориентационные;
• коммуникативные;
• социально-адаптационые;
• психотерапевтические;
• профориентационные;
• рекреационные;
• культурообразующие.
Всё это позволяет нам говорить о дополнительном образовании как о личностно-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики и психологии.
Анализ деятельности учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга (районных, городских) продемонстрировал отсутствие системы взаимодействия с коррекционными образовательными учреждениями I вида. В отдельных случаях учащиеся с нарушенным слухом привлекались к различным районным и городским мероприятиям различной направленности, но подобное взаимодействие не имело системности и прямой связи с образовательным процессом.
Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе решает те же задачи, что и в общеобразовательных учреждениях, домах и центрах творчества детей, но обладает своей спецификой: опора на содержание основного образования; преимущественное внимание решению коррекционных и воспитательных проблем; органичная связь с внеурочной культурнодосуговой деятельностью учащихся; усиление психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых школьниками в учебном процессе.
Дополнительное образование в школе для неслышащих учащихся достаточно эффективно развивается, если оно оформлено в самостоятельную организационную структуру, но существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом [8]. Его успех зависит также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, а также с теми учителями, чей предмет связан в какой-то степени с содержанием работы того или иного кружка, секции, клуба.
Как подчёркивают Е.Б. Евладова, Н.Н. Михайлова [4], дополнительное образование в школе решает двуединую задачу: создает условия для позитивного восприятия главных ценностей основного образования, а также компенсирует его недостатки.
Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, эколого-биологической, туристско-краеведческой и др.
Рассмотрим подробнее туристско-краеведческую деятельность в системе дополнительного образования вообще, и в рамках коррекционной школы I вида, в частности.
Туристская деятельность учащихся, или школьный туризм, по
определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова [6], занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. Само понятие «школьный туризм», учёные рассматривают как идентичное распространенному названию «туристскокраеведческая деятельность в школе», но при этом они подчёркивают, что по отношению к детям точнее было бы говорить – занятия, а не деятельность. В этой работе задействовано две стороны: участвующая (учащиеся) и организующая, содействующая (педагоги, администрация). Учащиеся находят в туризме увлекательное занятие, способ активного отдыха. А для педагогов это способ для решения педагогических задач. Своих целей педагог достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям.
Определяя содержание школьного туризма, Ю.С. Константинов и В.М. Куликов [6] обращают внимание на тот факт, что он будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т. е. когда дети потребляют то, что сами производят [5].
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся.
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом [7]. Основные ее положения:
• освоение окружающего мира средствами туристскокраеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома к родному краю и другим регионам отечества, от созерцанияознакомления к научному исследованию действительности;
• структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов); связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;
• на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательных, образовательных, оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
• реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
• функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
• открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).
Особенно автором подчёркивается необходимость четкого понимания сущности концепции всеми работникам школы и учреждений дополнительного образования, так как только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Останавливаясь на доступности туристско-краеведческой деятельности как формы дополнительного образования, А.А. Остапец [7] выделяет демократичность этого вида деятельности, которая предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального развития, так как она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки в отличие от спорта не предполагает и исключительности в эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как например в художественных видах деятельности.
В нашем исследовании большое внимание уделяется нескольким направлениям коррекционной работы в рамках туристскокраеведческой деятельности учащихся школ I вида:
• обогащение знаний учащихся;
• развитие речи, коммуникативных навыков;
• комплексное физическое развитие.
Обогащение знаний учащихся обосновывается тесной связью туристско-краеведческой работы со многими школьными учебными предметами. Краеведческие наблюдения, практические выезды, экспедиции помогают закрепить и усвоить знания по истории, географии, биологии, химии. В качестве примера можно привести сбор коллекции камней и минералов учащимися 31 школы-интерната в Хибинских тундрах и выяснение их названий в справочной литературе и музеях Мурманской области.
Во время туристских мероприятий в условиях природной среды учащиеся активно осваивают практические знания по математике, физике, астрономии, ОБЖ. Эти занятия организуются в условиях, когда применение теоретических знаний становится необходимым для успешности мероприятия. Например, при работе с топографической или спортивной картой на местности учащиеся с большим успехом учатся ориентироваться в разнообразном окружающем рельефе, выбирают оптимальный путь движения на пересечённой
местности, учатся работать с компасом, занимаются глазомерной съёмкой расстояний.
Из всего комплекса мероприятий считаем необходимым отдельно рассмотреть вопросы, связанные с развитием речи неслышащих учащихся и их физическим совершенствованием.
Большое значение в работе и обучении школьников с нарушенным слухом занимает проблема обучения языку, развитие коммуникативных умений. Эта работа проводится в процессе коллективной практической деятельности учащихся. В контексте этого научного положения для развития речи и коммуникативных навыков нам удалось найти оригинальную форму работы с учащимися школы I вида. Она основывалась на методических подходах в ТКД А.А. Остапца, Ю.С. Константинова, С.М. Губаненкова [1], о подготовке и презентации отчёта о путешествие и развитии неслышащих в работах С.А. Зыкова, Е.Н. Марциновской [2] и ряда других авторов.
Как указывает Ю.С. Константинов [9], в туристскокраеведческой работе существует правило: турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его,
подводит его итоги. То есть участники любого мероприятия овладевают не созерцательной туристско-краеведческой деятельностью, а активной, созидательной. В процессе подготовки маршрута учащиеся занимаются непосредственно краеведческой работой. Знакомятся с историей и географией района, климатическими и экономическими условиями. Находясь непосредственно на маршруте, участники используют свои знания в действительности, знакомятся с конкретными историческими и природными памятниками, конспектируют увиденное, получают наиболее значимые и яркие впечатления, приобретают новые знания. На основе полученных знаний, опыта, впечатлений составляется подробный письменный
отчёт, презентацию которого участники делают в форме устного выступления. Отчёт содержит в себе:
• визитную карточку (сколько участников, кто руководитель,
средний возраст);
• место проведения;
• карту или схему;
• сроки похода;
• идею путешествия;
• итоги (что узнали, самоощущение, анализ, сравнение);
• описание интересных участков маршрута, преодоления локальных препятствий;
• описание исследований в походе.
Отчёт дополняется фотоматериалами, рисунками, схемами и т. д.
Подготовка отчёта может занимать несколько месяцев, но начинается она ещё при планировании маршрута. Каждый участник имеет свой блок работы: кто-то собирает картографическую информацию, кто-то историческую и т. д. Сообразно заданиям участники имеют и походные должности: картограф, штурман, краевед, фотограф, медик, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, синоптик и др.
Эта структура, где уровни взаимодействия стыкуются с положениями предметно-практического обучения, позволяет максимально включить учащихся в коммуникативный процесс.
В работе с неслышащими особое внимание уделяется обогащению словаря, введению новых слов, раскрытию понятийного аппарата туристско-краеведческой деятельности.
Составленный отчёт готовится к устной защите на традиционном конкурсе юных туристов «Первенство походов и экспедиций учащихся учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образования Санкт-Петербурга». Подобные конкурсы проводятся во всех регионах России. Победители региональных этапов участвуют во Всероссийском финале.
Необходимо отметить, что для учащихся школы I вида победа в конкурсе – не самоцель. Важнее качественно пройти все подготовительные этапы, мотивировать учащихся, создать условия для неслышащих, в которых они самостоятельно начнут готовить материал отчёта о туристском мероприятии. Ценность отчёта неслышащих о своём путешествии заключается в том, что красочность, эмоциональность путешествия, экспедиции подталкивает учащихся к самостоятельной деятельности.
В ходе экспериментальной работы мы отметили, что учащиеся с нарушенным слухом с большим интересом готовят наглядные материалы, творческие выступления, тогда как речевой, книжный материал вызывает у них некоторые опасения и страх. Но при должном уровне подготовки, успешности непосредственного мероприятия учащиеся с удовольствием готовят самостоятельный отчёт, выступают, используя словесную речь.
Участие в городском конкурсе устных отчётов позволило найти нашей школе новых партнёров, заинтересовать учащихся и педагогов массовой школы в совместной работе.
С 2006/2007 учебного года нами проведено несколько совместных учебных мероприятий, сборов и праздников с учащимися школы
№ 339 Невского района Санкт-Петербурга и школы № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга. Мероприятия организовывались как на базе школ, так и в природной среде. Общение и взаимодействие учеников массовой и специальной школы становится значимым и эффективным только при условии двусторонней заинтересованности. Учащиеся, начавшие взаимодействие в условиях природной среды, в неофициальной обстановке не испытывают дискомфорта от общения, имеют настрой на совместную деятельность.
Физическое развитие, развитие вестибулярного аппарата осуществляется в процессе ознакомления и использования в работе техники пешеходного туризма (ТПТ). В программу мероприятий по ТПТ входят задания по преодолению естественных препятствий природной среды: рек, болот, оврагов и т. д. Движение через эти преграды (или их имитация) организуется по бревнам, жердям, верёвкам. Для обеспечения безопасности используются различные виды страховки, опоры и т. д.
Команда учащихся 4–5 классов школы-интерната № 31 включилась в занятия по ТПТ с апреля 2007. Изначально ни один из учащихся не мог самостоятельно, без поддержки, пройти на сохранение равновесия семиметровое бревно, четырёхметровые слеги между кочками «болота» и т. п.
Пройдя через систему специальных еженедельных занятий во внеурочное время, участия в учебно-тренировочном сборе на летних каникулах, неслышащие учащиеся смогли освоить свободное движение по вышеназванным объектам, осуществляя контроль за поддержанием равновесия своего тела сообразно необходимым условиям. В сентябре 2007/2008 учебного года сборная команда 5–
6 классов школы-интерната № 31 смогла победить в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма среди массовых школ.
Анализируя полученный опыт, можно констатировать, что туристско-краеведческая деятельность в рамках специальной школы I вида имеет хорошие перспективы развития и несёт в себе большой
инновационный потенциал, необходимый в обучении и воспитании учащихся. Важно также отметить, что учащиеся в процессе туристско-краеведческих мероприятий интенсивно накапливают новые умения и знания, что во многих случаях является стартовой площадкой для выбора жизненного пути молодого человека с нарушенным слухом.
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – 9-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Герда, 2007.
2. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева; под ред. Г.Н. Пенина, З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО, 2006.
3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / О.Е. Лебедев и др.; под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2003.
4. Дополнительное образование детей: учеб. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: Владос, 2004.
5. Константинов Ю.С. Туристко-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001.
6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: учеб.метод. пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
7. Остапец А.А. Педагогика и психология туристко-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
8. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекционных) образоват. учрежд. I и II вида / Д.Ю. Алексеевских и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2005.
9. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М.: Академия, 2004.
Источник: А. М. Волков
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи