Первые фундаментальные исследования, в которых представлены закономерности эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, а также влияние этих эволюционных изменений на развитие сначала предпосылок, а затем и систем специального образования, в нашей стране были проведены под руководством Н.Н. Малофеева [3, 4, 5]. В его работах прослеживается путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Россия проходит те же периоды, что и европейская цивилизация, но со значительным отставанием в развитии. В то время как в Западной Европе уже накоплен достаточно богатый опыт интегративных подходов к обучению, в нашей стране в конце прошлого тысячелетия только провозглашена смена отношения к инвалидам, продекларирован курс на интеграцию инвалидов в общество.
Анализ влияния, которое оказывало развитие научной мысли и соответствующее изменение мировосприятия и миропонимания, на отношение общества и государства к детям, имеющим отклонения в развитии, проведен в работах Л.М. Шипицыной [9, 10, 11]. Дальнейшее теоретическое осмысление имеющихся исторических фактов осуществлено, в частности, в исследованиях М.Л. Барановой [1], цель которых – последовательное соотнесение изменения социокультурной ситуации, приводящее к изменению преобладающего культурно-исторического вида мышления, и его влияния на отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья. При этом автор исходит из современных представлений о том, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления: мифологическое, религиозное и научное. В настоящее время происходит формирование четвертого культурноисторического вида мышления – космического, определяемого как синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства и формирующего новую теорию познания, которая наряду с научными, рациональными способами познания включает интуитивные и духовные способы постижения человека, природы и космоса. На основе эволюции культурноисторических видов мышления обоснована закономерность последовательной смены двух противоположных тенденций отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: с одной стороны, их интеграция (признание права на заботу со стороны общества, позже на образование, затем на обеспечение равных возможностей), с другой – их сегрегация (агрессия, отказ во всех гражданских правах, позже – образовательная дифференциация).
Отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья проявляется во многих сферах: в политике, бизнесе, медицине, спорте, образовании и др. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая
образование. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.) [2, 6, 7].
Основные направления модернизации специального образования в связи с переходом на качественно новый этап развития, ведущей тенденцией которого является интеграция, представлены в исследованиях Н.Н. Малофеева, Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, В.З. Кантора, В.И. Селиверстова, Н.М. Назаровой, Г.Н. Пенина, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной, В.И. Лубовского, Н.Д. Шматко,
Э.И. Леонгард и др., а также в нормативных документах, носящих концептуальный характер. Выделяются два возможных пути
развития интеграции: революционный и эволюционный. Революционный путь представляет собой разрушение дифференцированной системы как традиционной формы специального обучения и искусственное внедрение западных моделей интеграционного обучения; эволюционный путь предполагает постепенное развитие интегрированных процессов внутри системы специального образования. По мнению исследователей, процессы дифференциации, с одной стороны, и процессы интеграции – с другой, совместно обеспечивают целостное эволюционное развитие отечественной системы специального образования.
На наш взгляд, целенаправленная и систематическая работа по формированию знаний о социально-психологических и психологопедагогических условиях интеграции, умений и навыков проведения интеграционных мероприятий в массовых и специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в высших учебных заведениях с первых лет обучения. На начальном этапе этой работы у студентов педагогических специальностей формируется положительное отношение к лицам с ограниченными возможностями.
Нами было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение отношения к проблемам интеграции студентов Череповецкого государственного университета, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (третьего и пятого курсов), в сравнении с отношением к данной проблеме лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с коррекционной педагогикой. Общее количество респондентов составило 111 человек. В исследовании мы использовали анкету на выявление отношения к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, разработанную
по материалам Л.М. Шипицыной. Респондентам предлагались следующие вопросы: «Как Вы относитесь к инвалидам?», «Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов?»,
«Какие отрицательные черты Вы можете отметить у инвалидов?»,
«Как Вы относитесь к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, квартире, коллегой, подчиненным и т. д.?», «В какой школе лучше всего учиться детям с нарушениями в развитии?», «Нужны ли инвалидам льготы?», «Нужна ли государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест?».
При анализе ответов студентов III и V курсов специальности
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология нами был сделан вывод о том, что студенты – будущие дефектологи положительно относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья. Отрицательное отношение выявлено у незначительного количества студентов (2,6 % – у студентов III курса и у 7,6 % –
у студентов V курса) к инвалидам с психическими нарушениями. Студенты обоих курсов выделяют такие положительные черты личности инвалидов, как доброжелательность, упорство в достижении цели, работоспособность, внимательность к другим людям, искренность, чувствительность, мужественность, привязанность, эмпатия, доброта, жизнелюбие, вера в лучшее, любовь, интерес к жизни. Из возможных отрицательных черт личности инвалидов перечисляют следующие черты: завистливость, недовольство окружающими, злость, агрессия (у некоторых людей с ограниченными возможностями), чрезмерную привязанность к кому-либо, пессимизм, комплекс неполноценности. Около половины студентов положительно относятся к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, коллегой по работе, а ребенок с нарушениями в развитии – одноклассником собственного ребенка. Однако если дело касается более близких, непосредственных отношений, процент положительных ответов сокращается, а процент отрицательных ответов увеличивается. Так, например, соседом по квартире согласны видеть инвалида только
26,3 % студентов III курса и 19,2 % студентов V курса. Отрицательные ответы в среднем составили 40 %. Положительные ответы относительно того, чтобы инвалид был родственником, составляют примерно 40 %, а отрицательные даны 42 % студентов III курса и
23 % – студентов V курса. Студенты обоих курсов затрудняются видеть в людях с ограниченными возможностями здоровья учителей, врачей, представителей органов власти. Все респонденты указывают на то, что детям с нарушениями в развитии необходимо обучение в специальной школе или в специальном классе массовой школы. Многие студенты указали на целесообразность обучения детей по индивидуальным программам на дому. Возможность обучения в обычных классах массовой школы указывается в ответах
26,3 % студентов III курса и 15,3 % у студентов V курса. При ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов обучения. Студенты обоих курсов отмечают необходимость получения инвалидами льгот при поступлении в вузы, техникумы – около 80 %, при приеме на работу – 64 %, в транспорте
– 95 %, при лечении – 98,5 %. Все участники опроса считают, что нужна государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест и пенсии по инвалидности.
Итак, несмотря на достаточно сильно выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями, со студентами, обучающимися на коррекционных педагогов и специальных психологов, необходима дальнейшая работа по их развитию, а также по формированию знаний, умений и навыков осуществления интеграционных процессов в специализированных учреждениях,
обеспечения социально-психологических и психологопедагогических условий интеграции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, в общество и проведения подготовки интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей.
С целью сравнительного анализа выраженности положительных установок к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология, и у лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с дефектологией, было проведено анкетирование. Для выявления статистических различий использовался коэффициент Фишера.
Нами получены статистически значимые различия по положительным установкам к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов – будущих дефектологов и инженеров. Положительные установки выражены сильнее у студентов дефектологического факультета (p ? 0,01). Они легче оценивают личностные качества лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как
знакомы с теоретическими и практическими основами коррекционной педагогики и специальной психологии. В целом можно отметить тенденцию к более высокому оцениванию будущими дефектологами личностных качеств у данной категории лиц. Значимые различия нами были выявлены только по одному качеству – инициативности: студенты-дефектологи склонны считать лиц с ограниченными возможностями здоровья более инициативными, чем студентыинженеры. Будущие специалисты в области коррекционной педагогики выражают большую степень согласия в принятии инвалида в качестве соседа по дому, родственника, коллеги по работе, одноклассника собственного ребенка (p ? 0,01). Обе категории респондентов затрудняются в принятии инвалидов в качестве соседа по
квартире, подчиненного, представителя органов власти, врача, учителя ребенка.
По мнению всех студентов, предпочтение должно отдаваться специальному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом данные установки выражены сильнее у студентов-дефектологов (p ? 0,01). Примерно 20 % среди них рассматривают возможность обучения детей-инвалидов в обычном классе массовой школы, среди студентов-инфенеров такую возможность не рассматривает никто. Около трети респондентов указывают на целесообразность обучения детей с нарушениями в развитии по индивидуальным программам или на дому.
Необходимость льгот инвалидам и государственной программы трудоустройства признается практически всеми участниками опроса.
Таким образом, по многим вопросам данной анкеты студенты специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика
и психология показали более выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности по сравнению со студентами инженерного факультета, что в определенной степени свидетельствует о правильном выборе будущей профессии. Тем не менее в системе подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии большее внимание должно уделяться обучению студентов проводить интеграционные мероприятия в специализированных учреждениях, оказывать помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Реализация указанных задач возможна через ознакомление студентов с проблемами интеграции на лекционных и семинарских занятиях, проведение дискуссий, деловых игр, «круглых столов», написание курсовых и выпускных работ, ознакомление с опытом специализированных образовательных учреждений, реабилитационных центров, центров сопровождения.
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что изучение проблемы отношения общества и государства к лицам с
ограниченными возможностями здоровья в контексте интеграционных процессов является актуальным и перспективным направлением специальной психологии и коррекционной педагогики и требует дальнейшего осмысления и разработки, в том числе на уровне вузовского обучения специалистов.
Список литературы
1. Баранова М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. ... д-ра пед. наук. – СПб., 2006.
2. Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. … д-ра пед. наук. – М., 2007.
3. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения
программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.
5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
6. Система регионального специального образования: моногр. / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, А.П. Коновалова и др.; под общ. ред. О.А. Денисовой. – Вологда: Виро, 2008.
7. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
8. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004. –№ 2.
9. Шипицына Л.М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже ХХI века // Актуальные проблемы интеграции и коррекционного обучения детей с нарушениями развития / под ред. Л.С. Мотылевой. Межвуз. сб. – ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.
10. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
Анализ влияния, которое оказывало развитие научной мысли и соответствующее изменение мировосприятия и миропонимания, на отношение общества и государства к детям, имеющим отклонения в развитии, проведен в работах Л.М. Шипицыной [9, 10, 11]. Дальнейшее теоретическое осмысление имеющихся исторических фактов осуществлено, в частности, в исследованиях М.Л. Барановой [1], цель которых – последовательное соотнесение изменения социокультурной ситуации, приводящее к изменению преобладающего культурно-исторического вида мышления, и его влияния на отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья. При этом автор исходит из современных представлений о том, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления: мифологическое, религиозное и научное. В настоящее время происходит формирование четвертого культурноисторического вида мышления – космического, определяемого как синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства и формирующего новую теорию познания, которая наряду с научными, рациональными способами познания включает интуитивные и духовные способы постижения человека, природы и космоса. На основе эволюции культурноисторических видов мышления обоснована закономерность последовательной смены двух противоположных тенденций отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: с одной стороны, их интеграция (признание права на заботу со стороны общества, позже на образование, затем на обеспечение равных возможностей), с другой – их сегрегация (агрессия, отказ во всех гражданских правах, позже – образовательная дифференциация).
Отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья проявляется во многих сферах: в политике, бизнесе, медицине, спорте, образовании и др. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая
образование. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.) [2, 6, 7].
Основные направления модернизации специального образования в связи с переходом на качественно новый этап развития, ведущей тенденцией которого является интеграция, представлены в исследованиях Н.Н. Малофеева, Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, В.З. Кантора, В.И. Селиверстова, Н.М. Назаровой, Г.Н. Пенина, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной, В.И. Лубовского, Н.Д. Шматко,
Э.И. Леонгард и др., а также в нормативных документах, носящих концептуальный характер. Выделяются два возможных пути
развития интеграции: революционный и эволюционный. Революционный путь представляет собой разрушение дифференцированной системы как традиционной формы специального обучения и искусственное внедрение западных моделей интеграционного обучения; эволюционный путь предполагает постепенное развитие интегрированных процессов внутри системы специального образования. По мнению исследователей, процессы дифференциации, с одной стороны, и процессы интеграции – с другой, совместно обеспечивают целостное эволюционное развитие отечественной системы специального образования.
На наш взгляд, целенаправленная и систематическая работа по формированию знаний о социально-психологических и психологопедагогических условиях интеграции, умений и навыков проведения интеграционных мероприятий в массовых и специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в высших учебных заведениях с первых лет обучения. На начальном этапе этой работы у студентов педагогических специальностей формируется положительное отношение к лицам с ограниченными возможностями.
Нами было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение отношения к проблемам интеграции студентов Череповецкого государственного университета, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (третьего и пятого курсов), в сравнении с отношением к данной проблеме лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с коррекционной педагогикой. Общее количество респондентов составило 111 человек. В исследовании мы использовали анкету на выявление отношения к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, разработанную
по материалам Л.М. Шипицыной. Респондентам предлагались следующие вопросы: «Как Вы относитесь к инвалидам?», «Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов?»,
«Какие отрицательные черты Вы можете отметить у инвалидов?»,
«Как Вы относитесь к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, квартире, коллегой, подчиненным и т. д.?», «В какой школе лучше всего учиться детям с нарушениями в развитии?», «Нужны ли инвалидам льготы?», «Нужна ли государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест?».
При анализе ответов студентов III и V курсов специальности
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология нами был сделан вывод о том, что студенты – будущие дефектологи положительно относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья. Отрицательное отношение выявлено у незначительного количества студентов (2,6 % – у студентов III курса и у 7,6 % –
у студентов V курса) к инвалидам с психическими нарушениями. Студенты обоих курсов выделяют такие положительные черты личности инвалидов, как доброжелательность, упорство в достижении цели, работоспособность, внимательность к другим людям, искренность, чувствительность, мужественность, привязанность, эмпатия, доброта, жизнелюбие, вера в лучшее, любовь, интерес к жизни. Из возможных отрицательных черт личности инвалидов перечисляют следующие черты: завистливость, недовольство окружающими, злость, агрессия (у некоторых людей с ограниченными возможностями), чрезмерную привязанность к кому-либо, пессимизм, комплекс неполноценности. Около половины студентов положительно относятся к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, коллегой по работе, а ребенок с нарушениями в развитии – одноклассником собственного ребенка. Однако если дело касается более близких, непосредственных отношений, процент положительных ответов сокращается, а процент отрицательных ответов увеличивается. Так, например, соседом по квартире согласны видеть инвалида только
26,3 % студентов III курса и 19,2 % студентов V курса. Отрицательные ответы в среднем составили 40 %. Положительные ответы относительно того, чтобы инвалид был родственником, составляют примерно 40 %, а отрицательные даны 42 % студентов III курса и
23 % – студентов V курса. Студенты обоих курсов затрудняются видеть в людях с ограниченными возможностями здоровья учителей, врачей, представителей органов власти. Все респонденты указывают на то, что детям с нарушениями в развитии необходимо обучение в специальной школе или в специальном классе массовой школы. Многие студенты указали на целесообразность обучения детей по индивидуальным программам на дому. Возможность обучения в обычных классах массовой школы указывается в ответах
26,3 % студентов III курса и 15,3 % у студентов V курса. При ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов обучения. Студенты обоих курсов отмечают необходимость получения инвалидами льгот при поступлении в вузы, техникумы – около 80 %, при приеме на работу – 64 %, в транспорте
– 95 %, при лечении – 98,5 %. Все участники опроса считают, что нужна государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест и пенсии по инвалидности.
Итак, несмотря на достаточно сильно выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями, со студентами, обучающимися на коррекционных педагогов и специальных психологов, необходима дальнейшая работа по их развитию, а также по формированию знаний, умений и навыков осуществления интеграционных процессов в специализированных учреждениях,
обеспечения социально-психологических и психологопедагогических условий интеграции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, в общество и проведения подготовки интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей.
С целью сравнительного анализа выраженности положительных установок к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология, и у лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с дефектологией, было проведено анкетирование. Для выявления статистических различий использовался коэффициент Фишера.
Нами получены статистически значимые различия по положительным установкам к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов – будущих дефектологов и инженеров. Положительные установки выражены сильнее у студентов дефектологического факультета (p ? 0,01). Они легче оценивают личностные качества лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как
знакомы с теоретическими и практическими основами коррекционной педагогики и специальной психологии. В целом можно отметить тенденцию к более высокому оцениванию будущими дефектологами личностных качеств у данной категории лиц. Значимые различия нами были выявлены только по одному качеству – инициативности: студенты-дефектологи склонны считать лиц с ограниченными возможностями здоровья более инициативными, чем студентыинженеры. Будущие специалисты в области коррекционной педагогики выражают большую степень согласия в принятии инвалида в качестве соседа по дому, родственника, коллеги по работе, одноклассника собственного ребенка (p ? 0,01). Обе категории респондентов затрудняются в принятии инвалидов в качестве соседа по
квартире, подчиненного, представителя органов власти, врача, учителя ребенка.
По мнению всех студентов, предпочтение должно отдаваться специальному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом данные установки выражены сильнее у студентов-дефектологов (p ? 0,01). Примерно 20 % среди них рассматривают возможность обучения детей-инвалидов в обычном классе массовой школы, среди студентов-инфенеров такую возможность не рассматривает никто. Около трети респондентов указывают на целесообразность обучения детей с нарушениями в развитии по индивидуальным программам или на дому.
Необходимость льгот инвалидам и государственной программы трудоустройства признается практически всеми участниками опроса.
Таким образом, по многим вопросам данной анкеты студенты специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика
и психология показали более выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности по сравнению со студентами инженерного факультета, что в определенной степени свидетельствует о правильном выборе будущей профессии. Тем не менее в системе подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии большее внимание должно уделяться обучению студентов проводить интеграционные мероприятия в специализированных учреждениях, оказывать помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Реализация указанных задач возможна через ознакомление студентов с проблемами интеграции на лекционных и семинарских занятиях, проведение дискуссий, деловых игр, «круглых столов», написание курсовых и выпускных работ, ознакомление с опытом специализированных образовательных учреждений, реабилитационных центров, центров сопровождения.
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что изучение проблемы отношения общества и государства к лицам с
ограниченными возможностями здоровья в контексте интеграционных процессов является актуальным и перспективным направлением специальной психологии и коррекционной педагогики и требует дальнейшего осмысления и разработки, в том числе на уровне вузовского обучения специалистов.
Список литературы
1. Баранова М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. ... д-ра пед. наук. – СПб., 2006.
2. Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. … д-ра пед. наук. – М., 2007.
3. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения
программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.
5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
6. Система регионального специального образования: моногр. / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, А.П. Коновалова и др.; под общ. ред. О.А. Денисовой. – Вологда: Виро, 2008.
7. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
8. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004. –№ 2.
9. Шипицына Л.М. Интеграция – ведущее направление специального образования в России на рубеже ХХI века // Актуальные проблемы интеграции и коррекционного обучения детей с нарушениями развития / под ред. Л.С. Мотылевой. Межвуз. сб. – ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.
10. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. – М., 2001.
Источник: И. А. Бучилова, И. Н. Герман
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи