Инновации в реформировании непрерывного образования Республики Узбекистан

Наука » Педагогика
Современный этап развития Республики Узбекистан связан с осуществлением процессов глубокого реформирования политической, экономической жизни, социальной сферы общества. В республике на современном этапе формируются общественные отношения, базирующиеся на рыночной экономике. Собственная модель перехода к рыночным отношениям основана на учете специфических условий и особенностей республики: традиций, обычаев, уклада жизни. Новые условия рынка труда продиктовали основные направления развития системы образования в республике.
В условиях независимости парламент республики принял два основополагающих закона «Об образовании». Первый закон был принят в 1992 году. 1997 год продиктовал необходимость пересмотра основных направлений развития системы образования в республике. Закон «Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров» обосновали основные принципы государственной политики в области образования, определили систему и виды образования в республике.
Закон «Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров» создали необходимую правовую базу для поступательного развития образовательной системы как единого учебнонаучно-производственного комплекса на основе государственных образовательных учреждений.
Принципиальным отличием образовательных реформ в Республике Узбекистан являются гарантии государства в создании условий для поэтапного поступательного развития системы непрерывного образования, государственного регулирования рынка образовательных услуг и должного качества образования.
Анализ существовавшей системы образования в Республике Узбекистан и обоснованной Национальной модели подготовки кадров показывает, что к числу наиболее существенных недостатков ранее действовавшей системы подготовки кадров следует отнести её несоответствие требованиям происходящих в стране демократических и рыночных преобразований. Наблюдалось отсутствие тесного взаимодействия и взаимной интеграции системы образования,
науки и производства. Материально-техническая и информационная база учебного процесса являлась недостаточной, наблюдалась её неукомплектованность качественной учебно-методической и научной литературой и дидактическими материалами. Не была решена проблема обеспечения тесной взаимосвязи между структурой, содержанием обучения и учебным процессом, а также проблема организации системы непрерывного образования.
Система воспитания, образования и подготовки кадров не была связана с проводящимися реформами, не соответствовала требованиям осуществляемых преобразований в обществе.
Одноуровневое высшее образование не учитывало в полном объёме потребности рынка труда, структурные изменения в производстве и позитивный международный опыт. В таких условиях в
республике и была поставлена задача коренного реформирования всей системы образования. Реформа образования ориентирована

на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умеющих самостоятельно ориентироваться в общественнополитической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.
Коренное реформирование содержания образования в республике потребовало обеспечения соответствия качества подготавливаемых кадров требованиям осуществляемых в республике преобразований. Исходя из этого, установлены государственные образовательные стандарты, обязательные для всех видов образовательных учреждений. Введение стандартов предусматривает реализацию следующих целей: обеспечение высокого качества образования и подготовки кадров; демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию образовательного процесса; обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса и подготовки кадров; оптимизацию учебно-воспитательного процесса во всех видах и ступенях образования; обеспечение конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг.
Государственные стандарты установлены в республике для общего среднего образования, включая начальное; для среднего специального, профессионального и высшего образования. При разработке образовательных стандартов для системы непрерывного образования определяющим является их соответствие уровню мировых стандартов.
Реформированием в республике охвачена вся система непрерывного образования. Реформы, осуществляемые в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой по подготовке кадров», предусмотрели научное обеспечение целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности на основе использования достижений науки, техники, инновационных технологий.
Дошкольное образование в республике проводится до шестисеми лет в семье, в детском саду. Оно ставит целью формирование здоровой и полноценной личности ребенка, готового для учебы в школе.
Среднее образование в республике включает начальное (I– IV классы) и общее среднее образование (V–IX классы). Среднее специальное, профессиональное образование проводится на базе новых типов учебных заведений: академических лицеев и профессиональных колледжей.
Переход республики на девятилетнее общее среднее образование и трехлетнее среднее специальное образование обусловлено экономическими и социальными факторами. Общее среднее образование в республике в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров функционирует на основе государственного образовательного стандарта и является обязательным. Оно обязано заложить необходимый объем знаний, развить у учащихся навыки организаторских способностей и практического опыта. Одной из его задач является первоначальная профессиональная ориентация учащихся.
Особое внимание в республике придается реформированию начального образования. Одной из актуальных проблем является подбор учителей для начальных классов. Начальная школа, формирующая мировоззрение, ум, интеллект ребенка, требует самых лучших, опытных преподавателей. Пересматривается содержание начального образования. Создаются новые учебники, новые программы и пособия. В республике осуществляется дифференциация учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Инновационный подход выражается в вариативности содержания и методов процесса обучения. Он осуществляется с опорой на способности детей, их индивидуальные возможности, происходит
организация классов и групп выравнивания.
Содержание общего среднего образования в соответствии с требованиями реформирования включает обязательный и дополнительный компонент. Обязательный компонент определяется государственным образовательным стандартом и устанавливает необходимый уровень подготовки учащихся, дополнительный компонент определяется исходя из потребностей и способностей учащегося, материально-технической и кадровой обеспеченности школы. Для общеобразовательных школ республики разработаны экспериментальные учебные программы.
Реформирование среднего специального, профессионального
образования в Республике Узбекистан предусматривает создание новых типов учебных заведений. Среднее специальное, профессиональное, трехлетнее образование осуществляется в академических лицеях и профессиональных колледжах на основе общего среднего образования.
Академические лицеи обеспечивают интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся.
Профессиональные колледжи обеспечивают формирование профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.
В Республике в соответствии с планами реформы среднего
специального, профессионального образования сформирован перечень учебных предметов, образовательных и специальных программ, объем учебных часов, необходимых для углубленного изучения основ знаний и подготовки специалистов. Этот процесс предполагает реализацию принципа непрерывности и преемственности с общим средним и высшим образованием. Установлены квалифицированные требования к выпускникам академических лицеев и профессиональных колледжей.
Разрабатывается механизм качественной оценки деятельности учреждений среднего специального, профессионального образования и уровня знаний их учащихся.
На основе государственных стандартов среднего специального, профессионального образования осуществляется разработка экспериментальных учебных программ и учебно-методических пособий для академических лицеев и профессиональных колледжей всех направлений: промышленность, транспорт и связь, строительство и коммунальная сфера, сельское хозяйство, медицина, педагогика и социально-экономическая сфера, сфера оказания услуг.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях – университетах, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы на основе среднего специального профессионального образования. Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.
Организация и развитие двухуровневой системы высшего образования предполагает: разработку и внедрение государственных образовательных стандартов для бакалавриата и магистратуры; подготовку профессорско-преподавательских кадров для высших образовательных учреждений, в том числе в ведущих зарубежных учебных и научных центрах; проведение структурных преобразований высших образовательных учреждений; усовершенствование управления, расширение самостоятельности высших образовательных учреждений; введение общественного управления в формах советов учредителей, попечителей и наблюдательных советов; разработку и введение в практику действенных механизмов интеграции образования с наукой и производством; разработку и освоение технологий и средств индивидуализации обучения; самообразования, систем дистанционного образования; интенсифицирование обучения студентов с использованием новых педагогических и информационных технологий и модульной системы подготовки; обеспечение гуманитарной направленности образования на основе богатого духовного и интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей.

Высшее образование в республике играет главную роль в подготовке педагогических кадров и интеллектуальной элиты государства.
В Узбекистане определены основные параметры национальной
модели подготовки кадров с высшим образованием. Определяющими параметрами являются принципы государственной политики в области образования, компоненты Национальной модели подготовки кадров и принципы разработки ГОС.
Принципами государственной политики в области образования определены следующие: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования. К компонентам Национальной модели подготовки кадров отнесены: личность, государство, общество, непрерывное образование, наука и производство.
Принципами развития непрерывного образования являются:
демократизация, гуманитаризация, выявление одарённой молодёжи, освоение технологий и средств индивидуальной подготовки и самообразования.
Процесс разработки и внедрения государственных образовательных стандартов для бакалавриата и магистратуры основывается на следующих принципах: гуманитаризация и гуманизация; фундаментализация; общеобразовательная и профессиональная подготовка; преемственность и непрерывность; опережающая подготовка; мобильность образовательно-профессиональной программы; академическая мобильность студентов; унификация блоков и групп дисциплин; привитие навыков самообразования; многоуровневый контроль качества.
Разработка указанных параметров осуществлялась с опорой на
новый закон «Об образовании» и «Национальную программу по подготовке кадров». Фундаментальной основой явился зарубежный и отечественный опыт.
В системе республиканского непрерывного образования серьёзное внимание отведено послевузовскому образованию и повышению квалификации и переподготовки кадров. Послевузовское образование получается в высших учебных заведениях и научноисследовательских учреждениях и включает в себя аспирантуру, адъюнктуру, докторантуру и соискательство. Для организации и развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в республике сформирована структура и содержание деятельности форм повышения квалификации и переподготовки кадров и управления ею; создана нормативная база системы ПК и ППК; разработана и введена в практику система государственной аттестации

ПК и ППК; разрабатываются и внедряются в практику инновационные технологии.
Высшее образование республики решает приоритетную задачу подготовки квалифицированных преподавателей соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на смежные области деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Эта задача требует научного обеспечения целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности в высшей школе на основе использования достижений науки, техники и инновационных технологий. Решение проблем высшего профессионального образования невозможно без повышения педагогической интеллектуальной культуры, без преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. Эти проблемы непосредственно связаны с
разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.
Инновационные технологии в высшей школе представляют собой системный психолого-педагогический комплекс. Этот комплекс включает специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, способов, приёмов и условий, необходимых для процесса обучения. В результате реализации этого комплекса осуществляются требуемые изменения форм поведения и деятельности обучающихся, совершенствуется интеллектуальное творчество преподавателя.
Инновационные технологии представляются целостной дидактической системой, реализация которой приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания. Инновационные технологии становятся живым динамичным компонентом учебновоспитательного процесса, продуманной творческой и созидательной работой.
Основная функция инновационных технологий – это реализация целей учебного процесса и развития личности. Реализация целей образования решается конкретным внедрением инноваций в учебно-воспитательный процесс. Широкое внедрение инновационных технологий позволяет изменить парадигму образования.
В практике высшей школы используются разнообразные направления инновационных технологий. Это технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; эффективности организации и управления процессом обучения; методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

Использование теоретических основ инновационных технологий дают возможность определить конкретные пути внедрения их в учебный процесс. Инновационные технологии представляются новым направлением в педагогической науке, которое занимается конструированием обучающих систем, проектированием учебных процессов, обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося. В основе инновационных технологий лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Использование инновационных технологий изменяет и функции преподавателя высшей школы.
Деятельность преподавателя высшей школы должна быть ориентирована на создание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. Изучение опыта работы преподавателей показывает, что на современном этапе встречается немало преподавателей, которые в недостаточной степени ориентируются в правильном использовании инновационных технологий в учебном процессе, многие работают интуитивно
и пользуются выработанными ими же самими способами. Такой фрагментарный подход к применению различных способов и средств обучения снижает его эффективность. При таком подходе отсутствует учёт взаимообусловленности и взаимозависимости всех элементов педагогической системы. Создаётся противоречие между целями профессионального обучения, социальным заказом и результатами качества подготовленности выпускников.
Использование инновационных технологий в практике работы преподавателей высшей школы позволяет упорядочить их труд, поставить чёткие образовательные цели, определить пути их достижения, т. е. управлять процессом обучения. Внедрение инновационных технологий освобождает преподавателя от произвольности в построении и реализации педагогического процесса, они дают возможность нацелено двигаться к прогнозированному конечному результату при строгой обоснованности каждого элемента и этапа обучения.
Инновационные технологии необходимо рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, рассматривать как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом. Эффективная организация учебного процесса преподавателями высшей школы требует определения границ между методикой преподавания, методами и инновационными технологиями.
Методика, в обобщённой основе, это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Инновационная технология – это организованное, целенаправленное,

преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
Педагогическая технология является содержательной техникой реализации учебного процесса. Инновационная технология предусматривает описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т. е. достижения целей обучения.
Процесс обучения реализуется в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы. Инновационные педагогические технологии составляют методологическую основу методики, поскольку методика как данность находит в технологии своё обоснование и процесс построения. Инновационная педагогическая технология характеризует процессуальный динамический механизм обучения в отличие от методики, дающей вполне конкретные рекомендации.
В процессе использования педагогических технологий осуществляется ориентация не на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала. Инновационные педагогические технологии, представляющие системный проект, ориентируются на преподавателя, на содержание изучаемого предмета и на обучающихся, методика же, как правило, ориентируется на преподавателя.
Инновационное обучение опирается на учёт реальных перемен в обществе. В основе инновационного обучения находится стратегия личностно-ориентированного подхода. Стратегия инновационного обучения предполагает системную организацию управления учебно-воспитательным процессом. В инновационном обучении личность преподавателя выступает в роли ведущего элемента, но при этом изменяется его позиция по отношению к студенту и к себе
самому.
Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачивается, взамен этого утверждается позиция демократического взаимодействия и сотрудничества. Изменяется и позиция студента. Это активное взаимодействие с преподавателем и своими сокурсниками.
При инновационном обучении изменяется и функция знаний. Процесс усвоения знаний перестаёт носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности. Эта деятельность организуется как продуктивный творческий процесс. Инновационное обучение предполагает формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых подходов к организации учебновоспитательного процесса. Инновационное обучение направлено,

прежде всего, на развитие личности, готовой к жизнедеятельности в условиях технологизированного общества.
В инновационном обучении основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых.
Преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, он предлагает студентам необходимый комплекс средств для обучения, а не только передаёт учебную информацию. Учебная информация при инновационном обучении используется как средство организации познавательной деятельности студентов, а не как цель обучения. Обучаемый при инновационном обучении выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Инновационное обучение опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а, прежде всего, на творческое продуктивное мышление, поведение и общение.
В инновационной деятельности преподавателя высшей школы важен ценностный смысл. Объектом инноваций являются все компоненты образования: формы организации учебного процесса, методы обучения и формы управления учебным процессом. Ценностный смысл инновационной деятельности преподавателя – в гуманистической направленности.
Важным условием качества инновационной деятельности является формирование готовности преподавателей высшей школы к этой работе. Основополагающим в подготовке к инновационной деятельности является умение преподавателей работать в условиях смены предметно-ориентированной учебной деятельности на личностно-ориентированную учебную деятельность.
При подготовке к инновационной деятельности необходимо опираться на концепцию личностно-деятельностного подхода. При
личностно-деятельностном подходе основной целью инноваций является личностное развитие всех субъектов педагогического процесса. В инновационном процессе меняется позиция педагога: преподаватель выступает не как «трансформатор» знаний, а как помощник в становлении и развитии личности. Процесс усвоения перестаёт носить характер рутинного заучивания и должен протекать в многообразных формах мыслительной деятельности и взаимодействия субъектов учебного процесса.
При подготовке к инновационной деятельности возникают определённые противоречия в собственно инновационной деятельности. Как правило, эти противоречия возникают на уровне осознания принятия или непринятия инноваций в практической деятельности. Как показывает практика, новаторы делают попытку возродить старое в новом качестве. Инновации, реализуемые на уровне осознания, являются не повторением старого, а некоторым повторением

определенных моментов старого при решении современных педагогических задач.
На этапе подготовки к инновационной деятельности и освоения педагогических инноваций характерным является тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности.
На процесс подготовки преподавателей к инновационной деятельности, на процесс освоения инноваций влияют, как известно, различные факторы: это материально-технические факторы – уровень заработной платы, недельная нагрузка преподавателей и бытовые условия.
Немаловажное значение имеют социально-психологические факторы, здесь рассматривается совместимость инноваций с существующим опытом и ценностями, преимущество нового в сравнении со старым и простота апробации.
В процессе подготовки к инновационной деятельности также действует закон сопротивляемости нововведению, так как любая
инновация при её реализации неизбежно вносит изменения. И, как правило, среди преподавателей происходит разделение мнений о значимости инновации и её оценки. В таком случае необходимо выработать ценностные нормативные установки на инновацию.
При подготовке преподавателей к инновационной деятельности существует и такой этап, который характеризуется превращением инноваций в традицию, в привычный способ действия. Применение инноваций начинает носить массовый характер.
Процесс подготовки характеризуется таким этапом, когда «жизненный цикл» педагогических инноваций заканчивается, когда угасают её возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. На смену приходит альтернативная инновация.
Личностно-деятельностный и системный подходы в подготовке преподавателей к инновационной деятельности позволяют сформировать у них культуру профессионального самоопределения, профессионально важные качества, включающие в себя творческую рефлексивную деятельность.
Инновационная деятельность нуждается в постоянном рефлексивном анализе ситуаций, собственных действий, действий другого.
Развитие рефлексивных способностей преподавателя-новатора даёт возможность более органично включить в инновационный процесс самого студента, обратить внимание на его личность.
Рассматривая процесс подготовки к инновационной деятельности, можно выделить следующие основные задачи инновационной подготовки: достижение уровня готовности к инновационной деятельности; формирование профессиональной компетентности педагога-новатора; развитие культуры профессионального самоопределения и творческой рефлексивной деятельности.
Одной из составляющих готовности преподавателя к инновационной деятельности является его профессиональная компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя является интегральной личностной характеристикой. Она отражает готовность и способность преподавателя на высоком профессиональном уровне выполнять педагогические функции.
Преподавателя-профессионала отличает особый стиль мышления, особое видение мира. Это должен быть системно-целостный взгляд.
Педагога профессионала и новатора отличает особая ориентация в предметной деятельности. Ориентация в предметной области связана с пониманием тенденций развития предмета. Структурным компонентом профессиональной компетентности является владение инновационными технологиями. Такими технологиями могут быть: технологии, обеспечивающие культуру коммуникации; технологии взаимодействия с информацией в предметной области; технологии, обеспечивающие умение передавать учебную информацию.
При подготовке преподавателей к инновационной деятельности можно использовать технологии инновационного обучения.
Сформированность готовности преподавателя к инновационной деятельности может быть определена по следующим основным критериям: осознание необходимости в инновационной деятельности; готовность к вовлечению в творческую деятельность; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; влияние инновационной деятельности на профессиональную самостоятельность; способность к профессиональной рефлекции; уровень технологической готовности к инновационной деятельности; готовность к преодолению творческих неудач.
Готовность преподавателя к инновационной деятельности, умение организовывать учебный процесс на основе инновационных технологий позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса.
Рассматривая инновационные технологии, необходимо акцентировать внимание на внедрение активных методов обучения в учебный процесс.
Активное обучение это, прежде всего, методы, формы и средства обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов. В работе преподавателя высшей школы наиболее эффективными могут стать: проблемная лекция, лекциявизуализация, лекция вдвоём, лекция пресс-конференция, лекциябеседа, лекция-дискуссия; семинары-дискуссии с «мозговой атакой», игровое моделирование, деловые и имитационные игры. К методам технологий активного обучения можно отнести: создание конкретных ситуаций, ситуацию-проблему, ситуацию-оценку, ситуациюупражнение и др.
Методы активного обучения обладают высокой степенью гибкости и адаптивности. Преподаватель с равной эффективностью может применять их на занятиях различного вида. Применение методов активного обучения не должно стать самоцелью.
Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору различных методов обучения. Этот выбор должен соотноситься с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель на каждом занятии. В основе системного подбора методов обучения лежит рационализация задач. Активные методы, с одной стороны, позволяют решать вполне определённую задачу в учебном процессе, а с другой – дополняют собой другие методы.
Методы активного обучения имеют многофункциональное значение в учебном процессе и могут применяться для решения различных дидактических задач.
Современной высокоэффективной технологией является проблемное обучение. Проблемное обучение – технология развивающего обучения. Функция проблемного обучения заключается в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс, формировать исследовательский стиль мышления. Проблемное обучение соответствует целям воспитания творчески активной личности.
В процессе проблемного обучения роль самостоятельности обучающихся неизмеримо возрастает в сравнении с репродуктивными формами обучения. Сущность проблемного обучения составляют организация преподавателем проблемных ситуаций в учебной работе студентов и управление их познавательной деятельностью
по усвоению новых знаний путём решения учебных задач, проблем и вопросов. Это – поисковый путь усвоения знаний. Дидактический принцип «проблемности» зиждется на разрешении логикопознавательных противоречий, которые опираются на объективные закономерности процесса познавательной деятельности человека.
Преподаватель при проблемном обучении так организует познавательную деятельность студентов, что они на основе анализа фактов стремятся самостоятельно разрешить интеллектуальные затруднения, сделать выводы и обобщения, сформулировать закономерности, применить полученные знания в новой ситуации. В результате у студентов формируется способность самостоятельно добывать знания и находить новые способы умственных действий путём выдвижения гипотез и их доказательств, вырабатываются навыки переноса знаний, развивается внимание и воображение.

Реализация игровых технологий требует использования методов развития творческой деятельности будущих специалистов. К методам развития опыта творческой деятельности относят методы, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы, ведущие к целенаправленному сознательному поиску решений проблемы.
Наиболее эффективно решать эти задачи позволяют следующие технологии: временных ограничений, внезапных запрещений, скоростного эскизирования, новых вариантов, информационной насыщенности, абсурда, рекодификации, технология Дельфи, «Чёрного ящика», технология дневников, технология «6–6», прямая коллективная «мозговая атака», массовая «мозговая атака», «мозговой штурм», диалог с деструктивной отнесённой оценкой, теневой
«мозговой штурм» и др.
В учебно-воспитательном процессе особое значение придаётся воспитательным технологиям в основе которых находится деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими
результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением личности, реализующих эти планы. Технология воспитания рассматривается как проектирование воспитательных процессов, управляемых и воспроизводимых в учебно-воспитательном процессе, это проект формирования личности, который описывает его от воспитательных задач до проверки полученных результатов.
В практической деятельности технология воспитания является связующим звеном между теорией педагогики, педагогическими системами, педагогической практикой, воспитательной работой и искусством воспитания. Технология воспитания как система взаимосвязанной и взаимообуславливаемой деятельности воспитателя и воспитанников включает различные конкретные технологии и осуществляется через тренинги.
Наиболее эффективной является технология сотрудничества. Технология сотрудничества – это педагогическая технология на основе личностной ориентации воспитательного процесса. Она представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре технологии сотрудничества – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей как самоактуализации. Эта личность открытая для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Технология сотрудничества ориентируется на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями; изыскивает методы и

средства воспитания и формирования, соответствующие индивидуальным особенностями каждой личности.
Педагогика сотрудничества противопоставляется авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к личности в традиционной педагогике. Технология сотрудничества создаёт атмосферу любви, заботы и условия для творчества личности.
Технология сотрудничества в воспитательном процессе Республики Узбекистан имеет свои особенности. Её теоретической и методической основой являются идеи, взгляды и положения восточных мыслителей. Эта технология основывается как на общечеловеческих ценностях, так и на национальной истории и интернациональной культуре. При использовании технологии сотрудничества особое внимание придаётся национальным традициям, обычаям и ритуалам.
Важнейшим источником для этой технологии является устное народное творчество узбекского народа, многонационального народа Республики Узбекистан.
Педагогика сотрудничества опирается на основные идеи национальной независимости. Главная идеология педагогики сотрудничества – формирование духовно богатой, нравственной и гармонично развитой личности. Этот процесс неразрывно связывается с общим процессом демократических преобразований в Республике Узбекистан, утверждением в сознании подрастающего поколения и молодёжи идеи независимости, новых прогрессивных ценностей.
Технология сотрудничества решает задачи процесса реализации национальной идеологии, которые связаны с возрождением, развитием и внедрением в современную жизнь, в учебновоспитательный процесс прогрессивных национальных духовнонравственных ценностей и норм.
Узбекистан сегодня – это принципиально новое государство, в котором позитивные изменения во всех сферах – политической, экономической, культурной и духовной, предполагают поэтапное проведение реформ. На каждом этапе реформ в систему республиканского непрерывного образования внедряются инновационные технологии, разрабатываются научные основы образовательных и воспитательных технологий, изучается огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и новых экспериментальных технологий.

Источник: Н. Н. Азизходжаева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.