Известно, что участие человека в цивилизационном прогрессе связано, в том числе, с его обучением на протяжении всей жизни. Большое значение в настоящее время придается принципу постоянного образования. Обучение начинается в начальной школе, где кроме приобретения элементарных знаний и умений ставится задача привить ученикам умение учиться, а далее – на всех уровнях школьного образования, где это умение развивается и реализовывается на протяжении всей жизни.
Необходимость приобретения знаний на протяжении всей жизни обусловлена цивилизационным прогрессом. В связи с этим необходимо ответить на три существенных вопроса: что такое цивилизационный прогресс, каким образом цивилизационный прогресс влияет на необходимость обучения человека на протяжении всей жизни и каковы цели непрерывного образования взрослых?
Ответы на эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Сложность цивилизационного прогресса влияет на выбор профессионального пути: чему человеку следует учиться, чтобы развивать свои способности и совершенствовать их в будущем, иметь работу и улучшать свою жизнь. Формулирование общих целей постоянного образования взрослых является также основой деятельности менеджеров, организующих этот процесс.
Если они будут знать цели образования, которые обусловлены свойствами цивилизационного прогресса, то смогут лучше проектировать свою деятельность, предлагая такие формы и методы обучения, которые реально позволят обеспечить высокое качество жизни.
Понимание цивилизационного прогресса. Суть цивилизационного прогресса – материализация и физикализация явлений природы, которые в общем виде называются эволюционной космологией. Покорение природы с физико-математической точки зрения – это построение теоретических моделей, подтвержденных эмпирически и дающих человеку практическую возможность овладения материей и энергией (например, классическая механика И. Ньютона).
Ещё российский император Петр I, отправляясь в Англию на встречу с Исааком Ньютоном в его научной лаборатории, хорошо знал, какую силу развитию дает наука. Открытия Ньютона в области физики и, прежде всего, преобразование материи в энергию, тепловой энергии в кинетическую энергию стали основой промышленной революции в Англии. Они предшествовали веку пара и электричества. Путешествие Петра I положило начало распространению идей эпохи Просвещения, а вместе с тем науки и цивилизационного прогресса в Восточной Европе.
Цивилизационный прогресс, по мнению многих историков, берет начало в эпохе Просвещения. Английский философ и историк науки А. Н. Уайтхед пишет, что столетие со второй половины XVII до конца первой половины XVIII в. было столетием гениев, выходом европейской цивилизации из хаоса, цивилизационным переломом к рационализму и эмпиризму, который настал благодаря трудам таких крупных мыслителей, как: Кеплер, Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон. По мнению А.Н. Уайтхеда, именно в это время на многие столетия вперед определилась духовная жизнь европейцев. Развитие науки было настолько сильным, что она превратилась в умственный капитал, которым мы пользуемся и сегодня. Это обнаружилось уже в XVIII в. «Век XVIII продолжал труд объяснения с безжалостной эффективностью. Научная схема сохранилась дольше, чем теологическая. Человечество скоро перестало интересоваться неотразимой благосклонностью, но быстро привыкало к инженерной исправности, основанной на науке» [5: 202].
Цивилизационный прогресс связан не только с развитием науки и инженерного дела, изменился взгляд людей на качество жизни. Это выразилось в ее улучшении и продолжительности жизни, в приобретении материальных ценностей, обеспечивающих лучшие условия существования.
Результатом цивилизационного прогресса по истечении ста лет непосредственного влияния науки на технологию и технику стали развитая промышленность, изменения урбанизации, общественных отношений, а также общее улучшение условий жизни людей, что позволило определить цивилизационный прогресс как самую важную область достижений и поисков, которые развивают человека и мир, в котором он живет.
В XX в. цивилизационный прогресс активизировался, но также расширилось значение науки и инженерных дел. Несмотря на две самые большие в истории человечества трагедии, какими были Первая и Вторая мировые войны, прогресс в XX в. начал также приносить человечеству пользу, которая связана с защитой людей от отрицательных последствий развития технологии и техники, вызывающих загрязнение окружающей среды.
Цивилизационные изменения в XX в. были связаны с развитием науки, особенно математики и физики. Р. Пенрозе считает, что самые выдающиеся математические достижения были у К. Гыдла (Godla) и A. Тьюринга (Тuringa) [4: 91], благодаря которым появилась наука информатика, а вместе с ней в нашу жизнь вошел и компьютер. Благодаря достижениям А. Эйнштейна раздвинулась область знаний человека.
Наука и инженерное дело, несомненно, являются составными элементами прогресса. Их динамика не была бы, однако, такой интенсивной, если бы не удовлетворяла потребности человека в области, прежде всего, материальных ценностей. Цивилизационный прогресс внес такие перемены, в результате которых ценности духовной жизни человека заменились основными материальными ценностями. Как это произошло? Этот процесс постоянно поддерживают законы свободного рынка, а в настоящее время – развитая
экономика, в которой применяются математизация и информатизация оборота ценностей. А все началось с шотландского философа, этика и экономиста, который своей теорией невидимой руки свободного рынка дал экономике значение коррелята составных элементов экономического прогресса. Довольно консервативно комментирует это изменение этики и нравственности в экономике цитированный уже А.Н. Уайтхед. «То ненадлежащее перенесение акцентов связано с абстракциями политической экономии, которые по существу
являются абстракциями, пригодными при ведении торговых дел» [5: 210]. Такого вида наставление, однако, не имеет широкой поддержки. Все согласны с тем, что древние называли pecunia non olet. В общем, экономика является составным элементом, динамизирующим прогресс, а также фактором, регулирующим ценность и движение (разделение) благ.
Как следует из этих рассуждений, цивилизационный прогресс составляют точные науки и основанные на них инженерное дело и регулирующая использование ценностей экономика. Эти составные
элементы имеют основное значение в образовании и динамике цивилизационного прогресса, а косвенно – в удовлетворении потребностей современного человечества, которое дает согласие на цивилизационный прогресс своим не вполне определенном желанием того, чтобы лучше жить. «Прогресс является как законом, так и идеалом», – пишет современный философ и этик Г. Йонас [3: 292].
Цивилизационный прогресс и потребности обучения. Французский историк П. Хауну (Chaunu), изображая цивилизационный прогресс, применяет правило снежного кома. «В тот момент, когда начался этот процесс, новое познание влечет за собой новое познание, а успех вызывает успех. Это множитель, который действует по правилам снежного кома» [1: 178]. Каждый, кто лепил снежную бабу, знает, что как только небольшой снежный ком начнет катиться вниз по склону, он становится все больше и начинает увеличивать скорость. Условием успеха при этом действии является влажность снега. Чем снег влажнее, тем ком быстрее набирает объем и одновременно плотность. Таким фактором, по правилам снежного кома, в цивилизационном прогрессе является постоянное образование взрослых. Высокое значение образованию в цивилизационном прогрессе придавали уже в эпоху Просвещения. Самую важную пользу принесли трансформация, увеличение средств информации и приобретение знаний. План алфавитизации управляет всем, возможности научного прогресса находятся во взаимозависимости не от общего количества человечества, но от человечества, имеющего доступ к письменной культуре, что значит, по сути дела, от начала самостоятельного приобретения знаний [1: 179]. Образование сначала, так же как экономика, стало составным элементом, регулирующим динамику цивилизационного прогресса. Наука и инженерное дело без работы образованных людей не принесли бы результатов в форме материально ценных благ. В такой ситуации не имела бы также никакого значения экономика. Разделение небольшого количества ценностей было бы совершено, как в далекие времена, вследствие войны, победы тех, кто желает ценностей, и поражения защищающих то, что они имеют. Образование является не только составным элементом прогресса, регулирующим его динамику, но также образующим потребности обучения и делающим гуманными отношения, существующие между людьми.
Консервативно и критически направленный на цивилизационный прогресс А.Н. Уайтхед пишет: «Профессионалы не являются ничем в новом мире. Столько лишь, что в прошлом профессионалы формировали классы непрогрессивные. Проблема состоит в том, что в современную эпоху профессионализм связан с прогрессом. Мир остановился перед развивающейся автономной системой, которая не может остановиться» [5: 210]. За образованием надо в связи с этим признать роль фактора, уравновешивающего прогресс как
в пределах возникающих экологических угроз, так и проблем общественной справедливости. Цивилизационный прогресс из-за первенства в нем точных наук и инженерного дела не только элиминирует потребность гуманитарных наук в образовании, но промежуточно ее обосновывает. Чтобы прогресс катился, как снежный ком, непосредственно существенное значение имеет профессиональное образование, но чтобы он не принял вида снежной лавины, необходимо также гуманитарное образование.
Следует обратить внимание на то, что слово цивилизация происходит от латинского civis – гражданин и cyvilis – гражданский. В связи с этим в гуманитарном образовании дело касается не только содержания, образованного на эстетической и этической почве, но в
равноценной степени содержания, связанного с общественной жизнью. Согласно традиции XIX в. школьное гуманитарное образование ориентировано на формирование у детей и молодежи сознания национальной и культурной тождественности. Основное значение здесь имеет проблематика и ценность литературы и языка. В настоящее время, учитывая именно роль образования в цивилизационном прогрессе, очень нужно параллельное образование в пределах общественного содержания, лежащего в основе общественной активности, углубляющего демократию и соблюдение человеческих прав.
Цивилизационный прогресс освобождает и ориентирует людей на необходимость обучения. Из существа прогресса следует: чтобы в нем участвовать, обучение должно быть связано с точными науками. Субъективность человека и демократия как способ организации общественной жизни требуют того, чтобы необходимость обучения связывалась с субъективным знанием – общественным и
гражданским.
В современную эпоху к цивилизационному прогрессу надо относиться как к критерию подбора содержания образования. Обсуждению следует подвергнуть структуру предметов обучения в школе XXI в. Следует также позаботиться о том, чтобы в образовании взрослых появлялось гуманитарное содержание, общественное и гражданское знание. Одновременно к образованию надо относиться как к непрерывному развитию каждого человека и общественной
жизни.
Динамика цивилизационного прогресса с употреблением компьютеров резко возросла как в области науки, так и в области экономики. Приобретение человеком знаний на протяжении всей жизни
– это не только реализация его потребностей высшего порядка, но и жизненная необходимость, непременная для участия в материальном и общественном прогрессе. Если у некоторых людей нет необходимости в непрерывном обучении, тогда появляется функциональная безграмотность, отражающаяся на их профессионализме, общественной активности и личной жизни.
Функциональная безграмотность – опасное явление. Она влечет за собой потерю работы, ограничение в общественной активности, а также в индивидуальном развитии. Это касается более молодежи. Последовательность здесь такая: чем выше темп цивилизационного прогресса, тем быстрее знания и умения, полученные в школе, становятся неактуальными, следовательно, чем дольше человек после окончания школы не занимается повышением своих знаний, тем быстрее у него развивается функциональная безграмотность.
Хорошо, когда уже школьное образование нацеливает человека на необходимость непрерывного образования как жизненной обязанности. Люди, у которых есть определенные потребности, мотивировки, а также умение учиться, способствуют цивилизационному прогрессу и его динамике. Они лучше работают, лучше живут и являются активными в общественной жизни. Их духовная жизнь связана с участием в культуре, при этом она более богата. Они оптимально пользуются услугами, заботятся о том, чтобы различные, часто обюрокраченные учреждения действовали бы с соблюдением прав человека.
Явление функциональной безграмотности – это вызов организаторам непрерывного образования. Оно должно их склонять к тому, чтобы совершенствовать содержание и методы непрерывного обучения. Обучение тому, как учиться, является очень важным составным элементом образования, а косвенно – образовательного прогресса.
Современные общественно-хозяйственные отношения создают людям условия для реализации своей свободы. Каждый по-своему может определять и удовлетворять стремления и потребности. Г.М. Гронбахер (G. M. Gronbacher), либеральный экономист, пишет об этом так: «Все люди имеют право на хозяйственную инициативу, творческую работу, справедливую оплату труда, достойные условия работы, свободные объединения в производственных аспектах общественного порядка» [2: 49]. Специалисты по общественным аспектам цивилизационного прогресса должны еще к этому приписать право человека на непрерывное образование. У всех людей должно быть это право, а также право на развитие в пределах профессиональной работы, на общественную активность и индивидуальное стремление и интеграцию в общественные коллективы.
Общие цели непрерывного образования взрослых. Разнообразные составные элементы прогресса, которые непосредственно и косвенно его образуют, создают объективную основу для формулирования общих целей непрерывного образования взрослых. При их формировании надо руководствоваться не только объективным отношением, но также иметь в виду школьное образование и его связь с образовательной традицией данной страны, региона, нации. Соответствующими, как кажется, являются решения, применяемые в странах Европейского содружества, когда каждая страна, формулируя цели школьного образования, руководствуется собственной традицией, а также собственными общественными и национальными интересами. В пределах непрерывного образования, а прежде всего образования взрослых, содружество определяет основные приоритеты, не формулируя целей, и в связи с приоритетами реализует соответствующие образовательные программы.
Это решение политического рода, оно имеет также и региональное значение. Страны ЕС не обязаны унифицировать системы и цели школьного образования, а тем более их программы и содержания. Эти вопросы оставлены для реализации законодательством стран и нации ЕС. В большинстве случаев в них, решая задачи школьного образования, принимаются во внимание школьная традиция, существенные достоинства национальной культуры (Великобритания, Франция, Германия), необходимость реконструкции демократических систем в обществе (Италия, Испания, Португалия), а также политическое и идейное влияние правительства на систему образования (Болгария, Румыния, Польша).
Перечисленные выше критерии формирования целей, программ и содержаний школьного образования не применяются в области непрерывного образования, определенного как образование взрослых. Этот вид образования имеет приоритеты, но также не подлежит межнациональной стандартизации. Так как образование взрослых существует главным образом как рынок просветительских услуг, оказываемых негосударственными учреждениями, следует в таком положении цели непрерывного образования в пределах образования взрослых формулировать универсально. Необходимо к этому относиться как к обязанности теоретиков непрерывного образования перед взрослыми учениками, которые пользуются образовательным рынком. Взрослые ученики при выборе конкретного курса или обучения и его оплаты (часто из собственного кармана) должны четко представлять получаемую от обучения пользу, такую как собственное развитие, повышение профессиональных квалификаций, что в дальнейшем приведет к перспективной лучше оплачиваемой работе.
В условиях свободного рынка изменчивость рынка рабочих мест настолько большая, что обещание стабильности в работе в связи с получением определенных квалификаций – это введение людей в заблуждение. Ни просветительские фирмы, ни школы не могут обещать людям того, что после окончания какого-нибудь обучения они имеют гарантию стабильности, лучшей работы и лучшей оплаты труда. Это невозможно гарантировать, особенно если это не внутренние системы профессионального совершенствования в самой фирме. Но даже в одной фирме такой гарантии на сто процентов никто не даст. Фирмы создаются и закрываются, а вместе с ними и внутренние системы совершенствования работников. На их месте возникают новые фирмы и новые критерии приема на работу. В связи с этим только сам человек несет личную ответственность за получение той или иной квалификации, совершенствование в своей профессии.
Сформулированные здесь цели непрерывного образования имеют общественный аспект. Они касаются образования взрослых, которые, обучаясь и совершенствуясь, особенно по специальности, должны сознавать, чего именно они стараются достичь. Одновременно им необходимо понимание общих задач образования, таких
как знание и умение оценки с точки зрения этих целей достоверности образовательных услуг. Однако нельзя сделать вывод о том,
что институты непрерывного образования взрослых функционируют неправильно. Как раз наоборот – действие этих фирм, их менеджеров, а также принятых учителей добросовестное и основано на соответствующем знании. Им необходимы четко сформулированные
цели образования взрослых, которые могут послужить содержанием критического анализа.
Перечислим общие цели непрерывного образования взрослых, следующие из знания о цивилизационном прогрессе:
•углубление и расширение знания человека о себе и собственном развитии как о субъекте, образующим свою жизнь в соответствии с собственными планами через тождественность и профессиональную работу, а также участие в общественной жизни и культуре;
•формирование и совершенствование профессиональных компетенций людей, опираясь на существенное в пределах данной профессии теоретическое знание и современные средства и методы приобретения и повышения практических знаний;
•обучение и совершенствование знаний по работе на компьютере и умений использовать информатические практические программы;
•формирование и укрепление необходимости и мотивировки к систематическому обучению в субъективном и профессиональном смысле, а также совершенствование умения учиться одновременно с приобретением навыка к самообразованию.
Структура общих целей непрерывного образования взрослых не упорядочена иерархически. Каждая из четырех целей важна. Постановка на первое место целей, связанных со знанием человека о себе, следует из приоритета этого знания в принятии решения. Дело в том, что только человек, сознающий свое положение и обусловленности, влияющие на его жизнь, способен к ответственному решению о своей субъективной, общественной, культурной, профессиональной и образовательной активности.
Вторая задача определяет общие условия организации непрерывного образования взрослых. В ней обращается внимание на подбор образовательных содержаний в соотношении с профессией, которой взрослый человек обучается или в пределах которой совершенствует свои профессиональные компетенции. Программы курсов, обучений и других форм образования должны содержать актуальные знания, внутренне хорошо упорядоченные, а также перспективы их углубления. Вторая задача подразумевает также и то, что обучение практическому умению надо реализовать в современно организованных лабораториях, а не в технологически и технически устаревших.
Сегодня трудно себе представить повседневную жизнь или какуюнибудь профессиональную работу без умения пользоваться компьютером и его программами. Будущее в этой связи в том, что информатизация будет все более расширяться повсеместно. Нельзя допустить,
чтобы взрослые люди попали в этой сфере в ловушку функциональной безграмотности. Это опасное общественное и индивидуальное явление, прежде всего, касается людей старше сорока лет. К компьютерному образованию взрослых надо относиться как к ценности,
непосредственно положительно влияющей на качество жизни.
Четвертая задача касается необходимости мотивировки в учебе, которую в течение жизни человек должен развивать. Он должен учиться всю жизнь, если не хочет в своем развитии отставать от темпа цивилизационного прогресса. Слишком часто, однако, происходит иначе.
Многие взрослые люди пренебрегают значением своей образовательной активности. Участие в цивилизационном прогрессе в такой ситуации задерживается. В связи с этим жизнь таких людей становится хуже. Таким образом, следует заботиться об обучении и, прежде всего, о самообразовании так, чтобы они были составными элементами активности как можно большего количества взрослых людей.
Заключение. Представленные в краткой форме размышления об объективной основе общих целей непрерывного образования взрослых, а также перечень этих целей представлен синтетически. У них нет догматического характера, и этот список не закрыт. Намерением авторов было привлечь всеобщее внимание к участию в разговоре о задачах непрерывного образования взрослых, благодаря чему происходит повышение стоимости знаний и их практическое значение. Успехи в практической образовательной деятельности имеют менеджеры и учителя. Непрерывное образование взрослых – это один из составных элементов их работы. Менеджеры и учителя в непрерывном образовании взрослых работают на успехи учащихся.
Список литературы
1. Chaunu P. La civilisation de L’Europe des lumieres / Цивилизация эпохи просвещения. – Варшава, 1993.
2. Gronbacher G. M. A. Экономический персонализм. – Люблин, 1999.
3. Jonas H. The Imperative of Responsibility // Принцип ответственности. Этика для технологической цивилизации. – Краков, 1996.
4. Penrose R. Shadows of the Mind. A Search for the Missing Science of Consciousness // Тени ума. Поиски научной теории сознания. – Познань, 2000.
5. Whitehead A. N. Science and the Modern World // Наука и современный мир. – Варшава, 1988.
Необходимость приобретения знаний на протяжении всей жизни обусловлена цивилизационным прогрессом. В связи с этим необходимо ответить на три существенных вопроса: что такое цивилизационный прогресс, каким образом цивилизационный прогресс влияет на необходимость обучения человека на протяжении всей жизни и каковы цели непрерывного образования взрослых?
Ответы на эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Сложность цивилизационного прогресса влияет на выбор профессионального пути: чему человеку следует учиться, чтобы развивать свои способности и совершенствовать их в будущем, иметь работу и улучшать свою жизнь. Формулирование общих целей постоянного образования взрослых является также основой деятельности менеджеров, организующих этот процесс.
Если они будут знать цели образования, которые обусловлены свойствами цивилизационного прогресса, то смогут лучше проектировать свою деятельность, предлагая такие формы и методы обучения, которые реально позволят обеспечить высокое качество жизни.
Понимание цивилизационного прогресса. Суть цивилизационного прогресса – материализация и физикализация явлений природы, которые в общем виде называются эволюционной космологией. Покорение природы с физико-математической точки зрения – это построение теоретических моделей, подтвержденных эмпирически и дающих человеку практическую возможность овладения материей и энергией (например, классическая механика И. Ньютона).
Ещё российский император Петр I, отправляясь в Англию на встречу с Исааком Ньютоном в его научной лаборатории, хорошо знал, какую силу развитию дает наука. Открытия Ньютона в области физики и, прежде всего, преобразование материи в энергию, тепловой энергии в кинетическую энергию стали основой промышленной революции в Англии. Они предшествовали веку пара и электричества. Путешествие Петра I положило начало распространению идей эпохи Просвещения, а вместе с тем науки и цивилизационного прогресса в Восточной Европе.
Цивилизационный прогресс, по мнению многих историков, берет начало в эпохе Просвещения. Английский философ и историк науки А. Н. Уайтхед пишет, что столетие со второй половины XVII до конца первой половины XVIII в. было столетием гениев, выходом европейской цивилизации из хаоса, цивилизационным переломом к рационализму и эмпиризму, который настал благодаря трудам таких крупных мыслителей, как: Кеплер, Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон. По мнению А.Н. Уайтхеда, именно в это время на многие столетия вперед определилась духовная жизнь европейцев. Развитие науки было настолько сильным, что она превратилась в умственный капитал, которым мы пользуемся и сегодня. Это обнаружилось уже в XVIII в. «Век XVIII продолжал труд объяснения с безжалостной эффективностью. Научная схема сохранилась дольше, чем теологическая. Человечество скоро перестало интересоваться неотразимой благосклонностью, но быстро привыкало к инженерной исправности, основанной на науке» [5: 202].
Цивилизационный прогресс связан не только с развитием науки и инженерного дела, изменился взгляд людей на качество жизни. Это выразилось в ее улучшении и продолжительности жизни, в приобретении материальных ценностей, обеспечивающих лучшие условия существования.
Результатом цивилизационного прогресса по истечении ста лет непосредственного влияния науки на технологию и технику стали развитая промышленность, изменения урбанизации, общественных отношений, а также общее улучшение условий жизни людей, что позволило определить цивилизационный прогресс как самую важную область достижений и поисков, которые развивают человека и мир, в котором он живет.
В XX в. цивилизационный прогресс активизировался, но также расширилось значение науки и инженерных дел. Несмотря на две самые большие в истории человечества трагедии, какими были Первая и Вторая мировые войны, прогресс в XX в. начал также приносить человечеству пользу, которая связана с защитой людей от отрицательных последствий развития технологии и техники, вызывающих загрязнение окружающей среды.
Цивилизационные изменения в XX в. были связаны с развитием науки, особенно математики и физики. Р. Пенрозе считает, что самые выдающиеся математические достижения были у К. Гыдла (Godla) и A. Тьюринга (Тuringa) [4: 91], благодаря которым появилась наука информатика, а вместе с ней в нашу жизнь вошел и компьютер. Благодаря достижениям А. Эйнштейна раздвинулась область знаний человека.
Наука и инженерное дело, несомненно, являются составными элементами прогресса. Их динамика не была бы, однако, такой интенсивной, если бы не удовлетворяла потребности человека в области, прежде всего, материальных ценностей. Цивилизационный прогресс внес такие перемены, в результате которых ценности духовной жизни человека заменились основными материальными ценностями. Как это произошло? Этот процесс постоянно поддерживают законы свободного рынка, а в настоящее время – развитая
экономика, в которой применяются математизация и информатизация оборота ценностей. А все началось с шотландского философа, этика и экономиста, который своей теорией невидимой руки свободного рынка дал экономике значение коррелята составных элементов экономического прогресса. Довольно консервативно комментирует это изменение этики и нравственности в экономике цитированный уже А.Н. Уайтхед. «То ненадлежащее перенесение акцентов связано с абстракциями политической экономии, которые по существу
являются абстракциями, пригодными при ведении торговых дел» [5: 210]. Такого вида наставление, однако, не имеет широкой поддержки. Все согласны с тем, что древние называли pecunia non olet. В общем, экономика является составным элементом, динамизирующим прогресс, а также фактором, регулирующим ценность и движение (разделение) благ.
Как следует из этих рассуждений, цивилизационный прогресс составляют точные науки и основанные на них инженерное дело и регулирующая использование ценностей экономика. Эти составные
элементы имеют основное значение в образовании и динамике цивилизационного прогресса, а косвенно – в удовлетворении потребностей современного человечества, которое дает согласие на цивилизационный прогресс своим не вполне определенном желанием того, чтобы лучше жить. «Прогресс является как законом, так и идеалом», – пишет современный философ и этик Г. Йонас [3: 292].
Цивилизационный прогресс и потребности обучения. Французский историк П. Хауну (Chaunu), изображая цивилизационный прогресс, применяет правило снежного кома. «В тот момент, когда начался этот процесс, новое познание влечет за собой новое познание, а успех вызывает успех. Это множитель, который действует по правилам снежного кома» [1: 178]. Каждый, кто лепил снежную бабу, знает, что как только небольшой снежный ком начнет катиться вниз по склону, он становится все больше и начинает увеличивать скорость. Условием успеха при этом действии является влажность снега. Чем снег влажнее, тем ком быстрее набирает объем и одновременно плотность. Таким фактором, по правилам снежного кома, в цивилизационном прогрессе является постоянное образование взрослых. Высокое значение образованию в цивилизационном прогрессе придавали уже в эпоху Просвещения. Самую важную пользу принесли трансформация, увеличение средств информации и приобретение знаний. План алфавитизации управляет всем, возможности научного прогресса находятся во взаимозависимости не от общего количества человечества, но от человечества, имеющего доступ к письменной культуре, что значит, по сути дела, от начала самостоятельного приобретения знаний [1: 179]. Образование сначала, так же как экономика, стало составным элементом, регулирующим динамику цивилизационного прогресса. Наука и инженерное дело без работы образованных людей не принесли бы результатов в форме материально ценных благ. В такой ситуации не имела бы также никакого значения экономика. Разделение небольшого количества ценностей было бы совершено, как в далекие времена, вследствие войны, победы тех, кто желает ценностей, и поражения защищающих то, что они имеют. Образование является не только составным элементом прогресса, регулирующим его динамику, но также образующим потребности обучения и делающим гуманными отношения, существующие между людьми.
Консервативно и критически направленный на цивилизационный прогресс А.Н. Уайтхед пишет: «Профессионалы не являются ничем в новом мире. Столько лишь, что в прошлом профессионалы формировали классы непрогрессивные. Проблема состоит в том, что в современную эпоху профессионализм связан с прогрессом. Мир остановился перед развивающейся автономной системой, которая не может остановиться» [5: 210]. За образованием надо в связи с этим признать роль фактора, уравновешивающего прогресс как
в пределах возникающих экологических угроз, так и проблем общественной справедливости. Цивилизационный прогресс из-за первенства в нем точных наук и инженерного дела не только элиминирует потребность гуманитарных наук в образовании, но промежуточно ее обосновывает. Чтобы прогресс катился, как снежный ком, непосредственно существенное значение имеет профессиональное образование, но чтобы он не принял вида снежной лавины, необходимо также гуманитарное образование.
Следует обратить внимание на то, что слово цивилизация происходит от латинского civis – гражданин и cyvilis – гражданский. В связи с этим в гуманитарном образовании дело касается не только содержания, образованного на эстетической и этической почве, но в
равноценной степени содержания, связанного с общественной жизнью. Согласно традиции XIX в. школьное гуманитарное образование ориентировано на формирование у детей и молодежи сознания национальной и культурной тождественности. Основное значение здесь имеет проблематика и ценность литературы и языка. В настоящее время, учитывая именно роль образования в цивилизационном прогрессе, очень нужно параллельное образование в пределах общественного содержания, лежащего в основе общественной активности, углубляющего демократию и соблюдение человеческих прав.
Цивилизационный прогресс освобождает и ориентирует людей на необходимость обучения. Из существа прогресса следует: чтобы в нем участвовать, обучение должно быть связано с точными науками. Субъективность человека и демократия как способ организации общественной жизни требуют того, чтобы необходимость обучения связывалась с субъективным знанием – общественным и
гражданским.
В современную эпоху к цивилизационному прогрессу надо относиться как к критерию подбора содержания образования. Обсуждению следует подвергнуть структуру предметов обучения в школе XXI в. Следует также позаботиться о том, чтобы в образовании взрослых появлялось гуманитарное содержание, общественное и гражданское знание. Одновременно к образованию надо относиться как к непрерывному развитию каждого человека и общественной
жизни.
Динамика цивилизационного прогресса с употреблением компьютеров резко возросла как в области науки, так и в области экономики. Приобретение человеком знаний на протяжении всей жизни
– это не только реализация его потребностей высшего порядка, но и жизненная необходимость, непременная для участия в материальном и общественном прогрессе. Если у некоторых людей нет необходимости в непрерывном обучении, тогда появляется функциональная безграмотность, отражающаяся на их профессионализме, общественной активности и личной жизни.
Функциональная безграмотность – опасное явление. Она влечет за собой потерю работы, ограничение в общественной активности, а также в индивидуальном развитии. Это касается более молодежи. Последовательность здесь такая: чем выше темп цивилизационного прогресса, тем быстрее знания и умения, полученные в школе, становятся неактуальными, следовательно, чем дольше человек после окончания школы не занимается повышением своих знаний, тем быстрее у него развивается функциональная безграмотность.
Хорошо, когда уже школьное образование нацеливает человека на необходимость непрерывного образования как жизненной обязанности. Люди, у которых есть определенные потребности, мотивировки, а также умение учиться, способствуют цивилизационному прогрессу и его динамике. Они лучше работают, лучше живут и являются активными в общественной жизни. Их духовная жизнь связана с участием в культуре, при этом она более богата. Они оптимально пользуются услугами, заботятся о том, чтобы различные, часто обюрокраченные учреждения действовали бы с соблюдением прав человека.
Явление функциональной безграмотности – это вызов организаторам непрерывного образования. Оно должно их склонять к тому, чтобы совершенствовать содержание и методы непрерывного обучения. Обучение тому, как учиться, является очень важным составным элементом образования, а косвенно – образовательного прогресса.
Современные общественно-хозяйственные отношения создают людям условия для реализации своей свободы. Каждый по-своему может определять и удовлетворять стремления и потребности. Г.М. Гронбахер (G. M. Gronbacher), либеральный экономист, пишет об этом так: «Все люди имеют право на хозяйственную инициативу, творческую работу, справедливую оплату труда, достойные условия работы, свободные объединения в производственных аспектах общественного порядка» [2: 49]. Специалисты по общественным аспектам цивилизационного прогресса должны еще к этому приписать право человека на непрерывное образование. У всех людей должно быть это право, а также право на развитие в пределах профессиональной работы, на общественную активность и индивидуальное стремление и интеграцию в общественные коллективы.
Общие цели непрерывного образования взрослых. Разнообразные составные элементы прогресса, которые непосредственно и косвенно его образуют, создают объективную основу для формулирования общих целей непрерывного образования взрослых. При их формировании надо руководствоваться не только объективным отношением, но также иметь в виду школьное образование и его связь с образовательной традицией данной страны, региона, нации. Соответствующими, как кажется, являются решения, применяемые в странах Европейского содружества, когда каждая страна, формулируя цели школьного образования, руководствуется собственной традицией, а также собственными общественными и национальными интересами. В пределах непрерывного образования, а прежде всего образования взрослых, содружество определяет основные приоритеты, не формулируя целей, и в связи с приоритетами реализует соответствующие образовательные программы.
Это решение политического рода, оно имеет также и региональное значение. Страны ЕС не обязаны унифицировать системы и цели школьного образования, а тем более их программы и содержания. Эти вопросы оставлены для реализации законодательством стран и нации ЕС. В большинстве случаев в них, решая задачи школьного образования, принимаются во внимание школьная традиция, существенные достоинства национальной культуры (Великобритания, Франция, Германия), необходимость реконструкции демократических систем в обществе (Италия, Испания, Португалия), а также политическое и идейное влияние правительства на систему образования (Болгария, Румыния, Польша).
Перечисленные выше критерии формирования целей, программ и содержаний школьного образования не применяются в области непрерывного образования, определенного как образование взрослых. Этот вид образования имеет приоритеты, но также не подлежит межнациональной стандартизации. Так как образование взрослых существует главным образом как рынок просветительских услуг, оказываемых негосударственными учреждениями, следует в таком положении цели непрерывного образования в пределах образования взрослых формулировать универсально. Необходимо к этому относиться как к обязанности теоретиков непрерывного образования перед взрослыми учениками, которые пользуются образовательным рынком. Взрослые ученики при выборе конкретного курса или обучения и его оплаты (часто из собственного кармана) должны четко представлять получаемую от обучения пользу, такую как собственное развитие, повышение профессиональных квалификаций, что в дальнейшем приведет к перспективной лучше оплачиваемой работе.
В условиях свободного рынка изменчивость рынка рабочих мест настолько большая, что обещание стабильности в работе в связи с получением определенных квалификаций – это введение людей в заблуждение. Ни просветительские фирмы, ни школы не могут обещать людям того, что после окончания какого-нибудь обучения они имеют гарантию стабильности, лучшей работы и лучшей оплаты труда. Это невозможно гарантировать, особенно если это не внутренние системы профессионального совершенствования в самой фирме. Но даже в одной фирме такой гарантии на сто процентов никто не даст. Фирмы создаются и закрываются, а вместе с ними и внутренние системы совершенствования работников. На их месте возникают новые фирмы и новые критерии приема на работу. В связи с этим только сам человек несет личную ответственность за получение той или иной квалификации, совершенствование в своей профессии.
Сформулированные здесь цели непрерывного образования имеют общественный аспект. Они касаются образования взрослых, которые, обучаясь и совершенствуясь, особенно по специальности, должны сознавать, чего именно они стараются достичь. Одновременно им необходимо понимание общих задач образования, таких
как знание и умение оценки с точки зрения этих целей достоверности образовательных услуг. Однако нельзя сделать вывод о том,
что институты непрерывного образования взрослых функционируют неправильно. Как раз наоборот – действие этих фирм, их менеджеров, а также принятых учителей добросовестное и основано на соответствующем знании. Им необходимы четко сформулированные
цели образования взрослых, которые могут послужить содержанием критического анализа.
Перечислим общие цели непрерывного образования взрослых, следующие из знания о цивилизационном прогрессе:
•углубление и расширение знания человека о себе и собственном развитии как о субъекте, образующим свою жизнь в соответствии с собственными планами через тождественность и профессиональную работу, а также участие в общественной жизни и культуре;
•формирование и совершенствование профессиональных компетенций людей, опираясь на существенное в пределах данной профессии теоретическое знание и современные средства и методы приобретения и повышения практических знаний;
•обучение и совершенствование знаний по работе на компьютере и умений использовать информатические практические программы;
•формирование и укрепление необходимости и мотивировки к систематическому обучению в субъективном и профессиональном смысле, а также совершенствование умения учиться одновременно с приобретением навыка к самообразованию.
Структура общих целей непрерывного образования взрослых не упорядочена иерархически. Каждая из четырех целей важна. Постановка на первое место целей, связанных со знанием человека о себе, следует из приоритета этого знания в принятии решения. Дело в том, что только человек, сознающий свое положение и обусловленности, влияющие на его жизнь, способен к ответственному решению о своей субъективной, общественной, культурной, профессиональной и образовательной активности.
Вторая задача определяет общие условия организации непрерывного образования взрослых. В ней обращается внимание на подбор образовательных содержаний в соотношении с профессией, которой взрослый человек обучается или в пределах которой совершенствует свои профессиональные компетенции. Программы курсов, обучений и других форм образования должны содержать актуальные знания, внутренне хорошо упорядоченные, а также перспективы их углубления. Вторая задача подразумевает также и то, что обучение практическому умению надо реализовать в современно организованных лабораториях, а не в технологически и технически устаревших.
Сегодня трудно себе представить повседневную жизнь или какуюнибудь профессиональную работу без умения пользоваться компьютером и его программами. Будущее в этой связи в том, что информатизация будет все более расширяться повсеместно. Нельзя допустить,
чтобы взрослые люди попали в этой сфере в ловушку функциональной безграмотности. Это опасное общественное и индивидуальное явление, прежде всего, касается людей старше сорока лет. К компьютерному образованию взрослых надо относиться как к ценности,
непосредственно положительно влияющей на качество жизни.
Четвертая задача касается необходимости мотивировки в учебе, которую в течение жизни человек должен развивать. Он должен учиться всю жизнь, если не хочет в своем развитии отставать от темпа цивилизационного прогресса. Слишком часто, однако, происходит иначе.
Многие взрослые люди пренебрегают значением своей образовательной активности. Участие в цивилизационном прогрессе в такой ситуации задерживается. В связи с этим жизнь таких людей становится хуже. Таким образом, следует заботиться об обучении и, прежде всего, о самообразовании так, чтобы они были составными элементами активности как можно большего количества взрослых людей.
Заключение. Представленные в краткой форме размышления об объективной основе общих целей непрерывного образования взрослых, а также перечень этих целей представлен синтетически. У них нет догматического характера, и этот список не закрыт. Намерением авторов было привлечь всеобщее внимание к участию в разговоре о задачах непрерывного образования взрослых, благодаря чему происходит повышение стоимости знаний и их практическое значение. Успехи в практической образовательной деятельности имеют менеджеры и учителя. Непрерывное образование взрослых – это один из составных элементов их работы. Менеджеры и учителя в непрерывном образовании взрослых работают на успехи учащихся.
Список литературы
1. Chaunu P. La civilisation de L’Europe des lumieres / Цивилизация эпохи просвещения. – Варшава, 1993.
2. Gronbacher G. M. A. Экономический персонализм. – Люблин, 1999.
3. Jonas H. The Imperative of Responsibility // Принцип ответственности. Этика для технологической цивилизации. – Краков, 1996.
4. Penrose R. Shadows of the Mind. A Search for the Missing Science of Consciousness // Тени ума. Поиски научной теории сознания. – Познань, 2000.
5. Whitehead A. N. Science and the Modern World // Наука и современный мир. – Варшава, 1988.
Источник: Т. Гумула, Т. Дырда
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи