Проблематика, связанная с адаптацией человека как субъекта общения, деятельности и познания вызывает интерес у исследователей разных областей науки – биологии, психологии, философии, социологии и педагогики. Изучение приспособительных процессов находится на «стыке» различных дисциплин, являясь перспективным направлением в комплексном изучении человека.
Термин «адаптация» в 1865 г. предложил немецкий физиолог Г. Ауберт. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. [12, с.13]. Изучение этого вопроса продолжил Ж.Б. Ламарк. Адаптационными изменениями он объяснял возникновение отдельных видов и их эволюцию. Французский зоолог различал три вида адаптации: прямую, косвенную (посредством упражнений органов) и внутреннее стремление организма к усовершенствованию, вызванное средой. При этом, согласно представлениям Ж.Б. Ламарка, животные и растения способны сохранять и передавать адаптивные изменения по наследству.
Впоследствии биологи и физиологи – в самом общем виде – понимали под адаптацией механизм эволюции биологических видов и приспособление отдельных особей к воздействию внешней среды. Поскольку человек имеет свою специфическую среду обитания – социальную, то наряду с биологическими механизмами адаптации, логично рассматривать и социальный аспект этого явления.
В гуманитарных науках начало изучению адаптации личности в социокультурной среде положили работы И.Г. Гердера. В своих трудах немецкий философ и культуролог подчеркивал адаптивную «недостаточность» человека – отсутствие узкоспециализированных приспособительных программ и адаптивных стратегий, передаваемых по наследству. Для восполнения этой природной «недостаточности», по его мнению, человек создает культуру. Социокультурная среда, в свою очередь, будучи системой «норм поведения, общения, деятельности и взаимодействия людей» выступает эффективным приспособительным инструментом, который обеспечивает саморазвитие общества [18, с. 22–23].
Понимание адаптации с течением времени менялось, отражая актуальные проблемы, волнующие ученых в разные исторические периоды. Многообразие трактовок термина «адаптация», вероятно, связано с его применением в разных областях знания, задачами, которые ставили перед собой исследователи при его изучении. Современные справочные, научные и научно-популярные издания содержат множество определений категории «адаптация». Все они отличаются характеристикой двух взаимодействующих систем, характером связи между ними, содержанием и результатом процесса адаптации.
В философии под адаптацией понимается как процесс «приспособление системы к условиям внутренней и внешней среды», так и его результат – «наличие у системы приспособленности к некоторым факторам среды» [23]. Психологические словари, в общем, определяют адаптацию как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [7]. Педагогические словари трактуют адаптацию как «способность субъекта приспосабливаться к различным условиям (внешняя среда, информационная среда, социальные условия, процесс обучения)» [16]. С точки зрения социальной педагогики адаптация – это продукт взаимодействия человека с окружающей социальной средой, результат предметной деятельности, преобразующий и среду, и сам субъект этого процесса.
Адаптации приводит личность к состоянию адаптированности. При этом А.А. Налчаджян, в своих работах отмечает, что успех адаптации зависит от адаптивности – способности человека к адаптации [15]. Понятие «адаптивность» трактуется как педагогами, так и психологами
довольно широко. Анализируя определения этого феномена можно говорить о том, что понятие рассматривается исследователями как переменная, характеризующая совокупность индивидуальных и социально-психологических признаков, обусловливающих эффективность адаптации. На основе анализа научной литературы можно выделить два основных подхода к определению адаптивности: через отдельные характеристики личности или их взаимосвязь и через способность к выбору индивидуальных стратегий адаптации.
Первый подход представлен в концепции адаптационного потенциала разработанной А.Г. Маклаковым [9]. Ученый определяет адаптационные возможности, оценивая уровень развития психических характеристик личности, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним А.Г. Маклаков относит самооценку личности, уровень нервнопсихической устойчивости, уровень конфликтности, уровень социальной поддержки, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива, наличие опыта общения.
Другой подход к проблеме адаптационных способностей заключается в понимании адаптивности, как способности человека выбирать
наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации. «Адаптационная стратегия, по определению М.В. Ромма, – это осознанные и неосознанные действия, обеспечивающие личности состояние адаптированности» [18, с. 84]. При всем многообразии стратегий адаптации выделить одну универсальную невозможно, срабатывающую во всех адаптационных ситуациях. В природе не существует идеальной адаптации и не существует идеальной стратегии адаптации. Проблема адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приемов и способов адаптации.
Высокий уровень развития адаптивности личности может быть достигнут за счет активного взаимодействия с социальной средой при
максимальном использовании потенциальных возможностей социума. Условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности, является совокупность таких факторов как социальные способности, социальные потребности, социальные отношения, социально-значимая деятельность, отмечает в своей работе Торохтий В.С. [22].
В гуманитарных науках чаще применяется категория «социальная адаптация», под которой понимается процесс взаимодействия личности, или коллектива с окружающей общественной средой, в ходе которого они активно взаимодействуют и оказывают воздействие друг на друга [12, с. 24]. Л.Г. Гуслякова рассматривает социальную адаптацию как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с
социальной средой» [19, с. 8]. Более емкая трактовка, принадлежащая
А.Г. Морозу, позволяет определить социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности и среды [13].
А.В. Мудрик под социальной адаптацией понимает «процесс и результат становления индивида социальным существом». [14] Согласно представлению Г.П. Медведева, Б.П. Рубина, Ю.Г. Колесникова, социальная адаптация – это «приобщение личности к определенным видам деятельности, усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой он принадлежит» [10, с. 6467].
В зарубежной литературе также существуют различные трактовки и понимания социальной адаптации. Как совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности социальную адаптацию трактовал Т. Шибутани [24]. С. Ганс понимал под социальной адаптацией – выход из стрессовой ситуации [20].
Дж. Г. Мид [11] исследовал социальную адаптацию с позиции ролевой концепции личности. По его мнению, формирование установок и моделей поведения индивида зависит от установок и моделей поведения других членов социальной группы, в которую он включен, а сам процесс принятия социальной роли и является социальной адаптацией. Социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные позиции. Эти ожидания и требования воплощаются в конкретных социальных нормах [21]. Разработке концепции социальной роли и определению этого понятия особое внимание уделял И.С. Кон. По его мнению, «социальная роль – это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [3, с. 61]. Понятие социальной роли, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, то есть его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. И.С. Кон, подчеркивает, что в реальной жизни индивиды не просто усваивают предлагаемые им социальные роли и адаптируются к среде, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир [4, с. 31].
Процесс развития личности и социальной адаптации как динамику освоения социальных ролей рассматривал и А.А. Бодалев [2]. Количество социальных ролей зависит от многообразия видов деятельности,
отношений и социальных групп, в которые входит личность с ее потребностями, ценностями и интересами. Чем больше социальных ролей индивид способен воспроизвести, тем более приспособленным к жизни он является. Поскольку чем шире спектр социальных связей и чем интенсивнее происходят изменения в окружающей среде, тем более трудной оказывается социальная адаптация, а ее успешность во многом зависит не только от характеристик самого индивида, но и среды.
Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы поведения и деятельности. Различные социальные роли человек осваивает и воспроизводит во всех сферах жизни. Согласно «Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области» [5, с. 21-23], разработанной Н.П. Царевой и др., личность включена в пять сфер жизнедеятельности: бытовую, трудовую, общественную, сферу познания и досуга (рис.).
Первичная базовая сфера – это сфера быта, определяющая и организующая условия человеческой жизни. Адаптация в быту заключается
в формировании ряда установок, навыков, привычек и качеств личности, соотносящихся с традициями, существующими отношениями между людьми вне сферы отношений, складывающихся с семьей, родственниками и знакомыми. В сфере быта адаптация наиболее актуальна, так как здесь закладываются основы адаптивности.
Сфера труда занимает особое место, так как концентрирует в себе основу для успешной жизненной перспективы, социально-нравственную и гражданскую позицию личности. Адаптация в сфере труда складывается из овладения системой знаний, умений, навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей; выполнения требований трудовой дисциплины; самостоятельности при выполнении должностных функций; установлении взаимоотношений с коллегами, основанных на взаимоуважении. От того насколько основателен и разносторонен опыт человека в созидательной продуктивной деятельности, зависит настолько он и готов к построению жизни на основе труда, а не на вымогательстве, мошенничестве и других криминальных проявлениях.
Сфера общественной деятельности представляет собой совокупность институтов гражданского общества и государства, организаций и
процессов, которые позволяют человеку реализовать свои взгляды, убеждения и интересы, добровольно объединяясь в различные клубы, ассоциации и объединения. В процессе адаптации в этой сфере личность, или социальная группа осваивает нормы, ценности, модели поведения и деятельности, свойственные гражданскому обществу.
В сфере познания закладывается интеллектуально-нравственный фон всего происходящего в окружающей среде. В ходе адаптации в этой сфере происходит формирование мировоззрения, умение анализировать процессы, происходящие в жизни природы и общества, выработка по отношению к ним собственного отношения и выстраивание жизненной позиции.
Среда досуга (отдыха) обеспечивает возможность приобщения человека к ценностям художественной культуры, литературы, искусства. Адаптация в этой сфере предполагает формирование ценностей, отвечающих нормам здорового образа жизни, эстетической культуры. Формирование устойчивых ценностей в данной сфере делает жизнь наполненной высокими образами духовной культуры. Именно в этой сфере важна среда общения, где закрепляются добровольно выбранные способы взаимодействия, создаются прочные межличностные связи.
В каждой из вышеперечисленных сфер жизнедеятельности человек приобретает определенный социальный опыт. Социальный опыт А.В. Мудрик трактует как «синтез различного рода умений и навыков, знаний, способов деятельности, мышления, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний». [14] Процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, по мнению И.С. Кона представляет собой социализация. [6] Таким образом, разнообразный социальный опыт является не только основой эффективной социальной адаптации, но и социализации личности.
Г.М. Андреева рассматривает социализацию как процесс воспроизводства индивидом общественных отношений: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1].
Б.Д. Парыгин дает следующее определение социализации: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [17].
Таким образом, социальная адаптация неразрывно связана с социализацией личности. В понятии социализации заключается способность человека усваивать изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Разница заключается лишь в том, что социализация является более широким понятием и представляет собой непрерывный процесс, в результате которого человек, который изначально наделен определенными биологическими задатками, приобретает необходимые качества и социальный опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе. В то время как социальная адаптация выступает важнейшим механизмом социализации личности.
Социализация человека происходит не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного образования и воспитания. Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации, целенаправленной деятельностью по передаче социального опыта и процессом включения личности в жизнь общества.
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества: в сферу быта, общественно – производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. Воспитание осуществляет все общество, так как оно означает социальное становление личности, процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор [8].
В широком педагогическом смысле – воспитание – это целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с воспитанием нравственных качеств [8].
Среди множества концепций воспитания, в современном обществе лидируют концепции гуманизации и социализации личности. В них большое внимание уделяется усвоению индивидуумом социального опыта, необходимого ему для адекватной адаптации в социальном мире. А.В. Мудрик, рассматривая социализирующее значение воспитания, отмечает, воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает социальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии. Воспитание, мо его мнению, имеет определенные возможности создания
условий для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте. Воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, то есть уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [14].
Для того чтобы сохранить социальную структуру, общество формирует социальные стандарты и образцы ролевого поведения. Личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду. Однако в силу своей природной активности человек сохраняет и развивает тенденцию к автономии и формированию собственной позиции. Следствием этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Исходя из вышесказанного, можно выявить общие характеристики социальной адаптации и социализации. Оба процесса связаны с формированием личности индивида и предполагают активную позицию субъекта, связаны с усвоением и последующим воспроизводством социального опыта, протекают в различных видах деятельности во всех сферах жизни. Но, несмотря на тесную взаимосвязь эти два явления представляют собой самостоятельные процессы. При этом социализация предполагает интеграцию человека в социальную среду на протяжении всей его жизни. А социальная адаптация выступает в качестве одного из эффективных механизмов включения человека в систему социальных отношений. Воспитание же, как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта и процесса включения человека в общественную жизнь позволяет сформировать просоциальную направленность этих процессов.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1998
2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988
3. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.,
5. Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области // Воспитание школьника, ЛОИРО, СПб., 2001
6. Крайг Г. Психология развития, С.-П. 2006
7. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
8. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1998
9. Маклаков А.Г. // Психологический журнал 2001. Т.22. №1.
10. Медведев Г.П., Рубин Б.П., Колесников Ю.Г. Адаптация важнейшая проблема педагогики//Советская педагогика. 1969. 3.
11. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. – М., 1994
12. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974
13. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Киев: КГУ, 1983
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988
16. Образование и педагогика. Тезаурус. – ИНИНФО-2006
17. Парыгин В.Д. Основные социально-психологические теории. М., 1971
18. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002
19. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: Институт социальной работы, 1997
20. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.:МЕДГИЗ, 1960
21. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. М., 1996
22. Торохтий В.С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2010. № 1
23. Философский энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
24. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969
Термин «адаптация» в 1865 г. предложил немецкий физиолог Г. Ауберт. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. [12, с.13]. Изучение этого вопроса продолжил Ж.Б. Ламарк. Адаптационными изменениями он объяснял возникновение отдельных видов и их эволюцию. Французский зоолог различал три вида адаптации: прямую, косвенную (посредством упражнений органов) и внутреннее стремление организма к усовершенствованию, вызванное средой. При этом, согласно представлениям Ж.Б. Ламарка, животные и растения способны сохранять и передавать адаптивные изменения по наследству.
Впоследствии биологи и физиологи – в самом общем виде – понимали под адаптацией механизм эволюции биологических видов и приспособление отдельных особей к воздействию внешней среды. Поскольку человек имеет свою специфическую среду обитания – социальную, то наряду с биологическими механизмами адаптации, логично рассматривать и социальный аспект этого явления.
В гуманитарных науках начало изучению адаптации личности в социокультурной среде положили работы И.Г. Гердера. В своих трудах немецкий философ и культуролог подчеркивал адаптивную «недостаточность» человека – отсутствие узкоспециализированных приспособительных программ и адаптивных стратегий, передаваемых по наследству. Для восполнения этой природной «недостаточности», по его мнению, человек создает культуру. Социокультурная среда, в свою очередь, будучи системой «норм поведения, общения, деятельности и взаимодействия людей» выступает эффективным приспособительным инструментом, который обеспечивает саморазвитие общества [18, с. 22–23].
Понимание адаптации с течением времени менялось, отражая актуальные проблемы, волнующие ученых в разные исторические периоды. Многообразие трактовок термина «адаптация», вероятно, связано с его применением в разных областях знания, задачами, которые ставили перед собой исследователи при его изучении. Современные справочные, научные и научно-популярные издания содержат множество определений категории «адаптация». Все они отличаются характеристикой двух взаимодействующих систем, характером связи между ними, содержанием и результатом процесса адаптации.
В философии под адаптацией понимается как процесс «приспособление системы к условиям внутренней и внешней среды», так и его результат – «наличие у системы приспособленности к некоторым факторам среды» [23]. Психологические словари, в общем, определяют адаптацию как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [7]. Педагогические словари трактуют адаптацию как «способность субъекта приспосабливаться к различным условиям (внешняя среда, информационная среда, социальные условия, процесс обучения)» [16]. С точки зрения социальной педагогики адаптация – это продукт взаимодействия человека с окружающей социальной средой, результат предметной деятельности, преобразующий и среду, и сам субъект этого процесса.
Адаптации приводит личность к состоянию адаптированности. При этом А.А. Налчаджян, в своих работах отмечает, что успех адаптации зависит от адаптивности – способности человека к адаптации [15]. Понятие «адаптивность» трактуется как педагогами, так и психологами
довольно широко. Анализируя определения этого феномена можно говорить о том, что понятие рассматривается исследователями как переменная, характеризующая совокупность индивидуальных и социально-психологических признаков, обусловливающих эффективность адаптации. На основе анализа научной литературы можно выделить два основных подхода к определению адаптивности: через отдельные характеристики личности или их взаимосвязь и через способность к выбору индивидуальных стратегий адаптации.
Первый подход представлен в концепции адаптационного потенциала разработанной А.Г. Маклаковым [9]. Ученый определяет адаптационные возможности, оценивая уровень развития психических характеристик личности, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним А.Г. Маклаков относит самооценку личности, уровень нервнопсихической устойчивости, уровень конфликтности, уровень социальной поддержки, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива, наличие опыта общения.
Другой подход к проблеме адаптационных способностей заключается в понимании адаптивности, как способности человека выбирать
наиболее эффективные индивидуальные стратегии адаптации. «Адаптационная стратегия, по определению М.В. Ромма, – это осознанные и неосознанные действия, обеспечивающие личности состояние адаптированности» [18, с. 84]. При всем многообразии стратегий адаптации выделить одну универсальную невозможно, срабатывающую во всех адаптационных ситуациях. В природе не существует идеальной адаптации и не существует идеальной стратегии адаптации. Проблема адаптивности личности связана не с усвоением и воспроизводством одной «наилучшей», но с выбором оптимальных в каждой конкретной адаптационной ситуации приемов и способов адаптации.
Высокий уровень развития адаптивности личности может быть достигнут за счет активного взаимодействия с социальной средой при
максимальном использовании потенциальных возможностей социума. Условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптированности, является совокупность таких факторов как социальные способности, социальные потребности, социальные отношения, социально-значимая деятельность, отмечает в своей работе Торохтий В.С. [22].
В гуманитарных науках чаще применяется категория «социальная адаптация», под которой понимается процесс взаимодействия личности, или коллектива с окружающей общественной средой, в ходе которого они активно взаимодействуют и оказывают воздействие друг на друга [12, с. 24]. Л.Г. Гуслякова рассматривает социальную адаптацию как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с
социальной средой» [19, с. 8]. Более емкая трактовка, принадлежащая
А.Г. Морозу, позволяет определить социальную адаптацию как многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности и среды [13].
А.В. Мудрик под социальной адаптацией понимает «процесс и результат становления индивида социальным существом». [14] Согласно представлению Г.П. Медведева, Б.П. Рубина, Ю.Г. Колесникова, социальная адаптация – это «приобщение личности к определенным видам деятельности, усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды (микросреды), к которой он принадлежит» [10, с. 6467].
В зарубежной литературе также существуют различные трактовки и понимания социальной адаптации. Как совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности социальную адаптацию трактовал Т. Шибутани [24]. С. Ганс понимал под социальной адаптацией – выход из стрессовой ситуации [20].
Дж. Г. Мид [11] исследовал социальную адаптацию с позиции ролевой концепции личности. По его мнению, формирование установок и моделей поведения индивида зависит от установок и моделей поведения других членов социальной группы, в которую он включен, а сам процесс принятия социальной роли и является социальной адаптацией. Социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные позиции. Эти ожидания и требования воплощаются в конкретных социальных нормах [21]. Разработке концепции социальной роли и определению этого понятия особое внимание уделял И.С. Кон. По его мнению, «социальная роль – это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» [3, с. 61]. Понятие социальной роли, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, то есть его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. И.С. Кон, подчеркивает, что в реальной жизни индивиды не просто усваивают предлагаемые им социальные роли и адаптируются к среде, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир [4, с. 31].
Процесс развития личности и социальной адаптации как динамику освоения социальных ролей рассматривал и А.А. Бодалев [2]. Количество социальных ролей зависит от многообразия видов деятельности,
отношений и социальных групп, в которые входит личность с ее потребностями, ценностями и интересами. Чем больше социальных ролей индивид способен воспроизвести, тем более приспособленным к жизни он является. Поскольку чем шире спектр социальных связей и чем интенсивнее происходят изменения в окружающей среде, тем более трудной оказывается социальная адаптация, а ее успешность во многом зависит не только от характеристик самого индивида, но и среды.
Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы поведения и деятельности. Различные социальные роли человек осваивает и воспроизводит во всех сферах жизни. Согласно «Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области» [5, с. 21-23], разработанной Н.П. Царевой и др., личность включена в пять сфер жизнедеятельности: бытовую, трудовую, общественную, сферу познания и досуга (рис.).
Первичная базовая сфера – это сфера быта, определяющая и организующая условия человеческой жизни. Адаптация в быту заключается
в формировании ряда установок, навыков, привычек и качеств личности, соотносящихся с традициями, существующими отношениями между людьми вне сферы отношений, складывающихся с семьей, родственниками и знакомыми. В сфере быта адаптация наиболее актуальна, так как здесь закладываются основы адаптивности.
Рис. Сферы жизнедеятельности человека (по Н.П. Царевой)
Сфера труда занимает особое место, так как концентрирует в себе основу для успешной жизненной перспективы, социально-нравственную и гражданскую позицию личности. Адаптация в сфере труда складывается из овладения системой знаний, умений, навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей; выполнения требований трудовой дисциплины; самостоятельности при выполнении должностных функций; установлении взаимоотношений с коллегами, основанных на взаимоуважении. От того насколько основателен и разносторонен опыт человека в созидательной продуктивной деятельности, зависит настолько он и готов к построению жизни на основе труда, а не на вымогательстве, мошенничестве и других криминальных проявлениях.
Сфера общественной деятельности представляет собой совокупность институтов гражданского общества и государства, организаций и
процессов, которые позволяют человеку реализовать свои взгляды, убеждения и интересы, добровольно объединяясь в различные клубы, ассоциации и объединения. В процессе адаптации в этой сфере личность, или социальная группа осваивает нормы, ценности, модели поведения и деятельности, свойственные гражданскому обществу.
В сфере познания закладывается интеллектуально-нравственный фон всего происходящего в окружающей среде. В ходе адаптации в этой сфере происходит формирование мировоззрения, умение анализировать процессы, происходящие в жизни природы и общества, выработка по отношению к ним собственного отношения и выстраивание жизненной позиции.
Среда досуга (отдыха) обеспечивает возможность приобщения человека к ценностям художественной культуры, литературы, искусства. Адаптация в этой сфере предполагает формирование ценностей, отвечающих нормам здорового образа жизни, эстетической культуры. Формирование устойчивых ценностей в данной сфере делает жизнь наполненной высокими образами духовной культуры. Именно в этой сфере важна среда общения, где закрепляются добровольно выбранные способы взаимодействия, создаются прочные межличностные связи.
В каждой из вышеперечисленных сфер жизнедеятельности человек приобретает определенный социальный опыт. Социальный опыт А.В. Мудрик трактует как «синтез различного рода умений и навыков, знаний, способов деятельности, мышления, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний». [14] Процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, по мнению И.С. Кона представляет собой социализация. [6] Таким образом, разнообразный социальный опыт является не только основой эффективной социальной адаптации, но и социализации личности.
Г.М. Андреева рассматривает социализацию как процесс воспроизводства индивидом общественных отношений: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1].
Б.Д. Парыгин дает следующее определение социализации: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [17].
Таким образом, социальная адаптация неразрывно связана с социализацией личности. В понятии социализации заключается способность человека усваивать изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Разница заключается лишь в том, что социализация является более широким понятием и представляет собой непрерывный процесс, в результате которого человек, который изначально наделен определенными биологическими задатками, приобретает необходимые качества и социальный опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе. В то время как социальная адаптация выступает важнейшим механизмом социализации личности.
Социализация человека происходит не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного образования и воспитания. Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации, целенаправленной деятельностью по передаче социального опыта и процессом включения личности в жизнь общества.
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества: в сферу быта, общественно – производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. Воспитание осуществляет все общество, так как оно означает социальное становление личности, процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор [8].
В широком педагогическом смысле – воспитание – это целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с воспитанием нравственных качеств [8].
Среди множества концепций воспитания, в современном обществе лидируют концепции гуманизации и социализации личности. В них большое внимание уделяется усвоению индивидуумом социального опыта, необходимого ему для адекватной адаптации в социальном мире. А.В. Мудрик, рассматривая социализирующее значение воспитания, отмечает, воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает социальные нормы и ценности, не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии. Воспитание, мо его мнению, имеет определенные возможности создания
условий для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте. Воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации. Воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, то есть уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [14].
Для того чтобы сохранить социальную структуру, общество формирует социальные стандарты и образцы ролевого поведения. Личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду. Однако в силу своей природной активности человек сохраняет и развивает тенденцию к автономии и формированию собственной позиции. Следствием этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Исходя из вышесказанного, можно выявить общие характеристики социальной адаптации и социализации. Оба процесса связаны с формированием личности индивида и предполагают активную позицию субъекта, связаны с усвоением и последующим воспроизводством социального опыта, протекают в различных видах деятельности во всех сферах жизни. Но, несмотря на тесную взаимосвязь эти два явления представляют собой самостоятельные процессы. При этом социализация предполагает интеграцию человека в социальную среду на протяжении всей его жизни. А социальная адаптация выступает в качестве одного из эффективных механизмов включения человека в систему социальных отношений. Воспитание же, как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта и процесса включения человека в общественную жизнь позволяет сформировать просоциальную направленность этих процессов.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1998
2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988
3. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.,
5. Концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области // Воспитание школьника, ЛОИРО, СПб., 2001
6. Крайг Г. Психология развития, С.-П. 2006
7. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
8. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1998
9. Маклаков А.Г. // Психологический журнал 2001. Т.22. №1.
10. Медведев Г.П., Рубин Б.П., Колесников Ю.Г. Адаптация важнейшая проблема педагогики//Советская педагогика. 1969. 3.
11. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. – М., 1994
12. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1974
13. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Киев: КГУ, 1983
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988
16. Образование и педагогика. Тезаурус. – ИНИНФО-2006
17. Парыгин В.Д. Основные социально-психологические теории. М., 1971
18. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002
19. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: Институт социальной работы, 1997
20. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.:МЕДГИЗ, 1960
21. Тадевосян Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. М., 1996
22. Торохтий В.С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2010. № 1
23. Философский энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
24. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969
Источник: М.Ю. Смелков
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи