Человеческая личность подвергается образовательному воздействию на протяжении всей сознательной жизни. В этом смысле мы говорим о непрерывности образования, понимая ее, однако, не как равномерный и плавный процесс, избавленный от скачков. В образовании личности, наряду с периодами постепенных изменений, есть фазы качественных сдвигов. Таков переход от дошкольного детства к учебе в школе или выбор дальнейшего жизненного пути. Своеобразные переломы в развитии личности могут быть связаны с резкой профессиональной переориентацией или с переменой ее мировоззренческой позиции (смена конфессиональной принадлежности, переход от религиозности к атеизму, или наоборот, трансформация политической и идеологической установки).
Для каждого конкретного человека получение должного образования – это одно из наиболее важных, или может быть самое важное условие успешной самореализации. Фундаментальной целью социально ориентированного государства является выравнивание стартовых возможностей граждан средствами образования.
Статья 1 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» устанавливает, что государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
В статье 2 данного Закона образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Эти и другие положения национального законодательства об образовании фиксируют ключевое значение образовательной деятельности для государства, белорусского общества в целом, а также для каждого отдельного человека, определяют структуру национальной системы образования и устанавливают возможные на данном этапе развития страны гарантии получения образования в Республике Беларусь.
Принципиальное значение имеет тот факт, что общая организация образовательной деятельности в стране опирается прежде всего на внутреннюю логику развития человеческой личности. Так, основное образование в Республике Беларусь подразделяется на следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.
Каждый из этих уровней соотносится с определенным этапом
личностного развития. В свою очередь дополнительное образование направлено на дальнейшее развитие личности и углубление профессиональной компетентности. Оно включает внешкольное
воспитание и обучение, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.
Дошкольное образование – это исток и фундамент, на котором
зиждется вся система образования, а также и вся последующая жизнь человека. Поэтому цель его, как определено в Законе об образовании, состоит в том, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях. Эта общая цель конкретизируется в других руководящих государственных документах, которые устанавливают, что воспитание, обучение и развитие детей в дошкольных учреждениях нацелено на формирование у них чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного поведения.
К главным задачам дошкольного образования, решение которых определяет его качественный уровень, в данных документах отнесено обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, а также развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений
разных видов, типов и профилей, новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами родителей. Особо подчеркивается необходимость составления индивидуальных программ развития детей при участии высококвалифицированных специалистов. В целом по стране охват детей дошкольным образованием выше 80 %. Вместе с тем белорусские семьи, воспитывающие детей, имеют гарантированную возможность получения систематической помощи со стороны опытных педагогов и психологов как в рамках дошкольных
учреждений, так и в формах педагогического патронажа, материнской школы. Намечено также развивать платные образовательные услуги на дому в виде гувернерской практики, избрания семейного педагога и т. д.
За дошкольным следует уровень общего среднего образования,
достигаемый, как говорится в статье 1 Закона Республики Беларусь
«Об общем среднем образовании», в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания. Этот уровень
должен обеспечивать духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками, навыками умственного и физического труда; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Государственная политика в области общего среднего образования, как определено в данном законе, нацелена на обеспечение
гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей и, вместе с тем, на достижение преемственности между дошкольным образованием, последовательными ступенями общего среднего образования, а также профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием. В утвержденной Советом Министров страны Программе развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы подчеркивается, что интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально-ориентированной рыночной экономикой [2: 45].
Эта емкая формулировка указывает на исключительно ответственную роль общего среднего образования в жизни современного общества и человека. Задумаемся над значениями слов «общий» и
«средний». В фундаментальном 17-томном Словаре современного русского литературного языка [6] слову «общий» отведено шесть страниц. Здесь выделяются следующие основные его значения:
1) осуществляемый всеми (в обществе, группе, коллективе), совместный; 2) принадлежащий в равной мере всем, всему обществу; всенародный, общественный; предназначенный для совместного
пользования; 3) один и тот же для одного и другого (других); имеющий одинаковое отношение ко всем (в какой-то группе); одинаково присущий всем (всему) в какой-то группе; 4) охватывающий чтолибо в целом; относящийся к чему-либо в целом; 5) обязательный для всех; 6) не ограниченный специальным назначением; 6) объединенный, собранный воедино, объединяющий всех (в каком-то коллективе, группе); представляющий собой совокупность, смешение каких-либо предметов, лиц; 7) цельный, единый; воспринятый в
целом, обобщенно, в отвлечении от деталей, частностей; 8) неконкретный, схематичный, поверхностный.
«Средний», как следует из соответствующей словарной статьи в том же «семнадцатитомнике», означает: 1) находящийся посередине; равно удаленный от краев чего-либо; 2) промежуточный по своим свойствам, признакам (между большим и малым, высоким и низким); именно здесь разъясняется: «средняя школа, среднее учебное заведение. Школа, учебное заведение, дающее общее образование, достаточное для поступления в высшее учебное заведение или профессиональное образование, достаточное для работы в
качестве специалиста средней квалификации»; 3) ни хороший, ни плохой; посредственный; 4) обычный, нормальный для группы каких-то явлений. Мы далеко не всегда учитываем должным образом многозначность используемых нами слов. Итак, общее среднее образование общедоступно (и даже обязательно для всех – при наличии у государства соответствующих возможностей); оно не связано со специальной подготовкой и объединяет в некоторую целостность разнородные знания, отвлекаясь при этом от многих деталей, частностей; оно, следовательно, поверхностно, усреднено. В качестве среднего оно является переходным звеном между низшим, элементарным (начальным) и высшим образованием. Конечно, словарные статьи не являются достаточным основанием для вынесения однозначных и ответственных заключений или определений; но здравый смысл подсказывает нам, что зафиксированные в языке смысловые оттенки отнюдь не случайны.
Для школьника общее среднее образование представляет собой самостоятельный и исключительно важный этап жизни, который, однако, воспринимается совсем не так, как дошкольное детство. Для ребенка дошкольного возраста все наполнено игрой, в
которой и через которую он развивается, постигает мир. Учеба в школе – это уже не игра. Ее результаты оцениваются строго и, увы, не всегда справедливо (хотя бы уже потому, что оценивать обычно приходится, руководствуясь едиными, общими критериями, а ученики ведь все разные). Ребенок отлично улавливает смысл игры, в которую он с удовольствием включается; школьнику же далеко не всегда понятно, зачем ему нужно знать то, что его обязывают знать. Впрочем, и ребенку приходится делать немало такого, что поначалу
ему совсем не нравится – соблюдать правила личной гигиены, поддерживать порядок, быть внимательным и вежливым и т. д. Все это и многое другое вместе взятое составляет социализацию, или вхождение в культуру.
Школа, по мысли Дьюи, это специально организованная образовательная среда, являющаяся моделью общества («обществом в миниатюре»). Она возникает тогда, когда усложнение общественного опыта требует его фиксации с помощью письма, т. е. выражения
этого опыта в знаково-символической форме, усвоение которой требует целенаправленных образовательных усилий. При этом в письменной форме сохраняется не всякое знание, а главным образом такое, которое отличается от повседневного, передаваемого традиционным путем, и признается особенно важным для жизни сообщества. Весь массив упорядоченного и символически выраженного общественного опыта чересчур обширен и разнороден, чтобы можно было надеяться на его быстрое и полное усвоение ребенком. Поэтому первая функция школы, как полагает Дьюи, состоит в том,
чтобы создать упрощенную среду, в которой отобраны фундаментальные моменты культурной традиции, подлежащие усвоению детьми в процессе образования и адаптированные к возможностям их восприятия.
Вторая функция школы видится им в защите растущей личности от разлагающего влияния отдельных сторон широкой социальной среды. В школе происходит отбор лучших образцов организации жизни, которые следует сохранять и передавать новым поколениям. Третья функция школы связана с необходимостью компенсировать сохраняющееся в обществе социальное неравенство, обеспечивая людям равные или хотя бы сходные возможности реализовать себя в жизни. Наконец, следует учесть то обстоятельство, что современное общество имеет исключительно сложную структуру, в нем представлены и находятся в динамической взаимосвязи элементы, группы с разнородными, порой даже противоположными интересами. Поэтому еще одна важная функция школы состоит в создании для подрастающего поколения сравнительно однородной и сбалансированной среды для противодействия имеющимся в обществе центробежным силам. Школа призвана приобщать детей к единой системе знаний и ценностей, преодолевая узость группового мировоззрения. Таким образом, школа выполняет стабилизирующую и интегрирующую функцию [1: 24–47].
Задача педагога, по Дьюи, состоит в организации такой образовательной среды, которая вызывает намечаемые отклики ученика и направляет его познавательную деятельность. Но действительные смыслы формируемым навыкам сообщает не учебная, а социальная среда. И если это не сразу бросается в глаза, то дело в том, что в рамках образовательного процесса в школе опыт социальной жизни оказывается предварительно переформулированным в педагогических целях. «Для этого смыслы, считающиеся наиболее важными, извлекаются и располагаются в определенной системе… Изобретение письма и книгопечатания придает этой деятельности мощнейший импульс. И узы, которые соединяют предметное содержание школьных занятий с привычками и идеалами социальной группы, все более и более маскируются и скрываются» [1: 172]. Тем не менее содержание учебных предметов, материалы школьных занятий
конкретизируют и раскрывают смыслы социальной жизни, несут в себе те компоненты культуры общества, которые принято считать наиболее важными, основополагающими в силу их причастности к опыту и интересам многих людей и поэтому подлежащими обязательному сохранению, притом в четко организованной форме.
Ответственность задачи усвоения такого содержания побуждает обратить особое внимание на то, что на деле является знанием. Нередко под знаниями понимают весь необъятный массив фактов и истин, накопленных людьми в ходе исторического развития. Однако
некритически воспринимаемые сообщения о чужих знаниях могут
содержать неточности, перемешивать истину и заблуждение. Люди бывают доверчивыми, склонными к поспешным выводам и упрямо настаивающими на своих ошибках, отыскивая им разнообразные оправдания. Наука, по Дьюи, представляет собой способ избежать подобных опасностей, и этим объясняется ее особое место в системе образования. Но логически упорядоченная форма научных знаний, четко устанавливающая их предпосылки и следствия, весьма непохожа на привычные формы обыденного знания, с которыми знакомы и школьники. Строгое научное знание – это в некотором отношении идеал, но отнюдь не отправная точка в образовательном процессе. Начинается он с того, что близко и понятно ученикам. Наука далеко еще не слилась с повседневными образными и эмоциональными установками людей, которые реально вовлечены в образование; наш менталитет еще не стал научным (и, добавим, едва ли вообще когда-нибудь станет всецело научным). Этим, однако, отнюдь не ставится под сомнение необходимость учащимся осваивать научное миропонимание, пронизанное убежденностью в возможности рациональной организации жизни людей.
Цель школьного образования состоит в том, чтобы научить учиться и вместе с тем вооружить ученика необходимым стартовым
культурным багажом, позволяющим успешно продолжать жизненный путь. Определение цели школьного образования, однако, будет неполным, если мы не выразим в нем достаточно отчетливо особую функцию школы в жизни людей, связанную с обеспечением целостности и внутренней согласованности культуры общества. Дело в том, что школьное образование выступает весьма важным связующим звеном между миром повседневности и разнообразными областями специализированной деятельности людей – наукой, искусством, политикой, техническим творчеством, менеджментом и т. д. В каждой из таких областей вырабатываются особые знания и умения, а также правила организации деятельности и общения между людьми. Давно уже было указано на существование глубоких различий между гуманитарной и научно-технической культурами; это различение следовало бы дополнить указанием на своеобразие политической, экономической, информационно-коммуникационной
культуры.
Усложнение организации общественной жизни, ее дифференциация и специализация многих ее подразделений ведут к тому, что разнообразные виды человеческой деятельности и соответствующие им формы и способы общения становятся непонятными за пределами определенного круга посвященных в них или специально подготовленных лиц. Поэтому возникает настоятельная необходимость построения содержания общего образования прежде всего на основе таких элементов, которые выражают и реализуют целостность современной культуры, ее единство в многообразии. Школа
должна вооружить учащихся знанием понятийного аппарата современной культуры, общего для самых разных видов деятельности. Этот «язык» культуры охватывает более или менее согласованные между собой понятия и образы, адаптированные к задачам школы и складывающиеся в единую картину мира.
Миссия школы как интегратора культуры не ограничивается лишь рамками науки. Люди, завершившие обучение в школе и вступающие в самостоятельную жизнь, должны быть знакомы как с основами наук о природе, обществе и человеке, так и с искусством, моралью, законами своей страны, наконец, с типовыми социальными ролями, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Они
должны быть осведомлены о ценностях и целях, которые характеризуют деятельность соответствующих институтов и общества в целом. Современному человеку нужно знать, каковы его основные права и обязанности, с какими общественными институтами и категориями специалистов ему придется иметь дело, каковы, наконец, правила обращения к ним для получения определенных услуг, позитивного решения разнообразных вопросов. Ему вообще нужно очень многое знать, понимать и уметь для того, чтобы его повседневная
жизнь была хорошо организованной и благополучной.
Школа как бы исторгает образующуюся личность из мира неотрефлексированной обыденности и вовлекает ее в сложное переплетение многообразных способов деятельности и общественных отношений, а также специфических идей, предписаний и норм, устанавливаемых науками, искусствами, религиями, политическими и социальными движениями, экономическими процессами, решениями законодательной и исполнительной властей и т. д. Школьные
учителя прилагают целенаправленные усилия для того, чтобы сделать надобыденное знание, предъявляемое учащимся в качестве содержания образования, возможно более понятным и доступным, приблизив это содержание к повседневной жизни и указав способы его применения.
Различные миры надобыденных реальностей, открываемые или создаваемые духовным творчеством людей, нередко весьма существенно отличаются друг от друга, и ученому-биологу бывает ничуть
не легче понять ученого-теолога, чем неученому обывателю – их обоих. Деятельность образования оказывается принципиально значимой в плане формирования предпосылок достижения взаимопонимания между специалистами разного профиля на основании совместного использования некоего усредненного языка современной культуры, усваиваемого прежде всего в период учебы в школе. Тем самым образование как среднее, так и высшее выполняет ничем другим не заместимую функцию всеобъемлющего интегратора культуры, связывающего в своем содержании обыденный и надобыденный уровни человеческого бытия. Вместе с тем образование
вносит весьма существенный вклад в налаживание связей между социально дифференцированными версиями определенной национальной культуры, а также между различными национальными культурами. Вся эта ответственная работа разворачивается прежде всего в школе.
Все это подводит к выводу об основополагающей роли общего образования по отношению к образованию профессиональному и специальному. Главная цель общего образования – развитие человеческой личности, позволяющее конструктивно реализовать ее потенциал и отвечающее базовым тенденциям совершенствования общественной жизни, гармонизации отношений человека и природы. Качества специалиста, профессионала, вообще субъекта определенных общественных отношений и деятельности являются лишь сторонами, характеристиками человека как личности. Профессиональная подготовка не может считаться полноценной, если она не связана с выработкой конструктивных ценностно-целевых установок личности, ее зрелой общественной, гражданской позиции. Человек как личность всегда шире и богаче определениями, нежели только человек-работник, профессионал, специалист.
Тем не менее, получив общее образование, человек должен также овладеть какой-то профессией, приобрести специальность, востребованную в обществе и позволяющую реализовать себя в работе. Успешно окончив среднюю школу, можно далее поступить в профессионально-техническое училище или непосредственно устроиться на работу, подготовка к которой ограничивается, например, краткосрочными курсами. Можно также поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение. Каждый из этих вариантов
выбора жизненного пути имеет существенную специфику, но их объединяет то, что после окончания школы общее образование в большей или меньшей степени отодвигается на второй план и начинается непосредственная подготовка к будущей работе. Для современного общества характерна высокодифференцированная и весьма динамичная система рабочих мест, каждое из которых предъявляет определенные образовательные требования к человеку, претендующему на его замещение. Только в 2007–2008 учебном
году в учреждениях профессионально-технического образования нашей страны был прекращен прием по 278 профессиям и, вместе с тем, открыта подготовка по 249 новым для отдельных учебных заведений профессиям; примерно 84 % приема в эти учебные заведения произведено по договорам с организациями-заказчиками о подготовке рабочих либо служащих [3: 25–26].
В Законе «Об образовании в Республике Беларусь» выделены особые главы, в которых определяются профессиональнотехническое образование (глава 6), среднее специальное образование (глава 7), высшее образование (глава 8), последипломное образование (глава 9). Все эти главы построены по единому образцу. Вначале в них раскрываются цели и структура соответствующей образовательной деятельности, затем характеризуются учреждения, обеспечивающие получение данного образования, и, если нужно, какие-то другие значимые моменты (например, формы получения профессионально-технического образования, академические свободы и автономия управления в вузах), а в конце обычно излагается порядок аттестации лиц, получивших образование, и описываются документы о его получении и присвоении квалификации.
Примечательным является структурное и отчасти даже содержательное сходство формулировок целей каждого из этих уровней
образования. «Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих». «Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами». «Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации». «Послевузовское образование призвано обеспечить максимальную реализацию способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности и ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации, получение новых знаний о природе, человеке, обществе, а также разработку новых технологических идей и основ технологий».
В этих формулировках обнаруживается немаловажная особенность целеполагания в сфере образовательной деятельности: цели, устанавливаемые на государственном уровне, определяются порой недостаточно операционально, хотя смысл их достаточно ясен.
Вначале в них говорится о личностных аспектах образования соответствующего уровня, затем о его общественной значимости. Очевидно, что наряду с рабочими и служащими, стране нужны специалисты со средним и высшим образованием, а также кандидаты и доктора наук. Специалист отличается от рабочего тем, что он имеет не только профессиональные умения и навыки, но и знания научных основ соответствующей деятельности. Высшее же образование приобщает человека к научным исследованиям и тем самым активизирует и развивает его творческий потенциал. Правда, эта
общая цель высшего образования не всегда достигается на деле,
да и возможности специалиста с высшим образованием порой не используются с должной эффективностью. Тем не менее престиж высшего образования в современном обществе оспаривается довольно редко.
Мотивы, по которым люди получают высшее образование, бывают разные. В их числе выделяют: интеллектуальные (образование ради знаний), прагматические (образование ради денег), статусные (образование ради престижа), а также обширную группу мотивов ситуативного характера (стремления отсрочить начало профессиональной деятельности, избежать призыва в армию, найти себе временное занятие и т. д. [5: 7]. Феномен высшего образования
тоже весьма разноаспектен. В принципе образование является высшим в сопоставлении с существующим средним (общим и специальным), а также элементарным (начальным). Среднее образование в основном достаточно для решения типичных задач, которые встречаются в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, не требующей решения поисковых творческих задач с элементами научного исследования. Наличие у человека среднего образования вовсе не препятствует ему заниматься самообразованием, развивать в себе творческие способности и т. д. Документ о среднем образовании удостоверяет достижение определенного уровня образованности и, в случае ССУЗа, специальной подготовки, соответствующей требованиям образовательного стандарта.
Образованный человек, как правило, является профессионалом или специалистом в какой-то области деятельности. О рабочих мы говорим, что они хорошо (или плохо) обучены; о специалисте – что он должным (или не должным) образом подготовлен. При этом акцентируется внимание наличии знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для выполнения соответствующей деятельности на определенном качественном уровне. Но если мы называем кого-либо образованным человеком, то подразумевается не только это. Предполагается, что образованный человек сформировался как личность и имеет широкое миропонимание; он освоил знания, относящиеся к различным сферам жизни, и выработал собственное отношение к ним, равно как и ко всему, что происходит вокруг него. Его профессиональная деятельность соотносится с определившимся миропониманием, направляется им. Мировоззрение человека определяет внутренние основания целей его деятельности.
Высокая образованность характеризуется основательностью, пониманием сути освоенного дела и его связи со всей совокупностью человеческих дел и забот. Она противоположна как поверхностной эрудированности, так и профессиональной ограниченности. Специализация всегда предполагает сужение области интересов и
деятельных усилий, их замыкание на какие-то четко очерченные
предметы. Вспомним К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу; и тот, и другой односторонни». Подлинная образованность не препятствует качественной специальной подготовке, но и не сводится к ней, а предполагает такую внутреннюю культуру личности, которая исключает абсолютизацию частных, узких интересов и целей. Полезным представляется сопоставление современного понятия образованного человека и разработанного в свое время Манхеймом толкования феномена интеллигенции. В каждом обществе, утверждает автор, есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Он называет такие группы интеллигенцией, отмечая, что интеллигенция рекрутируется из самых разных социальных слоев, и она способна быть рупором, открыто выражающим соперничество различных типов мышления, вырастающих на основе определенного социального опыта. Иллюзия правильности только какого-то одного способа интерпретации мира при этом исчезает.
Связь между различными группами интеллектуалов обеспечивается образованием. Именно высокая образованность выделяет их из других групп и оказывается здесь более важной, чем происхождение или имущественное положение. В содержании и всей организации высшего образования так или иначе выражаются различные, порой даже противоположные социальные устремления и тенденции, действие которых испытывает на себе современный образованный человек. Он знакомится с разными типами мировоззрения, с разными взглядами на сущее и должное в жизни общества. Наиболее значительные представители интеллигенции проявляют острую социальную восприимчивость, подвергая критической оценке все
идеи и теории с учетом постоянно меняющейся ситуации. Они, может быть, не имеют строго однозначной приверженности к некоторой влиятельной социальной позиции, но зато они способны взять на себя трудную миссию выражения духовных интересов социального целого. Именно перед интеллектуалами со всей остротой встает проблема выбора собственной позиции, тогда как другие люди обычно просто «плывут по течению», следуя привычкам и установкам своего социального слоя. Интеллектуалы обладают также сравнительно большой информированностью и свободой выбора. Мировоззренческий синтез, обеспечиваемый образованием, позволяет строить практическую деятельность на более прочной основе, которую создает расширяющийся кругозор личности.
Характеризуя социально-культурную миссию высокообразованных людей, нужно особо подчеркнуть, что они не просто усваивают и интегрируют уже имеющиеся знания, но и сами, как правило, являются творцами нового знания, новых ценностей культуры. Признанными центрами высшего образования и интеллектуальной
жизни общества в целом являются университеты. Преподаватели
здесь излагают студентам знания, к получению которых они сами причастны, поэтому они способны квалифицированно оценить то, что происходит, так сказать, на переднем фронте науки, выступить экспертами, определяющими действительную значимость новых научных идей и результатов. Студенты университетов соединяют учебную и научно-исследовательскую деятельность; они располагают благоприятными возможностями для участия в культуротворчестве. В наши дни, когда происходит структурная перестройка белорусской экономики и науки, связанная с вступлением страны на инновационный путь развития, роль университетской образованности в жизни общества заметно возрастает. В постиндустриальном обществе, основанном на широком использовании информационных технологий и постоянных инновациях, потребность в работниках, которые имеют высшее образование и подготовлены к осуществлению инновационной деятельности, будут, надо полагать, устойчиво расти. Инновации опираются на исследования и разработки; учеба в университете – это оптимальный путь подготовки к результативной инновационной деятельности. В целом высшему образованию в рамках постиндустриального общества, как полагает В.И. Стражев, отводится та же роль, «что и всеобщему среднему образованию на последнем этапе индустриальной цивилизации: обеспечение закрепления социальных и технологических достижений и дальнейшего продвижения цивилизации по пути к «обществу знаний»» [7: 8–9].
В Республике Беларусь, как и во многих других странах, весьма значительная часть выпускников средних общеобразовательных и специальных учебных заведений ежегодно пополняет ряды студентов вузов. Массовость высшего образования, а также неодинаковая сложность задач, решаемых специалистами с вузовским дипломом, побуждает выделять в нем определенные уровни или ступени. В законе Республики Беларусь «О высшем образовании» устанавливается, что в нашей стране высшее образование подразделяется на две ступени. Срок обучения на первой из них составляет четыре– пять лет; вторая ступень (магистратура) рассчитана на обучение в течение одного–двух лет. Уже первая ступень обеспечивает получение студентами фундаментальных и специальных знаний, а также соответствующих навыков. На второй же ступени формируются знания и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы. В других странах дифференциация ступеней высшего образования может быть несколько иной, но ее общая идея такова: надстроить над массовым высшим образованием подсистему, обеспечивающую преимущественно адресную и во многом индивидуализированную подготовку специалистов особенно высокого класса.
Хотя высшее образование является специальным, оно обязательно заключает в себе элементы продолжающегося общего образования. Не случайно в учебных планах отечественных вузов весьма значительное место занимают блоки социальногуманитарных и общеобразовательных естественнонаучных дисциплин. Изучение этих дисциплин в чем-то предваряет специальную подготовку, в чем-то сопутствует ей, расширяя кругозор личности; оно также закладывает фундамент дальнейшего личностного и профессионального роста. Включение элементов общего образования в структуру высшего образования имеет глубокий смысл. Так, предусмотренное в учебных планах многих специальностей первой ступени высшего образования изучение курса «Основы современного естествознания» позволяет, как полагают разработчики его программы, обеспечить прежде всего более зрелое понимание студентами открываемых современным естествознанием новых возможностей решения проблем, с которыми сталкивается общество (питание, охрана здоровья, энергетика, материалы и др.). Этот курс видится также значимым в плане эффективного внедрения элементов научной рациональности в систему поведенческих регулятивов специалистов, развития у них установки на проведение естественнонаучной экспертизы принимаемых решений с целью избежать затрат на реализацию псевдонаучных идей и проектов [4: 42–43].
Специалист с высшим образованием призван не только выполнять типовые, стандартизированные задания, но и ставить и решать творческие задачи. И в том, и в другом случае специалист несет ответственность за ближние и дальние последствия его работы. Он не
должен быть бездумным исполнителем чьих-то поручений, слепым орудием чьей-то воли. Для того, чтобы специалист мог осмыслить эту ответственность, ему нужно иметь весьма основательную гуманитарную и общемировоззренческую подготовку. Правда, стремление сделать первую ступень высшего образования менее затратной нередко ведет к уменьшению продолжительности обучения, а поскольку специальная подготовка при этом не должна ухудшиться, то время от времени предпринимаются попытки механически сократить цикл социально-гуманитарных дисциплин и оставить в нем лишь некоторый функциональный минимум содержания. Тем самым создается угроза отклонить высшее образование от одной из его фундаментальных целей – обеспечения общекультурного развития личности, служащего противоядием от профессиональной односторонности и ограниченности.
Конечно, человек, получающий высшее образование, может и сам позаботиться о дальнейшем расширении своего мировоззренческого кругозора, и это можно делать не только в рамках учебного
плана вуза. И все же обеднение содержания социальногуманитарного, в сущности мировоззренческого образования студентов затрудняет переход к эффективному самообразованию, предполагающему определенный стартовый запас соответствующих знаний, а также зрелые навыки критической мировоззренческой рефлексии. Если мы уделяем значительное внимание организации и содержанию специальной подготовки, то мы в такой же степени должны озаботиться и общекультурной, мировоззренческой подготовкой специалистов. Эти два направления высшего образования не просто равнозначны, они еще и подкрепляют друг друга. Мировоззрение личности и культура общества как широкая и общая его основа интегрируют достижения различных специализированных областей человеческой деятельности, последние же развиваются прежде всего «на стыках». Действительно новое в науке и технике есть продукт высокой и богатой содержанием культуры, носителями и творцами которой являются высоко образованные люди. Узость кругозора, наоборот, гасит творчество, не позволяя видеть перспективу и действительный смысл созидаемого. Обеднение гуманитарно-мировоззренческого и общенаучного содержания высшего образования ведет к превращению его в несколько осовремененную разновидность обучения ремеслу. Но от ремесленников мы не требуем и не ждем прорывов к сущностно новому знанию, инновационной организации практической деятельности, действенного стремления к подлинно гуманистической ориентации общественной жизни, обеспечивающей плодотворную коэволюцию человека и природы, ответственное отношение людей к своему настоящему и будущему.
Следующий за высшим уровень основного образования представлен послевузовским образованием, которое включает подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук через аспирантуру, адьюнктуру и ассистентуру-стажировку, а также с присуждением ученой степени доктора наук через докторантуру. Предусмотрена также возможность послевузовского образования в форме соискательства. Обеспечение получения послевузовского образования возложено прежде всего на высшие учебные заведения; осуществляют его также научные и другие организации, имеющие соответствующий потенциал.
К дополнительному образованию относятся прежде всего повышение квалификации и переподготовка кадров, призванные обеспечить профессиональное совершенствование работников, их адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо это и людям, получившим высшее образование, и специалистам со средним образованием, и тем, кто имеет профессионально-техническое образование. Круг учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, довольно широкий (начиная от курсов, учебных центров и
вплоть до академий), однако и здесь роль высших учебных заведений особенно велика. В Законе «О высшем образовании» устанавливается право вузов осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием по дополнительным специальностям, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессиональную подготовку по отдельным сертифицированным курсам и даже обучение на третьей ступени общего среднего образования. Более того, для получения статуса классического университета необходимо, чтобы в вузе имелась аспирантура и обеспечивалась переподготовка и повышение квалификации специалистов.
В нашей стране более 10 лет успешно действует Академия последипломного образования, которая была создана на базе Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. Новая социальнокультурная функция Академии состоит в том, чтобы не только поддерживать сложившуюся образовательную практику (с этим в целом успешно справлялся и прежний ИПК, а до него – Республиканская
курсовая база повышения квалификации педагогических кадров), а прежде всего обеспечивать образовательные инновации, осуществляя опережающую подготовку кадров. Педагоги, обучающиеся в Академии, «знакомятся с нововведением еще до непосредственного внедрения его в практику образовательных учреждений, получая соответствующее методическое сопровождение» [8: 36]. В Академии органично соединены все виды послевузовского образования, начиная от повышения квалификации, межкурсовой подготовки и вплоть
до подготовки научных кадров высшей квалификации через аспирантуру. В основном аспирантами Академии становятся работники институтов повышения квалификации, органов образования, методических учреждений.
Подводя итоги рассмотрения взаимосвязей между целями личности, общества и государства в сфере образования, еще раз напомним о том, что общая организация образовательной деятельности в стране, выражающаяся в последовательности уровней основного образования, в целом опирается на внутреннюю логику развития личности. Дошкольное, школьное и профессиональноспециальное образование соответствуют трем основным этапам этого развития.
Национальная система образования нацелена прежде всего на то, чтобы укрепить дошкольное образование как неоспоримый в своей значимости фундамент личностного и общественного развития.
Цели школы состоят в том, чтобы обеспечить должное общее образование, адекватное состоянию экономики и культуры, а также
помочь каждому ученику найти себя в жизни, определить такую линию дальнейшей деятельности, которая, ведя его к эффективной самореализации, согласовывала бы его притязания с потребностями государства и общества. Получение в школе общего образования соединяется с работой по профессиональной ориентации.
Социально-государственная цель профессионального образования состоит в подготовке грамотных и ответственных работников сообразно с существующей и ожидаемой структурой рабочих мест в отдельных регионах и в стране в целом. В личностном плане целью здесь является создание предпосылок дальнейшего общекультурного и профессионального развития, в том числе возможности перехода на следующую ступень образования.
Цели среднего специального и высшего образования тоже имеют взаимосвязанные личностный и социально-государственный аспекты. Первый выражает ориентацию высшего образования на развитие разносторонней, граждански зрелой, ответственной и деятельной личности, органично включенной в современную культуру и способной обогащать ее собственными творческими достижениями. Цели общества и государства и здесь состоят в том, чтобы обеспечивать подготовку не только квалифицированных специалистов в
соответствии с потребностями страны, но и законопослушных, грамотных в правовом и политическом отношении, социально активных и ответственных граждан. Многие специалисты начинают со временем трудиться в учреждениях государственного управления, становятся менеджерами предприятий и т. д. Одна из основных сторон управленческой деятельности – это руководство людьми, а оно предполагает учет их интересов и субъективных особенностей. Каждый руководитель в той или иной степени является педагогом, а
это означает, в частности, что он призван помогать подчиненным четче осознавать и, в случае надобности, пересматривать и корректировать их образовательные цели.
На государственном уровне определяются прежде всего общие, стратегические цели, в том числе относящиеся к сфере образовательной деятельности. Предполагается, что те, кому адресованы соответствующие документы и указания, правильно поймут не только их букву, но и действительный и полный смысл и смогут адекватно конкретизировать эти цели применительно к работе своих организаций, и к собственной деятельности. Это означает, что и государственные деятели, и руководители среднего звена, и рядовые работники должны иметь такое образование, которое обеспечивало бы должное взаимопонимание субъектов стратегического целеполагания и исполнителей государственно-политических решений. Необходимые для этого предпосылки формируются уже в школе, поскольку она призвана обеспечивать интеграцию различных областей культуры. Школьное образование нацелено на обеспечение
возможности установления взаимопонимания между представителями различных профессий, специалистами разного профиля и уровня, между людьми с несходным социальным статусом, неодинаковыми убеждениями, мировоззренческими установками.
Правда, школа решает данную задачу на общедоступном уровне, вообще характерном для базового и среднего образования. Высшее образование значительно поднимает планку требований, ибо оно предполагает согласование частных картин мира, складывающихся в важнейших областях профессиональной деятельности и основанных как на традиции, так и на авангардных достижениях, которые характеризуют передний фронт развития каждой из этих областей. Вместе с тем интегральная картина мира, более или менее успешно выстраиваемая системой высшего образования, может реализовывать разнонаправленные целевые установки. В частности, она может иметь либо гуманистическую, либо технократическую доминанты. Накопленный исторический опыт и четко выявившиеся тенденции дальнейшего развития общества позволяют заключить, что технократическое миропонимание не просто изжило себя, а создает чрезвычайные угрозы будущему человечества. Кардинальной задачей современности является органичное согласование специального и общеобразовательного компонентов высшего образования на основе признания приоритета его гуманистических целей, в состав которых входит и экологический императив, вообще сохранение благоприятных условий для жизни будущих поколений людей.
Список литературы
1. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М.: ПедагогикаПресс, 2000.– 384 с.
2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на
2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». – Мн.: НИО, 2007.
3. Итоги работы системы образования в 2007 году и основные задачи по ее развитию в 2008 году / Министерство образования Республики Беларусь. – Мн.: РИВШ, 2008.
4. Основы современного естествознания. Проект программы курса // Вышэйшая школа. – 2008. – № 3.
5. Проблемы контроля качества высшего образования / А.Н. Морозевич и др. // Вышэйшая школа. – 2007. – № 1.
6. Словарь современного русского литературного языка. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – Т.8.
7. Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе / В.И. Стражев. – Мн.: БГУ, 2004.
8. Тавгень О.И. Система повышения квалификации в реформируемом образовании / О.И. Тавгень // Веснік адукацыі. – 2003.
Для каждого конкретного человека получение должного образования – это одно из наиболее важных, или может быть самое важное условие успешной самореализации. Фундаментальной целью социально ориентированного государства является выравнивание стартовых возможностей граждан средствами образования.
Статья 1 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» устанавливает, что государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
В статье 2 данного Закона образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Эти и другие положения национального законодательства об образовании фиксируют ключевое значение образовательной деятельности для государства, белорусского общества в целом, а также для каждого отдельного человека, определяют структуру национальной системы образования и устанавливают возможные на данном этапе развития страны гарантии получения образования в Республике Беларусь.
Принципиальное значение имеет тот факт, что общая организация образовательной деятельности в стране опирается прежде всего на внутреннюю логику развития человеческой личности. Так, основное образование в Республике Беларусь подразделяется на следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.
Каждый из этих уровней соотносится с определенным этапом
личностного развития. В свою очередь дополнительное образование направлено на дальнейшее развитие личности и углубление профессиональной компетентности. Оно включает внешкольное
воспитание и обучение, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.
Дошкольное образование – это исток и фундамент, на котором
зиждется вся система образования, а также и вся последующая жизнь человека. Поэтому цель его, как определено в Законе об образовании, состоит в том, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях. Эта общая цель конкретизируется в других руководящих государственных документах, которые устанавливают, что воспитание, обучение и развитие детей в дошкольных учреждениях нацелено на формирование у них чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного поведения.
К главным задачам дошкольного образования, решение которых определяет его качественный уровень, в данных документах отнесено обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, а также развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений
разных видов, типов и профилей, новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами родителей. Особо подчеркивается необходимость составления индивидуальных программ развития детей при участии высококвалифицированных специалистов. В целом по стране охват детей дошкольным образованием выше 80 %. Вместе с тем белорусские семьи, воспитывающие детей, имеют гарантированную возможность получения систематической помощи со стороны опытных педагогов и психологов как в рамках дошкольных
учреждений, так и в формах педагогического патронажа, материнской школы. Намечено также развивать платные образовательные услуги на дому в виде гувернерской практики, избрания семейного педагога и т. д.
За дошкольным следует уровень общего среднего образования,
достигаемый, как говорится в статье 1 Закона Республики Беларусь
«Об общем среднем образовании», в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания. Этот уровень
должен обеспечивать духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками, навыками умственного и физического труда; формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Государственная политика в области общего среднего образования, как определено в данном законе, нацелена на обеспечение
гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей и, вместе с тем, на достижение преемственности между дошкольным образованием, последовательными ступенями общего среднего образования, а также профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием. В утвержденной Советом Министров страны Программе развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы подчеркивается, что интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально-ориентированной рыночной экономикой [2: 45].
Эта емкая формулировка указывает на исключительно ответственную роль общего среднего образования в жизни современного общества и человека. Задумаемся над значениями слов «общий» и
«средний». В фундаментальном 17-томном Словаре современного русского литературного языка [6] слову «общий» отведено шесть страниц. Здесь выделяются следующие основные его значения:
1) осуществляемый всеми (в обществе, группе, коллективе), совместный; 2) принадлежащий в равной мере всем, всему обществу; всенародный, общественный; предназначенный для совместного
пользования; 3) один и тот же для одного и другого (других); имеющий одинаковое отношение ко всем (в какой-то группе); одинаково присущий всем (всему) в какой-то группе; 4) охватывающий чтолибо в целом; относящийся к чему-либо в целом; 5) обязательный для всех; 6) не ограниченный специальным назначением; 6) объединенный, собранный воедино, объединяющий всех (в каком-то коллективе, группе); представляющий собой совокупность, смешение каких-либо предметов, лиц; 7) цельный, единый; воспринятый в
целом, обобщенно, в отвлечении от деталей, частностей; 8) неконкретный, схематичный, поверхностный.
«Средний», как следует из соответствующей словарной статьи в том же «семнадцатитомнике», означает: 1) находящийся посередине; равно удаленный от краев чего-либо; 2) промежуточный по своим свойствам, признакам (между большим и малым, высоким и низким); именно здесь разъясняется: «средняя школа, среднее учебное заведение. Школа, учебное заведение, дающее общее образование, достаточное для поступления в высшее учебное заведение или профессиональное образование, достаточное для работы в
качестве специалиста средней квалификации»; 3) ни хороший, ни плохой; посредственный; 4) обычный, нормальный для группы каких-то явлений. Мы далеко не всегда учитываем должным образом многозначность используемых нами слов. Итак, общее среднее образование общедоступно (и даже обязательно для всех – при наличии у государства соответствующих возможностей); оно не связано со специальной подготовкой и объединяет в некоторую целостность разнородные знания, отвлекаясь при этом от многих деталей, частностей; оно, следовательно, поверхностно, усреднено. В качестве среднего оно является переходным звеном между низшим, элементарным (начальным) и высшим образованием. Конечно, словарные статьи не являются достаточным основанием для вынесения однозначных и ответственных заключений или определений; но здравый смысл подсказывает нам, что зафиксированные в языке смысловые оттенки отнюдь не случайны.
Для школьника общее среднее образование представляет собой самостоятельный и исключительно важный этап жизни, который, однако, воспринимается совсем не так, как дошкольное детство. Для ребенка дошкольного возраста все наполнено игрой, в
которой и через которую он развивается, постигает мир. Учеба в школе – это уже не игра. Ее результаты оцениваются строго и, увы, не всегда справедливо (хотя бы уже потому, что оценивать обычно приходится, руководствуясь едиными, общими критериями, а ученики ведь все разные). Ребенок отлично улавливает смысл игры, в которую он с удовольствием включается; школьнику же далеко не всегда понятно, зачем ему нужно знать то, что его обязывают знать. Впрочем, и ребенку приходится делать немало такого, что поначалу
ему совсем не нравится – соблюдать правила личной гигиены, поддерживать порядок, быть внимательным и вежливым и т. д. Все это и многое другое вместе взятое составляет социализацию, или вхождение в культуру.
Школа, по мысли Дьюи, это специально организованная образовательная среда, являющаяся моделью общества («обществом в миниатюре»). Она возникает тогда, когда усложнение общественного опыта требует его фиксации с помощью письма, т. е. выражения
этого опыта в знаково-символической форме, усвоение которой требует целенаправленных образовательных усилий. При этом в письменной форме сохраняется не всякое знание, а главным образом такое, которое отличается от повседневного, передаваемого традиционным путем, и признается особенно важным для жизни сообщества. Весь массив упорядоченного и символически выраженного общественного опыта чересчур обширен и разнороден, чтобы можно было надеяться на его быстрое и полное усвоение ребенком. Поэтому первая функция школы, как полагает Дьюи, состоит в том,
чтобы создать упрощенную среду, в которой отобраны фундаментальные моменты культурной традиции, подлежащие усвоению детьми в процессе образования и адаптированные к возможностям их восприятия.
Вторая функция школы видится им в защите растущей личности от разлагающего влияния отдельных сторон широкой социальной среды. В школе происходит отбор лучших образцов организации жизни, которые следует сохранять и передавать новым поколениям. Третья функция школы связана с необходимостью компенсировать сохраняющееся в обществе социальное неравенство, обеспечивая людям равные или хотя бы сходные возможности реализовать себя в жизни. Наконец, следует учесть то обстоятельство, что современное общество имеет исключительно сложную структуру, в нем представлены и находятся в динамической взаимосвязи элементы, группы с разнородными, порой даже противоположными интересами. Поэтому еще одна важная функция школы состоит в создании для подрастающего поколения сравнительно однородной и сбалансированной среды для противодействия имеющимся в обществе центробежным силам. Школа призвана приобщать детей к единой системе знаний и ценностей, преодолевая узость группового мировоззрения. Таким образом, школа выполняет стабилизирующую и интегрирующую функцию [1: 24–47].
Задача педагога, по Дьюи, состоит в организации такой образовательной среды, которая вызывает намечаемые отклики ученика и направляет его познавательную деятельность. Но действительные смыслы формируемым навыкам сообщает не учебная, а социальная среда. И если это не сразу бросается в глаза, то дело в том, что в рамках образовательного процесса в школе опыт социальной жизни оказывается предварительно переформулированным в педагогических целях. «Для этого смыслы, считающиеся наиболее важными, извлекаются и располагаются в определенной системе… Изобретение письма и книгопечатания придает этой деятельности мощнейший импульс. И узы, которые соединяют предметное содержание школьных занятий с привычками и идеалами социальной группы, все более и более маскируются и скрываются» [1: 172]. Тем не менее содержание учебных предметов, материалы школьных занятий
конкретизируют и раскрывают смыслы социальной жизни, несут в себе те компоненты культуры общества, которые принято считать наиболее важными, основополагающими в силу их причастности к опыту и интересам многих людей и поэтому подлежащими обязательному сохранению, притом в четко организованной форме.
Ответственность задачи усвоения такого содержания побуждает обратить особое внимание на то, что на деле является знанием. Нередко под знаниями понимают весь необъятный массив фактов и истин, накопленных людьми в ходе исторического развития. Однако
некритически воспринимаемые сообщения о чужих знаниях могут
содержать неточности, перемешивать истину и заблуждение. Люди бывают доверчивыми, склонными к поспешным выводам и упрямо настаивающими на своих ошибках, отыскивая им разнообразные оправдания. Наука, по Дьюи, представляет собой способ избежать подобных опасностей, и этим объясняется ее особое место в системе образования. Но логически упорядоченная форма научных знаний, четко устанавливающая их предпосылки и следствия, весьма непохожа на привычные формы обыденного знания, с которыми знакомы и школьники. Строгое научное знание – это в некотором отношении идеал, но отнюдь не отправная точка в образовательном процессе. Начинается он с того, что близко и понятно ученикам. Наука далеко еще не слилась с повседневными образными и эмоциональными установками людей, которые реально вовлечены в образование; наш менталитет еще не стал научным (и, добавим, едва ли вообще когда-нибудь станет всецело научным). Этим, однако, отнюдь не ставится под сомнение необходимость учащимся осваивать научное миропонимание, пронизанное убежденностью в возможности рациональной организации жизни людей.
Цель школьного образования состоит в том, чтобы научить учиться и вместе с тем вооружить ученика необходимым стартовым
культурным багажом, позволяющим успешно продолжать жизненный путь. Определение цели школьного образования, однако, будет неполным, если мы не выразим в нем достаточно отчетливо особую функцию школы в жизни людей, связанную с обеспечением целостности и внутренней согласованности культуры общества. Дело в том, что школьное образование выступает весьма важным связующим звеном между миром повседневности и разнообразными областями специализированной деятельности людей – наукой, искусством, политикой, техническим творчеством, менеджментом и т. д. В каждой из таких областей вырабатываются особые знания и умения, а также правила организации деятельности и общения между людьми. Давно уже было указано на существование глубоких различий между гуманитарной и научно-технической культурами; это различение следовало бы дополнить указанием на своеобразие политической, экономической, информационно-коммуникационной
культуры.
Усложнение организации общественной жизни, ее дифференциация и специализация многих ее подразделений ведут к тому, что разнообразные виды человеческой деятельности и соответствующие им формы и способы общения становятся непонятными за пределами определенного круга посвященных в них или специально подготовленных лиц. Поэтому возникает настоятельная необходимость построения содержания общего образования прежде всего на основе таких элементов, которые выражают и реализуют целостность современной культуры, ее единство в многообразии. Школа
должна вооружить учащихся знанием понятийного аппарата современной культуры, общего для самых разных видов деятельности. Этот «язык» культуры охватывает более или менее согласованные между собой понятия и образы, адаптированные к задачам школы и складывающиеся в единую картину мира.
Миссия школы как интегратора культуры не ограничивается лишь рамками науки. Люди, завершившие обучение в школе и вступающие в самостоятельную жизнь, должны быть знакомы как с основами наук о природе, обществе и человеке, так и с искусством, моралью, законами своей страны, наконец, с типовыми социальными ролями, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Они
должны быть осведомлены о ценностях и целях, которые характеризуют деятельность соответствующих институтов и общества в целом. Современному человеку нужно знать, каковы его основные права и обязанности, с какими общественными институтами и категориями специалистов ему придется иметь дело, каковы, наконец, правила обращения к ним для получения определенных услуг, позитивного решения разнообразных вопросов. Ему вообще нужно очень многое знать, понимать и уметь для того, чтобы его повседневная
жизнь была хорошо организованной и благополучной.
Школа как бы исторгает образующуюся личность из мира неотрефлексированной обыденности и вовлекает ее в сложное переплетение многообразных способов деятельности и общественных отношений, а также специфических идей, предписаний и норм, устанавливаемых науками, искусствами, религиями, политическими и социальными движениями, экономическими процессами, решениями законодательной и исполнительной властей и т. д. Школьные
учителя прилагают целенаправленные усилия для того, чтобы сделать надобыденное знание, предъявляемое учащимся в качестве содержания образования, возможно более понятным и доступным, приблизив это содержание к повседневной жизни и указав способы его применения.
Различные миры надобыденных реальностей, открываемые или создаваемые духовным творчеством людей, нередко весьма существенно отличаются друг от друга, и ученому-биологу бывает ничуть
не легче понять ученого-теолога, чем неученому обывателю – их обоих. Деятельность образования оказывается принципиально значимой в плане формирования предпосылок достижения взаимопонимания между специалистами разного профиля на основании совместного использования некоего усредненного языка современной культуры, усваиваемого прежде всего в период учебы в школе. Тем самым образование как среднее, так и высшее выполняет ничем другим не заместимую функцию всеобъемлющего интегратора культуры, связывающего в своем содержании обыденный и надобыденный уровни человеческого бытия. Вместе с тем образование
вносит весьма существенный вклад в налаживание связей между социально дифференцированными версиями определенной национальной культуры, а также между различными национальными культурами. Вся эта ответственная работа разворачивается прежде всего в школе.
Все это подводит к выводу об основополагающей роли общего образования по отношению к образованию профессиональному и специальному. Главная цель общего образования – развитие человеческой личности, позволяющее конструктивно реализовать ее потенциал и отвечающее базовым тенденциям совершенствования общественной жизни, гармонизации отношений человека и природы. Качества специалиста, профессионала, вообще субъекта определенных общественных отношений и деятельности являются лишь сторонами, характеристиками человека как личности. Профессиональная подготовка не может считаться полноценной, если она не связана с выработкой конструктивных ценностно-целевых установок личности, ее зрелой общественной, гражданской позиции. Человек как личность всегда шире и богаче определениями, нежели только человек-работник, профессионал, специалист.
Тем не менее, получив общее образование, человек должен также овладеть какой-то профессией, приобрести специальность, востребованную в обществе и позволяющую реализовать себя в работе. Успешно окончив среднюю школу, можно далее поступить в профессионально-техническое училище или непосредственно устроиться на работу, подготовка к которой ограничивается, например, краткосрочными курсами. Можно также поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение. Каждый из этих вариантов
выбора жизненного пути имеет существенную специфику, но их объединяет то, что после окончания школы общее образование в большей или меньшей степени отодвигается на второй план и начинается непосредственная подготовка к будущей работе. Для современного общества характерна высокодифференцированная и весьма динамичная система рабочих мест, каждое из которых предъявляет определенные образовательные требования к человеку, претендующему на его замещение. Только в 2007–2008 учебном
году в учреждениях профессионально-технического образования нашей страны был прекращен прием по 278 профессиям и, вместе с тем, открыта подготовка по 249 новым для отдельных учебных заведений профессиям; примерно 84 % приема в эти учебные заведения произведено по договорам с организациями-заказчиками о подготовке рабочих либо служащих [3: 25–26].
В Законе «Об образовании в Республике Беларусь» выделены особые главы, в которых определяются профессиональнотехническое образование (глава 6), среднее специальное образование (глава 7), высшее образование (глава 8), последипломное образование (глава 9). Все эти главы построены по единому образцу. Вначале в них раскрываются цели и структура соответствующей образовательной деятельности, затем характеризуются учреждения, обеспечивающие получение данного образования, и, если нужно, какие-то другие значимые моменты (например, формы получения профессионально-технического образования, академические свободы и автономия управления в вузах), а в конце обычно излагается порядок аттестации лиц, получивших образование, и описываются документы о его получении и присвоении квалификации.
Примечательным является структурное и отчасти даже содержательное сходство формулировок целей каждого из этих уровней
образования. «Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих». «Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами». «Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации». «Послевузовское образование призвано обеспечить максимальную реализацию способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности и ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации, получение новых знаний о природе, человеке, обществе, а также разработку новых технологических идей и основ технологий».
В этих формулировках обнаруживается немаловажная особенность целеполагания в сфере образовательной деятельности: цели, устанавливаемые на государственном уровне, определяются порой недостаточно операционально, хотя смысл их достаточно ясен.
Вначале в них говорится о личностных аспектах образования соответствующего уровня, затем о его общественной значимости. Очевидно, что наряду с рабочими и служащими, стране нужны специалисты со средним и высшим образованием, а также кандидаты и доктора наук. Специалист отличается от рабочего тем, что он имеет не только профессиональные умения и навыки, но и знания научных основ соответствующей деятельности. Высшее же образование приобщает человека к научным исследованиям и тем самым активизирует и развивает его творческий потенциал. Правда, эта
общая цель высшего образования не всегда достигается на деле,
да и возможности специалиста с высшим образованием порой не используются с должной эффективностью. Тем не менее престиж высшего образования в современном обществе оспаривается довольно редко.
Мотивы, по которым люди получают высшее образование, бывают разные. В их числе выделяют: интеллектуальные (образование ради знаний), прагматические (образование ради денег), статусные (образование ради престижа), а также обширную группу мотивов ситуативного характера (стремления отсрочить начало профессиональной деятельности, избежать призыва в армию, найти себе временное занятие и т. д. [5: 7]. Феномен высшего образования
тоже весьма разноаспектен. В принципе образование является высшим в сопоставлении с существующим средним (общим и специальным), а также элементарным (начальным). Среднее образование в основном достаточно для решения типичных задач, которые встречаются в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, не требующей решения поисковых творческих задач с элементами научного исследования. Наличие у человека среднего образования вовсе не препятствует ему заниматься самообразованием, развивать в себе творческие способности и т. д. Документ о среднем образовании удостоверяет достижение определенного уровня образованности и, в случае ССУЗа, специальной подготовки, соответствующей требованиям образовательного стандарта.
Образованный человек, как правило, является профессионалом или специалистом в какой-то области деятельности. О рабочих мы говорим, что они хорошо (или плохо) обучены; о специалисте – что он должным (или не должным) образом подготовлен. При этом акцентируется внимание наличии знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для выполнения соответствующей деятельности на определенном качественном уровне. Но если мы называем кого-либо образованным человеком, то подразумевается не только это. Предполагается, что образованный человек сформировался как личность и имеет широкое миропонимание; он освоил знания, относящиеся к различным сферам жизни, и выработал собственное отношение к ним, равно как и ко всему, что происходит вокруг него. Его профессиональная деятельность соотносится с определившимся миропониманием, направляется им. Мировоззрение человека определяет внутренние основания целей его деятельности.
Высокая образованность характеризуется основательностью, пониманием сути освоенного дела и его связи со всей совокупностью человеческих дел и забот. Она противоположна как поверхностной эрудированности, так и профессиональной ограниченности. Специализация всегда предполагает сужение области интересов и
деятельных усилий, их замыкание на какие-то четко очерченные
предметы. Вспомним К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу; и тот, и другой односторонни». Подлинная образованность не препятствует качественной специальной подготовке, но и не сводится к ней, а предполагает такую внутреннюю культуру личности, которая исключает абсолютизацию частных, узких интересов и целей. Полезным представляется сопоставление современного понятия образованного человека и разработанного в свое время Манхеймом толкования феномена интеллигенции. В каждом обществе, утверждает автор, есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Он называет такие группы интеллигенцией, отмечая, что интеллигенция рекрутируется из самых разных социальных слоев, и она способна быть рупором, открыто выражающим соперничество различных типов мышления, вырастающих на основе определенного социального опыта. Иллюзия правильности только какого-то одного способа интерпретации мира при этом исчезает.
Связь между различными группами интеллектуалов обеспечивается образованием. Именно высокая образованность выделяет их из других групп и оказывается здесь более важной, чем происхождение или имущественное положение. В содержании и всей организации высшего образования так или иначе выражаются различные, порой даже противоположные социальные устремления и тенденции, действие которых испытывает на себе современный образованный человек. Он знакомится с разными типами мировоззрения, с разными взглядами на сущее и должное в жизни общества. Наиболее значительные представители интеллигенции проявляют острую социальную восприимчивость, подвергая критической оценке все
идеи и теории с учетом постоянно меняющейся ситуации. Они, может быть, не имеют строго однозначной приверженности к некоторой влиятельной социальной позиции, но зато они способны взять на себя трудную миссию выражения духовных интересов социального целого. Именно перед интеллектуалами со всей остротой встает проблема выбора собственной позиции, тогда как другие люди обычно просто «плывут по течению», следуя привычкам и установкам своего социального слоя. Интеллектуалы обладают также сравнительно большой информированностью и свободой выбора. Мировоззренческий синтез, обеспечиваемый образованием, позволяет строить практическую деятельность на более прочной основе, которую создает расширяющийся кругозор личности.
Характеризуя социально-культурную миссию высокообразованных людей, нужно особо подчеркнуть, что они не просто усваивают и интегрируют уже имеющиеся знания, но и сами, как правило, являются творцами нового знания, новых ценностей культуры. Признанными центрами высшего образования и интеллектуальной
жизни общества в целом являются университеты. Преподаватели
здесь излагают студентам знания, к получению которых они сами причастны, поэтому они способны квалифицированно оценить то, что происходит, так сказать, на переднем фронте науки, выступить экспертами, определяющими действительную значимость новых научных идей и результатов. Студенты университетов соединяют учебную и научно-исследовательскую деятельность; они располагают благоприятными возможностями для участия в культуротворчестве. В наши дни, когда происходит структурная перестройка белорусской экономики и науки, связанная с вступлением страны на инновационный путь развития, роль университетской образованности в жизни общества заметно возрастает. В постиндустриальном обществе, основанном на широком использовании информационных технологий и постоянных инновациях, потребность в работниках, которые имеют высшее образование и подготовлены к осуществлению инновационной деятельности, будут, надо полагать, устойчиво расти. Инновации опираются на исследования и разработки; учеба в университете – это оптимальный путь подготовки к результативной инновационной деятельности. В целом высшему образованию в рамках постиндустриального общества, как полагает В.И. Стражев, отводится та же роль, «что и всеобщему среднему образованию на последнем этапе индустриальной цивилизации: обеспечение закрепления социальных и технологических достижений и дальнейшего продвижения цивилизации по пути к «обществу знаний»» [7: 8–9].
В Республике Беларусь, как и во многих других странах, весьма значительная часть выпускников средних общеобразовательных и специальных учебных заведений ежегодно пополняет ряды студентов вузов. Массовость высшего образования, а также неодинаковая сложность задач, решаемых специалистами с вузовским дипломом, побуждает выделять в нем определенные уровни или ступени. В законе Республики Беларусь «О высшем образовании» устанавливается, что в нашей стране высшее образование подразделяется на две ступени. Срок обучения на первой из них составляет четыре– пять лет; вторая ступень (магистратура) рассчитана на обучение в течение одного–двух лет. Уже первая ступень обеспечивает получение студентами фундаментальных и специальных знаний, а также соответствующих навыков. На второй же ступени формируются знания и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы. В других странах дифференциация ступеней высшего образования может быть несколько иной, но ее общая идея такова: надстроить над массовым высшим образованием подсистему, обеспечивающую преимущественно адресную и во многом индивидуализированную подготовку специалистов особенно высокого класса.
Хотя высшее образование является специальным, оно обязательно заключает в себе элементы продолжающегося общего образования. Не случайно в учебных планах отечественных вузов весьма значительное место занимают блоки социальногуманитарных и общеобразовательных естественнонаучных дисциплин. Изучение этих дисциплин в чем-то предваряет специальную подготовку, в чем-то сопутствует ей, расширяя кругозор личности; оно также закладывает фундамент дальнейшего личностного и профессионального роста. Включение элементов общего образования в структуру высшего образования имеет глубокий смысл. Так, предусмотренное в учебных планах многих специальностей первой ступени высшего образования изучение курса «Основы современного естествознания» позволяет, как полагают разработчики его программы, обеспечить прежде всего более зрелое понимание студентами открываемых современным естествознанием новых возможностей решения проблем, с которыми сталкивается общество (питание, охрана здоровья, энергетика, материалы и др.). Этот курс видится также значимым в плане эффективного внедрения элементов научной рациональности в систему поведенческих регулятивов специалистов, развития у них установки на проведение естественнонаучной экспертизы принимаемых решений с целью избежать затрат на реализацию псевдонаучных идей и проектов [4: 42–43].
Специалист с высшим образованием призван не только выполнять типовые, стандартизированные задания, но и ставить и решать творческие задачи. И в том, и в другом случае специалист несет ответственность за ближние и дальние последствия его работы. Он не
должен быть бездумным исполнителем чьих-то поручений, слепым орудием чьей-то воли. Для того, чтобы специалист мог осмыслить эту ответственность, ему нужно иметь весьма основательную гуманитарную и общемировоззренческую подготовку. Правда, стремление сделать первую ступень высшего образования менее затратной нередко ведет к уменьшению продолжительности обучения, а поскольку специальная подготовка при этом не должна ухудшиться, то время от времени предпринимаются попытки механически сократить цикл социально-гуманитарных дисциплин и оставить в нем лишь некоторый функциональный минимум содержания. Тем самым создается угроза отклонить высшее образование от одной из его фундаментальных целей – обеспечения общекультурного развития личности, служащего противоядием от профессиональной односторонности и ограниченности.
Конечно, человек, получающий высшее образование, может и сам позаботиться о дальнейшем расширении своего мировоззренческого кругозора, и это можно делать не только в рамках учебного
плана вуза. И все же обеднение содержания социальногуманитарного, в сущности мировоззренческого образования студентов затрудняет переход к эффективному самообразованию, предполагающему определенный стартовый запас соответствующих знаний, а также зрелые навыки критической мировоззренческой рефлексии. Если мы уделяем значительное внимание организации и содержанию специальной подготовки, то мы в такой же степени должны озаботиться и общекультурной, мировоззренческой подготовкой специалистов. Эти два направления высшего образования не просто равнозначны, они еще и подкрепляют друг друга. Мировоззрение личности и культура общества как широкая и общая его основа интегрируют достижения различных специализированных областей человеческой деятельности, последние же развиваются прежде всего «на стыках». Действительно новое в науке и технике есть продукт высокой и богатой содержанием культуры, носителями и творцами которой являются высоко образованные люди. Узость кругозора, наоборот, гасит творчество, не позволяя видеть перспективу и действительный смысл созидаемого. Обеднение гуманитарно-мировоззренческого и общенаучного содержания высшего образования ведет к превращению его в несколько осовремененную разновидность обучения ремеслу. Но от ремесленников мы не требуем и не ждем прорывов к сущностно новому знанию, инновационной организации практической деятельности, действенного стремления к подлинно гуманистической ориентации общественной жизни, обеспечивающей плодотворную коэволюцию человека и природы, ответственное отношение людей к своему настоящему и будущему.
Следующий за высшим уровень основного образования представлен послевузовским образованием, которое включает подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук через аспирантуру, адьюнктуру и ассистентуру-стажировку, а также с присуждением ученой степени доктора наук через докторантуру. Предусмотрена также возможность послевузовского образования в форме соискательства. Обеспечение получения послевузовского образования возложено прежде всего на высшие учебные заведения; осуществляют его также научные и другие организации, имеющие соответствующий потенциал.
К дополнительному образованию относятся прежде всего повышение квалификации и переподготовка кадров, призванные обеспечить профессиональное совершенствование работников, их адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо это и людям, получившим высшее образование, и специалистам со средним образованием, и тем, кто имеет профессионально-техническое образование. Круг учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, довольно широкий (начиная от курсов, учебных центров и
вплоть до академий), однако и здесь роль высших учебных заведений особенно велика. В Законе «О высшем образовании» устанавливается право вузов осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием по дополнительным специальностям, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессиональную подготовку по отдельным сертифицированным курсам и даже обучение на третьей ступени общего среднего образования. Более того, для получения статуса классического университета необходимо, чтобы в вузе имелась аспирантура и обеспечивалась переподготовка и повышение квалификации специалистов.
В нашей стране более 10 лет успешно действует Академия последипломного образования, которая была создана на базе Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. Новая социальнокультурная функция Академии состоит в том, чтобы не только поддерживать сложившуюся образовательную практику (с этим в целом успешно справлялся и прежний ИПК, а до него – Республиканская
курсовая база повышения квалификации педагогических кадров), а прежде всего обеспечивать образовательные инновации, осуществляя опережающую подготовку кадров. Педагоги, обучающиеся в Академии, «знакомятся с нововведением еще до непосредственного внедрения его в практику образовательных учреждений, получая соответствующее методическое сопровождение» [8: 36]. В Академии органично соединены все виды послевузовского образования, начиная от повышения квалификации, межкурсовой подготовки и вплоть
до подготовки научных кадров высшей квалификации через аспирантуру. В основном аспирантами Академии становятся работники институтов повышения квалификации, органов образования, методических учреждений.
Подводя итоги рассмотрения взаимосвязей между целями личности, общества и государства в сфере образования, еще раз напомним о том, что общая организация образовательной деятельности в стране, выражающаяся в последовательности уровней основного образования, в целом опирается на внутреннюю логику развития личности. Дошкольное, школьное и профессиональноспециальное образование соответствуют трем основным этапам этого развития.
Национальная система образования нацелена прежде всего на то, чтобы укрепить дошкольное образование как неоспоримый в своей значимости фундамент личностного и общественного развития.
Цели школы состоят в том, чтобы обеспечить должное общее образование, адекватное состоянию экономики и культуры, а также
помочь каждому ученику найти себя в жизни, определить такую линию дальнейшей деятельности, которая, ведя его к эффективной самореализации, согласовывала бы его притязания с потребностями государства и общества. Получение в школе общего образования соединяется с работой по профессиональной ориентации.
Социально-государственная цель профессионального образования состоит в подготовке грамотных и ответственных работников сообразно с существующей и ожидаемой структурой рабочих мест в отдельных регионах и в стране в целом. В личностном плане целью здесь является создание предпосылок дальнейшего общекультурного и профессионального развития, в том числе возможности перехода на следующую ступень образования.
Цели среднего специального и высшего образования тоже имеют взаимосвязанные личностный и социально-государственный аспекты. Первый выражает ориентацию высшего образования на развитие разносторонней, граждански зрелой, ответственной и деятельной личности, органично включенной в современную культуру и способной обогащать ее собственными творческими достижениями. Цели общества и государства и здесь состоят в том, чтобы обеспечивать подготовку не только квалифицированных специалистов в
соответствии с потребностями страны, но и законопослушных, грамотных в правовом и политическом отношении, социально активных и ответственных граждан. Многие специалисты начинают со временем трудиться в учреждениях государственного управления, становятся менеджерами предприятий и т. д. Одна из основных сторон управленческой деятельности – это руководство людьми, а оно предполагает учет их интересов и субъективных особенностей. Каждый руководитель в той или иной степени является педагогом, а
это означает, в частности, что он призван помогать подчиненным четче осознавать и, в случае надобности, пересматривать и корректировать их образовательные цели.
На государственном уровне определяются прежде всего общие, стратегические цели, в том числе относящиеся к сфере образовательной деятельности. Предполагается, что те, кому адресованы соответствующие документы и указания, правильно поймут не только их букву, но и действительный и полный смысл и смогут адекватно конкретизировать эти цели применительно к работе своих организаций, и к собственной деятельности. Это означает, что и государственные деятели, и руководители среднего звена, и рядовые работники должны иметь такое образование, которое обеспечивало бы должное взаимопонимание субъектов стратегического целеполагания и исполнителей государственно-политических решений. Необходимые для этого предпосылки формируются уже в школе, поскольку она призвана обеспечивать интеграцию различных областей культуры. Школьное образование нацелено на обеспечение
возможности установления взаимопонимания между представителями различных профессий, специалистами разного профиля и уровня, между людьми с несходным социальным статусом, неодинаковыми убеждениями, мировоззренческими установками.
Правда, школа решает данную задачу на общедоступном уровне, вообще характерном для базового и среднего образования. Высшее образование значительно поднимает планку требований, ибо оно предполагает согласование частных картин мира, складывающихся в важнейших областях профессиональной деятельности и основанных как на традиции, так и на авангардных достижениях, которые характеризуют передний фронт развития каждой из этих областей. Вместе с тем интегральная картина мира, более или менее успешно выстраиваемая системой высшего образования, может реализовывать разнонаправленные целевые установки. В частности, она может иметь либо гуманистическую, либо технократическую доминанты. Накопленный исторический опыт и четко выявившиеся тенденции дальнейшего развития общества позволяют заключить, что технократическое миропонимание не просто изжило себя, а создает чрезвычайные угрозы будущему человечества. Кардинальной задачей современности является органичное согласование специального и общеобразовательного компонентов высшего образования на основе признания приоритета его гуманистических целей, в состав которых входит и экологический императив, вообще сохранение благоприятных условий для жизни будущих поколений людей.
Список литературы
1. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М.: ПедагогикаПресс, 2000.– 384 с.
2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на
2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». – Мн.: НИО, 2007.
3. Итоги работы системы образования в 2007 году и основные задачи по ее развитию в 2008 году / Министерство образования Республики Беларусь. – Мн.: РИВШ, 2008.
4. Основы современного естествознания. Проект программы курса // Вышэйшая школа. – 2008. – № 3.
5. Проблемы контроля качества высшего образования / А.Н. Морозевич и др. // Вышэйшая школа. – 2007. – № 1.
6. Словарь современного русского литературного языка. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – Т.8.
7. Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе / В.И. Стражев. – Мн.: БГУ, 2004.
8. Тавгень О.И. Система повышения квалификации в реформируемом образовании / О.И. Тавгень // Веснік адукацыі. – 2003.
Источник: М. И. Вишневский
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи