Исследование этиологии заикания за рубежом в ХХ и в начале ХХI века

Наука » Педагогика
В зарубежной литературе одним из наиболее широко обсуждаемых вопросов, связанных с причинами возникновения заикания, являются представления исследователей различных школ о роли наследственности и психического травмирования в этиопатогенезе указанной патологии речи. Учеными и специалистами-практиками, работающими в области речевой патологии, высказываются самые различные, нередко противоположные точки зрения.
В первой половине ХХ в. в ряде работ по заиканию отмечалось, что конкретные данные о передаче заикания по наследству отсутствуют (Nadoleczny M.,1942; Greene J.,1943, и др.).
Во второй половине ХХ и в начале ХI в. в литературе приводятся данные, позволяющие признать определенную роль наследственных признаков в развитии заикания, которые не исключают в этиологии указанного речевого нарушения наличия и других предрасполагающих
и производящих причин.
K. Kidd с сотрудниками (1981) обследовали большую группу заикающихся и их прямых родственников. Исследователи приходят к выводу в том, что вероятность возникновения заикания среди родственников увеличивается в четыре раза, если в семье есть хотя бы один человек, страдающий этим речевым нарушением. Вероятность начать заикаться значительно возрастает, если заикаются родители. Сыновья заикающихся страдают значительно чаще, чем дочери (указанные данные подтверждают точку зрения по этому вопросу отечественных авторов). K. Kidd на большом материале показывает, что заикание наследуется по вертикали. Предрасположенность к заиканию в большинстве случаев передается от мужчин через женщин к потомству мужского пола, т. е. от заикающегося мужчины предрасположенность к заиканию передается через его дочь к внукам. Кроме наследственной предрасположенности авторы допускают наличие и других этиологических факторов, но наименее вероятным в развитии этой патологии речи они считают индуцирование (подражание), на которое ссылаются некоторые др. исследователи.
Аналогичная точка зрения, связанная с ролью наследственности в развитии заикания, высказывается и многими другими авторами.
E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose (1997) исследовали группу студентов из
университета Иллинойса. Результаты показали, что заикание имеет наследственную природу, а женщины от заикания более защищены, чем мужчины.
D.T. Drayna в 1997 г. в статье о заикании отводит ведущую роль
наследственному фактору в этиологии этого речевого нарушения. Используя «близнецовый» метод, исследователь полагает, что за возникновение заикания несет «ответственность» определенный ген, выделить который, по мнению автора, ученые смогут уже в ближайшее время. В работах Dennis Drayna (2006, 2010), опубликованных в трудах Национального института здравоохранения США, указывается, что в его лаборатории выявлены три гена в качестве источника заикания, которые соотносятся, по мнению исследователя, с генами I, XII, XVIII парами хромосом. Указанная генетическая предрасположенность дает возможность более дифференцированно подходить к отбору терапевтических методов.
Наряду с приведенными выше данными, расширяющими современные представления о базисных причинах заикания, в отдельных
исследованиях, опубликованных в настоящее время (Pesak J, Zapletalova J, Grezl T, 2009,Чехия), указывается, что этиология заикания не изучена. Поэтому, по мнению авторов, не представляется возможным говорить о его причинах, хотя эти же исследователи в качестве «негативного фактора» у 42 обследованных заикающихся указывают на бронхиальное сжатие, которое купируют бронхорасширителем длительного действия – форматеролом. Высказанное мнение не представляется убедительным, так как в настоящее время достигнуты значительные успехи в понимании пердрасполагающих и производящих причин заикания, в том числе в связи с использованием современных технических средств, в частности Магнитно-резнонансной томографии.
Данный метод исследования (МРТ) позволил ряду авторов (Tani
T,Sakai Y,2010; Lutatsy,2010) в этиологии заикания отвести определенную роль органической патологии ЦНС, а именно, в качестве наиболее
«уязвимых» выделяются конкретные области мозга: нижняя лобная извилина, мозжечковая область, область базальных ганглиев. Проведенные с помощью МРТ исследования подтверждают предположения

Милослава Зеемана, высказанные в середине ХХ века и указывающие на органическую основу исследуемой патологии речи. «Органическая основа» в этиологии заикания выявлена и при исследовании электроэнцефаллограмм у 54% из 37 обследованных заикающися (Khedr E, EL-Nasser WA, Abdel Haleem EK, Bakr MS, Trakhan MN,2000)
В отдельных работах (Starkweather W.,1995; Srivatsa Z.P.,1995 и др.), подменяя, на наш взгляд причины следствием, в качестве одного
из ведущих этиологических факторов заикания указывается повышенная мускульная активность в области языка и небно-глоточного аппарата.
Противоположная точка зрения высказывается в статье A. Smith и соавторами (1996), которые провели сравнительное исследование на группах здоровых и заикающихся детей. Были исследованы процессы
пения, длительной фонации гласного звука (i), различные варианты речи, дыхания и сглатывания воды. Результаты, по мнению авторов, не дают никаких свидетельств в пользу того, что активность глоточных мышц у заикающихся выше, чем у детей с нормальной речью.
По поводу роли «испуга» (психотравматизации) при возникновении заикания различными исследователями также высказываются противоречивые взгляды.
Ряд авторов считают, что в большинстве случаев заикание является следствием острой психотравмы различной и многообразной по своему характеру и психическому воздействию, в частности по различному воздействию на мальчиков и девочек в связи с большей защищенностью девочек от острого психического травмирования (Lewis R.,1949; Tarkowski Z., 2007, 2009).
Отдельные исследователи большого значения психотравме в этиологии заикания не придают (Douglass E.,1951). Многие авторы приходят к выводу о том, что роль «испуга» в возникновении указанной речевой патологии значительно преувеличена в связи с обывательскими представлениями о заикании широких слоев населения (Coulet G., Dornier R.,1949).
Интерес представляют высказывания C.Van Riper (1992). В них автор на примере собственных данных и исследований своего коллеги W.Johnson подводит неутешительный итог многолетнего изучения этиопатогенетических механизмов заикания. Применение различных методов исследования (патофизиологических, фармакологических) убедили соавторов в том, что вопросы происхождения указанного речевого заболевания в значительной степени до сих пор остаются неизученными, а собранный научный материал даже не дает исследователям возможности высказывать общую точку зрения по поводу понимания сущности этой тяжелой патологии речи.
Говоря о неудачах, которые нередко постигают исследователей заикания, следует обратить внимание на безусловно важное обстоя
тельство, являющееся одной из причин таких неудач. На него указывает R.Inghman (1997). Он пишет, что нельзя основываться на данных, полученных при исследовании одного-двух больных. Такое утверждение может показаться достаточно банальным, если бы подобные случаи среди зарубежных коллег в последние годы не приобрели массового характера. Приведем примеры.
J. Kalinowski, J.Armson, A.Stuart (1995) исследовали влияние ускоренного темпа речи на частоту речевых судорог у одного взрослого заикающегося. S.B.Leder (1996) изучает особенности возникновения и
течения заикания, развившегося в результате стресса у одного 29летнего пациента. T.Stewart (1996) исследует причины автоматизации навыков улучшенной речи и возникновения рецидива заикания у двух взрослых пациентов, прошедших курс лечения по одной программе.
R.C.Thracker, L.F.De Nil (1996) анализируют особенности возникновения и симптоматики кляттеринга, развившегося у одной женщины 61 года с многочисленными неврологическими проблемами.
Подобных случаев, когда исследуются один-два пациента, можно привести достаточно много. Также обращает на себя внимание отсутствие у многих авторов глубокого комплексного подхода к изучению этой проблемы. Несмотря на то, что в 50–60-е гг. ХХ в. были опубликованы в СССР, в ГДР, в Чехословакии и в Польше фундаментальные труды (М.Е. Хватцев, 1959; Милослав Зееман,1965; К.П. Беккер и М. Совак, 1981; Н.А. Власова, К.-П. Беккер, 1983; А. МитриновичМаджиевска,1965 и др.), в настоящее время наблюдается как бы определенная «специализация» в изучении этиологии заикания, очевидно, возникшая в связи с тем, что некоторые исследователи в силу своего
образования изучают доступные им аспекты этой патологии речи (логотерапевтические, психологические, физиологические, медицинские, лингвистические и др.).
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что несмотря на определенные успехи в исследовании причин возникновения заикания за рубежом, вопросы этиологии этого нарушения речи исследованы недостаточно. Многими исследователями высказываются различные точки зрения. Проведение научной работы в указанном направлении и в настоящее время остается актуальным.
Список литературы

1. Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. – М., 1971.
2. Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
3. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
5. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. В. 1-3. – М., 1960-67.
6. Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников. – М., 1958.

Источник: Л.Я. Миссуловин, Е.А. Зиновьева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.