Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих

Наука » Педагогика
Рассматривая современную ситуацию функционирования муниципальных служб, можно отметить существенные изменения, связанные с деятельностью чиновников. В настоящее время они должны не только решать вопросы хозяйственного плана, но и целенаправленно и систематически реализовывать новые проекты, уметь творчески мыслить, эффективно действовать в сложных и быстро меняющихся ситуациях, важны и навыки продуктивного общения и сотрудничества.
В связи с этим для каждого руководителя муниципального органа управления и служащего регулярное повышение квалификации является такой же неотъемлемой частью его работы, как исполнение повседневных должностных обязанностей. Общеизвестно, что инвестиции в повышение квалификации руководителей и служащих отличаются высокой эффективностью: они необременительны для бюджета и многократно окупаются в короткие сроки, существенно повышая функциональную отдачу от использования основного ресурса организации – человеческого капитала.
Целевые краткосрочные программы в ряде случаев предпочтительнее внутрикорпоративного обучения: возможность общения с коллегами из других муниципальных органов управления позволяют каждому слушателю по-новому оценить свои проблемы, найти оптимальные подходы к их решению. Таким образом, синергетический образовательный эффект от участия в краткосрочных курсах (автор раскрывает свой опыт работы на подобных целевых курсах, проводимых в Тюменском филиале РАНХ и ГС при Президенте РФ в течение
2010–2012 гг.), на которых происходит интенсивный обмен опытом между преподавателями и слушателями, подобное сотрудничество
«преподаватель – обучаемый», «обучаемый – обучаемый» оказывается намного продуктивнее, чем обучение специалистов только одной
организации.
В связи с современными требованиями к муниципальным служащим основные задачи в системе переподготовки муниципальных служащих на краткосрочных курсах, на наш взгляд, могут быть определены следующим образом:
обучение должно быть направлено не только на приобретение новых теоретических и практических знаний, но формирование определенных личностных качеств, необходимых для решения управленческих проблем;
обучение должно показывать как сложность происходящих процессов, так и разнообразные способы решения одной и той же проблемы, активизировать ориентацию на высокое качество
профессиональной деятельности.
Специфика контингента обучаемых по краткосрочным программам повышения квалификации муниципальных служащих предъявляет достаточно жесткие требования к качеству учебного материала. Не менее важны, по нашему мнению, и технологии решения учебных задач и формы подачи материала, т. е. организация коммуникационного процесса.
Постановка и решение учебных задач успешны в том случае, если данные задачи имеют проблемный характер и стимулируют творческую и познавательную активность. Возникая на базе затруднительных ситуаций в процессе осуществления значимых для служащих органов муниципальной власти решений, учебная профессиональная задача моделирует процесс творческого мышления, служит действенным
средством его формирования и развития. При этом могут использоваться разнообразные активные методы обучения: ролевые и деловые

игры, дискуссии, анализ управленческих ситуаций. В связи с этим одним из эффективных методов формирования и развития профессиональных и социальных компетенций служащих органов муниципальной власти выступают метафорические деловые игры, на основе которых реализовывалось преподавание управленческих дисциплин в Тюменском филиале РАНХ и ГС при Президенте России.
Особенность данного вида деловой игры состоит в том, что для её проведения используются разнообразные метафоры: сказки, притчи, легенды, которые передают по аналогии проблематику реальной ситуации и современные проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные служащие. По справедливому замечанию исследователя и бизнес-тренера М. Паркин, метафоры могут предложить новый взгляд на проблему и выявить неожиданные способы её разрешения [2, с. 28].
Д. Лакофф и М. Джонсон также справедливо полагают, что, если
«картина стоит сотни слов, то метафора стоит тысячи картин, так как она динамична, и каждый её трактует по-своему» [3, с. 38]. Таким образом, использование метафорического материала на курсах повышения квалификации муниципальных служащих через включение в коммуникационный процесс способствует умению обнаружить разные способы решения той или иной управленческой проблемы, позволяет активизировать творческие способности участников деловой игры. Не менее важно для обучения муниципальных служащих и то, что метафорические игры способствуют также взаимопониманию между участниками, учат ценить разные точки зрения и по возможности интегрировать их [4, с. 167].
Описываемый метод обучения имеет, кроме того, ряд существенных дидактических преимуществ, в числе которых инициативная позиция обучаемого в учебном процессе; усвоение учебного материала через познание сложности мира и активный с ним диалог; самостоятельный творческий поиск ответов, основывающийся на имеющемся управленческом опыте с одновременным его обогащением и последующем поиске истины; выработка рефлексии, саморефлексии и умений осуществлять психофизиологическую коррекцию своей профессиональной деятельности [5, с. 453]. По нашему мнению, инновационные формы работы на курсах переподготовки муниципальные служащих могут стать основой для формирования интеллектуальной и профессиональной управленческой элиты, без которой сложно говорить о создании сильного государства.
При проведении метафорических игр традиционно бизнестренеры предлагают следовать определенным алгоритмам, в своей практике мы использовали следующие этапы проведения подобных игр:
1. Четко определить проблему реальной управленческой ситуации в муниципальной службе.

2. Выделить в проблеме субъектов действия.
3. Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их мотивации, на их интересах и желаниях.
4. Подобрать по аналогии пример из сказки, легенды или притчи.
5. Определить количество команд и их название (количество команд чаще всего соответствует количеству персонажей, действующих в сказках).
6. Сформулировать задание для каждой команды, причем задание формулируется по аналогии с реальной ситуацией, возникающей в муниципальной службе.
7. Во время проведения игры каждая команда предлагает как можно больше способов разрешения сказочной ситуации. Данный процесс в чем-то напоминает мозговой штурм.
8. Переход от сказочной ситуации к реальной проблеме, раскрытие разных способов разрешения её.
9. Подведение итогов участниками команд, а затем и преподавателем [1, c. 17].
Преподавателю в ходе проведения метафорической игры отводится особая роль. Он является прежде всего организатором совместной творческой групповой деятельности, пробуждая в каждом участнике стремление высказаться. Во время метафорической деловой игры преподаватель не сообщает участникам готовых знаний, он лишь помогает искать способы разрешения той или иной проблемы, стимулируя творческую активность. При этом он должен правильно проводить анализ ситуации и уметь делать вывод, не потеряв при этом ни одной точки зрения.
В процессе проведения игры преподаватель должен выступать в качестве менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации, тогда как обучающийся должен выступать в качестве
субъекта деятельности [4, с. 163].Как справедливо отмечает бизнестренер Ж. Завьялова, «преподаватель должен быть собранным, от того, в каком ритме работает тренер, зависит и ритм метафорической игры, нет ничего хуже вялой деловой игры, тогда участники могут устать и упустить общую смысловую нить»[1, с. 16].
Из практики проведения метафорических игр на курсах переподготовки муниципальных служащих нами было выявлено, что в процессе проведения подобных занятий важна и психологическая подготовка преподавателя, и его компетентность в педагогических основах использования инновационных технологий. Далеко не всякий преподаватель, даже с большим практическим опытом, способен быстро перестроиться и сможет быть не просто транслятором информации, а делать акцент на активность слушателей курсов переподготовки. Кроме того, как показывает наш опыт, при проведении подобной интерактивной формы работы преподаватель должен уметь быстро выявлять индивидуальные личностные и профессиональные качества слушателей для оказания им помощи и поддержки в разрешении сложных проблем, возникающих в ходе проведения метафорической игры.
Конечно же, важен и исходный материал, используемый для проведения метафорической игры. Сюжет сказки должен быть хорошо известен всем участникам метафорической деловой игры, чтобы можно было, не увлекаясь сказочным сюжетом, вначале искать новые решения сказочной ситуации, а затем через метафорический перенос подойти к близкой к ней по смыслу реальной управленческой проблемы. В нашей практике во время проведения метафорических игр на курсах переподготовки муниципальных служащих использовались как русские народные сказки, так и хорошо знакомые сказки зарубежных авторов: Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана, бр. Гримм, Ш. Перро.
По завершении проведения курсов по переподготовке муниципальных служащих, было выявлено, что у 36 % слушателей в тех группах, где в преподавании управленческих дисциплин активно использовались метафорические игры, повысился уровень удовлетворенностью профессией с 0,4 до 0,54 (при расчете индекса удовлетворенности профессией использовалась методика, разработанная Н.В. Кузьминой), в группах, где обучение было построено на традиционных формах работы, индекс удовлетворенностью профессией остался на прежнем уровне. Повышение индекса удовлетворенности деятельностью может стать основой как для формирования нового творческого отношения к процессам управления, так и для профессионального развития муниципального служащего.
В процессе работы на краткосрочных курсах повышения квалификации муниципальных служащих было выявлено, что при традиционном обучении число обучаемых, готовых решать сложные управленческие проблемы, в начале обучения составляет 30–35%; по
завершении курсов остается на том же уровне – 35 %. При обучении с активным использованием метафорических игр в начале обучения выявлено 30–35 % слушателей с готовностью творчески решать сложные управленческие проблемы; по завершению курсов повышения квалификации – 40–45 %.Подобные результаты свидетельствуют о важности включения инновационных технологий, в частности, метафорических игр, в процесс переподготовки муниципальных служащих для формирования современного специалиста в области управления, умеющего творчески мыслить, что в определенной степени повысит качество управленческих решений, принимаемых на разных уровнях.
Как показывает практика, метафорические игры, основанные на коммуникационном процессе, значительно повышают творческую активность участников, способствуют появлению стремления к освоению
новых знаний, помогают решать достаточно сложные проблемные вопросы современного муниципального управления, а также помогают моделировать процесс принятия управленческих решений по организации эффективной деятельности службы и разрабатывать предложения по совершенствованию механизма предоставления услуг населению.
Следует отметить, что подобные деловые игры позволяют увидеть сложность происходящих процессов, через поиск лучшего варианта решения ситуации метафорические игры стимулируют и высокое качество работы. Кроме того, важно, на наш взгляд, что подобный способ переподготовки служащих органов муниципальной власти на курсах повышения квалификации способствует формированию самостоятельной и ответственной личности, которая сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и преодолевать их.

Список литературы
1.Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра: практ. пособие для бизнестренера. – СПб.: Речь, 2004.
2.Паркин М. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. – М.: Изд-во «Добрая книга», 2005.
3.Lakoff, J., Johnson, M. Metaphors we live by. – University of Chicago Press, 2001.
4.Черноморченко С.И. Использование кейс-метода в преподавании управленческих дисциплин / Инновационные технологии в образовании : сб. ст. 3 междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010,с.166-172.
5.Черноморченко С.И. Влияние инновационных технологий на формирование творческой активности студентов направления «Менеджмент» // Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе: сб. ст. ежегодной всерос. науч.-практ. конф. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и
финансов»,2011.

Источник: С.И. Черноморченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.