Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками

Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией ( в частности с такими её отраслями как этика, эстетика – способствующими решению проблем нравственного и эстетического воспитания), анатомией и физиологией, психологией(изучает закономерности развития психики человека), социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. 20в педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика (изучает закономерности воспитания и развития человека), возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика (разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих нарушения и отклонения в развитии), история педагогики, частные методики.

Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики.

Наука » Педагогика » Дидактика
Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.

Задачи:временного и постоянного характера

Постоянные задачи

1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования

2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности

3.внедрение результатов исследования в практику

4. прогнозирование образования

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.

Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.

Синергетический подход как современная методологическая ориентация

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Синергетика — достаточно молодая отрасль науки, кото­рая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Ее название происходит от гречес­кого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.

Появление основных идей и самого термина «синергети­ка» связано с поиском ученых — представителей естествен­но-научных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельско­го университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов, биофизик А.М. Жаботинский.

Синергетический подход определяется ими как постнеклассическое междисциплинар­ное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самооргани­зации и саморазвития социальных и природных явлений.

Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «ат­трактор»:

- самоорганизация - это процесс или совокупность про­цессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования,содействую­щих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизме­нению данного системного образования;

Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педа­гогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. По его представлению, педагогика - это «собрание правил практи­ческой деятельности», требующее научного обоснования. Ло­гика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогичес­кая антропология есть учение о человеке развивающемся, воспитывающемся.

Философско-антропологический подход разрабаты­вает проблемы, связанные с созданием педагогической антропо­логии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.

Философско-антропологический подход лежит в основании формирующейся педагогики Бытия и утверждает методологические положения:

- имеющие в своей основе мировоззренческие и методологические установки философской антропологии;

- имеющие своим предметом реальное бытие субъект воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;

- рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма обучения и воспитания;

Современные подходы к воспитанию

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно упот­ребляется как исследователями, так и практиками. Если рань­ше в педагогической науке и практике велась речь факти­чески о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, ком­муникативный, ситуационный и ряд других подходов.

Однако приходится констатировать, что частое употребле­ние понятия «подход» еще не является гарантией верного по­нимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятель­ности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием.

Подход — это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педа­гогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению ус­пеха в его работе. Например, некоторые педагогические кол­лективы используют в своей деятельности дифференциро­ванный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возмож­ностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха ви­дят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, ког­да в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Воспитание на основе потребностей человека

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Сезонов.

Воспитание – это деятельность педагога, направлен­ная на создание психолого-педагогических условий для удов­летворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Самовоспитание школьников

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Эту концепцию разработал ярославский профессор Гер­ман Константинович Селевко. Под самовоспитанием понимается «процесс осоз­нанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправлен­но формируются и развиваются ее качества и способности».

Цель воспитания: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию. Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следую­щими характеристиками:

- одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащенность совокупностью умений само­совершенствования;

- высокий уровень самостоятельности личности, готов­ность к включению в любую деятельность;

- творческий характер деятельности человека;

- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Рос­сийской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, норматив­ных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обще­стве, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, на­правленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогичес­кая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал пре­вентивную и оперативную помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъек­тивные условия (желание индивида) и объективные воз­можности семьи, школы, общественности, государствен­ной власти на местах.

Воспитание ребенка как человека культур

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, куль­туры, относятся:

- жизнетворчество - включение детей в решение ре­альных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятель­ности, развитие его духовных и практических потребнос­тей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация - востребованность куль­турных способностей и свойств личности, актуализация чув­ства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирова­ние внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

Формирование образа жизни, достойной Человека

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Эта концепция вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Основополагающие принципы:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отноше­ния, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло­вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означаю­щий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следователь­но, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправ­ленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.

Содержание воспитательного процесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.