Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией ( в частности с такими её отраслями как этика, эстетика – способствующими решению проблем нравственного и эстетического воспитания), анатомией и физиологией, психологией(изучает закономерности развития психики человека), социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. 20в педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика (изучает закономерности воспитания и развития человека), возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика (разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих нарушения и отклонения в развитии), история педагогики, частные методики.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика (изучает закономерности воспитания и развития человека), возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика (разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих нарушения и отклонения в развитии), история педагогики, частные методики.
Наука » Педагогика » Дидактика
Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.
Задачи:временного и постоянного характера
Постоянные задачи
1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования
2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности
3.внедрение результатов исследования в практику
4. прогнозирование образования
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.
Задачи:временного и постоянного характера
Постоянные задачи
1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования
2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности
3.внедрение результатов исследования в практику
4. прогнозирование образования
Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.
Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.
Синергетика — достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Ее название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.
Появление основных идей и самого термина «синергетика» связано с поиском ученых — представителей естественно-научных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельского университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов, биофизик А.М. Жаботинский.
Синергетический подход определяется ими как постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.
Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «аттрактор»:
- самоорганизация - это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования,содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;
Появление основных идей и самого термина «синергетика» связано с поиском ученых — представителей естественно-научных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельского университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов, биофизик А.М. Жаботинский.
Синергетический подход определяется ими как постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.
Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «аттрактор»:
- самоорганизация - это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования,содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;
Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. По его представлению, педагогика - это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающемся, воспитывающемся.
Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.
Философско-антропологический подход лежит в основании формирующейся педагогики Бытия и утверждает методологические положения:
- имеющие в своей основе мировоззренческие и методологические установки философской антропологии;
- имеющие своим предметом реальное бытие субъект воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;
- рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма обучения и воспитания;
Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.
Философско-антропологический подход лежит в основании формирующейся педагогики Бытия и утверждает методологические положения:
- имеющие в своей основе мировоззренческие и методологические установки философской антропологии;
- имеющие своим предметом реальное бытие субъект воспитательного процесса во всей его духовной целостности и полноте;
- рассматривающие способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию в качестве средства и механизма обучения и воспитания;
В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.
Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия «подход» еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием.
Подход — это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.
Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия «подход» еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими, как цель, принцип, форма, метод, прием.
Подход — это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Сезонов.
Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Воспитание – это деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1) в творческой деятельности;
2) быть здоровым;
3) в защищенности, безопасности;
4) в уважении, признании, необходимом социальном ста-
5) в смысле жизни;
6) в самореализации (самоосуществлении);
7) в удовольствии, наслаждении.
Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».
Цель воспитания: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:
- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
- творческий характер деятельности человека;
- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
Цель воспитания: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:
- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
- творческий характер деятельности человека;
- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.
Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:
- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;
- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;
- культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;
- духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:
- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;
- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;
- культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;
- духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Основополагающие принципы:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Основополагающие принципы:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.
Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.