Классификация методов обучения (Голант И.Я., Верзилин Н.М.).

Наука » Педагогика » Дидактика
Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод) (Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957).

Урок – как основная форма организации обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока – усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения – педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения); определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени; четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока; реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на достигнутый уровень знаний.

Сущность процесса обучения

Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
– двусторонний характер;
– совместная деятельность учителей и учащихся;
– руководство со стороны учителя;
– специальная планомерная организация и управление;
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
– управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

Педагогическое общение на уроке

Наука » Педагогика » Дидактика
Решение проблем, связанных с перестройкой содержания образования, не исчерпывает всех задач повышения качества обучения. Все более неотложной становится задача радикального изменения процесса общения учителя и учащихся на уроке. Б.М. Неменский отмечает: “Несоответствие нынешнего содержания образования социальному заказу общества вопиюще. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, она осознает и пытается решить две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две же другие, важнейшие для экономики, нравственности, культуры общества: передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, - школа и не осознает, и не решает (я прибавил бы к этому еще “опыт общения”). Школа не понимает, что без решения этих задач не может дать подлинного эффекта и решение двух первых” (13, с.47).

Что должно быть характерным для современного общения учителя и младших школьников? Что необходимо учитывать при организации такого общения на уроке?

Один из лидеров гуманистической психологии, выдающийся американский ученый К.Роджерс выдвинул ряд установок и принципов работы учителя-фасилитатора, которые могут считаться основными условиями успешной организации общения на уроке. Фасилитатор - это человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения детей.

Первая установка предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Вторая установка является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Третья - “эмпатическое понимание” - это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами. Таким образом, если учитель понимает и принимает внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, если он ведет себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями, если, наконец, он доброжелательно относится к учащимся, то тем самым он создает в общении все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сущность процесса обучения

Наука » Педагогика » Дидактика
Начнем рассмотрение понятий с процесса обучения. В дидактике процесс обучения определяется как взаимодействие учителя и учащихся с целью образования, воспитания и развития последних. Иэ этого определения следует, что обучение - двусторонний процесс, охватывающий одновременно деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). За счет чего преподавание и учение взаимосвязаны? Чтобы ответить на данный вопрос, надо рассмотреть деятельности учителя и учащихся. Что делает учитель? Организует передачу социального опыта (знаний, умений, взглядов и пр.): либо сам рассказывает, либо предлагает посмотреть учебный фильм, выполнить задание и т.д. А в процессе этой передачи учитель руководит тем, как дети воспринимают и усваивают опыт (то есть учением). Что же получается? - Средством их взаимодействия являются знания, умения, взгляды и пр., то есть все то, что составляет содержание образования.

В связи со сказанным представляют интерес два подхода к пониманию сущности процесса обучения.

Согласно наиболее распространенной концепции, обучение - это познание или вид познавательной деятельности. Ряд видных отечественных педагогов (М.Н. Алексеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков и др.) рассматривают процесс обучения как разновидность познания. “Обучение есть в сущности своей процесс познания, - утверждает М.Н. Алексеев. - Обучение есть, бесспорно, познание, и, как любое познание, оно отображает действительность... Обучаясь, ученики познают объективный мир, общество, духовную жизнь людей, отображением которых являются изучаемые ими науки” (1, с.40-41).

Словарь терминов и персоналий

Наука » Педагогика » Дидактика
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ — новая модель разноуров­невой и многопрофильной общеобразовательной массовой шко­лы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особен­ностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции соот­ветствия—несоответствия между целями и достигаемыми резуль­татами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. — в рас­согласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способ­ность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, созда­вать и поддерживать условия для продуктивной работы педаго­гических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучаю­щегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуаль­ного, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, сво­бодного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.

Характеристика классических принципов обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
Принцип наглядности обучения

Безусловно, буквальный смысл названия принципа не отражает его содержания. Восприятие может осуществляться с помощью разных органов чувств: не только зрения, но и осязания, слуха, обоняния и т.д. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности:

· Натуральной (эталонные изделия, образцы, детали и т.д.)

· Предметно-изобразительной – плоскостной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты, муляжи).

· Условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики, таблицы, модели, опорные сигналы, компьютерная графика).

· Словесной (образное описание).

· Динамической: аудиальной (звукозаписи); визуальной (динамические плакаты, электрофицированные схемы); аудиовизуальной (видеозаписи, кинофильмы).

Система классических принципов обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования.

1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дпдактике система принципов обучения включает в себя

Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности;

Ø принцип наглядности;

Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

Закономерности обучения, их классификация.

Наука » Педагогика » Дидактика
Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями обучения.

Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:

1. внешние и внутренние закономерности;

2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);

3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).

1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.

Характеристика структурных компонентов процесса обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.

2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.

Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.

3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.

Основные понятия и научные категории в дидактике.

Наука » Педагогика » Дидактика
Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельно­сти; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рас­сматривается как часть, элемент целостной научно-дидактичес­кой системы.

Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность и др.

Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) представляет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

В Законе РФ «Об образовании» определены важнейшие позиции государства в области образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлимых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Область образования в нашей стране провозглашена одной из приоритетных.

Понятие о фотографии и фотографические материалы

Наука » Педагогика » Дидактика
В основе получения фотографического изображения лежат физические свойства и химическое действие света. Физические свойства света позволяют при помощи фотоаппарата получить на плоской поверхности оптическое (световое) изображение окружающих нас предметов, а химическое действие — запечатлеть это изображение на фотоматериалах (фотопластинки, фотопленка, фотобумага).

Поверхностный слой фотоматериалов состоит из веществ, изменяющихся под действием света. Такие вещества называются светочувствительными.

Светочувствительный слой фотоматериалов состоит из желатины и распределенных в ней микроскопических кристаллов галогенных солей, или галогенидов, серебра (бромистое серебро AgBr, хлористое серебро AgCl и йодистое серебро Agl).

В результате воздействия света на светочувствительный слой фотоматериалов в нем вследствие фотохимической реакции образуется невидимое, скрытое фотографическое изображение. Чтобы сделать это изображение видимым, его проявляют. Для этого экспонированный фотоматериал погружают на некоторое время в раствор химических веществ, называемый проявителем. Проявление ведется при неактиничном, т. е. не действующем на светочувствительный слой, свете (например, красном) или в полной темноте.

Под действием проявителя микрокристаллы галогенного серебра, на которые попал свет, превращаются в мельчайшие крупицы (зерна) металлического серебра, которое в таком состоянии приобретает черный цвет. Из этих зерен и образуется фотографическое изображение.