Реализация онтогенетического подхода

Наука » Педагогика
Одним из актуальных аспектов изучения механизмов и стратегий процесса продуцирования речи является когнитивный подход, в основе которого лежат современные представления о соотношении мышления и речи, мышления и языка.
Когнитивный подход возник на стыке таких дисциплин, как кибернетика, психология, психолингвистика. В соответствии с когнитивным
подходом язык рассматривается как неотъемлемая и органическая составляющая человеческого разума, тесно взаимосвязанная с другими когнитивными структурами и процессами – восприятием, мышлением, вниманием, памятью и др. [9: 213].
Когнитивные и языковые структуры в речевом процессе функционируют в тесном взаимодействии и переплетении и, по мнению многих авторов, имеют общие операциональные механизмы, составляющие базис как языковой, так и когнитивной деятельности.
Когнитивный подход является актуальным при анализе речевого развития как в норме, так и его нарушений у детей.

Формирование мышления и других познавательных процессов тесно связано с развитием языковой способности ребенка (А. Валлон, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин и др.).
В современной психологии и психолингвистике языковая способность определяется по-разному: это потенциальные психофизиологические возможности усвоения языковой знаковой системы; способность воспринимать, понимать и продуцировать речевые высказывания; способность к овладению языковой системой и ее использованию в процессе восприятия и продуцирования речевых высказываний и наконец, языковая способность рассматривается как способность к усвоению и использованию элементов и правил системы языка в целях общения и познания. Эта система правил сначала не осознается ребенком, однако он ведет себя так, как будто знает эти правила [26].
Все эти определения можно принять, хотя они отражают различные аспекты этого сложного явления.

Дошкольники с минимальными нарушениями развития в условиях интегрированного обучения

Наука » Педагогика
Система образования в современной России переживает серьезные изменения, в результате которых трансформируются учреждения всех ступеней образования: от дошкольного до высшего. Социальноэкономические преобразования в обществе способствуют появлению и внедрению в практику идей интегрированного обучения, поскольку накоплена убедительная масса аргументов в пользу такого принципа организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Социологи, дефектологи, физиологи, педагоги рассматривают проблемы и перспективы, различия и сходства, возможности и барьеры, существующие в реальном опыте освоения российской системой образования разных форм интегрированного обучения – от мейнстриминга и социальной интеграции до образовательной, профессиональной интеграции и инклюзии.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. При этом интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая их взаимодополняемыми. Если на уровне концепции и теории процессы модернизации достаточно скрупулезно прописаны, то на организационном уровне нерешенными остаются многие проблемы, которые требуют комплексного и квалифицированного исследования.
Анализ зарубежных работ, касающихся систем совместного обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми детьми, показал что формы, содержание и методы интеграции в каждой стране имеют свои специфические особенности и механически не могут быть перенесены в условия России.

Характеристика процесса сопровождения детей с сенсорной депривацией в условиях образовательного пространства

Наука » Педагогика
Понятие «пространство» исследуется нами с точки зрения различных областей знаний. В философском и общенаучном понимании фундаментальная категория «пространство» рассматривается как одна из основных объективных форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; место, способное вместить что-либо; множество объектов, между которыми установлены отношения [1].
Главным для нашего исследования представляется выявленная в
результате анализа определений и характеристик образовательного пространства возможность его существования только относительно какого-либо субъекта (индивидуального или совокупного), для которого оно имеет определенную значимость. Важно подчеркнуть, что, находясь в образовательном пространстве любого масштаба, субъекты поразному воспринимают его возможности, которые существуют объективно. В контексте нашей работы это положение является принципиально важным, так как позволяет более четко развести понятия
«пространство» и «среда». Несмотря на понимание важности формирования образовательного пространства, его построение далеко от завершения [4, 6, 23].
По нашему мнению, образовательное пространство должно представлять единство места, где осуществляется образовательный процесс, среды, которая наполняет пространство; образовательных воздействий, в результате которых происходит усвоение социальных
ценностей.
В качестве особого вида в структуре образовательного пространства выступает психолого-педагогическое. Именно создание этого пространства в наибольшей степени способствует социокультурной интеграции личности в общество, поскольку такое социокультурное развитие становится здесь ведущей целью.

Коррекционная педагогика на пути к освоению новых методов эффективной компенсации утраченных функций

Наука » Педагогика
Коррекционная педагогика на пути к освоению новых методов эффективной компенсации утраченных функций (о последних достижениях в изучении нейропластичности мозга)

В Решении научной сессии академий наук, имеющих государственный статус «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития Российского общества и государства» проблема здоровья и образования детей выделена как важнейшее направление в области фундаментальных исследований [4]. Многие выдающиеся ученые России – участники этого уникального научного совещания – выражали серьезную озабоченность в отношении состояния здоровья детей, в особенности детей-инвалидов, и организацией их обучения в нашей стране. Объективных оснований для надежды на улучшение здоровья детей и уменьшение количества новорожденных с нарушениями развития, к сожалению, нет. Так, президент РАМН М.И. Давыдов, выступая на вышеупомянутой сессии, отметил, что безупречное состояние здоровья в 2005 г. было лишь у 6% девушек
14 лет (сейчас некоторые из них уже – молодые матери). Лишь 25 % родов проходит без патологии. Только один новорожденный ребенок из десяти покидает родильный дом вполне здоровым… Понятно, что эти неблагоприятные показатели не могут не отражаться самым негативным образом на состоянии здоровья детей всех возрастных групп и увеличивает количество учащихся, нуждающихся в коррекционном обучении. Многие дети и подростки, имеющие отклонения от нормы, страдают патологией развития нервной системы и нарушениями моторики.

Подготовка учителя к проведению опытно-экспериментальной работы

Наука » Педагогика
Обновление российской школы путем модернизации образования носит массовый характер и связано с широким распространением опытно-экспериментальной работы (ОЭР), выступающей в качестве средства разработки и освоения новшеств, одного из действенных механизмов развития школы и профессиональной деятельности учителя.
Несмотря на большой размах ОЭР в школах, большинство экспериментов носит локальный характер, не оказывая глубокого влияния на образовательный процесс, при этом отдельные эксперименты слабо связаны между собой. ОЭР в школе нередко вообще не приводит к качественно новым результатам и, как правило, не обеспечивает выхода какой-либо научно-методической продукции. Кроме того, согласно исследованиям, подавляющее большинство начинаний, называемых
«экспериментом в школе», не обладает существенными признаками эксперимента

Системный подход и представления о пространстве при профессиональной подготовке специалистов естественно-научного профиля и туризма

Наука » Педагогика
В статье показано значение системного подхода в развитии теории туризма по направлению, которое автор обозначает как геотуристика. Определена методологическая роль географического пространства, а также современные приемы его моделирования. Обозначена роль картографической грамотности как элемента культуры личности компетентного специалиста по туризму.

География была, есть и будет фундаментальной мировоззренческой системой наук о пространственных закономерностях природы и общества, наукой древней и всегда актуальной. И если история «владеет» временем, то география «владеет» пространством.
Актуальность, современность географии объясняется тем, что она
воспринимает для развития своей теории и методологии современные достижения научной мысли.
Общепризнано, что величайшим открытием двадцатого века являлся системный подход.
В советской географии со времен В.В. Докучаева формировалось представление о природном комплексе, которое базировалось на генетическом подходе и служит географии много десятков лет.
Ленинградская школа ландшафтоведов исповедала принцип равнозначности компонентов в природном комплексе. Они все считались одинаково влиятельными в своем функционировании и воздействии на ландшафт, тогда, как москвичи считали литогенный компонент ведущим в ландшафте.
В 1963 г. академик В.Б. Сочава ввел термин геосистема, который быстро нашел своих сторонников. В отличие от структуры геокомплек-
са системообразующим фактором в геосистеме в первую очередь определялись связи между компонентами, а не их генезис.
Термин геосистема еще введен и потому, чтобы подчеркнуть системный характер сложных географических объектов. Его основу составляет наличие таких свойств у них, как целостность, взаимосвязь между элементами, соподчинение или иерархичность внутреннего
строения, а главное – наличие эмерджентных свойств. (эмерджентность – свойство системы как целого. Это свойство отсутствует у каждого компонента в отдельности, так тысяча ведер – еще не пруд).

Энергетические ресурсы

Наука » Экономика
Энергетические ресурсы представляют собой суммарную мощность механических, электрических двигателей, электроустановок, а также численность рабочего скота в перерасчете на механическую силу. Энергетические ресурсы учитываются в лошадиных силах (л.с.). При определении общей мощности энергетических ресурсов мощность электродвигателей и энергоустановок переводится в лошадиные силы по соотношению 1кВт = 1,36 л.с., 1кВт.ч = 3,6 МДж, одна рабочая лошадь – 0,75 л.с.; рабочий вол – 0,5 л.с..
В структуре энергетических ресурсов сельскохозяйственных предприятий наибольший удельный вес занимают мощности двигателей внутреннего сгорания (около 75%). Основные показатели обеспеченности сельскохозяйственных предприятий энергетическими ресурсами:
• энергообеспеченность – количество энергетических мощностей (л.с.) на единицу посевной площади;
• энерговооруженность труда - отношение среднегодового количества энергетических мощностей в расчете на одного среднегодового работника.
• полная энергоемкость - отношение суммы полных затрат энергии к объему произведенной продукции или выполненной работы, который рассчитывается по формуле:
ЭЕ= Э/W,
где Э–энергозатраты на производство данной продукции, МДж;
W – количество произведенной продукции (ц) или объем выполненных работ.

Основы продовольственной безопасности и пути ее решения

Наука » Экономика
Рациональное обеспечение населения продуктами питания зависит от состояния сельского хозяйства. В соответствии с международными нормативами для обеспечения продовольственной страны необходимо, чтобы ввоз продовольствия в общем объеме его потребления составлял не более 20 %
Продовольственная безопасность способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продовольствии, обеспечивающем его нормальную жизнь не зависимо от внутренних и внешних факторов. Обеспечение продовольствием должно соответствовать научно обоснованным параметрам (предложение) на уровне не ниже медицински обоснованных норм (спрос). Для этого необходим прогноз потенциальных опасностей, знание реальной ситуации и создание эффективной системы обеспечения населения продовольственными товарами. Нормы потребления продуктов питания приведены в таблице 1.
Главная цель ПБ – гарантированное и устойчивое снабжение населения продовольствием, а перерабатывающих предприятий сырьем.
Условиями продовольственной безопасности прежде всего являются физическая и экономическая доступность продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.
Физическая доступность продовольствия предполагает устойчивое его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующим спросу и нормам, установленным для потребителей. В торговых организациях РБ % наличия продовольственных товаров высок – физически доступно.
Экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере при сложившемся уровне цен и доходов а также по другим каналам, минуя рыночные (из дач, ЛПХ и др.). В стране насчитывается ___ _дач, количество ЛПХ составляет ____ . На Гродненщине ЛПХ производят значительные объемы продукции.

Предмет, метод, задачи экономики АПК

Наука » Экономика
Основная задача: обеспечение населения продовольствием, а промышленность – сырьем.
Для решения этой задачи необходимо:
• интенсификация отрасли (напряженно использовать ресурсы отрасли);
• внедрение достижений НТП;
• совершенствование экономических отношений;
• развитие различных форм собственности, видов хозяйствования;
• Развитие рыночных отношений.
Для решения этих задач необходимы высококвалифицированные кадры, подготовкой которых занимаются ВУЗы, средние специальные заведения и училища.
Цель курса – изучение действия объективных экономических законов, специфические формы их проявления в сельском хозяйстве и механизм их воздействия на развитие сельского хозяйства.
Термин экономика имеет несколько значений.
Во-первых, под экономикой понимают совокупность общественных отношений, в которые вступают люди (группы, коллективы) в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Эти отношения называют производственными.

Геополитические риски и конкурентоспособность России

Наука » География » Экономическая география
После провальных 90­х годов прошлого столетия Россия постепенно вышла из системного кризиса. Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы были достаточно высокие и колебались в пределах 7­
8%. Золотовалютные резервы достигли значительных размеров, и сохраняется, к тому же, положительное сальдо внешнеторгового баланса. Благодаря притоку инвестиций, иностранных и отечественных, в экономику, стало возможно выйти на уровень 1991 года. Россия достигла макроэкономической стабильности и, казалось бы, сложились благоприятные условия для дальнейшего успешного развития.
Однако, кризис мировой экономики вносит свои коррективы в хозяйственную и финансовую деятельность компаний и банков, вынуждая их менять планы развития. В 2009 г. рост ВВП предполагается на уровне 5,0­5,5% (возможно 3,0­3,5%). К тому же, сохраняются высокие геополитические риски, что тоже надо учитывать, определяя стратегические направления социально­ экономического развития страны. Более того, геополитические риски могут возрастать.
В условиях глобализации и открытости рынков, конкуренция между странами только усиливается. Особенно это отчётливо проявляется в периоды спада мировой экономики, когда завершается очередной цикл подъёма и формируются новые геоэкономические условия и, соответственно, открываются новые потенциальные возможности для одних стран и обостряются противоречия в других. В результате возрастает поляризованность в развитии мирового сообщества.

В.Э. Ден и современная социально­экономическая география

Наука » География » Экономическая география
Значение деятельности Владимира Эдуардовича Дена в становлении экономической географии в своё время явно недооценивалось, хотя именно он ввёл курс этой научной дисциплины в высших учебных заведениях. В 1902 году он возглавлял первую в стране кафедру экономической географии, образованную на экономическом отделении открытого в то время политехнического института. По инициативе крупных учёных и общественных деятелей, в том числе В.Э. Дена, в 1916 г. были образованы Высшие географические курсы, преобразованные в 1918 г. в Географический институт, где В.Э. Ден также заведовал кафедрой, предназначенный для подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях географической науки. Впервые была создана образовательная система, позволяющая студентам пройти курс обучения, закрепить полученные знания на практике и проводить под руководством преподавателей научные исследования. По существу, институт, вошедший в 1925 г. в состав Ленинградского университета на правах факультета, представлял тогда уже учебно­научный комплекс. Целенаправленная научная и учебная деятельность создавала предпосылки для формирования научных школ, получивших в дальнейшем международное признание. В начале нового столетия успешный опыт подготовки научных работников показал, насколько плодотворны оказались идеи основателей высшего географического образования в нашей стране.