Системный подход и представления о пространстве при профессиональной подготовке специалистов естественно-научного профиля и туризма

Наука » Педагогика
В статье показано значение системного подхода в развитии теории туризма по направлению, которое автор обозначает как геотуристика. Определена методологическая роль географического пространства, а также современные приемы его моделирования. Обозначена роль картографической грамотности как элемента культуры личности компетентного специалиста по туризму.

География была, есть и будет фундаментальной мировоззренческой системой наук о пространственных закономерностях природы и общества, наукой древней и всегда актуальной. И если история «владеет» временем, то география «владеет» пространством.
Актуальность, современность географии объясняется тем, что она
воспринимает для развития своей теории и методологии современные достижения научной мысли.
Общепризнано, что величайшим открытием двадцатого века являлся системный подход.
В советской географии со времен В.В. Докучаева формировалось представление о природном комплексе, которое базировалось на генетическом подходе и служит географии много десятков лет.
Ленинградская школа ландшафтоведов исповедала принцип равнозначности компонентов в природном комплексе. Они все считались одинаково влиятельными в своем функционировании и воздействии на ландшафт, тогда, как москвичи считали литогенный компонент ведущим в ландшафте.
В 1963 г. академик В.Б. Сочава ввел термин геосистема, который быстро нашел своих сторонников. В отличие от структуры геокомплек-
са системообразующим фактором в геосистеме в первую очередь определялись связи между компонентами, а не их генезис.
Термин геосистема еще введен и потому, чтобы подчеркнуть системный характер сложных географических объектов. Его основу составляет наличие таких свойств у них, как целостность, взаимосвязь между элементами, соподчинение или иерархичность внутреннего
строения, а главное – наличие эмерджентных свойств. (эмерджентность – свойство системы как целого. Это свойство отсутствует у каждого компонента в отдельности, так тысяча ведер – еще не пруд).
Целостность и единство типичные свойства геосистем любого вида.
По сути своей термины «геокомплекс» и «геосистема» очень близки. Одно слово переводится с греческого: система – целое, составлен-
ное из частей; другое с латыни: комплекс – сосокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
Все геосистемы принадлежат Земле, географической оболочке. Эта часть планеты является сложной открытой динамической системой. Она давно прошла абиотическую стадию развития и ее судьба сегодня зависит от деятельности человечества.
История человека, природы и общества предстают как единое целое и пространства Земли являются с одной стороны частью истории человечества, общества и природы, а с другой стороны условием, без понимания и учета которого эту историю понять невозможно.
Методологически пространство является основным организующим понятием в изучении геосоциума, ландшафтной среды, окружающей
среды и подобных явлений, обозначаемых разными синонимами.
Развитие идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовали поиска системы для описания пространственных структур.
В пределах земной оболочки основная форма пространства – географическое пространство (ГП), геопространство. Геопространство является многозначным понятием и его можно рассматривать поразному, многомерно. Для специалиста геопространство всегда есть среда, форма, неразрывно связанная с содержанием.
Геопространство в самом общем понимании – это форма существования материальных систем в пределах географической оболочки.
Под географическим пространством понимается полная совокупность всевозможных геосистем и системных компонентов, располо-
женных на одной и той же территории (Мересте У.И., Ныммик С.Я.
«Современная география: вопросы теории», 1984).

Оно заключает в себе бесчисленное количество геосистем, каждая из которых имеет множество характеристик (иногда они совпадают для некоторых из геосистем).
Методологически важно, что картография и новое ее развитие по
направлению, называемому «геоиконика», изучают пространственную определенность объектов, отображают графическими выражениями конкретное пространство исследуемой действительности и его изменения (А.М.Берлянт). Причем изучает его по своим «правилам» и законам, свойственным картографической модели. При этом, конечно, используются современные средства: аэрофотосъемка и космическая съемка поверхности Земли, электронные вычисления и компьютерная картография.
Рассмотрим, как связано представление о геопространстве с повышением качества подготовки специалиста по туризму. Понятие о компетентности как о свойстве личности специалиста – выпускника университета предполагает, что он достаточно широко образован, владеет многими компетенциями, нравственно-духовными ценностя-
ми, умеет функции воспитательных действий, необходимых специалисту по туризму, «встроить» в другие виды деятельности при реализации турпродукта (например в туристко-экскурсионную деятельность, при проектировании турпродукта). Его профессиональные навыки, его поведение в быту соответствуют тем экологонравственным представлениям, которые являются и личностными и профессиональными чертами характера специалиста.
Методологические основания теории геопространства, системного подхода лежат в основе профессиональных метаметодических умений, как раз и обеспечивающих профессиональную компетентность. К одному из таких умений мы относим графическую, в частности картографическую грамотность специалистов по туризму. (Практика показы-
вает, что многие специалисты не определяют по карте, например, типы климата на планете, не знают их характеристик, не могут видеть картированные типичные или уникальные как природные, так и социальные объекты, да просто не знают, что такое масштаб карты, как выпонять проектирование по карте и т.п.).
Это обстоятельство является недоработкой составителей программ подготовки специалистов и требует немедленного исправления за счет спецкурсов, практических занятий и т.п.
Нет необходимости говорить о том, что карта – модель действительности, а геопространство, как считает почетный профессор Парижского университета Фернан Жоли (2005) «это пространство, которое составляет вся земная поверхность, включая океаны и безлюдные местности. Кроме того, оно обладает некоторой плотностью,
поскольку одновременно охватывает твердую среду, жидкую, газообразную и включает живую природу. Но оно также заключает в себе множество других объектов или невидимых отношений физического, биологического или человеческого порядка» [4].
Мы уточним, что геопространство включает в свой состав и антропосферу или социосферу, т.е. и духовное пространство. Можно пред-
положить, что духовному пространству также свойственна некая
«плотность», своя энергетика.
Итак, географическое пространство – это сложная система неустойчивого равновесия, которая в данном месте и в данное время регулирует многочисленные, взаимозависимые и взаимодействующие факторы, а сами они оказывают влияние на будущее. «Таким образом ГП имеет не только некий объем, но и некую продолжительность в форме наследства и возможностей»[4].
Известно, что карта – специфический «язык» географии, язык геопространственных форм. Картографический метод, позволяет визуализировать как собственно географическое, так и любое моделируемое пространство в целях его изучения и соответственно развивает пространственное мышление, вызывает к действию оба полушария
головного мозга. Символический образный язык карты способствует формированию абстрактного представления о прообразе, реально существующем.
С античных времен до наших дней карты служат ученым для получения и систематизации информации, построения гипотез и открытия законов, развития представлений о мире, так как предметом познания картографии является конкретное географическое пространство, изображаемое на карте – образно-знаковой модели действительности
Развитие науки картографии сопровождается как развитием теории, так и внедрением методов, связанных с новыми технологиями, в первую очередь информационными. Значительные достижения отечественной картографии способствовали. дальнейшему развитию картографического метода географических исследований, разработке таких теоретических направлений, как геоиконика (А.М. Берлянт) и геоинформатика (А.М. Берлянт, В.С. Тикунов, В.И. Кравцова, Е.Г. Капралов, Г.К. Осипов и др.).
Собственно картографический метод исследований формировался в лоне картографии и развивался вместе с ней. Возможности использования географических карт в качестве средства научного исследования известны давно и получили особенное развитие в период активизации топографического и тематического картографирования в начале XIX века. Интенсивное накопление обширного картографического материала, необходимость его обработки, систематизации послужили стимулом для разработки основ, принципов как собственно
картографирования, так и использования карт в качестве средства исследования.

Картографические исследования как метод в процессе развития превратились в один из главных методов исследования в науках о Земле. Тому дополнительно способствовало становление аэрокосмической картографии и внедрение аэрокосмических методов в учебную картографию (Л.Е. Смирнов, Ю.Ф. Книжников, В.И. Кравцова, Б.В. Виноградов и др.).
Аэрофотосъемка и особенно космическая съемка существенно изменили наше представление о природе Земли. Сопоставление карт и космических снимков как географических моделей поверхности Земли обнаружило, что последние являются более полными, нежели карты, хотя их объединяет общность образной записи ситуации.
Зрительный образ Земли на картах и снимках не совпадает, заметна условность картографического изображения по сравнению с фотографическим. «Новый», космический образ Земли стал имитироваться в учебных картах, атласах, и в первую очередь в зарубежных.
В 1972 г. Международная картографическая ассоциация в Канаде
заслушала доклад К.А. Салищева об использовании карт в научных исследованиях и на практике.
Необходимо особо подчеркнуть то, что географические карты служат специалисту средством установления новых закономерностей в размещении и взаимосвязи явлений. Суть картографического метода состоит в том, что в процесс исследования действительности включается промежуточное звено – карта, выступающая в двоякой роли: и как средство исследования, и как его предмет в виде модели, прообраза реальной действительности.
Пространство, время, материальная сущность – взаимосвязанные стороны реального предмета, находящиеся в единстве противоположностей. «Имея в виду широкое логическое толкование предмета, мы
можем подразумевать как класс предметов, так и единичный предмет, принадлежащий к этому классу; как вещь, так и ее свойства, действия, состояния, отношения; как факт материального мира, так и явление сознания; как объективно существующий, так и воображаемый предмет» [6].
В каждом случае мы можем говорить о предмете, который имеет, с одной стороны, пространственно-временную определенность, с другой – содержательную определенность. В целях познания можно (и необходимо!) каждую сторону этого единства противоположностей рассматривать отдельно.
В процессе картографического моделирования различие между территорией и геопространством заключается в том, что территория как таковая (поверхность Земли, точнее, суши, являющаяся суммой
отдельных территорий) служит как бы общим фоном для проектирования на нее различных природных и общественных геосистем. Территории присуща площадь, конфигурация – место расположения – одним словом, картометрические параметры.
В качестве средства познания картографический метод можно считать общенаучным, или «сквозным», по выражению К.К. Маркова.
Он с успехом применяется во всех частногеографических науках, (в педагогической проекции – во многих частных предметных дидактиках), а также с его помощью можно отражать любые другие явления, имеющие пространственное распространение. Сегодня очевидно, что картографо-географический метод становится достоянием не только географических наук.
В области методического перевооружения географии и картографии для современного периода характерно развитие дистанционных методов и компьютерных технологий. Необходимо отметить внедрение таковых и в практику подготовки специалистов.
В современной картографии утвердилось научное направление, называемое геоиконикой [3].
Геоиконика как наука о геоизображениях возникла в пограничной
области картографии, дистанционного зондирования и машинной графики. Под геоизображением понимается любая (полученная любыми средствами) пространственно-временная масштабная генерализованная модель земных объектов или процессов, представленная в образно-графическом виде.
Новое направление стремительно развивается, так как ему соответствует бурный прогресс геоинформационного картографирования в производственной практике. Геоиконика как новое научное направление картографии рассматривает теорию геоизображений, их модельных свойств, машинные методы анализа и обработки данных.
Единая теория геоизображений позволяет сопоставить различные модели геопространства и упорядочить многообразие графических
образов планеты.
В учебном содержании представления о геопространстве также должна найти место точка зрения Д. Флиднера о том, что оно имеет двойственное значение. Во-первых, геопространство можно представить себе как некий объем, в котором находятся разнообразные природные и социальные объекты на территории. При этом в основе построения лежит концепция абсолютного трехмерного физического пространства.
Во-вторых, геопространство можно понимать как пространственную структуру с явлениями, объектами и отношениями, например, по принципу «центр – периферия».
Важность картографической подготовки учителя возрастает в связи с пониманием роли географической карты как своеобразного доку-
мента общения, отражающего уровень развития общества, его культуры и восприятия мира. Карта, в отличие от других средств коммуникации, предлагает информацию не последовательно, а в виде пространственных комбинаций, воспринимаемых сразу особым образом.
Если считать, что в структурном отношении понятие о географической культуре включает в себя представление о географической картине мира, географическое мышление, методы географии и язык географии, то содержание картографической подготовки обеспечивает все обозначенные четыре позиции. Оно содержит две группы знаний и умений: а) формируемые непосредственно при изучении картографии, б) формируемые при изучении системы географических дисциплин, в смежных дисциплинах и практиках, например в туризме, геоэкологии, истории и т.п.
Целесообразность и практическая польза полученных знаний – существенный мотив их приобретения. В практике жизнедеятельности человека возрастает роль как умения пользоваться пространственно организованной и распределенной информацией, (читать различные геоизображения, проектировать, организовывать жизнедеятельность,
принимать управленческие решения), так и выполнять элементарные топографические работы для собственных бытовых нужд.
Осознавая свое существование в географическом пространстве, вернемся к окружающей нас среде, желательно, к природе.
Ландшафт соизмерим с местом обитания человека, является средой его жизни. Ландшафты создают условия для жизни и производственной деятельности людей. Оценка ландшафтных условий входит в экономическую оценку ресурсов, в частности, рекреационных. Вспомним парадигму В.С. Преображенского о социальных функциях ландшафта, таких как ресурсовоспроизводящая, средообразующая, хранящая генофонд система, и, добавим, система как источник эстетического восприятия природы.
Восприятие объекта всей совокупностью чувств обозначается в психологии и эстетике термином «синестезия».
Синестезия ландшафта – чувственный акт его постижения. Она лежит в основе эстетического восприятия (перцепции) ландшафта.
Опытом установлено, что главным источником чувственного восприятия ландшафта служит его созерцание.
Известно, что зрение дает нам 90% эстетической информации об окружающей нас среде. Эстетические идеалы человечества веками формировались гармонией среды. Прекрасное для одного предположительно должно быть прекрасным для другого. И. Кант высказывал догадку о сверхсубъектной всеобщности ощущения прекрасного.
Первым и главным учителем понимания красоты является природа, ландшафт. В эстетическом воспитании роль ландшафтной среды
важнее роли искусства. Люди всегда чувствовали это и стремились «на природу», стремились путешествовать, вдохнуть воздух иных стран, отдохнуть, успокоиться, восстановить душевные силы.
Ландшафтотерапия опирается на совокупность влияния природной среды как чувственно-эмоционального, так и биохимического. Со-
ответственно, различаются топофильные и топофобные территории.
Находясь в прекрасном ландшафте, ощущая его, созерцая, вдыхая, человек испытывает чувство восторга, духовный и телесный катарсис.
Задача исследователей, проектантов, всех тех, кто занимается прикладным использованием географической информации, опираться на описанные методологические основы, на концепцию целостного геопространства, все подсистемы которого связаны между собой.
В качестве примера приведем пути развития новой складывающейся науки – туристики. В 1970-х годах ученые осознали важность туризма как объекта науки.
Путешествия в целях туризма – вид познания, способ сознательного расширения кругозора, сохранения здоровья, хорошего миро-
ощущения, возникновения новых связей, творческий рост и развитие личности.
Мотивация к туризму со стороны туристов – желание познать окружающую среду в свободное от работы время, представляющее собой активный отдых, восстановление физических и духовных сил.
Мотивация к развитию туристской деятельности – интересная, в значительной мере самостоятельная сфера бизнеса, отрасль производства, привлекающая заниматься таковой предпринимателей, организаторов индустрии туризма и смежных отраслей.
Таким образом, ареной деятельности и организаторов туризма и самих туристов является географическая среда, дестинация (место назначения туристского путешествия, туристский центр –
М. Биржаков), т.е. географическое пространство, наполненное объектами туристского интереса, подобранное и организованное турагентами определенным образом для его тематического посещения.
Мы предлагаем рассмотреть окружающую географическую среду или ее часть (любую часть географического пространства) как объединяющую сущность, принадлежащую в смысле научного исследования и географии и туристике. Соответственно, выделяется научное направление, которое мы называем геотуристика. Предметом исследования выступает географическая пространственная система объектов туристского интереса. Она является «сырьем» для изготовления турпродукта.
Проблемы окружающей среды по-прежнему являются основным поводом для беспокойства у экологов, геоэкологов и актуализирова-
лись на изучении определенных объектов распространения туризма –
городах, побережье, островах, городских центрах.

И в заключение: Скрипач играл в метро утром, в час пик. Мимо проходили тысячи спешащих людей. Скрипач играл 45 мин и успел исполнить 6 произведений. Только 6 человек ненадолго остановились, чтобы его послушать, еще 20 человек, не задерживаясь, бросили ему деньги.
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл – один из лучших музыкантов в мире. Его инструментом была скрипка Страдивари стоимостью 3,5 млн долларов. За два дня до выступления на его концерте был аншлаг, хотя билеты стоили не менее 100 долларов.
Белл играл в метро, участвуя в эксперименте одной крупной газеты. Результаты эксперимента очевидны каждому. Если мы живем такой насыщенной жизнью, так сфокусированы на себе, на своих проблемах, так торопимся, что не можем минуту уделить прекрасной музыке, то что еще мы упускаем из виду? Непростое время, нет лишнего времени, количество дел растет, но как не забыть за всем этим главное – красота души, красота природы, покой ландшафта, любовь и
внимание к окружающим нас людям.
Давайте не опоздаем учиться гармонии у природы, мы ее часть.

Список литературы
1. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Комиссарова Т.С. Представление о геотуристике и туристкой дестинации //
Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире: материалы междунар. конф. – СПб.: ВВМ, 2010. – С. 50–55.
3. Берлянт А.М. Геоиконика. – М., 1996.
4. Жоли Ф. Картография. – М.: Астрель, 2005.
5. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографического метод профессиональной подготовки учителя. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.
6. Мересте У.И., С.Я. Ныммик – Современная география: вопросы теории. – М.: Мысль, 1984.

Источник: Т.С. Комиссарова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.