Характеристика процесса социализации детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в различных социально-педагогических условиях

Наука » Педагогика
Основная задача обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями – их социальное развитие (Л.С. Выготский, Е.К. Грачева, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина и др.). Теоретически достижение социальных целей образовательной системы – вполне осуществимая задача. Однако их практическая реализация зависит от разработанности нормативных актов, от научной разработанности проблемы и отношения общества к детям с нарушениями развития.
Учитывая, что любое социальное взаимодействие всегда протекает на фоне или в контексте субъектно-объектного информационного взаимодействия, мы считаем, что основным условием, обеспечивающим успешную социализацию детей с комплексными нарушениями, является информационный механизм мировоззренческой интерпретации состояния проблемы в обществе. Поиск социализационных стратегий может закончиться успехом только в случае удовлетворения инфопотребности личности, которая возникает в непривычной или нетрадиционной ситуации.
Для изучения социально-педагогических условий социализации
детей с множественными нарушениями проводились следующие исследования:
• компонентов отношения (когнитивного, операционального и эмоционального) различных групп населения к лицам с нарушениями интеллектуальной, сенсорной, моторной сферы разной степени выраженности. Репрезентативность выборки обеспечивалась наличием в ней испытуемых разного пола, возраста (от
18 до 60 лет), уровня и профиля образования (высшее техническое/гуманитарное и среднее специальное/общее);
• широты социальных контактов семей, имеющих детей с множественными нарушениями. Репрезентативность выборки обеспечивало наличие в ней 78 родителей, имеющих детей с множественными нарушениями.
• соответствие подготовки специалиста требованиям современных организационных структур и их профессиональных ориентаций. Репрезентативность выборки обеспечивало наличие в ней 42 педагогов, работающих в классах «Особый ребенок» и реабилитационных центрах, 80 студентов выпускных курсов факультета коррекционной педагогики, пять начальников и ведущих специалистов управлений образования.
Одним из условий социализации детей с комплексными нарушениями является формирование позитивного отношения к ним общества. Анализ отдельных компонентов отношения (когнитивного, эмоционального, операционального) и суммарных баллов, характеризующих отношение к детям с комплексными нарушениями развития, показал, что максимально позитивное отношение население испытывает к детям с опорно-двигательными нарушениями, затем по убывающей следуют дети с сенсорными, интеллектуальными и
множественными нарушениями.
Когнитивный компонент отношения к лицам с опорнодвигательными и сенсорными нарушениями не имеет статистически значимых различий. Статистически значимые различия по данному показателю выявлены между отношением к людям с опорнодвигательными и интеллектуальными нарушениями, с опорнодвигательными и комплексными нарушениями.
На статистически достоверном уровне установлено, что население информировано больше о лицах с сенсорными нарушениями, чем с интеллектуальными и множественными. Значительно меньше, но статистически достоверно различие когнитивного компонента отношения к лицам с интеллектуальными и множественными нарушениями.

Таким образом, общество больше всего информировано о лицах с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорной недостаточностью.
Полученные данные позволяют утверждать, что, во-первых, наличие объективной достоверной позитивной информации о лицах с нарушениями является одним из необходимых условий готовности общества к включенности людей с проблемами в развитии в систему общественных отношений. Во-вторых, при оценке возможностей той или иной категории людей определяющим фактором является сохранность интеллектуальной сферы. Это еще раз подтверждает преобладание стереотипной оценки человека по его «полезности» для общества, что соответствует концепции Э. Эриксона.
Эмоциональный компонент отношения имеет значимые различия между группами лиц с опорно-двигательными и интеллектуальными нарушениями, сенсорными и интеллектуальными нарушениями, сенсорными и множественными нарушениями, опорно-двигательными и множественными нарушениями. Результаты анкетирования выявили
корреляцию между возможностью оценивать явления по их существенным признакам, обозначать модальность своего отношения и возможностью выработать стабильное, устойчивое эмоциональное выражение этого отношения. Полученные данные позволяют утверждать, что, во-первых, чем более информирован тот или иной член общества об особенностях развития человека с проблемами, тем более осмыслен и адекватен эмоциональный компонент отношения. Вовторых, при всем гуманизме современный человек не готов к принятию уникальности духовного внутреннего мира человека с нарушениями развития. Уровень его восприятия соответствует четвертой модели влияния среды на развитие и поведение (по Дж. Вулвиллу).
Операциональный компонент имеет значимые различия между
отношением к группам лиц с опорно-двигательными и сенсорными нарушениями, опорно-двигательными и интеллектуальными нарушениями, опорно-двигательными и множественными нарушениями. Более высокая поведенческая готовность наблюдается по отношению к лицам с сенсорными нарушениями в сравнении с лицами с комплексными и с интеллектуальными нарушениями. Не обнаружено статистически значимых различий по операциональному компоненту в отношении к группам лиц с множественными и интеллектуальными нарушениями. Качественный анализ ответов и комментариев к ним показывает корреляцию между уровнем теоретических знаний, опытом практического общения и высоким процентом позитивных ответов в отношении лиц с сенсорными нарушениями и негативных ответов в отношении лиц с множественными нарушениями.
Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости внедрения в общественное сознание понимания того, что поведение одного индивида зависит от личностных свойств другого (Р. Сирс), что только система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяют поведение каждого члена общества (Э. Торндайк).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в ситуации общественных взаимоотношений с лицами, имеющими единичные нарушения, произошло совмещение интерпретативного и нормативного планов, что позволяет этой личности включиться в целостный информационно-интерпретативный и деятельностный адаптивный контекст реальных социальных взаимодействий.
Обобщая данные о сформированности трех компонентов отношения различных групп населения к лицам с нарушениями развития, констатируем, что в оценке такого развития основным ориентиром является фиксация внешних особенностей поведения человека. При этом наличие информации об особенностях развития конкретного человека и личные деятельностные контакты с ним позволяют преодолеть барьеры ситуации и способствуют формированию позитивных
взаимоотношений человека с проблемами и общества.
Таким образом, для включения ребенка с множественными нарушениями в систему общественных отношений необходима комплексная просветительская деятельность среди различных общественных групп.
Исследование уровня сформированности трех компонентов отношения к лицам с проблемами в развитии у разновозрастных групп показало зависимость не столько собственно от возрастных характеристик респондентов, сколько от обеспечения условий получения объективной информации по данному вопросу.
Исследование сформированности всех компонентов отношения к лицам с проблемами в развитии у групп, различных по уровню образования, статистически достоверно показало слабо выраженную тенденцию к дифференциациям различий отношений к детям с множественными нарушениями, проявляющуюся в некотором ужесточении у людей с высшим образованием. В целом, люди с гуманитарным образованием относятся более позитивно к детям с проблемами в развитии, что, на наш взгляд, объясняется различиями в содержании компонентов структуры образовательной среды гуманитарных и технических вузов.
В целом статистически достоверно подтверждено, что у представителей различных возрастных категорий и социальных слоев интерпретация информации о лицах с единичными нарушениями (интеллектуальными или сенсорными) позволяет выработать положительную стереотипизацию стратегии взаимодействия. Отсутствие доступной позитивной информации о лицах с множественными нарушениями формирует в обществе ситуацию неопределенности на всех уровнях модальности субъектов взаимодействия: микро-, мезо и макроуровне. В данном случае возникает потребность в позитивной информации и ситуативных влияниях, стимулирующих прогрессивное развитие и активизирующих процесс социализации.
Другим условием социализации детей с комплексными нарушениями является включение их и их родителей в целостный информационно-интерпретативный и деятельностный адаптивный контекст реальных социальных взаимодействий.
Установлено, что значимых различий в информационнокогнитивном контексте между группами родителей детей с интеллектуальными и опорно-двигательными нарушениями и детей с интеллектуальными, опорно-двигательными и сенсорными нарушениями не выявлено. Также не выявлены значимые различия в показателях потребности в социальных контактах между группами родителей детей с интеллектуальными и опорно-двигательными и детей с интеллектуальными, опорно-двигательными и сенсорными нарушениями.
Определенный интерес представляют условия, определяющие
переход детей исследуемой категории и их родителей на новый этап социализационного цикла. Для этого была исследована взаимосвязь между возрастом детей и потребностями родителей в информации и социальных контактах.
Статистический анализ полученных результатов показывает наличие взаимосвязи между информационно-когнитивным (интерпретативным) компонентом и потребностью в расширении социальных контактов с точки зрения родителей детей с нарушениями развития.
Потребность в информации (знаниях) и социальных контактах является максимальной у родителей младших детей (1–5 лет) и постепенно редуцируется по мере взросления ребенка, что показывают отрицательные статистически достоверные коэффициенты корреляции. Это видно из статистически значимых различий показателей потребности в информационно-когнитивном сопровождении родителей детей от 1 года до 5 лет и детей от 5 до 10 лет. Выявлены также статистически значимые различия показателей потребности в информационно-когнитивном сопровождении родителей детей от 1 года до 5 лет и детей старше 10 лет. Между группами родителей детей от 5 до
10 лет и детей старше 10 лет статистически значимых различий не выявлено.
Различия показателей потребности в социальных контактах с точки зрения родителей выявлены на статистически значимом уровне между группами детей от 1 года до 5 лет и от 5 до 10 лет также выявлены статистически значимые различия показателей потребности в социальных контактах у детей от 1 года до 5 лет и детей старше 10
лет. Между группами родителей детей от 5 до 10 лет и детей старше
10 лет статистически значимых различий не выявлено.

Полученные статистические данные и анализ ответов родителей позволяют сделать вывод о том, что уже на первом этапе информирования родителей о состоянии проблемы у них формируется негативная установка на внешние контакты, что согласуется с идеей Дж. Мида, который считает, что доверие или недоверие к источнику информации можно рассматривать как одну из установок на социальное взаимодействие.
Как показал статистический анализ полученных данных, с годами у родителей (дети 5–10 и 10–15 лет) снижается интерес к получению информации о состоянии проблемы (первый этап социализационного цикла).
Мы полагаем, что одним из первых условий обеспечения социализации детей данной категории является создание системы предоставления родителям справочно-информационных услуг (информационносмысловой план) по вопросам правового обеспечения в области социального и образовательного пространства, вариативности предоставляемых образовательных услуг, профессиональной поддержки
специалистов.
Другими значимыми показателями успешной социализации являются деятельностное знакомство с ситуацией и барьеры ситуации. Эти показатели проявляются в уровне социальных контактов семьи.
Оказавшись в роли родителей ребенка с множественными нарушениями, отцы и матери оценивают окружающую действительность и всю ситуацию как непривычную и требующую приспособления. Они сталкиваются со всеми видами ситуаций: микро-, мезо и макроуровневыми. Изменения, характерные для микроуровневой ситуации, не выходят за рамки интересов отдельной личности родителя и побуждают его к установлению равновесия между своим новым статусом, своими индивидуальными потребностями и изменившимися объективными возможностями по их реализации. Установлено, что 86 % мам испытывают чувство вины за произошедшее, у 42 % формируется стойкое желание доказать отцу, что все проблемы ребенка разрешимы; у 45 % пропадает желание следить за собой и у 58 % зафиксировано неверие в возможность профессионального роста. Мезоуровневая ситуация выходит за рамки интересов отдельной личности и затрагивает интересы социальных групп (семья, родственники, друзья, ближайшее социальное окружение). Значительное большинство родителей (90 %) отмечают изменение социальных контактов семьи. Потребность реконструкции системы взаимоотношений порождает необходимость в адаптации к новым условиям каждого члена семьи и ближайшего социального окружения. Установлено, что
48 % семей занимают активную позицию (поиск специалистов, внешней помощи и т. п.); 24 % семей испытывают чувство обиженности, ожидая помощь со стороны (зависимая позиция); 18 % семей ведут замкнутый образ жизни, избегают контактов (защитная позиция) и у 10 % семей отмечается агрессивная позиция (никому не доверяют, конфликтны). При этом выбранная позиция родителей коррелирует с принятием ситуации именно близкими для родителей людьми. Наше логическое допущение состоит в том, что стремление родителей к расширению социальных контактов ребенка в немалой мере связано с борьбой за его социальную адаптацию в значимом для них социальном окружении. При таком подходе центральная идея Дж. Мида о том, что идентичность человека определяется его способностью посмотреть на себя глазами своего социального окружения, оказывается очень значимой при решении проблемы социализации ребенка-инвалида. По символическим оценкам и реакциям ближайшего социального окружения (внешним по отношению к ребенку) родители не только знакомятся с границами социально приемлемого, но и как бы получают экспертное заключение об эффективности использованных ими стратегий социальных контактов ребенка, включая степень собственной удовлетворенности результатами.
Макроуровневая ситуация затрагивает интересы социума в целом. На наш взгляд, одним из факторов, определяющим изоляцию индивида (ребенка с множественными нарушения) или группы (семья ребенкаинвалида), заключается в механизме взаимодействия. Эффективность социализации ребенка, т. е. уровень развития и темп прохождения им процессов социального взаимодействия во многом определяется социальными показателями общественных групп, то есть внешними факторами. Анализ ответов родителей показал, что 72 % из них оценивают готовность общества к социальным контактам с ребенком-инвалидом как негативную, 18 % – как нейтральную и лишь 10 % – как позитивную. Позитивная социальная ситуация стимулирует прогрессивное развитие личности, а также включает в себя ситуативные влияния, активизирующие процесс социализации. Нейтральная ситуация лишена выраженной позитивной или негативной направленности. В случае же негативной ситуации срабатывает целый комплекс негативных факторов, препятствующих социализации личности. При этом принятие ситуации как негативной может быть связано и с ее неадекватной оценкой родителями ребенка и с нахождения ребенка на третьем этапе социализационного цикла – барьеры ситуации.
Барьеры ситуации отражают систему объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, которые препятствуют социализации личности в разноуровневых ситуациях. Барьеры ситуации подразделяются на барьеры индивидуальные (связанные с особенностями социализирующейся личности), информационные (связанные с инфовзаимодействием) и ситуативные (связанные с качественной спецификой социальной среды).

Как показал статистический анализ полученных данных, с годами у родителей (дети 5–10 и 10–15 лет) в результате неудовлетворенности отношения окружающих к ребенку снижается активность в расширении его социальных контактов. И в целом система социальных взаимоотношений семьи с обществом стабилизируется уже к пятилетнему возрасту ребенка и в дальнейшем значимых изменений не происходит.
Таким образом, отсутствие информационного взаимодействия, создающего условия для приспособления в социуме, которое реализуется посредством непрерывного семантического, прагматического и мировоззренческого интерпретирования социальной информации, приводит к тому, что с годами в семьях детей-инвалидов начинается преобладание рекреационной функции семьи над функцией социализации детей.
Третьим условием социализации детей исследуемой категории выступает готовность педагогической общественности к взаимодействию с ними. Педагоги дают высокую оценку значимости знаний и сформированных умений в области специальной педагогики для успешности педагогической деятельности. Однако не вполне удовлетворены в отношении
их готовности к стратегии приспособления ребенка с множественными нарушениями к социальному взаимодействию в обществе.
Наше исследование на статистически достоверном уровне выявило у подавляющего большинства респондентов несоответствие уровня потребности уровню разработанности методического обеспечения процессов социализации детей с множественными нарушениями.
На основании проведенного исследования нами сформулированы принципы, обеспечивающие условия социализации детей с комплексными нарушениями развития: информированности, оптимальности, точности, унифицированности и доступности.

Список литературы
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование: наука – практике // Вест. образования. – 2003.
2. Мид Д. Культура межпоколенных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
3. Смолин О. Н., Горькавая О.Е. Почему возможности не равны? // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 3 (5). – С.5–14.
4. Современная западная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.
5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000.
6. Dreher W. Denkspuren. Bildung von Menschen mit geistiger Behinderung Basis einer integralen Padagogik. – Aachen, 1996.
7. Special education // The development of education. – 2001. – September.

Источник: И.В. Литвиненко, Е.Т. Логинова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.