Для предупреждения распростран-я инфекции в д/у кажд. работку необх. выполнять правила лич. гигиены и научить этому детей. Обязат-но надо проводить очистку усадеб и дворов от нечистот и других отходов,обращать вним-е на обеспеч-е чистой пит.воды и проводить наблюдение за качеством пищи и ее приготовл-м. Мыть руки с мылом кажд. раз перед едой, после посещения туалета, чтобы удалить грязь (могут быть дизентирийные и др. микробы). Нельзя пить воду из неглубоких колодцев, речек, водоемов и сырую воду. Потому что кипяч.вода тоже может быть загрязненной, если долго хранится в открытой или нечистой посуде. Когда возникают случаи инфекции, надо кипяч. водой мыть посуду и др. Сырые овощи и фрукты мыть под струей кипяч. или водопроводной воды и обдать кипятком. Пищевые продукты, готовые блюда , напитки, посуду оберегают от мух. Ведра с мусором держать закрытыми кажд. день опорожнять (выгребные ямы посыпают сухой хлорной известью), окна затягивают густой сеткой. Посуду после еды убирают со стола, кипятят, остатки пищи выбрасывают в ведра для мусора, столы моют 1% растворе соды или мыльном. Проветриваит группы (5 раз в день) должно заканчив-ся за 30 мин до прихода детей. Мытье полов 2 раза в день теплым 1% мыльным или содовым растворам (100 г на ведро воды), все протерать влажн. тряпкой, ковры чистить пылесосом, горшки и унитазы мыть 2 раза в день горячи 2% мыльным или содовым растворам, 1 раз в неделю менять пост. белье, вытряхивать подушки, одеяла, матрацы 1 раз в месяц. Руки мыть дважды теплой водой с мылом, особен. мыть под ногтями и около ногтей, полотенце хранить отдельно от детских. Перед входом в туалет спец. одежда снимается, персоналу пользов. детс. туалетом запрещ-ся.
Виды осложнений при введении прививок. Иммунопрофилактика – основной метод позволяющий резко уменьшить заболев-сть инфекции болезнями или вообще их ликвидировать. Все препараты с помощью котор. вызывается активный иммунитет, назыв. вакцинами, а метод иммунизации - вакцинацией. Иммунитет при вакцинации непродолжителен, поэтому вакцину вводят повторно через определ -й срок. Прививки осущ-тся подкожным, надкожным, внутримышечным, внутривенным, через рот, внутриносовым методам. Для оценки интенсивности общих реакций служат след. показатели сост-я здоровья: повышение t , общее недомагание, гол. боль, нарушение сна, местная реакция – краснота и инфальтрация на месте введения препарата. Инкубационным болезням смена периодов в последов-сти: инкубационный, начал-й, разгар болезни, период выздоравления. Инкубационный нач. с момента заражения и завершается проявлением первых симптомов болезни. При назначении карантина для детей, котор. были в контакте с больным, врач ставит в известность лечебное учреждение, родители долж. изолировать детей, наблюдать за его самочувствием. Начальный период проявл: недомагание, озноб, t, голов. боль, тошнота и рвота, длится сутки и более. Разгар болезни – при нарастающей тяжести заболев-я может наступить гибель больного. В более легких случаях болезнь переходит в период угасания и выздоровл-я. В д/у долж. быть изолятор, куда временно помещают больного ребенка до отправления его домой или в больницу.
Иммунитет – способ защиты орг-ма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной инф-ции. Могут быть включены: бактерии, вирусы, черви, белки, ткани, клетки, раковые клетки. Антигены – вещества котор. несут признаки гететически чужеродной инф-ции и при введении в организм вызывают иммунологич-х реакций, т.е. выработку антител. Антитела – их способ-сть взаим-вать с антигенами. Образов-е антител происходит в лимфатических узлах, селезенке, костном мозге, печенке, в первые они обнаруживают в крови через 3-4 дня после введения антигена. Наличие иммунитета связано с наследственными и индив-но приобретенными факторами, они припятствуют проникновению и размножению бактерий и вирусов. Различают врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный явл. видовой особенностью, хорошо развит и передается по наследству. Приобретенный – в орг-ме чел-ка есть ряд неспецифических факторов защиты от инфекции (кожные покровы, слюна и слезы, пищеварительные соки, убивающие микробы). Если возбудитель болезни не был уничтожен неспецифическими факторами иммуной защиты, то он с током лимфы проникает в лимфатические узлы, там задерживается. Существует 2 формы приобретенного иммунитета:
1. Послеинфекционный , появл. в результате перенесенных болезней.
2. Послепрививочный , наступает после вакцинации.
1. Послеинфекционный , появл. в результате перенесенных болезней.
2. Послепрививочный , наступает после вакцинации.
Понятие о дезинфекции (текущая, заключительная, профилактическая). Дезинфекция в д/у для детей проводится с целью проф-ки заболев-й. Дезинфекция – удаление или уничтожение вегетативных и отдел-х форм микроорг-в (возбудителей инфекц-х и паразитарных заболев-й чел-ка), их переносчиков на неживых объектах окруж. среды, на путях их передачи от источника к восприимчивым организмам. Текущая дезинфекция - проводится в эпидемическом очаге и направленная на уничтожение возбудителей инф-ных и паразитарных заболев-й по мере их выделения больным или носителям. Заключ-ная дезинф. - провод. в эпидемическом очаге после устранения источника инф-ного и паразитарного заболев-я (госпитализации, выздоровления, смерти, переезда) с целью полного освобождения очага от возбудителей инф-ных заболев-й. Профилактическая дезинф. – провод. вне связи с эпидемическими очагами в местах вероятного наличия и концентрации микроор-в с целью прерывания эпидемической цепи (передачи возбудителей инф-ных и паразитических заболев-й) в местах присутствия и скопления людей. При проведении профилирующей дезинфекции использ. мытье и влаж. уборка с применением дезсредств и ультрофиол. излучение (провод. ежедневно в конце раб. дня на пищеблоках и в санитарных узлах, всех поверхностей провод. 1 раз в месяц при генеральной уборке.
Эпидемический процесс – возникнов-е и распространение инфекционных заболеваний болезней среди людей. Он возникает и поддерж-тся только при взаимод-вии 3-х звеньев: 1. Источник инфекции. 2. Механизм передачи информации. 3. Восприимч-сть к данному заболеванию. Источник инфекции – это зараженный чел-к, организм котор. явл. средой обитания микроорганизмов, откуда они выделяются и могут заражать чел-ка. Среда жизнед-сти микроорг-ов назыв. резервуаром. Механизм передачи инф-ции – участв-т элементы внеш. среды, вода,воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода, животные. Различ-т фекально-оральный, воздушно- капельный, контактный, трансмиссивный. Восприимчивость- свойство орг-ма и его тканей быть оптимальной средой для развития и размножения микроорг-ов, это видовое свойство, оно передается по наследству. Большое знач-е в развитии эпидемического процесса имеют соц. условия людей, наличие и сост-е водопровода и канализации, санитария, питание, климатич-е условия. Хар-ка передачи механиз-в передачи инфекции: 1. Фекально-оральный механизм: возбудитель в кишечнике, поступает через воду, пищ. продукты, различают пути передачи: через посуду, игрушки, одежду. 2. При воздушно-капельном механизме передача в слизистой оболочке верхних дыхат. путях, поступает в воздух (при кашле, чихании), сохраняется в нем в форме аэрозоля и внедряется в орг-м здорового чел-ка при вдыхании зараженного воздуха – это может быть грипп, скарлатина, дифтерия. 3. Тррансмиссивный мех-зм: возбуд-ль быв. в крови и лимфе больного, потом при укусе кровососущими поступ. в орг-м, там размнож-тся, накаплив-тся и при кровососании поступает в орг-м (платяная и головн. вши, блохи, комары). 4. Контактный механ-м: возбудитель быв.на коже слизистых оболочек полости рта, полов. орг-х, поверх-сти рта, потом пападает на предметы внеш. среды и при контакте с ними внедряется в орг-м чел-ка.
Готовность детей к школ. Обучению вкл-тся 3 компанентами: 1. Физическая готовность. 2.Соц. –псих-кая или личностная готовность. 3. Психологическая готовность. Физиолог-кой готовностью занимаются медики, котор. проводят проверку ребенка по основным критериям: 1.Физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружности груд. клетки. 2. Биологич-кий возраст – кол-во прорезавшихся постоянных зубов, достижение определ-х пропорций тела возрасту. 3. Комплексная оценка сост. здоровья – дети подразделяются на 5 групп здоровья (начиная от детей без каких-либо отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими отклонения в сост. здоровья, исключается возможность обучения в массовой школе). Соц.-псих-кая или личностная готовность определяется готовностью ребенка к новым формам общения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые соц. условия и осваивает новую поль Я-ученик. В этот период дети становятся трудновоспитуемые, упрямые, грубые по отнашению ко взрослым, или наоборот, дети, котор. были болтунами, задирами могут стать тихими. Псих-кая готовность представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, его готовность к усвоению учеб. материала. Псих-кой готовностью к обучению в школе явл:1. Уров. развития мышления, памяти, внимания, воображ-я. 2. Ур. разв. мелкой маторики рук. 3. Ур. разв. связной речи. 4. Умение конролир-ть свои действия, следуя инструкции взрослого. Полученные результаты заносятся в карту сопровожд-я котор. передается родителям по окончанию учеб. года. При необх. эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.
Детская одежда долж. соответств-ть возрасту детей, времени года, обеспечивать комфорт, благопр-ный микроклимат, эстетические требов-я. Необх. учитывать тепло изоляцию, легкость. Ткань долж. быть без шероховатостей, вызывающих раздражение кожи, не затрудняла движение, дыхание, кровообращение. У одежды ворот. длина и ширина рукава долж. соответ-ть размерам ребенка, а пояса не надавливали на брюшную полость. Уличная одежда- легкие шерстяные ткани (2 тонкие рубашки лучше удерживают тепло, чем 1 плотная). Одежда ребенка на 1-м году жизни не долж. стеснять свободы движения, мешать дыханию, кровообращению и пищеварению. Нужны пеленки х/б фланелевые, распашонки. На 2-м году жизни ребенок нуждается в ползунах с бретельками и без резинки. Не надо кутать малыша. С 9-мес. нужны х/б колготки, мягкие пинетки. С 11 мес. для прогулок – обувь, не пропуск. влагу. С возрастом белье надо выбирать из х/б ткани, гладить, содержать в чистоте. В тепл. время – одежда из льна и сатина, зимой – из байки, трикотажа, шерсти. Летом – голов. убор (панама), зимой – на уши, лоб, долж. быть одеты варежки, шарф. Обувь долж. соотв. размерам и форме стопы. Долж. быть легкой, мягкой, со сгибаемой подошвой, на невысоком каблуке. Задник долж. удержив. пятку, чтобы нога не скользила . Расстояние от пальцев стопы до носка долж. быть 0,5 -1 см – для свободного движения пальцев ног и дальнейшего роста ноги и положения стоя.
Тесная и узкая обувь – причина плоскостопия у детей. Летом – сандалии, туфли, босоножки, зимой - сапожки или высокие ботинки со шнуровкой, резиновые сапоги - дождливую погоду, спортив. крассовки лучше использовать для занятия физкульт. Одежда долж. быть чистой. Белье детей 1-3 лет меняют через день, 3-7 лет -2-3 раза в неделю, после 7 лет – 1 раз в неделю. Пеленки, распошенки стирают детским мылом и хорошо поласкают (порошки вызывают аллернгию). Сушить одежду лучше на воздухе. Одежду надо гладить, пеленки с 2-х сторон. Грязное белье складывают в отдел. закрытые для белья и стирают отдельно. Все виды одежды хорошо стираются, чтобы ребенок не боялся запачкаться. Белье не надо крахмалить, оно делается жестким, менее воздухопроницаемым. Обувь после улицы очищают от грязи и просушивают, стельки сушат отдельно, после обувь начищают кремом.
Тесная и узкая обувь – причина плоскостопия у детей. Летом – сандалии, туфли, босоножки, зимой - сапожки или высокие ботинки со шнуровкой, резиновые сапоги - дождливую погоду, спортив. крассовки лучше использовать для занятия физкульт. Одежда долж. быть чистой. Белье детей 1-3 лет меняют через день, 3-7 лет -2-3 раза в неделю, после 7 лет – 1 раз в неделю. Пеленки, распошенки стирают детским мылом и хорошо поласкают (порошки вызывают аллернгию). Сушить одежду лучше на воздухе. Одежду надо гладить, пеленки с 2-х сторон. Грязное белье складывают в отдел. закрытые для белья и стирают отдельно. Все виды одежды хорошо стираются, чтобы ребенок не боялся запачкаться. Белье не надо крахмалить, оно делается жестким, менее воздухопроницаемым. Обувь после улицы очищают от грязи и просушивают, стельки сушат отдельно, после обувь начищают кремом.
Знач-е солнечной радиации для закаливания.Средства закал-я- солнце, воздух, вода. Принципы закалив-я-системат-сть, непрерывность, индив. подход. Закалив-е воздухом- воздушную ванну ребенок получ.при смене белья после ночн. и днев. сна (3-4 раза день), при проведении массажа и гимнастики, продолж-сть увелич-тся от 2-х мин. до 8. Закал. водой-нач. со слабых воздействий местных и переходят к общим. Местные водные процедуры-это обтирание и облие до пояса. Местное влажное обтирание назнач. ослабленным детям, после обтирания кожу растирают сухим полотенцем до появления умеренного покраснения, начин. обтирание с рук, туловища до пояса и переходят к общему обтиранию. Обливание оказыв-т общий раздражающий эффект (не только t но и давление воды). Местное облив-е проводят из ковша 0,5 литра при t воздуха не ниже 20 С, смачивают нижнюю часть голени и стопу, продолж-сть 20 сек. Затем обтирают сухим полотенцем до покраснения кожи, эффект только если на теплые ноги прохладную воду. Лучше проводить процедуру после днев. сна. Летом после прогулки ноги моют теплой водой, потом закаливающие процедуры: в 2 года начальная t 30, конечная 16. В 4-7 лет нач. t 30, конечная 30. t снижается через 2 дня на 2 С. Обливание ног с использ-ем конкретных процедур: рекомендовано для детей раннего возраста в холодный период года. Закален-м и редко болеющим детям проводить контрасное облив-е, нач. с 24-25 С, затем 35-36 С, чередованием , потом сухое растирание. Водные процедуры проводятся через 30-40 мин после приема пищи. Облив-е всего тела долж. проводится не ниже t воздуха 23 С, объем воды равен 1,5-2 литра, длит-сть процедуры 15-35 сек. t снижается на 2 С через 4 дня. При достижении конечных t останавл-тся на 2 мес. для эффекта тренировки.
Купание в открытом водоеме разрешено детям старше 3-ех лет, при t воздуха не менее 25 С и воды не менее 23 С, продолжительность от 3-до 5 мин. Закалив-е солнцем осущ-тся на прогулке в весеннее-летнее время при любой деят-сти. Дети оголяют руки и ноги, обязател-е присутствие головн. убора. На солнце. детей помещать не более 5-6 мин. Сначала закалив-е доводят до 10 мин. одномоментному пребыванию. В теч. дня общее время может состав-ть 40-50 мин.
Купание в открытом водоеме разрешено детям старше 3-ех лет, при t воздуха не менее 25 С и воды не менее 23 С, продолжительность от 3-до 5 мин. Закалив-е солнцем осущ-тся на прогулке в весеннее-летнее время при любой деят-сти. Дети оголяют руки и ноги, обязател-е присутствие головн. убора. На солнце. детей помещать не более 5-6 мин. Сначала закалив-е доводят до 10 мин. одномоментному пребыванию. В теч. дня общее время может состав-ть 40-50 мин.
Закаливание- это система мероприятий, направлен-х на повышение устойчивости орг-ма ребенка ко всем неблаг-ным факторам внеш. среды.Для закалив-я использ-тся факторы внеш. среды (воздух, вода, солнце).Необх-мо соблюдать след: 1. Сост. здоровья ребенка с учетом его индив-х потребностей при выборе метода закалив-я. 2. Постепенное увелич-е силы природн. фактора. 3. Системность закалив-я. 4. Спокойное, радостное настр-е ребенка во время закаливающей процедуры. Для повыш-я эффектив-сти закаливающих меропр-й их следует проводить при исходном сост. теплового комфорта орг-ма детей, котор. достигаются сочетанием теплой одежды с t воздуха и на открытом воздухе. Методы и средства закалив-я изменяются с учетои сезона года, t помещения, эпидемнологической обстановки в группе, и подбир-тся индив-но в зависимости от возраста, сост. здоровья ребенка и условий окр. среды. Закалив. детей долж. сост. из системы меропр-й: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организов-ю прогулку, физич. упраж-я, проводимые в легкой спорт. форме одежды в помещении и на откр. воздухе. При проведении закалив-х процедур долж. быть обеспечены санитарно-гигиенич. условия и имеется в наличии легкие полиэтиленовые баки (2 шт), ковш (0,5 л для обливания) полотенца, рукавички для обтирания, одежда для занятий гимнастикой и физич. упраж-ми в зале и на откр. воздухе.
Детск. комнаты для груд-х детей в яслях оборудуют манежами прямоугольной формы, установленными вдоль окон на расст. 0,5м от окна, столы для кормления устанавл-т ближе к буфетной чтобы свет не слепил в глаза. Оборудов -е долж. быть безопасным (исключать травматизм детей). В детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в котор.хранят предметы ухода за детьми. Комнаты оборудуют столами, стульями, диванами, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Шкафы для хранения игрушек, пособий долж. соответс-ть росту детей (для мл. группы 135 см, для ср. и стар. гр. 145см). Столы и стулья долж. быть одной группы и маркировки, подбирают на основании изменения роста.Умывальники долж. быть удобными для самостоят-го пользования – высота над полом 460 мм, глубина 300 мм. Вешалки закрепл-тся для полотенец на уровне роста детей. Долж. быть вытяжная вентиляция. В игровой комнате следует распределить игровые участки для сюжетно-ролевых игр, настольных игр в хорошо освещенных местах. Необх. выделить гигиенич. уголок, котор. стимулирует активные движения детей (наклонная доска, дуги для подлезания, ящики для метания). Физкультур. оборудование для проведения физич-х упраж-й (мячи, палки, обручи, флажки) долж. быть правильно подобраны и хранится в зале. Стены групповой комнаты долж. быть гладкими, окрашены в спокойные, светлые, теплые тона (розовые, желтые,персиковые). Стены спален окрашив. в холод. тона-голубов-е, зеленов-е, серые. Коридорные и раздевалки окрашив. солнеч. тонами- это увеличив. освещение. Полы могут быть паркетными или из линолеума, цвет пола не долж. быть ярким (серые тона, вишневые, голубые). Стулья долж.быть в комплекте со столом т.е. 1-й группы и маркировки. Все оборудование долж. быть закреплено, во избежание травматизма. Требов-я к инвентарю в д/у:
1. В кажд. группе долж. быть свой инвентарь для уборки кажд. помещения группы, промаркированный и хранящийся отдельно, запрещается переносить в другие группы.
2.Емкости, тряпки и швабры для туалетных комнат долж. иметь сигнальную маркировку (красную), хранится в туалетном шкафу, на верхней полке хранятся моющие и дезинфицирующие средства, внизу ведро и тряпка, котор. после употребления промывают в 1% растворе моющих средств.
3. Емкость для уборки гр. комнат, спален, поверхностей маркируют (для мытья столов, для мытья пола).
4. Для мытья посуды и столов - ветошь однородного пользования, используемую кипятят или замачивают в 1% растворе хлорамина на 30 мин. Чистая ветошь хранится в чистых промаркированных емкостях.
1. В кажд. группе долж. быть свой инвентарь для уборки кажд. помещения группы, промаркированный и хранящийся отдельно, запрещается переносить в другие группы.
2.Емкости, тряпки и швабры для туалетных комнат долж. иметь сигнальную маркировку (красную), хранится в туалетном шкафу, на верхней полке хранятся моющие и дезинфицирующие средства, внизу ведро и тряпка, котор. после употребления промывают в 1% растворе моющих средств.
3. Емкость для уборки гр. комнат, спален, поверхностей маркируют (для мытья столов, для мытья пола).
4. Для мытья посуды и столов - ветошь однородного пользования, используемую кипятят или замачивают в 1% растворе хлорамина на 30 мин. Чистая ветошь хранится в чистых промаркированных емкостях.
Осанка –это привычное положение тела чел-ка. Она считается правильной, если чел-к держит голову прямо, свободно, плечи находятся на 1-м уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены. Осанка не бывает врожденной, она формир-тся на протяжении всего периода роста. На формир-е осанки важное знач-е имеют:
1.Своевременное правильное питание.
2. Свеж. воздух.
3. Подбор мебели в соответствии с длинной тела.
4. Оптимальная освещенность.
5. Привычка правил. переносить тяжел. предметы.
6. Привычка правильно сидеть за столом.
7.Расслаблять мышцы тела.
Воспитание правильной осанки:
1. С раннего детства приучать ребенка держать свое тело.
2. Проводить с детьми подвижные игры, танцы, кувыркание, бег это обеспеч-т позу прямостоячих.
3. Контрол-вать позу сидения за столом, чтобы стул и стол соответств-л росту, обращать внимание на плечи во время работы, они должны быть прямыми.
4. Проводить с детьми упраж-я с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскасти.
5.Обращать внимание на одежду, обувь, контролировать 1 в пол года самост-сть, осмотр проводить в дневное время, при хорошем освещении.
Профилактика:
1.Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2. Правильн. и точная коррекция обуви.
3. Компенсация дефектов стоп (плоскостопия, косолапее).
4.Орг-ция и строгое соблюдение правил-го режима дня (время сна, бодрствование, питание).
5. Отказ от вредных привычек: стояние на 1-й ноге, нога на ногу при сидении, ссутуливание или искривление спины в бок во время сидения.
6. Письменный стол и стул долж. соотв. росту ребенка.
7. Контроль за правил-й, равномер-й нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
8. Постоян. двигател-я активность, включ-щая прогулки, занятия физич. упраж-ми, спортом.
9. Плавание.
10. Мебель долж. соотв. росту ребенка.
1.Своевременное правильное питание.
2. Свеж. воздух.
3. Подбор мебели в соответствии с длинной тела.
4. Оптимальная освещенность.
5. Привычка правил. переносить тяжел. предметы.
6. Привычка правильно сидеть за столом.
7.Расслаблять мышцы тела.
Воспитание правильной осанки:
1. С раннего детства приучать ребенка держать свое тело.
2. Проводить с детьми подвижные игры, танцы, кувыркание, бег это обеспеч-т позу прямостоячих.
3. Контрол-вать позу сидения за столом, чтобы стул и стол соответств-л росту, обращать внимание на плечи во время работы, они должны быть прямыми.
4. Проводить с детьми упраж-я с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскасти.
5.Обращать внимание на одежду, обувь, контролировать 1 в пол года самост-сть, осмотр проводить в дневное время, при хорошем освещении.
Профилактика:
1.Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2. Правильн. и точная коррекция обуви.
3. Компенсация дефектов стоп (плоскостопия, косолапее).
4.Орг-ция и строгое соблюдение правил-го режима дня (время сна, бодрствование, питание).
5. Отказ от вредных привычек: стояние на 1-й ноге, нога на ногу при сидении, ссутуливание или искривление спины в бок во время сидения.
6. Письменный стол и стул долж. соотв. росту ребенка.
7. Контроль за правил-й, равномер-й нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
8. Постоян. двигател-я активность, включ-щая прогулки, занятия физич. упраж-ми, спортом.
9. Плавание.
10. Мебель долж. соотв. росту ребенка.
Воспит-е у детей гигиенич. Навыков приема пищи. Правильная орг-ция питания детей в д/у предусматр-т необх-сть соблюдения основных принципов. 1.Составл-е полноценных рационов питания. 2. Использ-ние разнообразия продуктов, гарантир-х содерж-е необх-х минеральных веществ и витаминов. 3. Строгое соблюдение питания, отвечающего физиолог-м особенностям детей различ-х возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня кажд. ребенка и режимом работы учрежд-я. 4.Собл-е правил эстетики питания, воспитания необх. Гигиенич-х навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей. 5. Правильное сочетание питания в д\у с питанием в домаш. условиях, проведение необх-й санитарно-просветительной работы с родителями, гигиен-кое воспитание детей.6. Учет климатич-х особенностей, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответств-х продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона.7. Индивид-й подход к кажд. ребенку, учет сост-я его здоровья, наличия хронич-х заболев-й. 8. соблюд-е технолог-х требов-й при приготовлении пищи, обеспеч-е правильной кулинарной обработки пищевых продуктов. 9. Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной орг-ции питания детей в группах. 10. Учет эффектив-сти питания детей. Воспитание у детей гигиенич-х навыков приема пищи: 1.Мыть руки перед каждым приемам пищи. 2.Правильно сидеть за столом(не садиться на спину стула, не ставить локти на стол).3. Правильно держать вилку и ложку. 4. С 6-7 лет детям дают ножи для мяса. 5. Во время приема пищи ребенок не долж. спешить, играть обеденными приборами, набивать полный рот, разговар-ть, чавкать.6. Если ребенок ест медленно, его можно отправлять мыть руки и 1-м садиться за стол.