Факторы, определяющие здоровье

Наука » Медицина » Педиатрия
Здоро́вье — сост. любого живого орг-ма, при котор. он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Факторы опред. здоровье. 1. Наследств-ность (около 20%). 2.Факторы средовые (ок.20%). 3. Факторы образа жизни (50%). 4.Работа системы здравоохранения. Роль тех или иных факторов в развитии неблагопр-х эффектов в сост. здоровья ребенка различна, в зав-сти от индивид-х особен-й ребенка. Наибольш. риску развития хронич-х болезней подвержены дети с оттягашенной наследст-стью (алкоголизм родителей, проф. вредности).Внешние фактры делятся на: 1.Абиотические факторы неживой природы (t, влажность, давление, кач-во воздуха и воды). 2.Биологические факторы живой природы (растения, животные, микроорганизмы). 3.Соц.-гигиенические факторы (соц.-эконом-й статусродителей).

Понятие о здоровье. Основ. определения и принципы оценки сост-я здоровья детей

Наука » Медицина » Педиатрия
Здоровье-сост.полного, физич-го, психич-го и соц-го благополучия, а не только отсутствие болезни и повреждений. Здоровье-сост. жизнед-сти, соответствие биологич-му возрасту ребенка, гармоничного единства физич-х и интеллект-х характер-к, формиров-е адаптационных реакций в процессе роста. В завис-сти от сост. здоровья выдел. группы: 1.Здоровые дети имеющие норм. физич-е и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функц-х отклонений. 2.Дети, у котор. отсутствуют хронические заболевания, но имеются некотор. функц-е нарушения, перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания с общей задержкой физич-го развития (низкий рост) без эндокринной патологии, недостаток массы тела или избыток. Часто или длительно болеющие ОРЗ.3. Дети, страдающие хроническими заболев-ми в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, дети с физич. недост-ми при нарушении соответств-х функций. 4.Дети, с хронич. Заболев-ми в активной стадии с частыми обострениями, дети с высокой вероят-тью осложнений основ-го заболевания, у котор. основное заболевание требует поддержательной терапии с физич-ми недост-ми, ограниченными возможн-тью труда и обучения. 5. Дети, страдающие тяжел. хронич. заболев-ми, с осложнениями основ-го заболев-я, требующие пост. терапии, дети-ивалиды с физич. недост-ми, котор. огранич-т возмож-ть обуч-я и труда. Распредел-е детей на группы здоровья позвол-т дать общую хар-ку сост. здоровья в дет. коллективах. Важно в гигиенич-м отклонении выдел-е 2-й группы т.е.лиц явл-хся здоровыми, но имеющие те или иные функц-ные отклонения.

Основные закономерности роста и развития детей. Онтогенез человека делитятся на 3 этапа

Наука » Медицина » Педиатрия
1.Созревание.
2. Зрелый возраст.
3.Старения.
Провести четкие границы между ними сложно, на всем этапе созревания рост и развитие орг-ма протекает в соот-вии с существ-ми законами:1.Неравномер-сть темпа роста и развития: рост и развитие протекают непрерывно, но их темп имеет наименьшую зав-сть от роста. Чем моложе орг-зм, тем интенсивнее он растет и разв-тся (у 2 месяч. ребенка на 1 кг массы тела – 120ккл в сутки, у 1 года на 1 кг массы тела-100ккал в сутки), неравномерно измен. длина тел (1-й год на 47% увелич-тся, в 4-7 лет на 5-7 %). 2. Неодновр-сть роста и развития отдел-х орг-в и систем (гетерохронность): орг-м ребенка-единое целое, но развитие отдел-х орг-в и систем происходит неодновр-но. В 1-е годы жизни ребенка увелич-тся масса голов. и спин. мозга,потому что через систему осущест-тся взаимосвязь ребенка с внеш. средой. Формир-тся адаптационные мех-змы, лимфатическая ткань в 1-е годы не разв-тся ее формир-ние происх-т к 10 годам. 3. Половой диморфизм: проявл. в особен-х обменного процесса, темпа роста и развития отдел-х систем, так и орг-ма. Мальчики до полов возраста имеют антропоцентрические показатели (рост, вес, ОГК). В период полов.созревания соотношения меняются. После 12 мальч. нач. опережать дев-к. 4. Биолог-кая надеж-сть, функцион-х систем и орг-ма в целом базируется на представ-нии о широком диапазоне жизнен-х возмож-тей (в 10 мл содержится колич-во тромбина, котор. обеспеч-т свертывание всей крови). Избыточное содерж-е – надеж-сть системы свертывания. При отсутствии такой надеж-сти развития орг-ма была бы невозмож-м вследствие постоян. опасности прекращения жизни. 5. Генитическая обусловленность роста и развития (наследственность).6. Обусловл-сть роста и развития с рядовыми факторами: на физич. развитие оказыв-т влияние факторы внеш.среды (t0, атмосф. воздух, влажн-ть, состав пит.воды, соц. факторы-это матер-ный достаток, атмосфера в детс. коллективе. 7. акселерация и ретардация орг-ма: ускорение темпа роста и разв. орг-ма у детей и подрост-в по сравн с темпом роста прошл. Поколений.

Система охраны здоровья матери и ребенка в РБ

Наука » Медицина » Педиатрия
В 1991 г. было принято несколько норматив-х актов о правах ребенка. Верховным советом РБ приняты постановл-я «О дополнит-х мерах по улучшению охраны материнства и детства в РБ» и 2 гос. программы:
1. «Нац. программа профилактики генетических последствий, обусловл-х на ЧАЭС».
2. «Комплексная программа профил-ки по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий на ЧАЭС». Совет министров РБ принял постановление «О мерах по улучшению работы спец. учебно-воспит-х учрежд-й для детей, имеющих недостатки в физич-м или умствен-м развитии». В последнее время принят ряд законов и на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, отцовства и детства, материнства. Признается, что ребенок не должен подвергатся жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, котор. могут нанести вред его физичес, умствен. развитию. Родители или лицаих заменяющие имеют право и обязаны воспит-ть детей, заботится об их здоровья, развитии, обучении.

Значение изучения педиатрии гигиены детей раннего и дошкольного возраста для работников д/у.

Наука » Медицина » Педиатрия
Педиатрия и гигиена имеют общую задачу, воспитание здорового и гармонично-развитого подрастающего поколения.
Существ-т различия:
1. Педиатрия имеет дело с отдел-ми детьми, ставится индивидуал диагноз, назнач-тся индивид-но лечеб-е и пофилактич. процедуры
2. Гигиена изуч.групповое сост-е здоровья – это назыв. санитарно-эпидимологическое благополучие населения, разрабат-тся оздоровительные мероприятия с большим колич-м детей, объединенных по основным признакам: пол, возраст, сост. здоровье. И та и другая наука включ. 2 взаимод-щие стороны – среду и ребенка, но педиатрия лишь учитывает среду, объектом изуч-я явл. ребенок. Гигиена учитывает реакции ребенка но воздейств-т на среду, преобразует ее, исходя из возрастных особен-й детей. В жизни работник д/у проводит в жизнь практические занятия, вытекающие из науч. достижений педиатрии и гигиены.

АФО сердечно-сосудистой системы

Наука » Медицина » Педиатрия
1. У ребенка 1 года левая граница сердца перкутируется :
А) по средне-ключичной линии; Б) на 1,5 см кнаружи от левой средне-ключичной линии; В) на 0,5 см кнутри от ср-ключичной линии

2. Укажите сроки закрытия открытого овального окна (A)

3. Укажите частоту пульса ребенка 5 лет
А) 120-140; Б) 100-105; В)85-90; Г)75-80

4. Укажите уровень нормального артериального давления ребенка 8 лет
А) 110/70; Б)105/70; В)120/80; Г)95/65

5. Артериальное давление на нижних конечностях
А) ниже. Чем на руках на 20 мм. рт. ст.; Б) выше на 30-40; В) равно АД на руках

Клиноортостатическая проба

Наука » Медицина » Педиатрия
Клиноортостатическая проба (КОП) это экспериментальное выявление реакции организма на переход из горизонтального в вертикальное положение и поддержание этого положения.

При переходе ребенка в вертикальное положение происходит
1. депонирование крови в сосудах нижних конечностей вследствие градиента гидростатического давления и усиления кровотока в мышцах, обеспечивающих вертикальное положение
2. уменьшение кровоснабжения органов, расположенных выше уровня сердца
3. снижение венозного возврата к сердцу и уменьшение сердечного выброса на 30-40%
4. включение компенсаторных реакций, предупреждающих ортостатические нарушения: активация симпатического отдела, вазоконстрикция


Нормальная реакция на КОП характеризуется отсутствием жалоб, повышением ЧСС на 20-40% исходной, увеличением систолического и диастолического АД от 5 до 20 мм.рт.ст, снижение пульсового давления не должно превышать 50%.

Патологические варианты КОП
1. Гиперсимпатикотонический
2. Гипердиастолический
3. Асимпатикотонический
4. Симпатикоастенический
5. Астеносимпатический

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы

Наука » Медицина » Педиатрия
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также адекватной ее реакции и резервных возможностей используются различные физические нагрузки и пробы

1.Дифференцированные функциональные пробы по Шалкову
2.Клиноортостатическая проба
3. Пробы с дозированной физической нагрузкой (проба с двухминутным бегом на месте, степ-тест или проба Мастера, велоэргометрия, тест на тредмиле, тилт-тест)

Критерии нормального, высокого нормального АД и артериальной гипертензии

Наука » Медицина » Педиатрия
Нормальное АД – средние уровни САД и ДАД на трех визитах, меньшие значений 90 процентиля для данного возраста, пола и роста

Высокое нормальное АД – средние уровни САД и ДАД на трех визитах, равные или превышающие значения 90 процентиля, но меньшие значений 95 процентиля для данного возраста, пола и роста

Артериальная гипертензия – средние уровни САД и ДАД на трех визитах, равные или превышающие значения 95 процентиля для данного возраста, пола и роста.

Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей

Наука » Медицина » Педиатрия
1. Масса сердца составляет 0,8% массы тела (у взрослого 0,5%)
2. Правый и левый желудочек равны между собой, толщина стенок равна 5 мм; к 12-14 годам толщина стенок ЛЖ равна 10-12 мм. Рост правого желудочка отстает от роста левого
3. Относительно большие размеры предсердий и магистральных сосудов по сравнению с другими возрастными периодами
4. Периоды интенсивного нарастания массы сердца: 0-2 года; 12-14 лет; 17-20 лет
5. Мышечные волокна очень тонкие, мало отграничены друг от друга
6. Меньше сократительных миофибрилл, чем эластически волокон
7. Обильное кровоснабжение сердца
8. Развитие гистологических структур проводниковой системы заканчивается к 14 годам
9. До 3-4 лет регуляция сердечной деятельности осуществляется в основном симпатической нервной системой (физиологическая тахикардия у детей); ветви блуждающего нерва миелинизируются к 3-4 годам
10. Широкий просвет сосудов (артерии по диаметру равны венам), с возрастом артерии становятся уже
11. Легочная артерия до 10 лет шире аорты, к 10-16 годам просветы их равны, а в пубертатном периоде просвет аорты шире, чем ЛА
12. Кровеносные сосуды тонкостенные, с недостаточно развитыми мышечными и эластическими волокнами
13. Артериолы малого круга кровообращения имеют гипертрофию мышечного слоя и гиперплазию внутренней оболочки, в течение первых месяцев жизни происходит их инволюция с истончение стенок и увеличением просвета

Изменения в гемодинамике после рождения

Наука » Медицина » Педиатрия
1. Прекращение плацентарного кровообращения
2. Расправление и наполнение кровью легких
3. Закрытие фетальных сосудистых коммуникаций (овальное окно, артериальный Боталлов и венозный Аранциев протоки, остатки пупочных сосудов)
4. Переключение насосов правого и левого сердца из параллельно работающих в последовательно включенные
5. Увеличение потребности в кислороде, рост сердечного выброса и системного сосудистого давления

Характеристика фетального кровообращения

Наука » Медицина » Педиатрия
1. Наличие связи между правой и левой половинами сердца и крупными сосудами (два право-левых шунта):
- кровоток через овальное окно между правым и левым предсердиями
- кровоток через артериальный проток между легочной артерией и аортой
2. Значительное превышение вследствие шунтов минутного объема большого круга кровообращения над минутным объемом малого круга (нефункционирующие легкие: легочный кровоток составляет 7-10% общего сердечного выброса сосудов малого круга в состоянии спиралевидного спазма)
3. Поступление к жизненно важным органам (мозг,сердце,печень) из восходящей аорты и ее дуги более богатой кислородом крови, чем к нижней половине тела
4. Практически одинаковое, низкое кровяное давление в легочной артерии и аорте (70/45 мм. рт. ст)
5. Одновременное и параллельное сокращение правого и левого желудочков
6. Нагнетание правым желудочком приблизительно 2/3 объема крови общего сердечного выброса против относительно большего нагрузочного давления
7. Незначительное преобладание давления в правом предсердии над давлением в левом
8. Высокая скорость и низкая резистентность сосудистого русла плацентарного кровотока