ПОШЛИНА

Наука » Экономика
ПОШЛИНА, особый вид налогов и сборов, взимаемых с тех граждан и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством в лице государственных органов или между собой.

В средние века пошлины взимались государством, городом, отдельными феодалами за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т. п. В дальнейшем сбор пошлин стал монополией государства. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и т. п. Они существуют обычно в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, учебных, наследственных, патентных, биржевых и др. видов пошлин.

Государственные пошлины взимаются специально уполномоченными органами, учреждениями (милиция, загсы, государственный арбитраж, суд и др.) за совершение действий в интересах предприятия, организации, отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Однако основной вид пошлин - таможенные пошлины, взимаемые с товаров, перевозимых через границу; они являются важнейшей частью таможен-но-тарифной системы государства (см. Таможенный тариф).

Первоначально сбор таможенных пошлин носил исключительно фискальный характер. Пошлины были лишь одним из видов косвенных налогов, собиравшихся для покрытия государственных расходов. Но постепенно роль таможенной пошлины изменяется. Она становится инструментом регулирования движения товаров во внешней торговле, хотя её фискальное значение сохраняется. Доходы бюджета от пошлин во многих развивающихся странах составляют более 43% бюджетных поступлений.

Современные таможенные пошлины классифицируются по ряду признаков. По объекту взимания различаются ввозные (импортные) пошлины, которыми облагается ввоз иностранных товаров, и вывозные (экспортные) пошлины, взимаемые при экспорте отечественных товаров, а также транзитные пошлины, которые берутся за провоз иностранных товаров по территории данной страны.

В современных условиях государства, как правило, не взимают таможенные пошлины с товаров, вывозимых за границу. Исключение составляет ряд развивающихся стран, которые в фискальных целях облагают пошлинами вывоз некоторых ценных видов сырья (напр., пробковой коры, редких металлов) или основного экспортного товара (напр., риса в Таиланде). В России в 1992- 1996 гг. взимались экспортные пошлины на ряд сырьевых товаров, когда внутренние цены на них были существенно ниже мировых. Взимание экспортных пошлин имело целью увеличить доходы бюджета и сдерживать экспорт соответствующих товаров из-за опасности возникновения их дефицита на внутреннем рынке. В дальнейшем экспортные пошлины были отменены. Но после резкого падения курса рубля в условиях финансового кризиса 1998 г. на 6 мес. были вновь введены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, газ, медь и медные изделия, никель и ряд других товаров. Некоторые из этих пошлин сохраняются. В большинстве стран таможенные пошлины устанавливаются почти исключительно на импортные товары. Транзитные пошлины взимаются в немногих странах, в частности в Иране, Венесуэле.

По цели взимания пошлины дифференцируются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины, как правило, низкие. Обычно это пошлины на импорт потребительских товаров, не производимых в стране (кофе, какао, апельсины и т. п.).

Протекционистские пошлины взимают в целях защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. На их размер существенное влияние оказывает соотношение внутренних цен на товар с ценами, которые имеются на него в других странах. Если государство стремится воспрепятствовать ввозу какого-либо товара, то размер таможенной пошлины устанавливается таким образом, что цена этого товара вкупе с пошлиной превышает цену на аналогичный товар местного производства. Такого рода таможенные пошлины являются воспитательными, или покровительственными, поскольку они способствуют развитию соответствующих отраслей национального производства. В отдельных случаях размер таможенной пошлины оказывается настолько большим, что носит запретительный характер (запретительная пошлина). Местному покупателю становится вообще невыгодно импортировать этот товар в страну.

По способу взимания различаются пошлины с цены, специфические пошлины и пошлины смешанного типа. Пошлины с цены, или адвалорные пошлины, взимаются в виде процента с цены облагаемого товара. В условиях инфляции, когда цены на товары постоянно растут, адвалорные пошлины обеспечивают постоянный уровень таможенной зашиты и рост денежных доходов государства, пропорциональный повышению цен. К тому же взимание адвалорных пошлин позволяет упростить тарифную классификацию товаров. Поэтому в современных условиях большая часть ставок приходится на адвалорные пошлины, и их роль продолжает возрастать. В России также преобладают адвалорные пошлины.

Специфические пошлины взимаются с веса, объёма, единицы товара. Изменение цен не влияет на величину этих пошлин. Их значение сейчас сравнительно невелико. В Японии, напр., в таможенном тарифе на них приходится менее 5% ставок. Пошлины смешанного типа предполагают, что товар одновременно облагается и специфической, и адвалорной пошлиной.

По обстоятельствам применения пошлины дифференцируются в зависимости от страны происхождения товара на максимальные, минимальные и преференциальные. Максимальные, или общие, пошлины отражают общий наиболее высокий уровень пошлины. Минимальные пошлины применяются к товарам из стран, которым данная страна предоставляет таможенные уступки и которые, как правило, пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Преференциальные пошлины применяются лишь по отношению к некоторым странам или группе стран, для которых установлен особый льготный таможенный режим. Ранее преференциальные пошлины использовались в торговле между метрополиями и колониями. На такого рода пошлинах была основана Британская система имперских преференций. Идя на уступки развивающимся странам, промышленно развитые государства применяют преференциальные пошлины по отношению к импорту из развивающихся стран.

С точки зрения причин установления пошлин разного уровня или их происхождения можно выделить пошлины автономные и конвенционные (договорные). Автономные пошлины устанавливаются государственными властями вне зависимости от каких-либо международных или двусторонних договоров. Это, как правило, максимальные пошлины. Заключая с другими странами соглашения о взаимных таможенных уступках, страна вводит по отношению к товарам из этих стран пошлины более низкого уровня - конвенционные пошлины. Такие пошлины применяются во взаимной торговле между странами - членами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; ныне Всемирная торговая организация - ВТО), отношения между которыми базируются на режиме наибольшего благоприятствования. Эти пошлины применяются также в таможенных союзах и зонах свободной торговли.

Кроме того, во внешнеторговой практике существуют антидемпинговые пошлины, которыми облагают товары из стран, прибегающих к демпингу. Антидемпинговая пошлина в соответствии с положениями ГАТТ может устанавливаться выше обычной (в зависимости от страны происхождения товара - максимальной или минимальной) на размер разницы между нормальной и фактической экспортной ценой. Поскольку вопрос о применении антидемпинговых пошлин является предметом острой борьбы между странами, в рамках ГАТТ подписано соглашение, получившее название Антидемпингового кодекса, и создан Комитет по антидемпинговой практике. ГАТТ предусматривало ещё возможность установления компенсационной пошлины, которая призвана нейтрализовать действие государственных субсидий или льгот в отношении экспортных товаров. По существу компенсационная пошлина тоже направлена против демпинга, в данном случае финансируемого государством.

Страны ВТО могут вводить временные защитные меры, в частности, специальные пошлины, если какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьёзный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Закон РФ "О таможенном тарифе" предусматривает возможность применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. Порядок их введения определён в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Ещё одним видом пошлин высокого уровня являются карательные пошлины, представляющие собой дискриминационный, недружественный акт против другой страны. Они устанавливаются на таком уровне, что практически ведут к свёртыванию торговли с этой страной. Карательные пошлины используются, как правило, в политических целях, в т. ч. против страны-противника и её союзников во время войны.

Систематизированная сводка таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению при их импорте на территорию данной страны, представляет собой таможенный тариф.

И. П. Фаминстй.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.