СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, совокупность условий, оказывающих влияние на деятельность организации и на возможности управления ею. Эти условия включают факторы, характеризующие саму организацию (цель и направление деятельности, структуру организации, руководство, численность и квалификацию персонала), отношения с поставщиками, потребителями, конкурентами, посредниками, средствами массовой информации, различными слоями общественности, а также компоненты внешней среды.
Таким образом, среда организации представляет собой потенциал организации и внешнюю среду её деятельности. Потенциал организации включает производство, организационную структуру и систему управления, маркетинг, финансы. На основе анализа потенциальных возможностей фирмы менеджеры (руководители) выявляют сильные и слабые стороны её деятельности, выясняют, какие ресурсы имеются в наличии, какие требуется приобрести и по какой цене, сможет ли производство обеспечить надлежащее количество товара соответствующего качества.
Основная цель любой фирмы - получение прибыли. Основная задача системы управления организацией - обеспечение производства товаров и услуг, привлекательных с точки зрения потребителей. Успех в решении этой задачи в значительной степени зависит от деятельности различных подразделений фирмы (производства, финансовой службы, бухгалтерии, службы снабжения и сбыта, службы маркетинга, службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управления работой персонала), от поведения посредников, конкурентов, различных контактных аудиторий. Это так называемая микросреда организации.
Так, планы производственного подразделения учитывают объём и темпы выпуска продукции, её ассортимент, разработку новых товаров и услуг, обеспечение производственного процесса сырьём и материалами, масштабы запасов и скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резерв производственных мощностей, применяемую технологию и её обновление, влияние производства на экологическую ситуацию.
При планировании деятельности финансовой службы во внимание принимаются возможности привлечения финансовых ресурсов, включая собственные и заёмные средства, и направление их использования, обеспечение прибыльности и рентабельности деятельности организации, её финансовой устойчивости и платёжеспособности.
При планировании деятельности службы снабжения и сбыта основное внимание уделяется возможностям транспортировки продукции, хранению и размещению товарных запасов, их уровню, наличию и ёмкости складских помещений и хранилищ, доработке и упаковке товаров, их продаже.
Служба маркетинга обычно планирует исследования рынка товаров, каналов сбыта, меры по стимулированию сбыта своей продукции, нововведения, бюджет маркетинга.
В план службы по управлению персоналом включаются разработка требований к персоналу в соответствии с должностью и профессией работников, набор и отбор персонала, меры по стимулированию труда персонала, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, исследование рынка труда.
Планирование научно-исследовательской деятельности предполагает составление планов выбора и разработки конкретных проектов, прикладных исследований и разработок, внедрения полученных результатов в производство, определение затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и другие направления работы.
Микросреду предприятия характеризует и организация сбора, отбора и анализа информации. Информация может собираться внутри фирмы, в её различных подразделениях, а также с помощью внешних источников (средств массовой информации, выступлений руководителей других фирм с обзорами их деятельности и т. п.).
При разработке планов работы конкретных служб их руководители должны учитывать интересы прочих структурных подразделений организации. Их планы не должны противоречить и планам высшего звена управления и цели организации в целом. Иными словами, менеджеры каждого уровня управления обязаны работать в тесном сотрудничестве с другими подразделениями организации.
Организация должна тщательно изучать своих клиентов, группы потребителей, с которыми она уже работает или с которыми предполагает наладить сотрудничество. При этом изучаются потребности клиентов, их доходы, демографический состав (численность населения, его состав по полу и возрасту, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, географические и экономические условия жизни, традиции, обычаи, условия быта), стиль жизни и поведение потребителей на рынке.
Микросреда включает изучение конкурентов (ассортимент их продукции, географию их деятельности, особенность ценовой политики, методы, используемые ими в конкурентной борьбе за рынок, финансовое состояние, организационную структуру конкурирующих фирм, методы сбыта, коммуникации), поставщиков (качество и динамику цен на поставляемые ими сырьё и материалы, оборудование и запасные части), посредников (их возможности, масштабы обслуживаемого ими рынка, предоставляемые посредником услуги и их стоимость, финансовая устойчивость), контактную аудиторию.
Контактная аудитория - это любая группа, которая проявляет интерес к организации или оказывает влияние на её способность достигать поставленные цели. Такими группами могут быть финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовые биржи, акционеры), средства массовой информации, государственные учреждения, организации потребителей, группы защитников окружающей среды, представители национальных меньшинств, общинные организации, собственный персонал фирмы. Э. Я. Шейнин.
Таким образом, среда организации представляет собой потенциал организации и внешнюю среду её деятельности. Потенциал организации включает производство, организационную структуру и систему управления, маркетинг, финансы. На основе анализа потенциальных возможностей фирмы менеджеры (руководители) выявляют сильные и слабые стороны её деятельности, выясняют, какие ресурсы имеются в наличии, какие требуется приобрести и по какой цене, сможет ли производство обеспечить надлежащее количество товара соответствующего качества.
Основная цель любой фирмы - получение прибыли. Основная задача системы управления организацией - обеспечение производства товаров и услуг, привлекательных с точки зрения потребителей. Успех в решении этой задачи в значительной степени зависит от деятельности различных подразделений фирмы (производства, финансовой службы, бухгалтерии, службы снабжения и сбыта, службы маркетинга, службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управления работой персонала), от поведения посредников, конкурентов, различных контактных аудиторий. Это так называемая микросреда организации.
Так, планы производственного подразделения учитывают объём и темпы выпуска продукции, её ассортимент, разработку новых товаров и услуг, обеспечение производственного процесса сырьём и материалами, масштабы запасов и скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резерв производственных мощностей, применяемую технологию и её обновление, влияние производства на экологическую ситуацию.
При планировании деятельности финансовой службы во внимание принимаются возможности привлечения финансовых ресурсов, включая собственные и заёмные средства, и направление их использования, обеспечение прибыльности и рентабельности деятельности организации, её финансовой устойчивости и платёжеспособности.
При планировании деятельности службы снабжения и сбыта основное внимание уделяется возможностям транспортировки продукции, хранению и размещению товарных запасов, их уровню, наличию и ёмкости складских помещений и хранилищ, доработке и упаковке товаров, их продаже.
Служба маркетинга обычно планирует исследования рынка товаров, каналов сбыта, меры по стимулированию сбыта своей продукции, нововведения, бюджет маркетинга.
В план службы по управлению персоналом включаются разработка требований к персоналу в соответствии с должностью и профессией работников, набор и отбор персонала, меры по стимулированию труда персонала, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, исследование рынка труда.
Планирование научно-исследовательской деятельности предполагает составление планов выбора и разработки конкретных проектов, прикладных исследований и разработок, внедрения полученных результатов в производство, определение затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и другие направления работы.
Микросреду предприятия характеризует и организация сбора, отбора и анализа информации. Информация может собираться внутри фирмы, в её различных подразделениях, а также с помощью внешних источников (средств массовой информации, выступлений руководителей других фирм с обзорами их деятельности и т. п.).
При разработке планов работы конкретных служб их руководители должны учитывать интересы прочих структурных подразделений организации. Их планы не должны противоречить и планам высшего звена управления и цели организации в целом. Иными словами, менеджеры каждого уровня управления обязаны работать в тесном сотрудничестве с другими подразделениями организации.
Организация должна тщательно изучать своих клиентов, группы потребителей, с которыми она уже работает или с которыми предполагает наладить сотрудничество. При этом изучаются потребности клиентов, их доходы, демографический состав (численность населения, его состав по полу и возрасту, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, географические и экономические условия жизни, традиции, обычаи, условия быта), стиль жизни и поведение потребителей на рынке.
Микросреда включает изучение конкурентов (ассортимент их продукции, географию их деятельности, особенность ценовой политики, методы, используемые ими в конкурентной борьбе за рынок, финансовое состояние, организационную структуру конкурирующих фирм, методы сбыта, коммуникации), поставщиков (качество и динамику цен на поставляемые ими сырьё и материалы, оборудование и запасные части), посредников (их возможности, масштабы обслуживаемого ими рынка, предоставляемые посредником услуги и их стоимость, финансовая устойчивость), контактную аудиторию.
Контактная аудитория - это любая группа, которая проявляет интерес к организации или оказывает влияние на её способность достигать поставленные цели. Такими группами могут быть финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовые биржи, акционеры), средства массовой информации, государственные учреждения, организации потребителей, группы защитников окружающей среды, представители национальных меньшинств, общинные организации, собственный персонал фирмы. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи