СОЦИАЛЬНЫЙ МИНИМУМ, стоимостная оценка элементарных, жизненно необходимых благ (потребностей) материального, социального, культурного характера, без пользования которыми человек не может чувствовать себя включённым в социум; может рассматриваться как нижний общественно приемлемый уровень жизни; социологи определяют его как минимальный уровень жизни, который общество признаёт скромным, но достойным.
Большинство специалистов придерживается мнения об условности границ между прожиточным и социальным минимумом, в то же время в развитых странах конструкции, подобные социальному минимуму, включают основные расходы, связанные с социальной активностью индивида в микросоциуме, с привычными, пусть и ограниченными культурными потребностями.
В РФ в официальной статистике категория "социальный минимум" отсутствует, но в других странах с переходной экономикой в начале 1990-х гг. социальный минимум играл важную роль. Так, в Болгарии минимальная заработная плата устанавливалась в виде соотношения с рассчитываемым социальным минимумом, а ежемесячная социальная помощь, в свою очередь, должна была дополнять доход бедной семьи до 65% от уровня минимальной заработной платы; с углублением экономического кризиса и высокой инфляцией динамика заработной платы значительно отстала не только от динамики социального, но даже и прожиточного минимума; в начале 1995 г. 73% населения имело доходы ниже уровня официального социального уровня. В Венгрии концепция введения социального минимума была разработана Министерством народного благосостояния в конце 1994 г., в соответствии с ней все основные виды социальной помощи определялись на основе коэффициента к действующему социальному минимуму, а порог нуждаемости (прожиточный минимум) был установлен социальным законом (1993 г.) в размере минимальной пенсии по старости; например, право на материальную помощь по воспитанию детей имела только та семья, у которой душевой доход не превышал трёх минимальных пенсий, а объём самой помощи устанавливался в соотношении с социальным минимумом. В Польше наряду с сохранением в малоизменённом виде институтов социальной политики, действовавших на предыдущем этапе развития, в 1990 г. был принят Закон о социальной помощи, в котором значительная роль отводилась социальным гарантиям государства, прежде всего гарантиям минимального дохода, а официально рассчитываемый социальный минимум играл роль социального ориентира. Большинство экспертов считает, что социальный минимум должен определять уровень доходов, гарантированных государством каждому гражданину, и быть исходным пунктом при определении минимальных пенсий, пособий, заработной платы; кроме того, социальный минимум рассматривается как диагностический инструмент при разработке направлений социальной политики.
В РФ взаимосвязанные понятия прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета разделены. Если под первым понимается уровень дохода, обеспечивающий возможность приобретения минимального набора благ и услуг, то под вторым - потребительский набор, обеспечивающий социально обоснованный минимальный уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, необходимых для развития личности, т. е. он связан с социальным обоснованием, а не с экономическими возможностями государства в данный период, включает духовные потребности и, наконец, развитие личности, а не просто физическое выживание.
С долей условности можно считать, что если бедность и соответственно её верхняя граница - прожиточный минимум являются состоянием, неприемлемым для общества, особенно в государствах социального благосостояния, ведущих целенаправленную политику обеспечения минимального гарантированного дохода, то социальный минимум как нижняя граница, за которой неизбежна социальная маргинализация, может считаться допустимым, приемлемым в обществе, но одновременно неадекватным нормальным, средним условиям жизни, и поэтому живущие на этом уровне должны активно стремиться вернуться (или попасть) в средний слой.
Социальным минимумом можно считать черту, отделяющую относительную бедность, которую определил в своих работах П. Таунсенд на основе обследований конца 1960-х гг. как уровень, ниже которого лишения в бедных группах населения резко нарастают даже с небольшим уменьшением дохода; эта точка, названная им порогом лишений, находится на уровне 140% от официальной черты бедности в Великобритании, т. е. выше прожиточного минимума, отделяющего абсолютную бедность.
Если социальный минимум конструируется довольно сложным, субъективным, а часто искусственным путём, то кажущаяся объективность нормативного прожиточного минимума может привести к противоположным результатам. Так, разработанная в Венгрии система прожиточного минимума до экономических преобразований, прежде всего с учётом низких регулируемых цен, в новых условиях привела к такому росту его уровня, что он приблизился к среднему уровню доходов, и в зону бедности стало попадать свыше половины населения страны, т. е. по существу он стал социальным минимумом, показывающим относительную бедность; поэтому с середины 1990-х гг. венгерские статистические органы перестали исчислять прожиточный минимум до пересмотра его основы.
Социальный минимум может также трактоваться как минимально приемлемый образ жизни, который или оценивается экспертами, или, что предпочтительнее, превращается в признанный таковым обществом, т. к. рассчитывается на основе опроса общественного мнения о благах первой необходимости, как, например: отопление жилых помещений (1-е место) (здесь и далее место приводится по оценке населения Великобритании в 1-й половине 1980-х гг.); постель для каждого члена семьи (5-е место); трёхразовое питание для детей (8-е); отдельное жильё (9-е); холодильник (12-е); мясо или рыба на о^ед через день (21-е); соответственно с местами изменяется доля людей, считающих данное благо жизненно необходимым, если у первой позиции доля составила 97%, то у двадцать первой - только 63%, в исследовании же были отобраны блага, набравшие более 50%.
Косвенным свидетельством различий в ориентации социальной помощи бедным в странах с близким уровнем развития на точку отсчёта в виде социального или прожиточного минимума может быть объём этой помощи в расчёте на одного члена семьи. Так, в четырёх европейских странах, входящих в первые двадцать стран мира по индексу развития человеческого потенциала, почти нет различий по уровню ВВП на душу населения (от 17,8 тыс. долл. США в середине 1990-х гг. во Франции до 16-17 тыс. долл. в Нидерландах, Германии, Бельгии); в то же время социальная помощь составляет в Нидерландах и Бельгии соответственно 534 и 405 ЭКЮ на человека, а во Франции и Германии только 289 и 255 ЭКЮ, такой разрыв говорит об ориентации на разный уровень "планки" для бедных.
Социальный минимум как концепция равенства оказала заметное влияние на государственную политику благосостояния в первые три десятилетия после 2-й мировой войны, прежде всего в Великобритании, а также в США, где это было связано с новым курсом президента Ф. Рузвельта (в его послании Конгрессу социальный минимум рассматривался как "сеть пособий социальной защиты"). В Великобритании и лейбористское, и консервативное правительства сохраняли достигнутый к концу 1970-х гг. консенсус: лейбористы не увеличивали доходы беднейших групп населения настолько, насколько хотелось бы этим группам, а консерваторы воздерживались от удовлетворения "аппетитов" наиболее обеспеченных групп. Налоги и пособия обеспечивали беднейшим группам населения уровень жизни, который считался соответствующим минимальному стандарту.
В бывших социалистических странах считалось, что социальный минимум должен служить инструментом выявления подлинной картины уровня и условий жизни различных слоев общества и определения социальных общественных приоритетов для большей адресности социальной политики. Расчёт социального минимума осуществлялся научными организациями (Польша, Чехословакия, Болгария), статистическими органами (Венгрия), профсоюзами (Польша, Венгрия), но в открытой печати не публиковался; его уровень был, например, на 20-30% выше продовольственной корзины прожиточного минимума (Венгрия) или включал специальную 10%-ную надбавку для т. н. средств свободного распоряжения (Польша), кроме того, включал те виды благ, которые стали предметом массовых потребностей и услуг, получивших всеобщее распространение, при этом социальный минимум определялся для различных типов семей, например в Венгрии - для 20 типов. Социальный минимум, по мнению учёных этих стран, должен был включать по сравнению с прожиточным минимумом потребности т.н. второго порядка, связанные с социализацией человека, и периодически пересматриваться с учётом появления новых потребностей и повышения степени удовлетворения существующих. Такие завышенные параметры социального минимума привели к тому, что в условиях ускорившейся в конце 1980-х гг. в этих странах инфляции расчёты социального минимума потеряли смысл.
Значительной проблемой является социальный минимум для стран с переходной экономикой, прежде всего из-за сложной экономической ситуации, когда основная причина бедности - низкая заработная плата. Многие исследователи отметили переход в этих странах от более высоких критериев бедности в виде социального и прожиточного минимума к более низким - минимальной пенсии, минимальному базовому доходу. Это объясняется также тем, что, по оценкам специалистов, величина социального минимума, рассчитанного в середине 1990-х гг. для стран Центральной и Восточной Европы, приводит к охвату зоной бедности 65-75% всего населения. В результате принимаются программы, включающие сокращение числа получателей помощи и усиление адресности поддержки, сокращение роли государства с перенесением основных усилий в органы местного самоуправления и расширением благотворительности, наконец, уменьшение абсолютных размеров помощи, уровня различных социальных выплат.
Исследователями стран Центральной и Восточной Европы, в т. ч. СССР, предпринимались попытки определения социального минимума в 1980-х гг. как нижней границы уровня жизни среднего класса или групп населения со средними доходами, что в определённой мере объяснялось влиянием теоретических принципов т.н. государства всеобщего благосостояния, прежде всего скандинавской модели с её понятиями социальной безопасности и сети безопасности, предохраняющей индивида от попадания на социальное дно. Такой подход специалистов бывших социалистических стран был связан и с искусственными препятствиями в разработке понятийного аппарата, когда широко употреблялся только термин "малообеспеченность" с его довольно размытыми границами, но не употреблялись даже в научных работах такие понятия, как "нищета", "крайняя нищета", "бедность", "массовая и хроническая бедность" и др.; в то же время активизация подобных исследований в 1990-х гг., особенно в Венгрии, Польше, Чехии, привела к введению понятия "минимум выживания в переходный период", что особенно важно для стран, переживших шоковую или близкую к ней "терапию" (Польша, Россия, Украина, страны Балтии).
Возрастающее значение социального минимума в морально - психологическом и социально-политическом аспектах по сравнению с прожиточным минимумом прослеживается и на эволюции специальных программ социальной поддержки бедных в странах ЕС: если три осуществлённые в 1975-94 гг. программы имели название "Бедность", то действовавшая до 2000 г. аналогичная программа называлась "Прогресс" и не содержала терминов "бедный" и "бедность", заменённых понятиями "социальное отчуждение" и "социальная изоляция". Эти концептуальные сдвиги связаны с изменением подхода к самому феномену бедности в западных странах, который не рассматривается лишь как снижение уровня индивидуального дохода; одновременно помощь бедной семье рассматривается как механизм уменьшения или даже снятия социальной напряжённости индивида, в т.ч. снижения степени неуверенности в завтрашнем дне. А. А. Ткаченко.
Большинство специалистов придерживается мнения об условности границ между прожиточным и социальным минимумом, в то же время в развитых странах конструкции, подобные социальному минимуму, включают основные расходы, связанные с социальной активностью индивида в микросоциуме, с привычными, пусть и ограниченными культурными потребностями.
В РФ в официальной статистике категория "социальный минимум" отсутствует, но в других странах с переходной экономикой в начале 1990-х гг. социальный минимум играл важную роль. Так, в Болгарии минимальная заработная плата устанавливалась в виде соотношения с рассчитываемым социальным минимумом, а ежемесячная социальная помощь, в свою очередь, должна была дополнять доход бедной семьи до 65% от уровня минимальной заработной платы; с углублением экономического кризиса и высокой инфляцией динамика заработной платы значительно отстала не только от динамики социального, но даже и прожиточного минимума; в начале 1995 г. 73% населения имело доходы ниже уровня официального социального уровня. В Венгрии концепция введения социального минимума была разработана Министерством народного благосостояния в конце 1994 г., в соответствии с ней все основные виды социальной помощи определялись на основе коэффициента к действующему социальному минимуму, а порог нуждаемости (прожиточный минимум) был установлен социальным законом (1993 г.) в размере минимальной пенсии по старости; например, право на материальную помощь по воспитанию детей имела только та семья, у которой душевой доход не превышал трёх минимальных пенсий, а объём самой помощи устанавливался в соотношении с социальным минимумом. В Польше наряду с сохранением в малоизменённом виде институтов социальной политики, действовавших на предыдущем этапе развития, в 1990 г. был принят Закон о социальной помощи, в котором значительная роль отводилась социальным гарантиям государства, прежде всего гарантиям минимального дохода, а официально рассчитываемый социальный минимум играл роль социального ориентира. Большинство экспертов считает, что социальный минимум должен определять уровень доходов, гарантированных государством каждому гражданину, и быть исходным пунктом при определении минимальных пенсий, пособий, заработной платы; кроме того, социальный минимум рассматривается как диагностический инструмент при разработке направлений социальной политики.
В РФ взаимосвязанные понятия прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета разделены. Если под первым понимается уровень дохода, обеспечивающий возможность приобретения минимального набора благ и услуг, то под вторым - потребительский набор, обеспечивающий социально обоснованный минимальный уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, необходимых для развития личности, т. е. он связан с социальным обоснованием, а не с экономическими возможностями государства в данный период, включает духовные потребности и, наконец, развитие личности, а не просто физическое выживание.
С долей условности можно считать, что если бедность и соответственно её верхняя граница - прожиточный минимум являются состоянием, неприемлемым для общества, особенно в государствах социального благосостояния, ведущих целенаправленную политику обеспечения минимального гарантированного дохода, то социальный минимум как нижняя граница, за которой неизбежна социальная маргинализация, может считаться допустимым, приемлемым в обществе, но одновременно неадекватным нормальным, средним условиям жизни, и поэтому живущие на этом уровне должны активно стремиться вернуться (или попасть) в средний слой.
Социальным минимумом можно считать черту, отделяющую относительную бедность, которую определил в своих работах П. Таунсенд на основе обследований конца 1960-х гг. как уровень, ниже которого лишения в бедных группах населения резко нарастают даже с небольшим уменьшением дохода; эта точка, названная им порогом лишений, находится на уровне 140% от официальной черты бедности в Великобритании, т. е. выше прожиточного минимума, отделяющего абсолютную бедность.
Если социальный минимум конструируется довольно сложным, субъективным, а часто искусственным путём, то кажущаяся объективность нормативного прожиточного минимума может привести к противоположным результатам. Так, разработанная в Венгрии система прожиточного минимума до экономических преобразований, прежде всего с учётом низких регулируемых цен, в новых условиях привела к такому росту его уровня, что он приблизился к среднему уровню доходов, и в зону бедности стало попадать свыше половины населения страны, т. е. по существу он стал социальным минимумом, показывающим относительную бедность; поэтому с середины 1990-х гг. венгерские статистические органы перестали исчислять прожиточный минимум до пересмотра его основы.
Социальный минимум может также трактоваться как минимально приемлемый образ жизни, который или оценивается экспертами, или, что предпочтительнее, превращается в признанный таковым обществом, т. к. рассчитывается на основе опроса общественного мнения о благах первой необходимости, как, например: отопление жилых помещений (1-е место) (здесь и далее место приводится по оценке населения Великобритании в 1-й половине 1980-х гг.); постель для каждого члена семьи (5-е место); трёхразовое питание для детей (8-е); отдельное жильё (9-е); холодильник (12-е); мясо или рыба на о^ед через день (21-е); соответственно с местами изменяется доля людей, считающих данное благо жизненно необходимым, если у первой позиции доля составила 97%, то у двадцать первой - только 63%, в исследовании же были отобраны блага, набравшие более 50%.
Косвенным свидетельством различий в ориентации социальной помощи бедным в странах с близким уровнем развития на точку отсчёта в виде социального или прожиточного минимума может быть объём этой помощи в расчёте на одного члена семьи. Так, в четырёх европейских странах, входящих в первые двадцать стран мира по индексу развития человеческого потенциала, почти нет различий по уровню ВВП на душу населения (от 17,8 тыс. долл. США в середине 1990-х гг. во Франции до 16-17 тыс. долл. в Нидерландах, Германии, Бельгии); в то же время социальная помощь составляет в Нидерландах и Бельгии соответственно 534 и 405 ЭКЮ на человека, а во Франции и Германии только 289 и 255 ЭКЮ, такой разрыв говорит об ориентации на разный уровень "планки" для бедных.
Социальный минимум как концепция равенства оказала заметное влияние на государственную политику благосостояния в первые три десятилетия после 2-й мировой войны, прежде всего в Великобритании, а также в США, где это было связано с новым курсом президента Ф. Рузвельта (в его послании Конгрессу социальный минимум рассматривался как "сеть пособий социальной защиты"). В Великобритании и лейбористское, и консервативное правительства сохраняли достигнутый к концу 1970-х гг. консенсус: лейбористы не увеличивали доходы беднейших групп населения настолько, насколько хотелось бы этим группам, а консерваторы воздерживались от удовлетворения "аппетитов" наиболее обеспеченных групп. Налоги и пособия обеспечивали беднейшим группам населения уровень жизни, который считался соответствующим минимальному стандарту.
В бывших социалистических странах считалось, что социальный минимум должен служить инструментом выявления подлинной картины уровня и условий жизни различных слоев общества и определения социальных общественных приоритетов для большей адресности социальной политики. Расчёт социального минимума осуществлялся научными организациями (Польша, Чехословакия, Болгария), статистическими органами (Венгрия), профсоюзами (Польша, Венгрия), но в открытой печати не публиковался; его уровень был, например, на 20-30% выше продовольственной корзины прожиточного минимума (Венгрия) или включал специальную 10%-ную надбавку для т. н. средств свободного распоряжения (Польша), кроме того, включал те виды благ, которые стали предметом массовых потребностей и услуг, получивших всеобщее распространение, при этом социальный минимум определялся для различных типов семей, например в Венгрии - для 20 типов. Социальный минимум, по мнению учёных этих стран, должен был включать по сравнению с прожиточным минимумом потребности т.н. второго порядка, связанные с социализацией человека, и периодически пересматриваться с учётом появления новых потребностей и повышения степени удовлетворения существующих. Такие завышенные параметры социального минимума привели к тому, что в условиях ускорившейся в конце 1980-х гг. в этих странах инфляции расчёты социального минимума потеряли смысл.
Значительной проблемой является социальный минимум для стран с переходной экономикой, прежде всего из-за сложной экономической ситуации, когда основная причина бедности - низкая заработная плата. Многие исследователи отметили переход в этих странах от более высоких критериев бедности в виде социального и прожиточного минимума к более низким - минимальной пенсии, минимальному базовому доходу. Это объясняется также тем, что, по оценкам специалистов, величина социального минимума, рассчитанного в середине 1990-х гг. для стран Центральной и Восточной Европы, приводит к охвату зоной бедности 65-75% всего населения. В результате принимаются программы, включающие сокращение числа получателей помощи и усиление адресности поддержки, сокращение роли государства с перенесением основных усилий в органы местного самоуправления и расширением благотворительности, наконец, уменьшение абсолютных размеров помощи, уровня различных социальных выплат.
Исследователями стран Центральной и Восточной Европы, в т. ч. СССР, предпринимались попытки определения социального минимума в 1980-х гг. как нижней границы уровня жизни среднего класса или групп населения со средними доходами, что в определённой мере объяснялось влиянием теоретических принципов т.н. государства всеобщего благосостояния, прежде всего скандинавской модели с её понятиями социальной безопасности и сети безопасности, предохраняющей индивида от попадания на социальное дно. Такой подход специалистов бывших социалистических стран был связан и с искусственными препятствиями в разработке понятийного аппарата, когда широко употреблялся только термин "малообеспеченность" с его довольно размытыми границами, но не употреблялись даже в научных работах такие понятия, как "нищета", "крайняя нищета", "бедность", "массовая и хроническая бедность" и др.; в то же время активизация подобных исследований в 1990-х гг., особенно в Венгрии, Польше, Чехии, привела к введению понятия "минимум выживания в переходный период", что особенно важно для стран, переживших шоковую или близкую к ней "терапию" (Польша, Россия, Украина, страны Балтии).
Возрастающее значение социального минимума в морально - психологическом и социально-политическом аспектах по сравнению с прожиточным минимумом прослеживается и на эволюции специальных программ социальной поддержки бедных в странах ЕС: если три осуществлённые в 1975-94 гг. программы имели название "Бедность", то действовавшая до 2000 г. аналогичная программа называлась "Прогресс" и не содержала терминов "бедный" и "бедность", заменённых понятиями "социальное отчуждение" и "социальная изоляция". Эти концептуальные сдвиги связаны с изменением подхода к самому феномену бедности в западных странах, который не рассматривается лишь как снижение уровня индивидуального дохода; одновременно помощь бедной семье рассматривается как механизм уменьшения или даже снятия социальной напряжённости индивида, в т.ч. снижения степени неуверенности в завтрашнем дне. А. А. Ткаченко.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи