МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Наука » Экономика
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, устанавливаемый, как правило, законодательно минимум оплаты труда наёмного работника. Служит для всех работодателей (предпринимателей) независимо от форм собственности нижней границей оплаты труда и соответственно исключает любые договорённости о меньших размерах выплат, которые считаются нелегальными и преследуются по закону. Минимальная заработная плата может устанавливаться в виде почасовой или помесячной (понедельной), на общенациональном уровне или для определённых секторов экономики, отраслей промышленности, быть дифференцированной по территории государства. Минимальная заработная плата выполняет одновременно экономическую и социальную функции, совершенствуя условия работы низкооплачиваемых работников, способствуя стабилизации уровня жизни всех работников, повышению качества рабочей силы, обеспечивая честную конкуренцию между предприятиями, и т. д.

Первая конвенция по вопросу минимальной заработной платы была принята Международной организацией труда (МОТ) в 1928 г. и называлась Конвенцией о создании процедуры установления минимальной заработной платы. Предусматривалось, что на основе национального законодательства в процедуре установления минимальной заработной платы на равных условиях и с равным представительством участвуют заинтересованные предприниматели и трудящиеся в лице своих организаций. Трудящемуся предоставлялось право получать в судебном порядке сумму, которая ему недоплачена, если заработная плата выплачивалась по более низкой ставке, чем минимальная заработная плата. Рекомендация к этой конвенции предлагала уделять особое внимание тем отраслям и секторам промышленности, в которых применяется женский труд. Последняя конвенция МОТ о минимальной заработной плате принята в 1970 г. В ней предлагается ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, кроме того, она имеет подзаголовок - "с особым учётом развивающихся стран". Конвенция прямо устанавливает для ратифицировавших её стран, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению, а неприменение этого положения влечёт за собой уголовные санкции. При установлении минимальной заработной платы национальная практика должна учитывать, с одной стороны, потребности трудящихся и их семей, включая сравнительный уровень жизни других социальных групп, а с другой - уровень производительности труда, желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости и др. требования экономического развития. Для развивающихся стран документы МОТ особо выделяют тезис, что минимальная заработная плата - элемент политики борьбы с нищетой.

Первые законы о минимальной заработной плате появились в середине 1890-х гг. в Австралии и Новой Зеландии, затем, после 1-й мировой войны 1914-18 гг., в ряде европейских стран - Франции, Норвегии, Австрии, Чехословакии, в 1920-х гг.- в Германии, Испании; однако эти законы касались незначительной части трудящихся.

Минимальная заработная плата устанавливалась как отношение к средней или какой-либо другой заработной плате (или индексу цен), а также в виде абсолютного размера. В США первый закон о минимальной заработной плате был принят в 1938 г. администрацией Ф. Д. Рузвельта и охватывал, за исключением административных служащих и лиц свободных профессий, 43% наёмных работников; закон о минимальной заработной плате в 1991 г. охватывал ок. 90% работников, а минимальная заработная плата составляла 4,25 долл. в час или св. 1/3 средней почасовой оплаты в обрабатывающей промышленности.

В некоторых развитых странах (Германия, Италия, Дания) минимальная заработная плата устанавливается не законодательно, а на основе отраслевых коллективных договоров. В большинстве стран с административно-территориальным делением наряду с федеральным (общенациональным) уровнем минимальной заработной платы существуют региональные уровни (минимальная заработная плата в отдельных штатах США, в префектурах Японии и др.).

Развитие систем социальной защиты населения в 1960-80-х гг. в подавляющем числе развитых стран привело к изменению подхода к минимальной заработной плате как одному из средств защиты от бедности. Минимальная заработная плата стала рассматриваться как уровень удовлетворения минимальных потребностей одного лица - самого работающего, а минимальные потребности других членов семьи должны в этом случае обеспечиваться семейными и пр. социальными пособиями и минимальным гарантированным доходом. В конце 1990-х гг. только в Нидерландах минимальная заработная плата должна по положению удовлетворять минимальные потребности семьи из 4 человек (с двумя детьми).

Один из самых всеобъемлющих законов о минимальной заработной плате действует в Японии (принят в 1959 г., неоднократно пересматривался). В законе регламентируются взаимоотношения государства в лице правительства и министра труда, которому правительством делегируются все полномочия, работодателей и их объединений, а также наёмных работников, не входящих в профессиональные объединения. Закон позволяет не применять положение о минимальной заработной плате лишь к трём категориям работников: с чрезвычайно низкой трудоспособностью, обусловленной физическими или психическими недостатками; в период испытательного срока; лицам, проходящим профессиональную подготовку (возможность для молодых людей проходить профессиональную подготовку связана с более низким уровнем минимальной заработной платы, который, напр., был введён в США в 1990 г. как особый подминимум заработной платы для молодёжи от 16 до 19 лет, действующий в первые 6 мес их работы). Имеются Центральный совещательный совет по минимальной заработной плате и аналогичные советы в префектурах, экспертные комиссии; во всех этих органах должно быть представлено равное число членов от трёх заинтересованных сторон; закон устанавливает существование минимальной заработной платы для регионов, отраслей, профессий.

В большинстве стран уровень минимальной заработной платы законодательно связан с динамикой потребительских цен, что вызвано различиями в номинальной и реальной минимальной заработной плате, которые могут стать очень существенными, если уровень минимальной заработной платы долго не пересматривается при росте цен. Эти пересмотры (частота, условия) могут устанавливаться законодательно и быть автоматическими при наступлении определённых условий или оговариваться в коллективных договорах. Минимальная заработная плата может повышаться при превышении определённого порога индекса потребительских цен (напр., в Бельгии при росте цен на 2%) или 1 раз в год или квартал; если это не обусловлено законодательно, минимальная заработная плата может пересматриваться значительно реже; так, в США в послевоенный период было 19 повышений минимума, но в 1981-90 гг. он не изменялся. Во Франции минимальная заработная плата пересматривается ежегодно, а уровень минимальной заработной платы -один из самых высоких среди развитых стран (80% средней почасовой оплаты в промышленности), что, по мнению экспертов, приводит к деформации соотношения оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

В моделях взаимосвязи динамики уровня минимальной заработной платы, уровня и темпов роста занятости, темпов инфляции, которые до сих пор не имеют в экономической теории однозначного толкования (приводит ли рост минимальной заработной платы к уменьшению занятости, или каково его влияние на темпы роста занятости), большую роль играет мера охвата рынка труда гарантированной минимальной заработной платой. Некоторые американские экономисты считают, что при существовании секторов экономики, где не введена минимальная заработная плата, рабочая сила (неквалифицированная) свободно перемещается в поисках более благоприятных условий, и при данном уровне ресурсов общий объём производства возрастает; введение же минимальной заработной платы повсеместно блокирует такое перемещение и приводит к социальным издержкам.

Введение минимальной заработной платы в развивающихся странах оказывает более сильное влияние на уровень занятости, что связано прежде всего с более низким уровнем средней заработной платы и соответственно с более высоким отношением к ней минимальной.

В РФ минимальная заработная плата относится к основным социальным гарантиям, предоставляемым государством населению; она устанавливается Законом РФ "О повышении минимального размера оплаты труда", который с июня 1994 г. принимается периодически как минимальный размер оплаты труда (МРОТ) рабочих и служащих; с 1 июля 2000 г. минимальная заработная плата установлена в размере 132 руб., с 1 января 2001 г. - 200 руб., с 1 июля 2001 г. - 300 руб.

Первая утверждённая правительством минимальная заработная плата появилась в середине 1970-х гг. и превышала прожиточный минимум на 40%. Первая попытка введения российской нормы минимальной заработной платы была предпринята в рамках СССР в апреле 1991 г. принятием Закона "О повышении социальных гарантий трудящихся", в котором уровень минимальной заработной платы повышался с 1 октября 1991 г. Фактически закон в полном объёме (в нём предусматривались новая продолжительность отпусков, минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне 90% минимальной заработной платы, стипендии в соотношении с минимальной заработной платой) в действие введён не был, а был заменён Законом "О повышении минимального размера оплаты труда" (декабрь 1991 г.); в 1992-93 гг. принимались законы "О минимальном размере оплаты труда" и "Об индексации минимального размера оплаты труда"; кроме того, в 1991 г. принималось постановление Правительства РФ "О порядке введения минимального размера оплаты труда", в котором впервые устанавливался размер часовой тарифной ставки в зависимости от продолжительности рабочей недели. Кроме того, по законодательству РФ стипендии учащимся, студентам, аспирантам, пособия и др. социальные выплаты устанавливаются, исходя из минимальной заработной платы. Сложность российской системы минимальной заработной платы связана с тем, что на ней базируется минимальная тарифная ставка, т. е. ставка 1-го разряда Единой тарифной системы, которая, как правило, немного выше минимальной заработной платы (в 1992-94 гг. на 5-8%). В период высокой и очень высокой инфляции (1992-94 гг.) минимальная заработная плата пересматривалась несколько раз в год, но, несмотря на это, её соотношение с прожиточным минимумом ухудшалось: в середине 1992 г. оно составляло 49%, в середине 1993 г. - 33%, в конце 1994 г. - 17%; кроме того, в 1993-94 гг. были периоды, когда тарифная ставка 1-го разряда по оплате труда работников бюджетной сферы была даже ниже минимальной заработной платы; всего за 1991-97 гг. в РФ минимальная заработная плата пересматривалась 15 раз. В 1997 г. минимальная заработная плата была значительно ниже прожиточного минимума и составляла 20% по отношению к среднему на душу населения и 18% к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Закон "О прожиточном минимуме", принятый в 1997 г., предусматривает поэтапное повышение минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, но эти этапы пока даже приблизительно не определены. А. А. Ткаченко.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.