СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Наука » Экономика
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА, современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также в некоторых развивающихся странах; представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы. Начало становления современной смешанной экономики было положено кризисом мирового хозяйства конца 1920 - начала 1930-х гг., называемым Великой депрессией 1929- 1933 гг., и Нрвым курсом президента США Ф. Рузвельта. Теоретические основы смешанной экономики заложило кейнсианство, главное место в котором занимала идея государственного регулирования экономики, стимулирования экономического роста посредством увеличения государственных расходов, в т. ч. на социальные нужды.

В смешанной экономике частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, собственностью неправительственных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную общественную потребность.

Для частного сектора смешанной экономики характерна эволюция частной собственности, которая всё более превращается из индивидуальной в массовую, частно-коллективную собственность, прежде всего акционерную. Одна из её перспективных форм -собственность различных институтов и фондов: страховых, пенсионных, жилищных.

В то же время возрастают роль и значение мелкой частной собственности, малого предпринимательства. На долю этого сектора в развитых странах приходится до половины ВНП и 90% рабочих мест. Наиболее успешная часть малых предприятий модернизируется на новой технической основе, сотрудничает с крупными предприятиями и через них включается в мировые хозяйственные структуры.

Принципиально новыми являются венчурная (т.е. рисковая) форма индивидуальной частной собственности и основанный на ней тип хозяйства. Это - многочисленные инновационные фирмы, занимающиеся поиском и разработкой новых идей в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов.

Развивается трудовая акционерная собственность, при которой держателями акций выступают члены самоуправляемых трудовых коллективов.

Доля государственной собственности в стоимости продукции составляла в конце 1980-х гг. в Италии 19%, во Франции 16%, в ФРГ 10%, в Великобритании 7%, в США 1,3%. Практика смешанной экономики продемонстрировала низкую эффективность, и даже убыточность, многих государственных предприятий в разных отраслях. В условиях финансовой поддержки этих предприятий государственным бюджетом у них ослабевают стимулы к снижению издержек и ресурсосбережению, к ориентации на спрос, к адаптации к условиям рынка. Поэтому глобальной тенденцией в развитии государственного сектора в 1970-90-х гг. стала приватизация, т.е. переход государственной собственности в частную. Она проводилась более чем в 100 странах мира и охватила ряд ведущих отраслей промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро-и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты.

Сокращение государственного сектора сопровождается изменением структуры государственных предприятий, не подлежащих приватизации, что осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление. Государственный сектор продолжает оставаться одним из неотъемлемых сегментов смешанной экономики в большинстве стран. Он призван обеспечивать общенациональные интересы в тех производствах и отраслях, где функционирование на частной основе оказывается невозможным или затруднительным.

Возникает спектр смешанных, промежуточных форм государственно-частной и государственно-коллективной собственности. В руках государства находится пакет акций разной величины, включая во многих случаях контрольный.

Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется в смешанной экономике противоречивым взаимодействием рыночного и государственного регулирования. В соответствии с рыночными, ценовыми сигналами ресурсы направляются в сферы их наиболее эффективного использования в данный момент. Рыночное саморегулирование осуществляется через систему имеющих сложную структуру современных рынков товаров, услуг, капиталов, труда, ценных бумаг. Одна из важных его отличительных черт - распространение развитого маркетинга, во многом меняющего характер и формы рыночной конкуренции. С помощью маркетинга осуществляется переход от работы на неизвестный рынок к работе на заказ.

Активное воздействие на экономику оказывает государство. Показателем этого служит рост доли ВВП, изымаемой государством в форме различных налогов и перераспределяемой на различные нужды. Увеличившись за 1950-1993 гг. примерно в 1,5 раза, эта доля составляет в конце 1990-х гг. почти половину ВВП развитых стран. Различаются административные, прямые и косвенные экономические формы государственного регулирования. К первым относятся разнообразные меры рационирования, лицензирования, валютного контроля, контроля над ценами, доходами и др. Прямое экономическое регулирование осуществляется при посредстве многообразных форм безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты и налоговые льготы.

К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики. Воздействуя с их помощью на экономические стимулы, государство влияет на поведение субъектов рынка.

Хотя с конца 1970-х - начала 1980-х гг. в целях раскрепощения рыночных сил осуществлялось сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику, сфера деятельности государства достаточно велика. На передний план экономической политики ныне выдвигаются задача повышения её эффективности, разработка правил и норм, необходимых для создания конкурентной стабильной среды рыночного хозяйства, защиты прав потребителей, окружающей среды, бесперебойного функционирования некоторых сфер (напр., дорожного строительства и дорожного движения).

Переход к преимущественно косвенным формам воздействия государства на экономику дополняется финансированием из государственного бюджета, направляемым, в первую очередь, на поддержку новых наукоёмких и высокотехнологических производств, малого бизнеса, реализацию национальных конкурентных преимуществ в сфере научно-исследовательских работ и конструкторских разработок.

Современные смешанные экономические системы - это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. За 1970-90 гг. реальные доходы на душу населения возросли в развитых странах в 1,5-2 раза. Не менее 60% общей суммы доходов их граждан приходится на заработную плату. Действует долгосрочная тенденция к сужению шкалы дифференциации доходов и уменьшению социального расслоения. Доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6-7 раз. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его стабильности.

Всё более важную роль в смягчении свойственного рыночному хозяйству неравенства играет государство. Растут как в абсолютном, так и в относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в разные периоды разными темпами) на оказание общественных услуг населению на нерыночной основе (образование, здравоохранение, жилищное строительство) и социальные трансферты (выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различных видов социального вспомоществования по бедности. В конце 1990-х гг. в развитых странах путём перераспределения доходов на социальные нужды тратилось от 1/5 до 1/3 ВВП.

Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий ведут к смягчению социальных конфликтов. Этому способствуют и механизмы согласования интересов в системе социального партнёрства, с помощью которых при посредничестве государства увязываются интересы основных социальных партнёров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Всё это в условиях укрепления институтов демократической политической власти и гражданского общества открывает возможности для постепенного движения развитых стран к обществу социального сотрудничества, согласия (консенсуса). Тем не менее время от времени и в этих условиях вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наёмных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие. Современная смешанная экономика формируется с разной скоростью при огромном разнообразии конкретно-исторических условий в различных странах и регионах мира. В зависимости от соотношения различных секторов и форм экономического и социального регулирования, национальных, культурно-исторических особенностей и традиций, этапа, на котором находится страна, складываются различные национальные модели смешанной экономики. Выделяются североамериканская, западноевропейская, японская модели смешанной экономики, а также модели развития смешанной экономики в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В рамках западноевропейской модели социального рыночного хозяйства различаются англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия), континентальная модель (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция), средиземноморская модель (Греция, Испания и Италия), социал-демократическая скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия).

По многим признакам Российской Федерации наиболее близок западноевропейский тип социально ориентированной смешанной экономики. Высокий уровень индустриального развития, огромный научно-технический потенциал, высокий уровень культуры и образования населения - эти и другие предпосылки открывают возможности движения РФ к современной смешанной экономике. Реализация этих возможностей, решение сложнейших задач такого перехода требуют разработки долгосрочной экономической и социальной стратегии, проведения на её основе последовательной, эффективной экономической и социальной политики. При этом необходимо учитывать позитивный опыт формирования смешанной экономики за рубежом, в особенности связанный с функционированием разновидностей западноевропейского типа смешанной экономики.

С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.