РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Наука » Экономика
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, распределение природных, материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов общества в соответствии с потребностями национальной экономики на данном этапе. В современной смешанной экономике индустриально развитых и развивающихся стран регулирование экономики осуществляется с помощью трёх механизмов: рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования. Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Роль и удельный вес каждого из них меняется от страны к стране в зависимости от национальных особенностей и этапа развития страны.

В смешанной экономике пропорции в распределении ресурсов складываются, в первую очередь, на основе рыночного регулирования при посредстве рыночной конкуренции. Его инструментами служат цены, процентные ставки, валютный курс, курсы ценных бумаг и др. Будучи источником информации для всех участников рынка, цены на предметы потребления и средства производства, процент на капитал, заработная плата как цена труда служат средством прямой и обратной связи между производством и потреблением. Они регулируют объёмы предложения (производства) и спроса (потребления). Сложные по структуре современные взаимопереплетающиеся рынки товаров и услуг, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему ценовых, курсовых сигналов направляют ресурсы в сферы их наиболее эффективного использования. Поэтому рыночное регулирование носит характер автоматического саморегулирования. Давление конкуренции служит тем рычагом, который побуждает производителей к инновациям (нововведениям), снижению издержек, повышению качества и ассортимента продукции и, следовательно, к научно-техническому и социально-экономическому прогрессу.

В современных условиях одна из отличительных черт рыночного саморегулирования - распространение системы развитого маркетинга, в известной мере модифицирующей характер и формы рыночной конкуренции. С помощью этой системы осуществляется переход от работы на неизвестный рынок к работе на заказ, индивидуализация производства и продукта. В условиях развитой конкуренции качество и разнообразие модификаций одного и того же продукта или услуги становятся не менее важным фактором конкуренции, чем цена.

Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночному механизму распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к потребностям научно-технического прогресса (НТП), экономического роста, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.

Особая разновидность рыночного регулирования - корпоративное регулирование, получившее ныне широкое распространение в связи с изменением роли и характера крупных и крупнейших производителей. Основой промышленной структуры, в особенности в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях, являются многоотраслевые корпорации. Крупнейшие американские концерны действуют одновременно в производстве 30-50 продуктов. Среди ведущих компаний Великобритании насчитывается 96 многоотраслевых конгломератов, в Италии - 90, во Франции - 84, в ФРГ - 78. Они обладают высокой конкурентоспособностью и мощным воздействием на распределение ресурсов, структуру рынков.

Многообразные формы корпоративного регулирования базируются на сочетании иерархических принципов управления и контроля над ресурсами внутри многоотраслевых конгломератов, долгосрочной стратегии в области производства и маркетинга с образованием гибких и автономных ячеек на микроуровне. Налаживаются кооперационные связи между фирмами в сфере совместных технологий и новых видов продукции, информационного и инфраструктурного обеспечения. Переговоры, в т. ч. по поводу использования ресурсов, становятся непременным элементом отношений между участниками рынка. Новые механизмы сотрудничества включают деловое партнёрство, межфирменные союзы, отраслевые региональные сети сотрудничества.

Развивается корпоративное регулирование мировых экономических связей. Оно выступает в виде сложной системы внутрифирменного регулирования в рамках транснациональных корпораций (ТНК) - основных агентов мирового рынка. Межфирменное регулирование осуществляется различного рода международными союзами и соглашениями между национальными компаниями разных стран о создании совместных предприятий, взаимном участии в капитале, специализации и кооперировании производства, разделе рынков, сфер влияния.

Корпоративное регулирование образует противоречивое единство с конкуренцией и служит неотъемлемым элементом системы рыночного экономического регулирования.

Однако этих механизмов экономического регулирования недостаточно для бесперебойного функционирования современного общества, удовлетворения отдельных потребностей как всего общества, так и его членов. Поэтому их действие дополняется и корректируется государственным регулированием экономики. Последнее создаёт условия для нормального функционирования рыночного и корпоративного регулирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции. Для этого используется обширный арсенал средств административного и правового воздействия государства на экономику, прямого и косвенного экономического регулирования.

Формирование социальной ориентированности смешанной экономики, создание системы социальной защиты направлены на смягчение социальной дифференциации, связанной с действием рыночного регулирования. На полном или частичном обеспечении финансовыми ресурсами государства находятся отрасли инфраструктуры (такие, напр., как дорожное строительство и дорожное движение), другие сферы производства общественных благ и услуг, предметов совместного потребления (учреждения здравоохранения, культуры), сектора, выполняющие общенациональные функции (фундаментальная наука, оборона, образование).

Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели: ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизация отрицательных последствий НТП, охрана окружающей среды. Эти цели реализуются на основе принятия и выполнения долговременных межотраслевых, а в ряде случаев межгосударственных проектов и программ. В США, Франции, Японии и других развитых странах широко распространена контрактная система, используя которую, государство через систему государственных заказов, подрядов, размещаемых на конкурсной основе, финансирует участие частного бизнеса в осуществлении целевых государственных программ.

Государство, с одной стороны, создаёт благоприятную среду для создания разветвлённых многоотраслевых конгломератов, осуществляющих корпоративное регулирование, с другой -стремится пресечь их тенденцию к монополии. Этому служат антимонопольное законодательство, основанная на нём антимонопольная политика, поддержка малого и среднего предпринимательства.

На современном этапе в индустриально развитых странах происходит переориентация системы государственного регулирования, изменяется соотношение между его различными формами в пользу экономических регуляторов и прежде всего, косвенных кредитно-денежных регуляторов. К ним относится регулирование объёма денежной массы, процентных ставок, валютного курса, норм резервирования для банков и др. Так, от объёма денежной массы и определяемых им темпов инфляции, динамики процентных ставок зависит, превратятся ли сбережения в инвестиции и будет ли происходить рост производства.

В РФ стратегия формирования экономики включает одновременное развитие всех механизмов экономического регулирования: рыночного, корпоративного, государственного. Она исходит из необходимости форсированного завершения разработки законодательной базы рыночного регулирования и развития современной рыночной инфраструктуры в целом. Назрело создание основ корпоративного регулирования - крупных финансово-промышленных групп, прежде всего в отраслях, являющихся "локомотивами" НТП, экономического роста. Совершенствование государственного регулирования предполагает не экстенсивное расширение государственного контроля над экономикой, а коренное преобразование государственных структур, борьбу с коррупцией в аппарате регулирования, повышение его эффективности.

С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.