ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальных экономик, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними.
Исторически государство регулировало экономику с первых дней своего возникновения. Современная система государственного экономического регулирования начала складываться с 1930-х гг. под влиянием мирового экономического кризиса 1929-33 гг. В ходе формирования смешанной экономики произошло существенное расширение и усложнение экономических функций государства. Показателем этого может служить доля государственных расходов (центральных и местных) в ВВП развитых стран, которая выросла за 1960- 1993 гг. в США с 30 до 38%, в Японии с 20 до 35%, в ФРГ и Великобритании с 36 до 50%, во Франции с 31 до 54%.
Для современной смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы регулирования экономики. К административным методам относятся, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодёжи при создании новых рабочих мест, прямой контроль над ценами и качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.
Прямое экономическое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции или субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них, косвенные экономические формы регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятий так же, как и ставки процента, ведёт к росту производства.
Конкретное сочетание различных форм и методов регулирования зависит от уровня и этапа развития страны, её национальных особенностей. Необходимость вмешательства государства в экономику, в т. ч. прямого, выше в развивающихся странах. Об этом свидетельствует опыт стран Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Сингапура) и Тайваня, достигших за относительно короткий срок экономического расцвета в немалой мере при содействии государства.
В развитых странах в трудные периоды роль государства, как правило, усиливается, в периоды более и менее стабильного развития - уменьшается. В рамках долгосрочной тенденции расширения роли государства в 20 в. происходила волнообразная смена типов экономической стратегии и политики, менялось соотношение административных, прямых и косвенных экономических форм и методов регулирования. Начиная с 1930-х гг. и в особенности в 1950-60-х гг. действовал кейнсианский тип экономической политики, основанный прежде всего на использовании прямых экономических форм государственного регулирования через механизм государственных расходов, бюджетного финансирования. В результате ускорения инфляции, ослабления рыночных рычагов, стимулов к труду и накоплению потребовалась новая экономическая стратегия: на смену кейнсианской в конце 1970-х - начале 80-х гг. пришла неоконсервативная. Проводимая неоконсервативными правительствами США и Великобритании экономическая политика способствовала некоторому сокращению размеров государственного вмешательства в экономику, в первую очередь в результате уменьшения бюджетного финансирования. На первое место вышли косвенные формы и методы государственного регулирования, кредитно-денежная и налоговая политика.
Главной задачей государства в развитых странах становится задача обеспечения конкурентных преимуществ страны на мировых рынках. Этому должно способствовать создание наиболее благоприятных общих условий для предпринимательства, конкурентной рыночной среды. На это направлены антимонопольное законодательство и регулирование, поддержка малого и среднего бизнеса и др. Вместе с тем государство использует методы бюджетного финансирования в его различных формах в тех сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование), где частные инвестиции связаны с высоким риском и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие трудоёмкие отрасли), где общественная выгода превышает выгоду отдельных предприятий или влечёт за собой их дополнительные расходы (напр., в сфере экологии).
Так, в Японии центральное место среди институтов управления экономикой долгое время занимало Министерство внешней торговли и промышленности. Проводимая им промышленная политика состояла в первую очередь в государственной поддержке тех отраслей промышленности и групп, которые отличались высоким потенциалом роста и развитие которых не могло быть обеспечено только рыночными регуляторами. Это - суперкомпьютеры, опто-электронная техника, биокомпьютеры, строительство региональных технополисов. По масштабам регулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Япония опередила все другие индустриально развитые страны.
Активизируется и др. функция государства, которая состоит в стимулировании развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Это находит отражение в разработке и реализации долгосрочной экономической стратегии, включающей экономические и социальные приоритеты, специальные целевые программы и проекты. Последние обычно подкрепляются, наряду с административно-организационными мерами, финансовыми ресурсами.
В последнее время во Франции, Японии, в Южной Корее и на Тайване долгосрочная государственная стратегия реализовывалась в форме индикативного планирования. Хотя планы носили рекомендательный характер, содержавшиеся в них показатели служили ориентирами, позволившими государству в какой-то мере стимулировать деятельность частного сектора.
Всё большее значение приобретают гуманитарная функция государства, его действия по формированию социальной направленности экономики. На рубеже 1990-х гг. в развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило на социальные нужды от 20% до 30% ВВП. Хотя в результате неоконсервативного упорядочения социальной сферы, усиления адресного характера социальных выплат темпы прироста этой доли в ВВП снизились, абсолютные размеры социальных расходов продолжают расти. Широко использовавшийся ранее административный контроль, и в особенности доходов и цен (вплоть до их "замораживания" в кризисные периоды и в отдельных отраслях), ныне уступает место мерам косвенного воздействия на спрос и предложение на рынках товаров, услуг и труда. В этих целях проведены налоговые реформы, либерализованы условия предоставления кредитов, расширился переговорный процесс между основными социальными партнёрами - профсоюзами и союзами предпринимателей. Усиливается внимание к повышению качества жизни, защите прав потребителей, охране среды обитания.
Существует несколько моделей социальной политики государства, которые реализуются в каждой стране в соответствии с её национальными особенностями. Наиболее успешной в течение длительного времени была социал-демократическая модель Швеции. Общественное благосостояние рассматривается в ней как цель экономической деятельности государства. В отличие от других индустриально развитых стран, социальные программы рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных его групп. Очень высокий объём перераспределяемого через бюджет национального богатства (50-60% ВВП) позволяет обеспечивать все социальные слои бесплатным или относительно дешёвым государственным образованием и медицинским обслуживанием.
В России система государственного регулирования, унаследованная от административно-командной системы, не отвечает потребностям нынешнего этапа российских реформ. Государство до сих пор перегружено функциями, которые ему в рыночной экономике не должны быть свойственны, и в то же время недостаточно занимается созданием необходимой конкурентной рыночной среды, разработкой последовательной социальной политики. Очень слаба поддержка малого бизнеса в городе и на селе. Действует разрешительная, а не регистрационная система создания новых предприятий. Не отработаны механизмы привлечения инвестиций в реальный сектор и использования в этих целях сбережений населения. Задача совершенствования государственного регулирования состоит не в экстенсивном расширении государственного вмешательства в российскую экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности. Это требует использования современных форм государственного регулирования: совершенствования налогового законодательства, развития системы правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков на инвестиции и инновации, мер по стимулированию отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, работающих на экспорт, приоритетного финансирования из бюджетных фондов наукоёмких и высокотехнологичных производств, проведения активной социальной политики.
Исторически государство регулировало экономику с первых дней своего возникновения. Современная система государственного экономического регулирования начала складываться с 1930-х гг. под влиянием мирового экономического кризиса 1929-33 гг. В ходе формирования смешанной экономики произошло существенное расширение и усложнение экономических функций государства. Показателем этого может служить доля государственных расходов (центральных и местных) в ВВП развитых стран, которая выросла за 1960- 1993 гг. в США с 30 до 38%, в Японии с 20 до 35%, в ФРГ и Великобритании с 36 до 50%, во Франции с 31 до 54%.
Для современной смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы регулирования экономики. К административным методам относятся, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодёжи при создании новых рабочих мест, прямой контроль над ценами и качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.
Прямое экономическое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции или субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них, косвенные экономические формы регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятий так же, как и ставки процента, ведёт к росту производства.
Конкретное сочетание различных форм и методов регулирования зависит от уровня и этапа развития страны, её национальных особенностей. Необходимость вмешательства государства в экономику, в т. ч. прямого, выше в развивающихся странах. Об этом свидетельствует опыт стран Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Сингапура) и Тайваня, достигших за относительно короткий срок экономического расцвета в немалой мере при содействии государства.
В развитых странах в трудные периоды роль государства, как правило, усиливается, в периоды более и менее стабильного развития - уменьшается. В рамках долгосрочной тенденции расширения роли государства в 20 в. происходила волнообразная смена типов экономической стратегии и политики, менялось соотношение административных, прямых и косвенных экономических форм и методов регулирования. Начиная с 1930-х гг. и в особенности в 1950-60-х гг. действовал кейнсианский тип экономической политики, основанный прежде всего на использовании прямых экономических форм государственного регулирования через механизм государственных расходов, бюджетного финансирования. В результате ускорения инфляции, ослабления рыночных рычагов, стимулов к труду и накоплению потребовалась новая экономическая стратегия: на смену кейнсианской в конце 1970-х - начале 80-х гг. пришла неоконсервативная. Проводимая неоконсервативными правительствами США и Великобритании экономическая политика способствовала некоторому сокращению размеров государственного вмешательства в экономику, в первую очередь в результате уменьшения бюджетного финансирования. На первое место вышли косвенные формы и методы государственного регулирования, кредитно-денежная и налоговая политика.
Главной задачей государства в развитых странах становится задача обеспечения конкурентных преимуществ страны на мировых рынках. Этому должно способствовать создание наиболее благоприятных общих условий для предпринимательства, конкурентной рыночной среды. На это направлены антимонопольное законодательство и регулирование, поддержка малого и среднего бизнеса и др. Вместе с тем государство использует методы бюджетного финансирования в его различных формах в тех сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование), где частные инвестиции связаны с высоким риском и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие трудоёмкие отрасли), где общественная выгода превышает выгоду отдельных предприятий или влечёт за собой их дополнительные расходы (напр., в сфере экологии).
Так, в Японии центральное место среди институтов управления экономикой долгое время занимало Министерство внешней торговли и промышленности. Проводимая им промышленная политика состояла в первую очередь в государственной поддержке тех отраслей промышленности и групп, которые отличались высоким потенциалом роста и развитие которых не могло быть обеспечено только рыночными регуляторами. Это - суперкомпьютеры, опто-электронная техника, биокомпьютеры, строительство региональных технополисов. По масштабам регулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Япония опередила все другие индустриально развитые страны.
Активизируется и др. функция государства, которая состоит в стимулировании развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Это находит отражение в разработке и реализации долгосрочной экономической стратегии, включающей экономические и социальные приоритеты, специальные целевые программы и проекты. Последние обычно подкрепляются, наряду с административно-организационными мерами, финансовыми ресурсами.
В последнее время во Франции, Японии, в Южной Корее и на Тайване долгосрочная государственная стратегия реализовывалась в форме индикативного планирования. Хотя планы носили рекомендательный характер, содержавшиеся в них показатели служили ориентирами, позволившими государству в какой-то мере стимулировать деятельность частного сектора.
Всё большее значение приобретают гуманитарная функция государства, его действия по формированию социальной направленности экономики. На рубеже 1990-х гг. в развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило на социальные нужды от 20% до 30% ВВП. Хотя в результате неоконсервативного упорядочения социальной сферы, усиления адресного характера социальных выплат темпы прироста этой доли в ВВП снизились, абсолютные размеры социальных расходов продолжают расти. Широко использовавшийся ранее административный контроль, и в особенности доходов и цен (вплоть до их "замораживания" в кризисные периоды и в отдельных отраслях), ныне уступает место мерам косвенного воздействия на спрос и предложение на рынках товаров, услуг и труда. В этих целях проведены налоговые реформы, либерализованы условия предоставления кредитов, расширился переговорный процесс между основными социальными партнёрами - профсоюзами и союзами предпринимателей. Усиливается внимание к повышению качества жизни, защите прав потребителей, охране среды обитания.
Существует несколько моделей социальной политики государства, которые реализуются в каждой стране в соответствии с её национальными особенностями. Наиболее успешной в течение длительного времени была социал-демократическая модель Швеции. Общественное благосостояние рассматривается в ней как цель экономической деятельности государства. В отличие от других индустриально развитых стран, социальные программы рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных его групп. Очень высокий объём перераспределяемого через бюджет национального богатства (50-60% ВВП) позволяет обеспечивать все социальные слои бесплатным или относительно дешёвым государственным образованием и медицинским обслуживанием.
В России система государственного регулирования, унаследованная от административно-командной системы, не отвечает потребностям нынешнего этапа российских реформ. Государство до сих пор перегружено функциями, которые ему в рыночной экономике не должны быть свойственны, и в то же время недостаточно занимается созданием необходимой конкурентной рыночной среды, разработкой последовательной социальной политики. Очень слаба поддержка малого бизнеса в городе и на селе. Действует разрешительная, а не регистрационная система создания новых предприятий. Не отработаны механизмы привлечения инвестиций в реальный сектор и использования в этих целях сбережений населения. Задача совершенствования государственного регулирования состоит не в экстенсивном расширении государственного вмешательства в российскую экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности. Это требует использования современных форм государственного регулирования: совершенствования налогового законодательства, развития системы правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков на инвестиции и инновации, мер по стимулированию отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, работающих на экспорт, приоритетного финансирования из бюджетных фондов наукоёмких и высокотехнологичных производств, проведения активной социальной политики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи