ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению удельного веса и роли эффективных, т. е. ответственных, собственников в производстве и обществе.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов свободной рыночной конкуренции. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования (см. Государственное регулирование экономики). Основной экономической функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления процесса образования новых частных предприятий, поддержки малого и среднего бизнеса, усиления доступности и качества гражданского судопроизводства и т. д.
Различаются взаимосвязанные и взаимодействующие процессы внутри- и внешнеэкономической либерализации. К внутриэкономической либерализации относятся происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов и процентных ставок и т. д.
Проведённая более чем в 100 странах мира приватизация охватила ведущие отрасли промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты. Как правило, либерализация осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление.
В РФ на приватизированных предприятиях производится ок. 70% промышленной продукции. Разгосударствление принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий постепенно уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране слоя эффективных собственников, поэтому либерализация российской экономики ещё далека от завершения.
Необходимое условие функционирования рыночной экономики - либерализация цен. Именно колебания цен, свободно складывающихся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения, служат регулятором распределения ресурсов; их перелив туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, наиболее эффективно используются. Либерализация цен - длительный процесс, занявший в послевоенное время в европейских странах и в Японии ок. 40 лет. Она ускорялась в годы экономических подъёмов и замедлялась в кризисных ситуациях. От мер административного контроля над ценами правительства этих стран постепенно переходили к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг, к использованию косвенных методов их регулирования (налоговой и кредитно-денежной, антимонопольной, внешнеторговой и др. форм экономической политики).
В 1992 г. в ходе экономической реформы в РФ была проведена широкая либерализация цен. Доля свободных, устанавливаемых по договорённости цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%. В условиях незрелости рыночных структур и неразвитости механизмов конкуренции произошёл резкий рост цен на все товары и услуги. Борьба с продолжающейся (хотя и различными темпами в разные годы) инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства и др.).
К внешнеэкономической либерализации относятся процессы, диктуемые вхождением страны в мировое сообщество, переходом к открытой рыночной экономике. Действует глобальная тенденция к либерализации международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997 г. в РФ он составлял 13,4%, в ЕС - 5%, в США - 4,2%, в Японии -2,7%.
Обобщающим показателем открытости экономики служит внешнеторговая квота, т. е. отношение объёма импорта и экспорта к ВВП страны. В 1986-95 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате внешнеторговая квота стала быстро расти. Переход от глухого протекционизма к открытой экономике содействовал росту ВВП многих стран Восточной Азии и Латинской Америки.
Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики. Открываются отрасли, ранее закрытые для этих инвестиций; создаются поощрительные механизмы, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат: свободные экономические зоны, налоговые льготы, особый режим для компаний, участвующих в разработке природных ресурсов; свободный валютный обмен, необходимый для репатриации прибыли, и др.
За 1985-97 гг. мировой объём прямых иностранных инвестиций вырос с 60 до 315 млрд. долл. Они несут с собой в развивающиеся страны новую технику, технологию, а также новые рабочие места. Поток прямых иностранных инвестиций направляется и в развитые страны. Примером могут служить колоссальные японские инвестиции в экономику США.
Глобальный финансовый кризис 1997-98 гг., затронувший и РФ, выявил насущную необходимость создания условий для привлечения в нашу страну прямых иностранных инвестиций: политической и экономической стабильности, принятия ряда стимулирующих законодательных актов, в т. ч. определяющих условия соглашений о разделе продукции. Быстрый подъём экономики РФ невозможен без поиска и нахождения оптимального сочетания открытости экономики с комплексом взвешенных и гибких мер по защите отечественного производителя.
С. А. Хавина.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов свободной рыночной конкуренции. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования (см. Государственное регулирование экономики). Основной экономической функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления процесса образования новых частных предприятий, поддержки малого и среднего бизнеса, усиления доступности и качества гражданского судопроизводства и т. д.
Различаются взаимосвязанные и взаимодействующие процессы внутри- и внешнеэкономической либерализации. К внутриэкономической либерализации относятся происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов и процентных ставок и т. д.
Проведённая более чем в 100 странах мира приватизация охватила ведущие отрасли промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты. Как правило, либерализация осуществляется путём акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление.
В РФ на приватизированных предприятиях производится ок. 70% промышленной продукции. Разгосударствление принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий постепенно уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране слоя эффективных собственников, поэтому либерализация российской экономики ещё далека от завершения.
Необходимое условие функционирования рыночной экономики - либерализация цен. Именно колебания цен, свободно складывающихся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения, служат регулятором распределения ресурсов; их перелив туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, наиболее эффективно используются. Либерализация цен - длительный процесс, занявший в послевоенное время в европейских странах и в Японии ок. 40 лет. Она ускорялась в годы экономических подъёмов и замедлялась в кризисных ситуациях. От мер административного контроля над ценами правительства этих стран постепенно переходили к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг, к использованию косвенных методов их регулирования (налоговой и кредитно-денежной, антимонопольной, внешнеторговой и др. форм экономической политики).
В 1992 г. в ходе экономической реформы в РФ была проведена широкая либерализация цен. Доля свободных, устанавливаемых по договорённости цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%. В условиях незрелости рыночных структур и неразвитости механизмов конкуренции произошёл резкий рост цен на все товары и услуги. Борьба с продолжающейся (хотя и различными темпами в разные годы) инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства и др.).
К внешнеэкономической либерализации относятся процессы, диктуемые вхождением страны в мировое сообщество, переходом к открытой рыночной экономике. Действует глобальная тенденция к либерализации международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997 г. в РФ он составлял 13,4%, в ЕС - 5%, в США - 4,2%, в Японии -2,7%.
Обобщающим показателем открытости экономики служит внешнеторговая квота, т. е. отношение объёма импорта и экспорта к ВВП страны. В 1986-95 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате внешнеторговая квота стала быстро расти. Переход от глухого протекционизма к открытой экономике содействовал росту ВВП многих стран Восточной Азии и Латинской Америки.
Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики. Открываются отрасли, ранее закрытые для этих инвестиций; создаются поощрительные механизмы, обеспечивающие привлекательный инвестиционный климат: свободные экономические зоны, налоговые льготы, особый режим для компаний, участвующих в разработке природных ресурсов; свободный валютный обмен, необходимый для репатриации прибыли, и др.
За 1985-97 гг. мировой объём прямых иностранных инвестиций вырос с 60 до 315 млрд. долл. Они несут с собой в развивающиеся страны новую технику, технологию, а также новые рабочие места. Поток прямых иностранных инвестиций направляется и в развитые страны. Примером могут служить колоссальные японские инвестиции в экономику США.
Глобальный финансовый кризис 1997-98 гг., затронувший и РФ, выявил насущную необходимость создания условий для привлечения в нашу страну прямых иностранных инвестиций: политической и экономической стабильности, принятия ряда стимулирующих законодательных актов, в т. ч. определяющих условия соглашений о разделе продукции. Быстрый подъём экономики РФ невозможен без поиска и нахождения оптимального сочетания открытости экономики с комплексом взвешенных и гибких мер по защите отечественного производителя.
С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи