ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Наука » Экономика
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, форма государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами на основе целевых программ и проектов. Составляет содержание долгосрочного стратегического планирования, которое всё в большей мере становится характерной чертой политики государства в развитых странах.

В основе программирования лежит программно-целевой метод. Разрабатываемые с его помощью целевые программы и проекты позволяют концентрировать ресурсы и усилия на решении ключевых задач - социальных, научно-технических, экологических и др. Каждая программа направлена на решение в установленные сроки той или иной приоритетной проблемы социально-экономического развития в масштабах всей национальной экономики, отдельного сектора, отрасли или региона, а также межотраслевой, межведомственной или межрегиональной проблемы. В условиях усиливающейся международной интеграции широкое развитие получают межгосударственные программы, напр. совместные научно-технические программы стран ЕС.

Целевые программы и проекты реализуют долгосрочную стратегию развития национальной экономики на основных его направлениях. Они различаются по срокам, широте охвата проблемы, жёсткости привязки к конечным результатам. Комплекс административно-организационных мер сочетается в них с финансово-экономическими. Решение поставленной задачи подкрепляется финансовыми ресурсами, определяются источники и объёмы финансирования. В ряде случаев создаются специальные институты, фонды, консорциумы, ассоциации, призванные привлекать и концентрировать необходимые финансовые, материальные и людские ресурсы и контролировать ход выполнения программы. Так, для осуществления российской национальной федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" была создана специальная государственная корпорация, задача которой - реализация программы за счёт средств государственного бюджета и частных кредитов.

На современном этапе научно-технической революции особо важное значение имеют программы развития высоких и наукоёмких технологий, информатизации, ресурсосбережения, повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Так, в США всё более широкое развитие получают научно-технические федерально-штатные программы. Их задачей является стимулирование инноваций, ускорение разработки и применения новых технологий за счёт взносов федерального правительства, правительств штатов, местных органов власти, частных вкладов, корпораций, университетов. Уже в 1993 г. общая стоимость региональных программ научно-технического развития составила ок. 2 млрд. долл.

Первая общенациональная научно-техническая программа была разработана в России в 1920 г.- долгосрочная комплексная программа электрификации страны (ГОЭЛРО), которая впоследствии легла в основу пятилетних планов развития народного хозяйства СССР.

Программно-целевой метод является важным инструментом формирования расходной части бюджетов всех уровней, а конкретный перечень целевых программ определяется возможностями бюджетного финансирования. Например, в 1995 г. таких федеральных программ в РФ было ок. 50. Ряд программ финансируется на совместной основе за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных источников (обычно федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства).

Одна из наиболее острых проблем социально-экономического развития РФ на современном этапе - формирование долгосрочной стратегии, разработка и реализация на её основе пакета целевых программ структурной перестройки и технологической модернизации хозяйства, охраны окружающей среды- Некоторые из таких программ уже приняты и выполняются; так в 1998 г. была принята национальная федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и её притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года". Отраслевой комплексной программой является программа реструктуризации угольной промышленности, которая включает также решение социальных проблем угольщиков и финансируется Всемирным банком и органами власти различных уровней. Вместе с тем, чтобы преодолеть отставание страны в создании нового постиндустриального общества необходимо ускорить принятие научно-технических программ как общенациональных, так и региональных. Эти программы должны предусматривать эффективное взаимодействие государства и частного сектора в формировании национального научно-технического потенциала, разделение функций между ними, партнёрские отношения в достижении единой цели - повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках. С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.