ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privates -частный), преобразование отношений собственности путём передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Приватизация может быть полной или частичной -когда передаётся или продаётся в частные руки не весь государственный или муниципальный объект, а лишь его часть, другая же часть остаётся в руках государства. Хотя процессы приватизации особенно активизировались в последние десятилетия 20 в., осуществлялась она и раньше. Исторически первоначальной формой приватизации была передача земли (находившейся в собственности монарха, отождествлявшегося с государством) феодалам в пожизненное или вечное пользование при сохранении за монархом суверенного права распоряжения ею. Впоследствии значительная часть государственных земель становилась частной собственностью.
При всём множестве целей, преследуемых приватизацией в современных условиях в разных странах, основными являются следующие. Во-первых, осуществляя приватизацию, государство надеется повысить эффективность производства и управления приватизируемыми предприятиями. Во-вторых, приватизация преследует также и фискальные цели, которые могут в конкретных условиях выходить на первый план. Это означает стремление государства путём приватизации пополнить доходы своего бюджета. В-третьих, в странах, вступивших на путь преобразования своих социально-экономических систем в рыночную экономику, на первый план выступают такие цели приватизации, как формирование рыночных, конкурентных условий развития экономики и создание нового социального слоя - частных собственников. Эффект от проводимой приватизации будет выше, если названные цели не будут противопоставляться, а будут лишь меняться в зависимости от действий государства, осуществляющего приватизацию.
Наиболее распространённые формы приватизации: 1) продажа предприятия целиком в частные руки путём организации аукционов и конкурсных торгов; 2) превращение предприятий в акционерное общество и затем продажа пакетов акций.
Первая форма приватизации наиболее приемлема и осуществляется, как правило, в отношении небольших предприятий. Государство при этом в договоре о продаже может предусмотреть ряд условий, которые должен соблюдать новый собственник (напр., сохранение в течение определённого времени профиля предприятия и др.).
При несоблюдении собственником условий договора последний может быть аннулирован. Тем самым государство сохраняет возможность своего влияния на деятельность предприятий и после приватизации.
Вторая форма приватизации осуществляется в отношении крупных предприятий и допускает возможность сохранения доли государства в собственности приватизируемого предприятия через не подлежащие продаже пакеты акций. Кроме того, эта форма позволяет большому количеству лиц стать собственниками. Особенно важно, что при такой форме приватизации работники предприятия имеют возможность также стать собственниками. Во многих странах, в т. ч. и в Российской Федерации,
в законодательном порядке работники предприятий наделялись преимуществами перед другими покупателями в приобретении акций. Это касалось как их количества и очерёдности приобретения, так и цен, по которым они могли приобрести эти акции. В ряде случаев предусматривается бесплатная передача части акций приватизируемого предприятия его работникам.
В РФ к приватизации приступили с 1992 г., когда она была объявлена в качестве одного из основных направлений рыночных преобразований экономики. В Государственной программе приватизации были сформулированы цели, известные из опыта приватизации других стран. При этом в качестве главной цели было заявлено формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. В конце 1990-х гг. уже можно было утверждать, что по темпам и масштабам приватизации РФ превзошла все страны, осуществлявшие или осуществляющие её. К сожалению, в процессе приватизации было допущено много ошибок. Главная из них - в результате ускоренных темпов и больших масштабов ("обвальная приватизация") - разрушение старой системы управления предприятиями, в то время как новая система не была создана. Приватизированные предприятия во многих случаях не попали в руки эффективных собственников. В результате эффективность производства не повысилась, а объём производства упал. Кроме того, использование ваучерной (бесплатной) приватизации и особенно продажа имущества по заниженным ценам не позволили получить запланированные доходы от приватизации. Эти и др. негативные моменты требуют существенной корректировки. О. В. Катюш.
При всём множестве целей, преследуемых приватизацией в современных условиях в разных странах, основными являются следующие. Во-первых, осуществляя приватизацию, государство надеется повысить эффективность производства и управления приватизируемыми предприятиями. Во-вторых, приватизация преследует также и фискальные цели, которые могут в конкретных условиях выходить на первый план. Это означает стремление государства путём приватизации пополнить доходы своего бюджета. В-третьих, в странах, вступивших на путь преобразования своих социально-экономических систем в рыночную экономику, на первый план выступают такие цели приватизации, как формирование рыночных, конкурентных условий развития экономики и создание нового социального слоя - частных собственников. Эффект от проводимой приватизации будет выше, если названные цели не будут противопоставляться, а будут лишь меняться в зависимости от действий государства, осуществляющего приватизацию.
Наиболее распространённые формы приватизации: 1) продажа предприятия целиком в частные руки путём организации аукционов и конкурсных торгов; 2) превращение предприятий в акционерное общество и затем продажа пакетов акций.
Первая форма приватизации наиболее приемлема и осуществляется, как правило, в отношении небольших предприятий. Государство при этом в договоре о продаже может предусмотреть ряд условий, которые должен соблюдать новый собственник (напр., сохранение в течение определённого времени профиля предприятия и др.).
При несоблюдении собственником условий договора последний может быть аннулирован. Тем самым государство сохраняет возможность своего влияния на деятельность предприятий и после приватизации.
Вторая форма приватизации осуществляется в отношении крупных предприятий и допускает возможность сохранения доли государства в собственности приватизируемого предприятия через не подлежащие продаже пакеты акций. Кроме того, эта форма позволяет большому количеству лиц стать собственниками. Особенно важно, что при такой форме приватизации работники предприятия имеют возможность также стать собственниками. Во многих странах, в т. ч. и в Российской Федерации,
в законодательном порядке работники предприятий наделялись преимуществами перед другими покупателями в приобретении акций. Это касалось как их количества и очерёдности приобретения, так и цен, по которым они могли приобрести эти акции. В ряде случаев предусматривается бесплатная передача части акций приватизируемого предприятия его работникам.
В РФ к приватизации приступили с 1992 г., когда она была объявлена в качестве одного из основных направлений рыночных преобразований экономики. В Государственной программе приватизации были сформулированы цели, известные из опыта приватизации других стран. При этом в качестве главной цели было заявлено формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. В конце 1990-х гг. уже можно было утверждать, что по темпам и масштабам приватизации РФ превзошла все страны, осуществлявшие или осуществляющие её. К сожалению, в процессе приватизации было допущено много ошибок. Главная из них - в результате ускоренных темпов и больших масштабов ("обвальная приватизация") - разрушение старой системы управления предприятиями, в то время как новая система не была создана. Приватизированные предприятия во многих случаях не попали в руки эффективных собственников. В результате эффективность производства не повысилась, а объём производства упал. Кроме того, использование ваучерной (бесплатной) приватизации и особенно продажа имущества по заниженным ценам не позволили получить запланированные доходы от приватизации. Эти и др. негативные моменты требуют существенной корректировки. О. В. Катюш.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи