БЮДЖЕТ

Наука » Экономика
БЮДЖЕТ (budget - от устаревшего англ, названия кошелька, сумки; так раньше называли портфель, в котором министр казначейства Англии носил деньги и свои отчёты. С течением времени это слово стало означать "отчёт министра казначейства перед парламентом"), смета будущих доходов и расходов на определённый период. Бюджеты обычно используются в случаях, когда необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел семей, отдельных предприятий, государственных финансов. Государственный бюджет - это смета (баланс) доходов и расходов государства.

Роль государственного бюджета в развитии национальной экономики изменяется на различных этапах истории. В эпоху классического капитализма потребность государственного вмешательства в экономику была минимальной. В ведущих странах распределение национального дохода через бюджет на этом этапе осуществлялось в пределах от 9 до 18%.

Настоятельная потребность в государственном вмешательстве в экономику появилась во 2-й половине 20 в., когда бюджет превратился в мощный регулятор экономики. В развитых странах через бюджет перераспределяется от 30 до 50% валового внутреннего продукта.

Бюджетные доходы государства формируются за счёт бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления - различного рода платежи и сборы, напр. от реализации государственных запасов, приватизации; доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, напр. на социальное страхование, в фонд занятости.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. За счёт средств государственного бюджета финансируется содержание государственного аппарата, армии, судебных органов, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы - особый вид кредита, при котором государство занимает деньги у предприятий и населения, как правило, путём выпуска облигаций. Государственные займы в зависимости от сроков возврата могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет).

Особыми формами государственного финансирования являются дотации, субсидии и субвенции. Дотация - денежные средства, выдаваемые государством действующим предприятиям для покрытия превышения ими расходов над доходами (напр., в РФ дотацию получают многие предприятия угольной промышленности, предприятия, производящие товары детского ассортимента, сельскохозяйственные предприятия). Субсидия - сумма, выделяемая из госбюджета отдельным предприятиям на конкретную цель (напр., на финансирование фундаментальных исследований, осуществление экологических программ и т. п.). Субвенция - вид финансовой поддержки государством отдельных отраслей и предприятий, имеющих целью восполнить недостающие им средства для решения к.-л. конкретной хозяйственной задачи.

При превышении расходов бюджета над его доходами возникает бюджетный дефицит. На микроэкономическом уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. В государственном бюджете допускается дефицит до 20% от доходной части бюджета или 7-8% валового национального продукта.

Основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления и финансовая поддержка убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное финансирование программ решения проблем безработицы. В условиях кризиса бюджетный дефицит усиливает и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определённая зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие страны. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов.

Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности в нужных средствах имеет несколько направлений. Это прежде всего более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жёсткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.

Организация бюджетной системы в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех входящих в неё бюджетов. В бюджетное устройство РФ как самостоятельные части включаются: федеральный бюджет РФ, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и С.-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, т. е. свода бюджетов различного территориального уровня. Напр., консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и С.-Петербург.

Бюджет потребительский (семейный) - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Показывает доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения позволяет судить об изменении жизненного уровня населения. Для обоснования социальной политики государства (установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т.п.) рассчитываются нормативный и фактический средний, а также минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального воспроизводства населения. См. также Бюджет социальный.

П. Ф. Стерликов.

БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ, совокупность расчётных показателей, характеризующих минимальное потребление материальных благ и услуг различными социально-демографическими группами населения. Применяется в государственной политике доходов для характеристики состояния и регулирования уровня жизни отдельных категорий населения. Во многих странах применяются 3 вида социальных бюджетов: физиологический потребительский бюджет, минимальный потребительский бюджет и социальный потребительский бюджет.

Физиологический потребительский бюджет (ФПБ) определяет набор потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических потребностей человека. На его основе рассчитывается физиологический минимум для определения денежных и натуральных доходов населения, которые обеспечивают соответствующий ФПБ объём потребления товаров и услуг группами населения, относимыми к самым бедным или нищим слоям.

Физиологический минимум поддерживает воспроизводство человека на грани выживания и, следовательно, на его основе невозможно определение размеров минимальных тарифных ставок заработной платы. Потребительская корзина физиологического минимума по своему энергетическому балансу не предусматривает затрат энергии человеком на соответствующие виды работ, не содержит расходов на транспорт, дополнительную одежду, необходимую для осуществления производственной деятельности, приобретение соответствующих профессиональных навыков или их поддержание. Доход ниже уровня физиологического минимума ведёт к деградации человека, его физическому истощению. Физиологический минимум - граница уровня нищеты, поэтому лица или семьи, имеющие доход на уровне или ниже ФПБ, имеют безусловное первоочередное право на социальную защиту и пользование специальными социальными программами и должны находиться под наблюдением (опекой) местных органов социального обеспечения или им подобных.

Показатели ФПБ используются в РФ для определения: минимально допустимого уровня дохода, который обеспечивает соответствующий объём потребления товаров и услуг самыми необеспеченными слоями населения; уровня абсолютной бедности (нищеты); категорий бедных граждан, нуждающихся в экстренной помощи со стороны органов государственной власти; численности нуждающихся в первоочередной материальной (натуральной) помощи; минимальных размеров социальных пособий (в т. ч. объёмов натуральной помощи) лицам, чей уровень потребления находится ниже черты физиологического минимума; разработки программ повышения жизненного уровня семей и лиц с доходами ниже уровня физиологического минимума.

В силу острой нехватки у государства финансовых ресурсов до декабря 1997 г. физиологический минимум в РФ являлся базовым для расчётов минимальных уровней оплаты труда, социальных выплат, пенсий и пособий. В его структуре использовались 25 наименований основных видов продуктов. Подмена физиологическим минимумом минимума прожиточного отрицательно сказывалась на формировании системы трудовых доходов и трудовой мотивации населения. Действовавший в конце 1997 г. минимальный уровень оплаты труда составлял лишь 17% прожиточного минимума. Использование физиологического минимума как основного элемента социальной защиты приводило к неточной оценке уровня жизни населения и дезориентации политики доходов.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет расходы на приобретение минимального набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, его стоимостная величина -прожиточный минимум - служит для определения черти бедности. Состав потребительской корзины МПБ позволяет обеспечивать не только физиологическое выживание человека, но и выполнение определённых социальных функций. В этом смысле МПБ может выступать как основа для определения минимального уровня оплаты труда.

В функции МПБ входит определение, с одной стороны, черты бедности, с другой - величины минимальных социальных выплат (пособий на детей, пенсий, пособий по безработице и т. д.). Государство, как правило, не берёт на себя обязательств по обеспечению потребления граждан на уровне норм МПБ. Однако в отношении людей, чьи доходы ниже официально установленного прожиточного минимума, должна действовать система государственных мер по обеспечению социальных гарантий.

В систему потребительских бюджетов помимо ФПБ и МПБ входит социальный потребительский бюджет (СПБ, социальный минимум), очерчивающий границы малообеспеченности. Доля и структура потребительского набора товаров и услуг, входящих в СПБ, может выступать в качестве прогностической (желательной) величины уровня потребления (доходов) населения при разработке перспективных программ социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

СПБ служит для разработки перспективных программ повышения жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а также в качестве базы для определения заработной платы квалифицированных работников. Величина социального минимума, предполагающая определённую свободу потребительского выбора, создаёт предпосылки для материальной заинтересованности работников в результатах труда.

Комплексное применение системы социальных бюджетов позволяет государству проводить дифференцированную политику доходов в отношении отдельных социально-демографических групп населения. А. Л. Сафонов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.