ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Наука » Экономика
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, 1) в общеупотребительном значении - денежные средства, запасы, источники и возможности извлечения доходов, имеющиеся у граждан и предприятий, организаций (физических и юридических лиц). 2) В государстве - денежные средства, которыми государство располагает и распоряжается, чтобы обеспечить своё функционирование; материальная основа финансов и финансовой системы государства, главное средство проведения финансовой политики. Создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Источник финансовых ресурсов - прежде всего денежные доходы, связанные с функционированием экономики страны, главным образом с выпуском и продажей продукции и услуг. Финансовые ресурсы обычно сосредоточиваются в государственных бюджетах, а также во внебюджетных фондах, в доходах от государственной собственности, в займах.

В качестве основного способа получения финансовых ресурсов современное государство использует налоговую систему, состоящую из налогов - обязательных денежных сборов, взимаемых с предприятий и граждан по ставкам, утверждённым законом. Налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и её прирост), и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). У государства может быть одна централизованная система налоговых платежей или несколько уровней налогов - В зависимости от количества уровней власти; напр., в РФ и США существуют федеральные, региональные и местные системы налогов.

Основную долю налоговых поступлений, образующих финансовые ресурсы страны, государство, как правило, получает всего от нескольких видов налогов, хотя общее количество налогов в государстве может быть значительным. Например, в середине 1990-х гг. в РФ на всех финансовых уровнях существовало св. 200 разновидностей налогов. Чрезмерно большое число налогов обычно свидетельствует о крупных недостатках в устройстве финансовой системы и в финансовой политике государства, о её низкой эффективности. В то же время некоторые налоги, дающие относительно небольшие поступления, могут быть важными с точки зрения финансового контроля над доходами населения или для целей экономического регулирования (напр., налоги на наследование имущества или на дарение).

В современных условиях основной источник финансовых ресурсов - налоги на доходы физических лиц (индивидуальные подоходные налоги), налоги на прибыли корпораций и учреждений, НДС, налоги на собственность (имущество), таможенные пошлины, акцизы, налоги на продажу товаров и услуг. Кроме того, могут устанавливаться налоги на рекламу, биржевые сделки, сборы на право торговли, сборы с владельцев автотранспорта и т. д.

Отдельно могут взиматься целевые налоги и сборы для финансирования системы социального страхования, на какие-либо научные, экономические и др. цели. Собранные от них средства аккумулируются в закрытых доверительных фондах и расходуются (в отличие от поступлений за счёт других, "общих" налогов и сборов) только на определённые цели, отражённые обычно в наименовании фонда. Часто такие фонды выводятся "за бюджет" и становятся внебюджетными, хотя, как правило, остаются при этом под общим контролем государства. Объём таких фондов в недавнем прошлом был незначительным, однако в последние десятилетия быстро увеличивался в связи с тем, что развитые государства осознали роль социальной защиты в обеспечении экономического потенциала нации, её способности производить современные высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги, не создавая в стране социальной напряжённости.

Доходы от деятельности государственных предприятий в формировании ресурсов государства чаще всего играют небольшую роль, поскольку такие предприятия обычно создаются в важных для экономики или национальной безопасности страны, но малоприбыльных сферах. В последние десятилетия в развитых странах существуют тенденции к снижению роли государственной собственности в хозяйстве страны.

Займы становятся важным источником финансовых ресурсов государства, если имеющихся доходов не хватает для финансирования государственных расходов. Если займы становятся постоянным способом получения финансовых ресурсов, хроническим спутником финансовой системы, они ведут к росту государственного долга, могут стать причиной заметного ослабления финансовой системы, угрозы инфляции. Государственное заимствование играет особенно большую роль в формировании финансовых ресурсов развивающихся стран, где правительствам приходится часто прибегать и к внутренним займам, и к займам и кредитам от других стран, а также к займам от Международного валютного фонда и др. международных финансовых учреждений.

В США в общих доходах федерального уровня индивидуальные подоходные налоги составляют 43-46%, налоги на доходы корпораций - 9-12%, акцизы -4-5%, таможенные пошлины - ок. 1,5% всех поступлений. Налоги для целей социального страхования составляют 35-37% федеральных поступлений; государственные займы до недавнего времени составляли до 20% ежегодных федеральных доходов, однако в 1998 г. американское государство уже не прибегало к заимствованию финансовых ресурсов в связи с ликвидацией бюджетного дефицита. В США в среднем 29% дохода составляют налоги на продажи, 17% - индивидуальные подоходные налоги, 5% - налоги с корпораций; за счёт субсидий от федерального правительства штаты получают ок. 23% своих доходов. Примерно 1,5% финансовых ресурсов штатов поступает из бюджетов местных органов власти. Что касается местных бюджетов, то до 30% своих финансовых ресурсов они получают от налогов на собственность, 6% - от налогов на продажи, немногим более 2% дают налоги с доходов физических лиц и корпораций. В среднем по стране ок. 1/3 своих финансовых ресурсов местные власти получают от правительств штатов и ок. 6% - от федерального правительства.

Структура источников финансовых ресурсов различных стран обладает, как правило, значительными и глубокими специфическими отличиями. Они объясняются характером и степенью развитости экономики, структурой промышленного производства и сельского хозяйства, историческими и др. особенностями. Например, в РФ более 1/3 бюджетных поступлений приходится на таможенные пошлины, а налоги с физических лиц приносят бюджету менее 10% доходов; во Франции более 40% поступлений государственный бюджет получает за счёт налога на добавленную стоимость (которого в США, напр., нет) - при сравнительно небольших налогах на прибыль и собственность. В Великобритании местные бюджеты формируются в основном за счёт средств, получаемых от центрального правительства. В Германии основные поступления -это подоходный налог и налоги от продажи товаров и услуг. В каждой стране на основе структуры финансовых ресурсов можно судить о состоянии не только её финансовой системы, но и всей экономики, экономической политики и о ближайших перспективах хозяйственного развития. А. И. Дейкин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.