ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Наиболее просто и наглядно финансовая система может быть представлена совокупностью финансовых учреждений, их строением, внутренней структурой, порядком и целями взаимодействия. Строение и характер финансовых систем в разных государствах имеют много различий, иногда глубоких, связанных с особенностями исторического развития конкретного государства, степенью развитости его экономики, государственным устройством, традициями, демографическими и природно-географическими чертами, другими факторами. Финансовая система - неотъемлемая часть всей экономической системы государства: она связывает и обслуживает отдельные части экономики, используя при этом различные финансовые (государственные расходы, налоги, займы) и денежно-кредитные (наличные и безналичные деньги, вклады населения и компаний в банках и др. кредитных учреждениях, ценные бумаги, валютное регулирование) инструменты. От характера, устройства финансовой системы и способов управления ею в решающей мере зависит эффективность функционирования экономики страны.
Исторически становление и трансформация финансовых систем в разных странах происходят в тесной связи с развитием государственных, экономических и финансовых отношений. В рабовладельческом и феодальном государствах финансовая система носила простейший характер, её функции в основном заключались в сборе податей, повинностей, налогов, управление ею осуществлял монарх - глава государства. Налога и расходы были в большей степени произвольными по величине и предназначению.
Резкое усложнение финансовой системы наступает с возникновением капиталистических товарно-денежных отношений, с быстрым изменением и расширением экономической и финансовой роли государства. Цели функционирования финансовой системы усложняются: в дополнение к содержанию королевского двора и чиновничьего аппарата, к финансовому обслуживанию войн появляется функция перераспределения доходов между различными слоями населения и территориями страны, а также функция воздействия на характер и темпы развития всей экономики. Одной из главных задач финансовой системы становится обеспечение прочных или даже лидирующих позиций страны в международных экономических отношениях. Другая важная задача финансовой системы развитой капиталистической страны - обеспечить социальную стабильность общества, избежать чрезмерно резкого расслоения на очень бедных и очень богатых, содействовать росту среднего уровня благосостояния населения. Поэтому в финансовой системе появляются новые звенья, развиваются и усложняются их функции и система взаимоотношений между составными частями финансовой системы, совершенствуется и изменяется характер управления финансовой системой. Усиливается связь финансовой системы и всей экономики страны, руководство финансовой системой становится органической частью общеэкономической, всей внутренней и внешней политики государства.
Финансовые системы различных государств в настоящее время имеют много различий, однако её основой и главной составной частью во всех странах является государственный бюджет. Он может носить централизованный характер (т. е. целиком находиться в распоряжении центрального правительства) или состоять из нескольких (двух или трёх) уровней (напр., при государственном устройстве федеративного типа). Так, в РФ можно различать финансовые системы трёх уровней: центральную (федеральную), региональную (в областях, республиках, краях) и местную. Иногда местные финансы выделяют в качестве обособленной части финансовой системы государства, объясняя это тем, что органы местного самоуправления (в городах, посёлках, районах) не относятся к системе государственной власти. Однако с таким утверждением трудно согласиться: во-первых, в некоторых случаях местные органы власти (их руководители) назначаются или утверждаются вышестоящей властью; во-вторых, часто вышестоящая власть (напр., в РФ или в США) активно участвует в формировании местных бюджетов, выделяя им из своих средств субсидии или дотации; в-третьих, неясно, к какой власти (государственной или местной) отнести власть "среднего", регионального уровня, особенно если учесть, что, напр., в США штат является юридически и исторически первичной ячейкой государственности, делегировавшей часть своих полномочий центральному (федеральному) уровню, а другую часть -местным самоуправлениям. Иногда местные (региональные) бюджеты целиком финансируются из центра, в некоторых государствах часть доходов богатых территорий может передаваться (с разрешения центра) более бедным районам страны. Кроме того, целью финансовой системы является обеспечение определённых потребностей всей страны, и в этом смысле местные финансы лишь выполняют отведённую им часть общей задачи (в разных странах эта часть различна по составу и масштабам). Поэтому местные финансы следует скорее считать важным равноправным элементом общегосударственной финансовой системы.
Часто в государствах создаются специальные фонды, из которых финансируются расходы определённого вида, как правило, по социальному страхованию. Отличием таких фондов является их целевой "закрытый" характер (собранные в них средствах нельзя тратить ни на какие другие цели, кроме тех, для которых фонд создан), они существуют обычно за счёт специальных целевых налогов, иногда формально выводятся "за бюджет" и называются внебюджетными, но при этом остаются (как в США) под общим контролем государства. Поэтому такие фонды следует считать специфической частью государственного бюджета, общей финансовой системы страны. Это относится и к так называемым правительственным (государственным) корпорациям, действующим на разнообразных условиях: иногда за счёт постоянного выделения средств из государственного бюджета, иногда - после одноразового целевого финансирования - функционирующим в дальнейшем на основе самоокупаемости. Правительственные корпорации, таким образом, являются своеобразным элементом финансовой системы, изначально подчинённым по отношению к государственному бюджету.
Структура бюджета любого уровня в современном развитом государстве состоит из доходов и расходов, а если потребности в расходах больше, чем размеры собираемых доходов, государство прибегает к займам внутри или вне страны.
Чтобы обеспечить функционирование финансовой системы, создаются специальные государственные учреждения. В их обязанности входит разработка бюджетно-налоговой политики, составление проектов бюджетов, утверждение бюджетов, их исполнение (сбор налогов и выдача из этих средств определённых сумм на расходы бюджетополучателям в соответствии с утверждённым бюджетом), контроль за исполнением (проверка точности выданных средств и правильности их траты). Учреждения по управлению финансовой системой имеются во всех ветвях власти (исполнительной, законодательной, судебной), что является важной частью системы "сдержек" и "противовесов" - одной из основ устройства современного демократического государства.
В разных странах через государственный бюджет перераспределяется различная доля создаваемого в них валового внутреннего продукта (ВВП). Чаще всего в современных развитых государствах эта доля составляет от 30 до 60%. В финансовой системе аккумулируется часть дохода всех граждан и предприятий или организаций страны, чтобы затем быть израсходованной на цели, важные для всего населения и государства в целом. В первую очередь это оборона, ведение международных дел, поддержка правопорядка и социальной стабильности, финансирование здравоохранения и т. д. Кроме того, через государственную финансовую систему может финансироваться выполнение таких задач, которые представляют важность для общества, но непривлекательны для частного бизнеса, потому что малоприбыльны или настолько дорогостоящи, что не под силу отдельным, даже очень крупным частным предприятиям и компаниям.
Один из самых наглядных примеров практического функционирования и рационального строения финансовой системы в современном развитом государстве представляет собой бюджетно-налоговый механизм США. Государственный бюджет США включает бюджеты трёх уровней: федерального, штатов и местных органов власти. Он выполняет три главные функции: содержание государственно-административной машины (армия, аппарат управления, суды и пр.); перераспределение доходов между слоями населения и территориями; стимулирование экономического роста и поддержание условий для развития частного предпринимательства. Важнейшая особенность финансово-бюджетной системы США - чёткое взаимодействие трёх систем: государственных доходов, расходов и межбюджетных отношений между тремя финансовыми уровнями ("бюджетно-налоговый федерализм"). У каждого из уровней - собственные источники доходов и цели расходования средств, однако в некоторых случаях одинаковые по названию налоги могут существовать на нескольких уровнях. Бюджеты более низких уровней получают дотации от бюджетов высшего уровня, которые составляют по 20-30% бюджетов - получателей помощи. Финансовая помощь "сверху" носит целевой характер и строго контролируется.
Федеральный бюджет в США является частью общего механизма принятия и исполнения общегосударственных экономических решений. В его разработке участвуют многие органы исполнительной власти. Основы бюджетной политики президент США ежегодно излагает в Бюджетном послании, с которым он обращается к народу и конгрессу. Это послание и проект федерального бюджета готовит Административно-бюджетное управление, входящее в аппарат президента. Исполнением бюджета занимается министерство финансов (казначейство). Разделение функций проектирования и исполнения бюджета играет большую роль в обеспечении независимости и эффективности бюджетных решений. Расходы государственного бюджета федерального уровня предназначены для финансирования общих для страны целей, определённых конституцией: национальная безопасность, международные проблемы, помощь науке и образованию и т. д. Доходы в федеральный бюджет собираются прежде всего за счёт подоходных налогов на население и корпорации, которые в целом дают более половины всех федеральных поступлений, а также за счёт таможенных пошлин, акцизов и др. налогов и сборов.
Программы социального страхования (пенсии, пособия по нетрудоспособности, медицинское обслуживание) обособлены в целевые фонды, которые, однако, консолидированы в общий федеральный бюджет. На эти программы расходуется примерно 35% федерального бюджета. В финансовой системе США, включающей бюджеты всех трёх уровней, на федеральный бюджет приходится 62-66%, а остальная доля включает бюджеты штатов и местных органов власти.
Значительную роль в финансовой системе США играют многие комитеты и подкомитеты конгресса, в которых обсуждение и утверждение бюджетной налоговых вопросов занимает до 2/3 рабочего времени. Без утверждения в конгрессе не могут быть израсходованы никакие средства (на федеральном уровне). Анализом бюджетно-налоговых и финансовых вопросов занимаются многие специализированные подразделения конгресса - налоговые, по ассигнованиям и др., а также функциональные комитеты и подкомитеты по делам вооружённых сил, по внешним связям и т. п. И у законодательной, и у исполнительной власти есть собственные, самостоятельные информационно-аналитические учреждения. Финансовым контролем занимается сеть контрольно-ревизионных учреждений или служб при отдельных ведомствах. При возникновении спорных вопросов, напр. по поводу налогообложения, рассмотрением дела может заниматься Верховный суд США, решения которого являются окончательными и имеющими силу законов. Возможность более полного контроля над федеральными финансовыми ресурсами периодически становится причиной ожесточённых конфликтов между конгрессом и правительством (президентской администрацией) США.
В правительствах отдельных штатов и органах местной власти США вопросами финансов занимаются специальные учреждения или ответственные лица. Утверждаются бюджеты легислатурами (законодательными собраниями) штатов, а на местном уровне - городскими советами или другими учреждениями, в соответствии с местным законодательством. Финансовые учреждения в штатах и на местах занимаются прежде всего проблемами жизнеобеспечения жителей данной территории или населённого пункта: образованием, правопорядком, санитарией и гигиеной, дорожной сетью, охраной окружающей среды и пр. Доходы штатов и местных органов власти формируются за счёт собственных налогов, а также помощи более высоких уровней власти.
Наибольшая доля собственных доходов поступает в бюджеты штатов и местных органов власти, в отличие от федерального уровня, от налогов на продажи и на собственность. Самые крупные расходы в штатах и местных органах власти в совокупности идут на финансирование системы образования и библиотек, на различные пособия населению, на медицинское обслуживание и транспорт. Федеральная помощь расходуется прежде всего на образование, здравоохранение и социальную помощь.
Федеральный бюджет после 1969 г. сводился в США с дефицитом (превышением расходов над доходами), сумма которого росла из года в год и к 1992 г. достигла 290 млрд. долл. Администрация президента Б. Клинтона сумела к 1998 финансовому году (начинается в США 1 октября) ликвидировать дефицит, получив положительное сальдо бюджета в 69 млрд. долл. Однако бюджеты штатов и местных самоуправлений в совокупности в течение последних десятилетий были бездефицитными. Этому в решающей степени помогала постоянно получаемая помощь от федеральной финансовой системы.
За годы Великой депрессии 1929- 1933 гг., 2-й мировой войны 1939-45 гг. и за послевоенные годы в США накопился огромный государственный долг, составивший к 1999 г. 5,6 трлн. долл. На его обслуживание из федерального бюджета приходилось ежегодно тратить до 15% всех расходов. В связи с ликвидацией дефицитов расходы на обслуживание государственного долга в ближайшие годы могут заметно сократиться. Соответственно меньшую роль будут играть государственные займы, за счёт которых до сих пор покрывался дефицит федерального бюджета.
В 1999 финансовом году размер федерального бюджета составил более 1,7 трлн. долл., а всего государственного бюджета в совокупности (включая бюджеты штатов и местных органов власти) - ок. 2,5 трлн. долл. Доля бюджета США в ВНП страны имеет тенденцию к постепенному небольшому сокращению.
Финансовые системы других развитых стран имеют значительные отличия от американской системы. Так, в некоторых странах (напр., во Франции) основные доходы в государственный бюджет поступают от налога на добавленную стоимость (НДС). В Великобритании и Канаде до последнего времени был значительно шире развит государственный сектор экономики, который частично мог служить источником доходов государства, а иногда - объектом финансирования. Значительны различия и по организационно-административной структуре бюджетно-налоговых систем разных государств.
В финансовых системах развивающихся стран обычно больше ощущается напряжённость бюджетов, недостаток доходов по сравнению с расходными потребностями. Меньше средств расходуется на социальные нужды. Менее самостоятельны местные и региональные системы финансов. Больше приходится привлекать заёмных средств или прибегать к внутренним, плохо обеспеченным заимствованиям, в результате чего развиваются инфляционные тенденции. А. И. Дейкин.
Исторически становление и трансформация финансовых систем в разных странах происходят в тесной связи с развитием государственных, экономических и финансовых отношений. В рабовладельческом и феодальном государствах финансовая система носила простейший характер, её функции в основном заключались в сборе податей, повинностей, налогов, управление ею осуществлял монарх - глава государства. Налога и расходы были в большей степени произвольными по величине и предназначению.
Резкое усложнение финансовой системы наступает с возникновением капиталистических товарно-денежных отношений, с быстрым изменением и расширением экономической и финансовой роли государства. Цели функционирования финансовой системы усложняются: в дополнение к содержанию королевского двора и чиновничьего аппарата, к финансовому обслуживанию войн появляется функция перераспределения доходов между различными слоями населения и территориями страны, а также функция воздействия на характер и темпы развития всей экономики. Одной из главных задач финансовой системы становится обеспечение прочных или даже лидирующих позиций страны в международных экономических отношениях. Другая важная задача финансовой системы развитой капиталистической страны - обеспечить социальную стабильность общества, избежать чрезмерно резкого расслоения на очень бедных и очень богатых, содействовать росту среднего уровня благосостояния населения. Поэтому в финансовой системе появляются новые звенья, развиваются и усложняются их функции и система взаимоотношений между составными частями финансовой системы, совершенствуется и изменяется характер управления финансовой системой. Усиливается связь финансовой системы и всей экономики страны, руководство финансовой системой становится органической частью общеэкономической, всей внутренней и внешней политики государства.
Финансовые системы различных государств в настоящее время имеют много различий, однако её основой и главной составной частью во всех странах является государственный бюджет. Он может носить централизованный характер (т. е. целиком находиться в распоряжении центрального правительства) или состоять из нескольких (двух или трёх) уровней (напр., при государственном устройстве федеративного типа). Так, в РФ можно различать финансовые системы трёх уровней: центральную (федеральную), региональную (в областях, республиках, краях) и местную. Иногда местные финансы выделяют в качестве обособленной части финансовой системы государства, объясняя это тем, что органы местного самоуправления (в городах, посёлках, районах) не относятся к системе государственной власти. Однако с таким утверждением трудно согласиться: во-первых, в некоторых случаях местные органы власти (их руководители) назначаются или утверждаются вышестоящей властью; во-вторых, часто вышестоящая власть (напр., в РФ или в США) активно участвует в формировании местных бюджетов, выделяя им из своих средств субсидии или дотации; в-третьих, неясно, к какой власти (государственной или местной) отнести власть "среднего", регионального уровня, особенно если учесть, что, напр., в США штат является юридически и исторически первичной ячейкой государственности, делегировавшей часть своих полномочий центральному (федеральному) уровню, а другую часть -местным самоуправлениям. Иногда местные (региональные) бюджеты целиком финансируются из центра, в некоторых государствах часть доходов богатых территорий может передаваться (с разрешения центра) более бедным районам страны. Кроме того, целью финансовой системы является обеспечение определённых потребностей всей страны, и в этом смысле местные финансы лишь выполняют отведённую им часть общей задачи (в разных странах эта часть различна по составу и масштабам). Поэтому местные финансы следует скорее считать важным равноправным элементом общегосударственной финансовой системы.
Часто в государствах создаются специальные фонды, из которых финансируются расходы определённого вида, как правило, по социальному страхованию. Отличием таких фондов является их целевой "закрытый" характер (собранные в них средствах нельзя тратить ни на какие другие цели, кроме тех, для которых фонд создан), они существуют обычно за счёт специальных целевых налогов, иногда формально выводятся "за бюджет" и называются внебюджетными, но при этом остаются (как в США) под общим контролем государства. Поэтому такие фонды следует считать специфической частью государственного бюджета, общей финансовой системы страны. Это относится и к так называемым правительственным (государственным) корпорациям, действующим на разнообразных условиях: иногда за счёт постоянного выделения средств из государственного бюджета, иногда - после одноразового целевого финансирования - функционирующим в дальнейшем на основе самоокупаемости. Правительственные корпорации, таким образом, являются своеобразным элементом финансовой системы, изначально подчинённым по отношению к государственному бюджету.
Структура бюджета любого уровня в современном развитом государстве состоит из доходов и расходов, а если потребности в расходах больше, чем размеры собираемых доходов, государство прибегает к займам внутри или вне страны.
Чтобы обеспечить функционирование финансовой системы, создаются специальные государственные учреждения. В их обязанности входит разработка бюджетно-налоговой политики, составление проектов бюджетов, утверждение бюджетов, их исполнение (сбор налогов и выдача из этих средств определённых сумм на расходы бюджетополучателям в соответствии с утверждённым бюджетом), контроль за исполнением (проверка точности выданных средств и правильности их траты). Учреждения по управлению финансовой системой имеются во всех ветвях власти (исполнительной, законодательной, судебной), что является важной частью системы "сдержек" и "противовесов" - одной из основ устройства современного демократического государства.
В разных странах через государственный бюджет перераспределяется различная доля создаваемого в них валового внутреннего продукта (ВВП). Чаще всего в современных развитых государствах эта доля составляет от 30 до 60%. В финансовой системе аккумулируется часть дохода всех граждан и предприятий или организаций страны, чтобы затем быть израсходованной на цели, важные для всего населения и государства в целом. В первую очередь это оборона, ведение международных дел, поддержка правопорядка и социальной стабильности, финансирование здравоохранения и т. д. Кроме того, через государственную финансовую систему может финансироваться выполнение таких задач, которые представляют важность для общества, но непривлекательны для частного бизнеса, потому что малоприбыльны или настолько дорогостоящи, что не под силу отдельным, даже очень крупным частным предприятиям и компаниям.
Один из самых наглядных примеров практического функционирования и рационального строения финансовой системы в современном развитом государстве представляет собой бюджетно-налоговый механизм США. Государственный бюджет США включает бюджеты трёх уровней: федерального, штатов и местных органов власти. Он выполняет три главные функции: содержание государственно-административной машины (армия, аппарат управления, суды и пр.); перераспределение доходов между слоями населения и территориями; стимулирование экономического роста и поддержание условий для развития частного предпринимательства. Важнейшая особенность финансово-бюджетной системы США - чёткое взаимодействие трёх систем: государственных доходов, расходов и межбюджетных отношений между тремя финансовыми уровнями ("бюджетно-налоговый федерализм"). У каждого из уровней - собственные источники доходов и цели расходования средств, однако в некоторых случаях одинаковые по названию налоги могут существовать на нескольких уровнях. Бюджеты более низких уровней получают дотации от бюджетов высшего уровня, которые составляют по 20-30% бюджетов - получателей помощи. Финансовая помощь "сверху" носит целевой характер и строго контролируется.
Федеральный бюджет в США является частью общего механизма принятия и исполнения общегосударственных экономических решений. В его разработке участвуют многие органы исполнительной власти. Основы бюджетной политики президент США ежегодно излагает в Бюджетном послании, с которым он обращается к народу и конгрессу. Это послание и проект федерального бюджета готовит Административно-бюджетное управление, входящее в аппарат президента. Исполнением бюджета занимается министерство финансов (казначейство). Разделение функций проектирования и исполнения бюджета играет большую роль в обеспечении независимости и эффективности бюджетных решений. Расходы государственного бюджета федерального уровня предназначены для финансирования общих для страны целей, определённых конституцией: национальная безопасность, международные проблемы, помощь науке и образованию и т. д. Доходы в федеральный бюджет собираются прежде всего за счёт подоходных налогов на население и корпорации, которые в целом дают более половины всех федеральных поступлений, а также за счёт таможенных пошлин, акцизов и др. налогов и сборов.
Программы социального страхования (пенсии, пособия по нетрудоспособности, медицинское обслуживание) обособлены в целевые фонды, которые, однако, консолидированы в общий федеральный бюджет. На эти программы расходуется примерно 35% федерального бюджета. В финансовой системе США, включающей бюджеты всех трёх уровней, на федеральный бюджет приходится 62-66%, а остальная доля включает бюджеты штатов и местных органов власти.
Значительную роль в финансовой системе США играют многие комитеты и подкомитеты конгресса, в которых обсуждение и утверждение бюджетной налоговых вопросов занимает до 2/3 рабочего времени. Без утверждения в конгрессе не могут быть израсходованы никакие средства (на федеральном уровне). Анализом бюджетно-налоговых и финансовых вопросов занимаются многие специализированные подразделения конгресса - налоговые, по ассигнованиям и др., а также функциональные комитеты и подкомитеты по делам вооружённых сил, по внешним связям и т. п. И у законодательной, и у исполнительной власти есть собственные, самостоятельные информационно-аналитические учреждения. Финансовым контролем занимается сеть контрольно-ревизионных учреждений или служб при отдельных ведомствах. При возникновении спорных вопросов, напр. по поводу налогообложения, рассмотрением дела может заниматься Верховный суд США, решения которого являются окончательными и имеющими силу законов. Возможность более полного контроля над федеральными финансовыми ресурсами периодически становится причиной ожесточённых конфликтов между конгрессом и правительством (президентской администрацией) США.
В правительствах отдельных штатов и органах местной власти США вопросами финансов занимаются специальные учреждения или ответственные лица. Утверждаются бюджеты легислатурами (законодательными собраниями) штатов, а на местном уровне - городскими советами или другими учреждениями, в соответствии с местным законодательством. Финансовые учреждения в штатах и на местах занимаются прежде всего проблемами жизнеобеспечения жителей данной территории или населённого пункта: образованием, правопорядком, санитарией и гигиеной, дорожной сетью, охраной окружающей среды и пр. Доходы штатов и местных органов власти формируются за счёт собственных налогов, а также помощи более высоких уровней власти.
Наибольшая доля собственных доходов поступает в бюджеты штатов и местных органов власти, в отличие от федерального уровня, от налогов на продажи и на собственность. Самые крупные расходы в штатах и местных органах власти в совокупности идут на финансирование системы образования и библиотек, на различные пособия населению, на медицинское обслуживание и транспорт. Федеральная помощь расходуется прежде всего на образование, здравоохранение и социальную помощь.
Федеральный бюджет после 1969 г. сводился в США с дефицитом (превышением расходов над доходами), сумма которого росла из года в год и к 1992 г. достигла 290 млрд. долл. Администрация президента Б. Клинтона сумела к 1998 финансовому году (начинается в США 1 октября) ликвидировать дефицит, получив положительное сальдо бюджета в 69 млрд. долл. Однако бюджеты штатов и местных самоуправлений в совокупности в течение последних десятилетий были бездефицитными. Этому в решающей степени помогала постоянно получаемая помощь от федеральной финансовой системы.
За годы Великой депрессии 1929- 1933 гг., 2-й мировой войны 1939-45 гг. и за послевоенные годы в США накопился огромный государственный долг, составивший к 1999 г. 5,6 трлн. долл. На его обслуживание из федерального бюджета приходилось ежегодно тратить до 15% всех расходов. В связи с ликвидацией дефицитов расходы на обслуживание государственного долга в ближайшие годы могут заметно сократиться. Соответственно меньшую роль будут играть государственные займы, за счёт которых до сих пор покрывался дефицит федерального бюджета.
В 1999 финансовом году размер федерального бюджета составил более 1,7 трлн. долл., а всего государственного бюджета в совокупности (включая бюджеты штатов и местных органов власти) - ок. 2,5 трлн. долл. Доля бюджета США в ВНП страны имеет тенденцию к постепенному небольшому сокращению.
Финансовые системы других развитых стран имеют значительные отличия от американской системы. Так, в некоторых странах (напр., во Франции) основные доходы в государственный бюджет поступают от налога на добавленную стоимость (НДС). В Великобритании и Канаде до последнего времени был значительно шире развит государственный сектор экономики, который частично мог служить источником доходов государства, а иногда - объектом финансирования. Значительны различия и по организационно-административной структуре бюджетно-налоговых систем разных государств.
В финансовых системах развивающихся стран обычно больше ощущается напряжённость бюджетов, недостаток доходов по сравнению с расходными потребностями. Меньше средств расходуется на социальные нужды. Менее самостоятельны местные и региональные системы финансов. Больше приходится привлекать заёмных средств или прибегать к внутренним, плохо обеспеченным заимствованиям, в результате чего развиваются инфляционные тенденции. А. И. Дейкин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи