ВЕЛИКИЙ ИНКА — ПЛЕННИК БЫВШЕГО СВИНОПАСА

Наука » История » Всемирная история
ВЕЛИКИЙ ИНКА — ПЛЕННИК БЫВШЕГО СВИНОПАСА

Историю конкисты отличала зачастую алогичность, парадоксаль­ность, опровергались устоявшиеся принципы военного искусства. Франсиско Писарро, покоряя в начале 30-х гг. XVI в. империю инков, вспоминал свои беседы с Эрнаном Кортесом: а не попытаться ли захватить Великого Инку Атауальпу так же, как его родственник пленил Монтесуму?

Разбив лагерь в г. Кахамарка, Писарро начал готовиться к появлению императора, пожелавшего посмотреть на белых пришельцев. Ожидая вы­сокого гостя, он прежде всего позаботился об оптимальном расположении своих сил. В центре главной городской площади, где предстояла цере­мония встречи, были установлены пушки, группа с аркебузами располо­жилась на высокой башне, три кавалерийских эскадрона возглавили са­мые способные и верные люди.

Атауальпа посчитал, что 5—6 тыс. войска достаточно для надёжного обеспечения его безопасности. Можно ли усомниться в этом, превосходя испанцев численностью в 40 раз! Инка направлялся в Кахамарку для де­монстрации своего величия. Его бесконечный обоз ослеплял своей рос­кошью и богатством; изумляли своей красотой и пышными нарядами мо­лодые женщины, не умолкали многочисленные певцы, не жалели ног танцоры; среди них выделялись степенностью знатные особы. На специ­альном помосте восемь индейцев несли трон Атауальпы. Обладание одним только этим троном превратило бы в реальность самые неосуществимые мечты конкистадоров: так много в нём было золота, серебра, драгоценных камней. Украшавшие трон золотое Солнце и серебряная Луна подчёрки­вали, сколь высок и недосягаем для простых смертных его обладатель.

КОНКИСТАДОРЫ

Наука » История » Всемирная история
КОНКИСТАДОРЫ

Открытие Нового Света повлекло за собой кон­кисту (по-испански conquista — завоевание), названную перуанским исследователем Марьятеги «последним крестовым походом». Крест и меч стали символами конкисты, а жестокость, жад­ность, ханжество и лицемерие — неотъемлемыми чертами большинства завоевателей. Конкиста по­ложила начало разрушению уникальных культур американских индейцев, неповторимых цивилиза­ций инков, майя, ацтеков, чибча-муисков. В конце XV в. миражи заокеанских богатств пленили вооб­ражение тысяч испанцев, устремившихся по про­торённой Колумбом дороге. Кто они?

После изгнания мавров с Пиренейского полуост­рова остались не у дел те, для кого военные доспехи служили основным источником существования. Но открылась вдруг сказочная перспектива: за океа­ном оказался «беспризорным» неведомый в Европе мир. И потянулись в Новый Свет вчерашние сол­даты, монахи, разорившиеся идальго. От инквизи­ции бежали за Атлантику те, кто не мог смириться с религиозным гнётом; нищета гнала туда тех, кто только там надеялся на благосклонность фортуны. Надежды и слухи порождали всё новые и новые легенды: и о стране амазонок, и о неповторимых городах, где дома из чистого серебра, и об источнике вечной молодости, и, конечно же, об Эльдорадо — крае несметных сокровищ и «позолоченных» лю­дей.

ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Наука » История » Всемирная история
ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Христофор Колумб. Жизнь его полна легенд, неразрешимых загадок, казалось бы, непре­одолимых преград и, конечно же, звёздных мгновений. Со страниц многочисленных биографий и научных исследований, написанных в разные века, он предстаёт перед нами то человеком, облас­канным божественным озарением, то масштабно мыслящим учёным, то отчаянным авантюристом, то, наконец, простым смертным, отправившимся с тремя кораблями на поиски фортуны.

Каким же был этот всемирно известный море­плаватель? Мы до сих пор почти ничего не знаем о его реальном облике; завесой тайны окутано детство Колумба. Долгое время биографы спорили о месте и времени его рождения; назывались несколько го­родов Италии и Испании и даты в диапазоне от 1436 до 1455 г. Только XX век, кажется, развеял сом­нения на этот счёт.

Христофор Колумб родился в Генуе в конце ок­тября 1451 г. в семье небогатого шерстобита. Не­ясным остаётся вопрос об его образовании. Одни исследователи полагают, что он обучался в г. Павия, другие — считают его гениальным самоучкой. Утверждения о Колумбе-корсаре, бороздившем Сре­диземное море, лишены документальных свиде­тельств. Зато достоверно известно, что его представ­ления о вероятности западного пути в Индию скла­дывались в 70—80-е гг. XV в., когда он увлечённо занимался географией, изучал навигационные кар­ты и, несмотря на тяжёлое материальное положе­ние, возлагал надежды на осуществление путешест­вия.

ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА

Наука » История » Всемирная история
ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА

Европа — прекрасное лицо мира: в Испании важное, в Англии смазливое, во Франции иг­ривое, в Италии рассудительное, в Германии румяное...» Эти слова принадлежат испанскому писателю Бальтасару Грасиану, жившему в XVII в. Однако они справедливы и сегодня, а тем более были верны в конце XV столетия — тогда, когда чело Испании обрело эту многозначительную важ­ность.

В то время перед Испанией стояли сложнейшие задачи политического и военного характера: объ­единить страну, разделённую на несколько коро­левств, изгнать арабов с Пиренейского полуострова. Задачи эти были успешно решены. Благодаря это­му, а также ошеломляющим результатам путешест­вий Христофора Колумба — завоеванию и колони­зации Нового Света — Испания получила право гор­диться собой. У истоков этих свершений стояла цар­ственная чета — Изабелла и Фердинанд.

Изабелла (1451—1504), дочь короля Кастилии Хуана II, как это нередко случалось в среде венце­носных особ Европы, предназначалась в жёны португальскому монарху Альфонсо V (1438—1481). Были и другие претенденты на её руку и сердце, но... 18-летняя принцесса бросила дерзкий вызов традициям и придворному этикету. Немногие ры­царские романы той эпохи могли бы сравниться по остроте и непредсказуемости сюжета с историей её замужества.

МЕДИЧИ

Наука » История » Всемирная история
МЕДИЧИ

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. Возрож­дение — время блистательного расцвета куль­туры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция — город-республика, ставшая одним из центров Возрож­дения. Семья Медичи — знаменитая флорентий­ская семья, многие члены которой были типичны­ми людьми нового времени — талантливыми, пред­приимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция — один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Ита­лии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци сто­ят во главе крупнейших банков того времени, фи­нансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, напри­мер правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое город­ское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иро­нией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ГОРОДСКИЕ РЕСПУБЛИКИ

Наука » История » Всемирная история
ИТАЛЬЯНСКИЕ ГОРОДСКИЕ РЕСПУБЛИКИ

ИТАЛЬЯНСКИЕ ГОРОДСКИЕ РЕСПУБЛИКИ


Карта современной Италии пестрит названия­ми городов — мелких и крупных, промыш­ленных центров и захолустных местечек. Многие из этих городов выросли на итальянской земле в эпоху Средневековья. В XI—XII вв., ос­вободившись от власти церковных и светских фе­одалов, итальянские города становятся свободными коммунами — но немногие сохраняют ту или иную форму республики, и лишь три из них выросли из небольших поселений в средневековые государства европейского значения. Это Венеция, Генуя и Фло­ренция.

Ещё в римскую эпоху существовали Флоренция — колония Рима в цветущей долине реки Арно, и Генуя — оживлённый римский порт на берегу Ли­гурийского моря; после варварского разорения и упадка они возрождаются в IX в. Венецианцы на­чалом своей истории считают легендарную дату 25 марта 421 г., когда беженцы, спасаясь от полчищ Аттилы, обосновались на болотистых островах морской лагуны. В IX в. там уже существовал город Риальто (от латинского rivus alteus — «высокий берег»); название «Венеция» появляется лишь в XIII в.

Хозяева городов менялись — римляне, варвары и византийцы, вожди и короли, епископы и им­ператоры. В IX в. Венеция наконец выходит из-под власти Византии, а Генуя и Флоренция перестают подчиняться наследникам Карла Великого.

ЛЮДОВИК XI

Наука » История » Всемирная история
ЛЮДОВИК XI

Торжественный въезд в Париж. Горожане в замешательстве: впервые на их памяти король с трудом различим среди своей свиты. Неболь­шого роста, худощавый, он одет в платье третьего сословия. Зато сопровождающий короля герцог Бургундский держится как настоящий феодальный властитель, окружённый блестящим рыцарством. Такой разительный контраст на первый взгляд не поддавался объяснению. Один историк позже за­метит, что на Людовике XI во Франции закон­чилось средневековье.

Драматично складывалась судьба Людовика XI. Родившийся в 1423 г., ребёнком переживший са­мую тяжёлую пору английского завоевания и взрыв народного возмущения, связанный с казнью Жан­ны д'Арк, Людовик рано начал конфликтовать с отцом, Карлом VII Валуа. Дело дошло до участия сына в восстании феодалов против Карла, но тот простил мятежников. Однако Людовик продолжал испытывать терпение родителя: после смерти своей первой жены он женился против воли Карла VII на Шарлотте, дочери савойского герцога, и бежал от гнева отца в Брюссель, к бургундскому герцогу Фи­липпу. Получив известие о кончине Карла VII (ко­торый, поговаривали, умер от голода, опасаясь от­равы, будто бы посланной сыном), Людовик в ка­честве законного наследника прибыл в Париж (1461 г.).

ЖАННА Д'АРК

Наука » История » Всемирная история
ЖАННА Д'АРК

Жанна д'Арк — героиня французского наро­да, возглавившая освободительное движе­ние против английских захватчиков в на­иболее тяжёлый для Франции период Столетней войны.

Жанна родилась 6 января 1412 г. в небольшой шампанской деревушке Домреми, расположенной в верховье реки Маас у самой границы Франции, в семье свободного крестьянина Жака Дарка и Иза­беллы Роме. Росла она здоровой, сильной, очень живой и впечатлительной девочкой. Как все дере­венские дети, она рано начала помогать родителям. Всякое дело спорилось в её проворных руках. Жан­на пряла и ткала, шила, стирала и убирала дом, пасла овец. Она была очень набожной.

Когда Жанна появилась на свет, война между Англией и Францией, позже получившая название Столетней, продолжалась уже 75 лет, принося не­исчислимые бедствия французскому народу.

После трагической для французов битвы при Азенкуре в 1415 г. успех перешёл на сторону англи­чан. Франция изнемогала. Безумный король Карл VI не мог управлять страной и организовать сопротивление захватчикам. Часть крупных феода­лов во главе с герцогом Бургундским перешла на сторону англичан. Герцог Бургундский и предав­шая интересы Франции жена Карла VI Изабелла Баварская вынудили безвольного короля подписать унизительный договор с Англией. Одним росчерком пера безумец лишил прав на престол своего сына, законного наследника дофина Карла, и завещал французскую корону английскому королю. Когда умер Карл VI, дофин Карл, не признавая предатель­ского договора, принял королевский титул и ук­репился в областях к югу от реки Луары. Севернее хозяйничали англичане и бургундцы. В их руках был Париж. В 1428 г. они осадили сильный город на Луаре — Орлеан, взятие которого открывало вра­гам путь к завоеванию всей страны. У стен Орлеана решалась судьба Франции.

Печальные вести регулярно приходили и в Домреми, болью отзываясь в сердцах жителей. По но­чам Жанна просыпалась от звуков набата, криков и плача женщин. Неделями полыхало зарево по­жаров, чёрный дым застилал горизонт. Однажды на деревню напала банда бургундцев, разорившая крестьянские дома. Жанна думала о том, как мож­но спасти Францию, если враг захватил множество городов, а законный французский король Карл VII всё ещё считается дофином, так как не прошёл ко­ронацию по старинному обычаю в городе Реймсе, в котором также хозяйничает неприятель. Жанне было жаль всех: и родителей, и односельчан, и со­отечественников из дальних провинций, и одино­кого дофина, и милую, измученную Францию. В

мыслях девушка обращалась к Богу, который, по мнению многих французов, почему-то отвернулся от их родины. Религиозную, впечатлительную Жанну стали посещать видения, ей слышались го­лоса, призывавшие к подвигу. Жанна жадно впи­тывала старые пророчества и легенды. Одна из них, предсказывающая, что Францию погубит женщи­на, но спасёт девушка, особенно поразила Жанну. Казалось, что пророчество сбывается. Злодейкой-губительницей стала королева Изабелла. Но кто спасёт родину? И девушка из Домреми поверила в свою особую, божественную миссию, в свою звезду. Когда в деревне стало известно об осаде Орлеана, Жанна окончательно решилась участвовать в вой­не, снять осаду с Орлеана и короновать дофина Кар­ла.

В сопровождении дядюшки Жанна прибыла в соседнюю крепость Вокулер и потребовала от её ко­менданта Робера де Бодрикура, чтобы он перепра­вил её в королевский замок Шинон к дофину. Ос­торожный и недоверчивый де Бодрикур был воз­мущён неуёмными притязаниями неграмотной кре­стьянки и отправил Жанну домой. Но Жанна была не из тех, кто отступает после первой же неудачи. Решимость девушки бороться за свободу лишь ок­репла. Вера Жанны в успех была столь сильна, что уверенностью в её особом предназначении заража­лись окружающие. После второй встречи не устоял и суровый комендант Вокулера. Он предоставил Жанне небольшую, но надёжную охрану, а уже по­явившиеся у неё почитатели снабдили её конём, рыцарским мечом и мужским платьем, чтобы ей было удобнее ездить верхом и, главное, чтобы не привлекать к себе внимание встречных. Маленький отряд, насчитывающий всего семь человек, двинул­ся в нелёгкий путь к Шинону в феврале 1429 г. На одиннадцатый день путешествия Жанна и её спут­ники благополучно добрались до замка, где в без­действии обитал король-дофин Карл.

Унаследовавший многие слабости своего безум­ного отца, Карл находился в полной растерянности. Франция, королём которой ему суждено было быть, стояла на краю гибели. Многие придворные пре­дали и покинули его, оставшиеся связали долгами и диктовали свою волю. В таком состоянии получил Карл известие о прибытии семнадцатилетней деви­цы, обещающей спасти Францию и её монарха. Нес­частный король принял Жанну через два дня.

С трепещущим сердцем Жанна вошла в огром­ную, переполненную пышно одетыми людьми залу. В центре девушка увидела худую фигуру, выделяю­щуюся жалкой внешностью и скромной одеждой. Подойдя к Карлу, Жанна упала на колени и про­изнесла: «Здравствуйте, милый дофин! Да пошлёт Вам Бог счастливую и долгую жизнь». В чёрном суконном одеянии, с волосами, остри­женными в кружок, Жанна походила на юного придворного пажа. Впервые оказавшись при дворе Жанна почти не смутилась и сразу же горячо начала убеждать Карла, что она пришла для того, чтобы выручить город Орлеан и отвезти Карла, единственного законного государя Франции, в Реймс для коронации. С такой же стре­мительностью Жанна попросила дофина дать ей войско для освобождения Орлеана. Карл ничего не пообещал Жанне. В те времена такое необычное яв­ление, как эта новоявленная спасительница, могло расцениваться либо как деяние Бога, либо как про­делка Дьявола. Специальная комиссия из богосло­вов и юристов долго допрашивала Жанну, пока не убедилась, что девушка не подослана Дьяволом. В искренних и спокойных ответах Жанны ощуща­лась такая ненависть к врагам короля и родины и уверенность в победе, что подозрительность совет­ников Карла постепенно уступала место восхище­нию. К тому же расчётливые царедворцы надеялись использовать Жанну в своих интересах.

Наконец Жанне позволили занять место среди военачальников, возглавляющих войско, отправля­ющееся к Орлеану. К этому времени её уже окру­жали преданные люди, твёрдо верившие в свою предводительницу и готовые бороться рядом с ней до последней капли крови. Оружейники изготовили для Жанны доспехи белого цвета. Для ношения по­верх лат портной сшил для девушки изящный каф­тан из белого сукна, открытый спереди, обрамлён­ный красивой вырезной бахромой, спадавшей на руки и бёдра. Из старинной часовни Жанне присла­ли древний меч. Было изготовлено знамя — боль­шое белое полотно, обшитое шёлковой бахромой и усеянное золотыми королевскими лилиями. На од­ной стороне был изображён благословляющий Хри­стос, на другой — вышита голубка (символ мира).

Перед выступлением на Орлеан от имени Жанны было составлено несколько писем к английскому королю и его наместникам во Франции. Девушка призвала их уйти из Франции с миром. И впослед­ствии каждое своё сражение Жанна предваряла мирными предложениями. К сожалению, они редко находили отклик у врага.

Тем временем армия двинулась на помощь осаж­дённому Орлеану. Молва разносила вести о девуш­ке, которую направляет Бог. Солдаты поверили, что Жанна принесёт им счастье, они окружали её все­общей любовью. О выносливости Жанны ходили ле­генды. Девушка спала на голой земле, часто не сни­мая лат, разделяла с воинами их скудную пищу.

Орлеан, вот уже полгода осаждаемый англича­нами, находился в тяжёлом положении. Кольцо блокады сжималось. Пушки англичан разрушили множество домов и мельниц. Окружающие Орлеан крепости были превращены в английские укрепле­ния. Горожане рвались в бой, но местный военный гарнизон проявлял полное равнодушие. Для реши­тельных действий городу требовался вождь.

Вечером 29 апреля 1429 г. Жанна д'Арк въехала в Орлеан на коне. Её панцирь и латы сверкали при

свете факелов, белое знамя развевалось над голо­вой. Орлеанцы восторженно приветствовали Деву. Вдруг один из факельщиков случайно зажёг знамя Жанны. Не сходя с коня, она быстро и ловко зага­сила огонь. Толпа восприняла это как доброе зна­мение. Зато англичане объявили девушку исчадием ада, английских солдат охватил суеверный ужас.

Французские вельможи и полководцы были не­приятно изумлены растущей популярностью Жан­ны, воодушевлением, охватившим французские войска. Рыцари решили скрыть от народного опол­чения и от Жанны своё наступление на одно из анг­лийских укреплений под Орлеаном — Сен-Лу. Но Жанна явилась на поле битвы в самый разгар сра­жения, когда французы уже начали показывать врагам спины. И тут в воздухе развернулось белое знамя. Криками «Вперёд! Мы обязательно побе­дим!» Жанна воодушевила воинов на новый штурм. Важное военное укрепление Сен-Лу было взято, кольцо осады вокруг Орлеана разорвано, победа бы­ла одержана после длительной череды поражений. Следующим укреплением англичан, угрожавшим Орлеану, была Турель. Пришёл черёд французского наступления и на эту крепость. И вновь военное руководство французов пыталось обмануть Жанну, скрыть от неё решение военного совета, и вновь де­вушка разгадала обман и участвовала в штурме по­зиций врага. Она первой приставила лестницу к крепостной стене, но была ранена стрелой в плечо. Жанну отнесли в сторону, перевязали, но после не­долгого лихорадочного сна она потребовала вновь надеть на себя латы и вернулась в ряды сражав­шихся. Тем временем наиболее смелые соратники героини укрепили её белое знамя на гребне кре­постной стены и таким образом указали дорогу, по которой должны были последовать остальные вои­ны. И французское войско в дружном порыве стре­мительно поднялось на крепостной вал. Англичане бежали. Турель пала. Вскоре враги, оставив свои последние укрепления, отступили из-под Орлеана, В освободительной войне французского народа со­вершился решающий перелом... День 8 мая 1429 г. стал для освобождённого Орлеана праздником по­беды и праздником народной героини — Жанны д'Арк, прозванной Орлеанской девой. Поразитель­но, но осаждаемый 200 дней Орлеан был освобож­дён через девять дней после прибытия Жанны. Впрочем, в подвигах девушки не было ничего сверхъестественного. Её природный ум, наблюда­тельность, восприимчивость в постижении воен­ного дела помогали ей не только достойно вести себя на поле боя, но и принимать верные решения. На­ходчивость Жанны сочеталась с её невероятным му­жеством, благодаря которому она находилась в са­мых опасных местах, увлекая своим примером дру­гих. Её любовь к родине, к своему народу не знала границ.

Со всей страны под освободительные знамёна Ор­леанской девы стекались крестьяне, ремесленники,

ЖАННА Д'АРК


Битва при Орлеане.

обедневшие рыцари. Король и придвор­ные использовали её имя в своих целях. Объявлялось, что на подвиги Жанну во­одушевляет Бог, наконец-то взявший французского короля под своё покровительство. О Жанне узнали далеко за пределами Франции. Именно в это время был создан единственный дошедший до нас при­жизненный словесный портрет героини: «Дева сия сложена изящно; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рас­судительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество бла­городных воинов и ненавидит многолюдные сбори­ща. Обильно проливает слёзы, хотя лицо у неё обычно весёлое. С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении».

Энергичная Жанна умоляла Карла отправиться в Реймс, отвоевать город и короноваться по старин­ному обычаю. Но вялый, нерешительный дофин ус­покоился после победы. Многие советники пугали его Орлеанской девой, её независимостью, её силой, которую Жанна черпала в поддержке народа. Пока Карл колебался, Жанна одержала ещё несколько побед. «Как бы Жанна не превратилась в Жака и не выступила против знати», — думали старые ин­триганы и клеветники, с ужасом вспоминая Жа­керию — крестьянскую войну, участников которой называли Жаками («Жак-простак» — прозвище, данное крестьянину французскими дворянами). Всё же под давлением Жанны и части царедворцев, за­интересованных в освобождении от англичан Рейм­са и соседних областей, в июне 1429 г. Карл объявил поход на Реймс.

17 июня 1429 г. дофин торжественно короновал­ся в Реймсе. В ходе церемонии Карл поклялся уп­равлять справедливо и благородно. Архиепископ помазал ему голову миррой и надел драгоценный венец. Среди прочих важных лиц в коронации участвовала и Жанна. В доспехах она стояла рядом с королём и держала в руках боевое знамя.

Во время торжеств король впервые захотел на­градить Жанну. Для себя лично Жанна не поже­лала ничего. Она попросила Карла освободить от налогов крестьян своей родной деревни Домреми. Ни один из последующих правителей Франции не посмел отнять у жителей Домреми эту привилегию. Даже в XIX в., при императоре Наполеоне, они не платили налогов государству.

Хотя две главные цели, поставленные перед Жанной, — освобождение Орлеана и коронация Карла — были достигнуты, Орлеанская дева рва­лась в бой. Ведь англичане ещё хозяйничали во мно­гих районах страны. Жанна стремилась изгнать их и из Парижа, столицы Франции.

Но новоиспечённый король потерял интерес к своей спасительнице. Стена равнодушия и ненавис­ти, воздвигнутая придворными Карла, приводила девушку в отчаяние. Временами Жанна подумывала о возвращении в деревню. Партизанское движе­ние, охватившее страну под влиянием подвигов Орлеанской девы, всё больше страшило знать. Фран­цузские вельможи решили избавиться от Жанны. Вокруг девушки начали плестись предательские за­говоры.

Король тайно договорился с бургундцами, что Париж останется в их руках. Не знающая об этом, лишённая войска и помощи, Жанна с небольшим отрядом пыталась взять Париж в сентябре 1429 г. Девушка была тяжело ранена. Потянулись долгие месяцы лечения. Под видом заботы о её здоровье Жанну держали под домашним арестом.

Когда в мае 1430 г. Жанна вновь приняла учас­тие в военных действиях, судьба её была предре­шена. С крохотным отрядом верных сторонников она пришла на помощь крепости Компьен, осаж­дённой врагами. Однажды после неудачной вылаз­ки компьенцев Жанна возвращалась в крепость. Подкупленный французским двором, комендант Компьена поднял перед девушкой крепостной мост и закрыл ворота.

Жанна попала в плен к бургундцам и полгода томилась в круглой башне замка Боревуар. Карл VII, для которого Жанна сделала так много, и пальцем не пошевелил ради неё. А ведь он мог выкупить её или обменять на знатного пленника. Бургундцы продали Жанну англичанам за огром­ную сумму, равную выкупу за короля. Англичане давно мечтали заполучить Орлеанскую деву. С её именем были связаны все неудачи захватчиков. Жанну следовало признать ведьмой и посланницей Дьявола. Тем временем девушка безуспешно пы­талась покончить с собой.

Для того чтобы представить Жанну колдуньей, англичане организовали суд над Орлеанской девой. Судили её богословы Парижского университета, сторонники англичан. Возглавлял судилище епис­коп Кошон. Хитроумные богословы расставляли Жанне свои ловушки, но она отвечала искренне, с никогда не изменяющим ей здравым смыслом. Че­рез полгода изматывающих допросов продажные церковники обвинили девушку в ереси и колдов­стве.

В мае 1431 г. девятнадцатилетняя Жанна была сожжена на центральной площади города Руана. Место сожжения и поныне отмечено белым крестом на камнях площади. Французский народ завершил дело, начатое Жанной. Освободительное движение разгоралось всё сильнее. Столетняя война закон­чилась изгнанием англичан из Франции.

Через 25 лет Карл VII решился использовать в своих целях теперь уже мёртвую Жанну. По его приказу судебное дело было пересмотрено, Жанна объявлена невиновной. Тем самым Карл VII отвёл от себя обвинение в связи с ведьмой. Позднее, в 1920 г., Орлеанская дева была причислена к лику святых.

Имя Жанны д'Арк навсегда вошло в историю как символ беззаветной любви к родной земле, пре­данности своему народу.

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Наука » История » Всемирная история
СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА


Король Англии Эдуард III был в бешенстве. Трон Франции, свободный после смерти в 1328 г. Карла IV, последнего сына Филип­па IV Красивого, достался не ему. Французские сеньоры не пожелали видеть своим правителем англичанина, хотя бы и родного внука Филиппа IV, и предпочли ему Филиппа Валуа, одного из род­ственников династии Капетингов. И тогда Эду­ард III решил сделать на бумаге то, чего не смог добиться на деле. Он изменил свой герб: теперь рядом с оскалившимися английскими леопардами поле щита украшали нежные французские лилии. Это означало, что Эдуарду подчинена не только Англия, но и - Франция, за которую он отныне станет бороться. Это было дерзостью даже для ко­роля. И это был повод к войне.

ВЕДЬМЫ И ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Наука » История » Всемирная история
ВЕДЬМЫ И ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Сырое, тёмное подземелье... Чуть брезжущий свет обрисовывает мрачные фигуры в чёрном, орудия пыток и скорчившуюся фигурку из­мученной полураздетой женщины. Её обвиняют в сговоре с Дьяволом, в участии в ночном сборище ведьм. Сначала бедняжка отрицает свою вину, пы­тается защититься, молит о пощаде. Но судьи не­преклонны. За дело берётся палач — проверенный мастер своего дела. После изощрённых пыток те­ряющая разум, измученная жертва готова подтвер­дить всё, что угодно. Да, она летала по воздуху на метле, вызвала недавний град, погубивший уро­жай, собственной кровью подписала договор с Са­таной... Один из мучителей торжественно оглашает приговор: сожжение на костре состоится завтра же, при большом стечении народа. Пусть люди видят — ещё одной проклятой ведьмой станет меньше...

Так проходили ведовские процессы — судебные разбирательства по обвинению в колдовстве, урод­ливое явление конца Средневековья — начала Но­вого времени.

Ведовство — «знание», мнимая способность че­ловека влиять сверхъестественными способами на окружающий мир: природные стихии, других лю­дей, животных, неодушевлённые предметы. Оно старо как мир. По поверью, обладают магическим знанием особые люди, вступившие в союз с самим Дьяволом и получившие от него необычайное мо­гущество. Молва, породнив ведьм с нечистой силой, наделила их умением проникать сквозь запертые двери и летать по воздуху, принося людям добро или зло. Ведьмами называли и женщин, знающих целебные свойства растений и лечащих больных травами.

НИЩИЕ, БРОДЯГИ И РАЗБОЙНИКИ

Наука » История » Всемирная история
НИЩИЕ, БРОДЯГИ И РАЗБОЙНИКИ

В средние века было немало людей, появляв­шихся на свет на обочине дороги и там же заканчивавших свою жизнь. Однако не все они были «бродягами» в нашем, современном смыс­ле слова. Ремесленники переходили из города в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателей, студенты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгоняла лю­дей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети и старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и деревням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.

Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посе­щали наиболее известные храмы и монастыри, по­клонялись святым мощам. Такие богомольцы назы­вались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Гос­пода, и многие набожные люди просили пилигри­мов помолиться за них в храме; за это странник получал от приютивших его хозяев мелкую монету или кусок хлеба. Средневековые новеллы и расска­зы о жизни святых часто показывают нам радуш­ных и доверчивых хозяев, привечающих бродягу-паломника.

ТРУБАДУРЫ, ЖОНГЛЁРЫ И ШУТЫ

Наука » История » Всемирная история
ТРУБАДУРЫ, ЖОНГЛЁРЫ И ШУТЫ

ТРУБАДУРЫ, ЖОНГЛЁРЫ И ШУТЫ


Средневековые люди относились к артистам со смешанным чувством восхищения и недове­рия. Некоторая подозрительность вызывалась тем, что и певец, и сказитель, и площадной забав­ник — все они были «лицедеями», т. е. представ­ляли в лицах других людей; они как бы заменяли

своих персонажей собою, отказываясь от своего собственного лица и надевая чужие «маски».

По средневековым представлениям, профессия артиста была сродни Дьяволу — притворщику и обманщику. Поэтому церковь советовала верую­щим держаться подальше от артистов и музыкантов: священникам запрещалось разделять с ними трапезу, а простым христианам лучше было смот­реть только те театральные представления, в кото­рых изображались события из жизни Иисуса Хрис­та, богоматери или апостолов. Уличных певцов цер­ковь считала людьми, «сбившимися с пути», и обе­щала им вечные муки на том свете.