ВЕЛИКИЙ ИНКА — ПЛЕННИК БЫВШЕГО СВИНОПАСА
Историю конкисты отличала зачастую алогичность, парадоксальность, опровергались устоявшиеся принципы военного искусства. Франсиско Писарро, покоряя в начале 30-х гг. XVI в. империю инков, вспоминал свои беседы с Эрнаном Кортесом: а не попытаться ли захватить Великого Инку Атауальпу так же, как его родственник пленил Монтесуму?
Разбив лагерь в г. Кахамарка, Писарро начал готовиться к появлению императора, пожелавшего посмотреть на белых пришельцев. Ожидая высокого гостя, он прежде всего позаботился об оптимальном расположении своих сил. В центре главной городской площади, где предстояла церемония встречи, были установлены пушки, группа с аркебузами расположилась на высокой башне, три кавалерийских эскадрона возглавили самые способные и верные люди.
Атауальпа посчитал, что 5—6 тыс. войска достаточно для надёжного обеспечения его безопасности. Можно ли усомниться в этом, превосходя испанцев численностью в 40 раз! Инка направлялся в Кахамарку для демонстрации своего величия. Его бесконечный обоз ослеплял своей роскошью и богатством; изумляли своей красотой и пышными нарядами молодые женщины, не умолкали многочисленные певцы, не жалели ног танцоры; среди них выделялись степенностью знатные особы. На специальном помосте восемь индейцев несли трон Атауальпы. Обладание одним только этим троном превратило бы в реальность самые неосуществимые мечты конкистадоров: так много в нём было золота, серебра, драгоценных камней. Украшавшие трон золотое Солнце и серебряная Луна подчёркивали, сколь высок и недосягаем для простых смертных его обладатель.
Атауальпе вышел навстречу священник Винсенте Вальверде с крестом и Библией в руках. Через индейца-переводчика он поведал императору, что Иисус Христос, сын Бога, передал власть над землёй Святому апостолу Павлу и его последователям Папам, а те, в свою очередь, поручили королю Испании Карлу V обратить народы Нового Света в христианскую веру.
Спокойно внимавший словам священника Атауальпа попросил Библию и сказал: «Мне эта книга ни о чём не говорит. Я не знаю Бога, создавшего землю и небо, и в то же время убеждён, что мир создал Пачакамак (древний бог индейцев кечуа, «творец» мира и света) и что Солнце и Луна, которым мы поклоняемся, — бессмертны, а Иисус Христос, о котором ты говорил, умер. Я никогда ничего не слышал о вашем Папе, дарящем страны, не принадлежащие ему. Никто не имеет права обладать моим царством без моего ведома». После этих слов Инка с пренебрежением бросил Библию на землю. Не на такую ли реакцию и была рассчитана операция? «Отомстим, христиане! Атакуйте еретиков, осквернивших Библию!» — закричал священник.
Загрохотали пушки и аркебузы. В разношёрстном и многолюдном окружении Инки воинам-индейцам, ошарашенным внезапным нападением, трудно было организовать сопротивление. Орущей, мечущейся в панике толпе кавалерия не оставляла никаких надежд. Писарро с группой солдат пробрался к трону Инки и захватил его в плен. Индейцы прекратили борьбу. Всего полчаса длился погром. На площади и вокруг неё, по словам Франсиско Хереса, личного секретаря Писарро, осталось 2 тыс. трупов. Конкистадоры не понесли потерь вообще. Атауальпа, внешне оставаясь спокойным, изрёк: «Это обычное дело на войне: или побеждать, или быть побеждённым».
Мог ли бывший свинопас, так и не освоивший премудрости грамоты, предположить, что в его жизни будет такой триумф? Победители захватили богатейшие трофеи, но наиболее ценным оказался сам Инка. Писарро сузил границы владений императора до одной комнаты размером 22 фута в длину и 16 футов в ширину. Атауальпа обещал наполнить это помещение драгоценностями до высоты поднятой руки за своё освобождение. Испанец, естественно, ответил согласием.
Началась золотая лихорадка. По стенам в комнате Инки на условленном месте была проведена красная черта и сотни гонцов направились во все концы империи. И богатства, создававшиеся многими поколениями людей, непрерывным потоком потекли в Кахамарку. Золото и серебро храмов Солнца и дворцов крупнейших городов — Куско, Уамачуко, Уайласа, Пуиту и Сиклапамы — приносились в жертву недальновидности Атауальпы.
Он не сомневался в скором освобождении и думал о будущем. А это будущее способен был перечеркнуть брат и законный наследник Уаскар, которого могли использовать в своих интересах испанцы. Через верных людей, бывших среди тех, кто приносил золото, Атауальпа приказал уничтожить Уаскара. И его утопили в реке Андамана, утопили, потому что, согласно поверью инков, только утопленник никогда не воскреснет.
Легковерный Атауальпа обретал спокойствие: основной соперник в борьбе за трон стал призраком, а у него впереди свобода — ведь он, могущественный Инка, насыпал алчным испанцам драгоценностей до красной черты...
Что же представляли собой сокровища, полученные от Атауальпы, и каким образом конкистадоры поделили их между собой? Было собрано золота на сумму 15,5 млн. золотых песо и 25 805 фунтов серебра. После того как пятая часть всех сокровищ была выделена королевской короне, остальное распределилось следующим образом: Писарро получил 57 222 золотых песо и 1175 фунтов
серебра, а также золотой трон Инки, оценённый в 25 тыс. золотых песо. Его брату Эрнандо досталось 31 800 золотых песо и 1175 фунтов серебра, каждому кавалеристу — соответственно 8880 и 181, а каждому пехотинцу — по 4440 и 90 с половиной фунтов серебра.
Став обладателем сказочных богатств, Писарро тем не менее не спешил предоставлять царственному пленнику обещанную свободу. Он понимал, что Атауальпа не остановится ни перед чем, желая отомстить за оскорбление, и тогда вряд ли удастся не только сохранить добытые трофеи, но и спасти жизнь. Чтобы не допустить этого, Писарро решил устроить суд над Инкой. Атауальпу обвинили в убийстве Уаскара, незаконном захвате престола, идолопоклонстве, многожёнстве, разворовывании казны и даже в подготовке антииспанского переворота. Приговор — сожжение заживо на костре — леденил Атауальпе душу. Страшна была не мучительная смерть — воин не боялся её. Инки верили в бессмертие по окончании земной жизни, но лишь в том случае, если тело усопшего будет забальзамировано.
Вот почему Атауальпу ужасала мысль о смерти. Незадолго до начала казни Вальверде ещё раз предложил императору принять христианскую веру. Инка наотрез отказался. И тогда священник предложил ему поменять костёр на петлю, но с условием обязательного крещения. Атауальпа согласился, получив в ходе церемонии имя Хуан. Затем под звуки религиозных псалмов, исполненных несколькими испанцами, оборвалась жизнь тридцатилетнего Инки.
Продолжением судебного лицемерия самозваных служителей Фемиды стало изощрённое глумление над памятью усопшего: на следующий день Писарро устроил торжественные похороны, в которых принимали участие он сам и другие конкистадоры, облачённые в траурные одежды. Палачи «оплакивали» жертву. Справедливости ради надо сказать, что некоторые испанцы протестовали против этого суда и особенно — смертного приговора, считая, что судьбу Атауальпы должен решать Карл V.
Смерть Атауальпы повергла в хаос империю инков, чем сполна воспользовался Писарро, покоривший её «малой кровью», почти не понеся потерь.
ИНДЕЙЦЫ АМЕРИКИ
Согласно одной из ацтекских легенд, мир четырежды полностью разрушался тиграми, ураганами, огнём и водой. После каждой такой катастрофы человечество возникало заново, не унаследовав абсолютно ничего от предыдущих поколений. Любопытно, что после третьего катаклизма часть оставшихся людей, по версии ацтеков, превратилась в обезьян, а после четвёртого — возникла необходимость создавать новое Солнце.
И тогда, как гласит легенда, собрались боги в Теотиуакане и спросили друг друга, кто из них решится «позаботиться о том, чтобы был день, чтобы был свет». (Теотиуакан — центр одной из важнейших доколумбовых цивилизаций Центральной Мексики, цивилизации тольтеков (I—XII вв. н. э.). В настоящее время от этого древнего города, расположенного в 50 км от мексиканской столицы, остались пирамиды Луны и Солнца, развалины дворцов и храмов, памятники скульптуры и красочные
росписи. Центр города пересекает главная улица — Дорога мёртвых длиной 4 км.) И вызвались сделать это два бога — могущественный и надменный «властитель раковин» бог Текуксистекатль и бедный, необычайно отважный бог Нанауацин. В Теотиуакане запылал костёр, горевший четыре года. Эти два бога, вызвавшиеся принести себя в жертву ради создания нового светила, должны были броситься в него. Языки пламени не испугали только Нанауацина, а трусливый Текуксистекатль предпочёл истлеть в образовавшемся пепле костра. И не удивительно, что с тех пор сияние и блеск исходят от Нанауацина, ставшего богом Солнца, а мертвенная бледность — от Текуксистекатля, превратившегося в бога Луны.
Однако, чтобы не померк блеск Солнца, бог войны Уитцилопочтли должен был ежедневно вести ожесточённую борьбу со звёздами и Луной. В этом трудном противоборстве ему могли помочь только
души тех, кто погиб на поле боя или был принесён в жертву. Так возникла идея человеческого жертвоприношения. Она является центральной в религии ацтеков, которые обосновывали её следующим образом. Люди не могут жить без повседневного участия богов, а те в свою очередь нуждаются в том, чтобы человек поддерживал их, принося ради этого в жертву собственную жизнь. Из неё боги получают живительную для себя магическую субстанцию, содержащуюся в крови и в сердце человека...
Удивительный и неповторимый мир древних индейских цивилизаций донёс до нас в упомянутой выше ацтекской легенде свой взгляд на одну из великих загадок бытия и мироздания. А сколько загадочного и непознанного до сих пор таит в себе сама история майя, ацтеков, инков, чибча-муисков и т. д., получивших с лёгкой руки Христофора Колумба наименование индейцев.
Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на американский континент. Начиная с XVI в. и до наших дней не утихают споры учёных мужей по этому вопросу. Среди первых жителей Америки называют выходцев с Канарских островов, финикийцев, карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян, вавилонян, китайцев и даже татар и скифов. Не обошлось и без красивой легенды, связанной с Атлантидой, которая якобы соединяла в далёком прошлом Средиземное море и американский континент.
По мере развития науки шёл естественный отбор различного рода гипотез и предположений. В настоящее время нет сомнений в том, что в Западном полушарии первые люди были выходцами с других континентов. Но откуда? Этот вопрос до сих пор окончательно не решён.
Большинство исследователей считают, что они прибыли из Азии, другие (например, норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал) защищают меланезийско-полинезийский вариант заселения Америки. Французский учёный Поль Риве склоняется к существованию и того, и другого вариантов.
Со второй половины XVIII в. время от времени напоминает о себе и диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой Америка была одним из центров появления человека. Наиболее «аргументированно» её обосновал в конце XIX в. аргентинский археолог и философ Флорентино Амехино. Он утверждал, что «homo pampeanus», обитавший на территории Аргентины 1—2 млн. лет назад, вообще является первым человеком на Земле, а следовательно, Америка была колыбелью всего человечества. Доводы оппонентов аргентинского учёного были немногочисленны, но подтверждены археологическими раскопками: в Западном полушарии не было человекообразных обезьян.
В настоящее время большинство исследователей считают, что заселение американского континента шло из Азии через Берингов пролив. Но каким же образом люди сумели пересечь его в глубокой древности? Учёные полагают, что в этом им помогли четыре великих оледенения, а вероятнее всего, два последних (между 40 и 20 тыс. лет и 13—12 тыс. лет до н. э.).
В эпоху великих оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в своеобразный огромный мост, что и позволяло племенам, ведшим кочевой образ жизни, беспрепятственно оказаться на соседнем материке. Временной диапазон появления человека на американском континенте — от 10 до 30 тыс. лет назад.
Отправляясь в 1492 г. в своё первое плавание на поиски западного пути в Индию, Колумб взял с собой переводчика Луиса де Торреса, знавшего арабский язык и несколько китайских и японских слов. О, святая наивность великого мореплавателя! Оказалось, что в открытых им Индиях в то время имелось 1700 различных языков и диалектов.
Среди множества племён, обитавших на континенте, по своей численности и, отчасти, по уровню развития можно выделить следующие: эскимосы, ирокезы, пуэбло, навахи (Северная Америка), ацтеки (Мексика), майя (Мексика, Центральная Америка), карибы и араваки (Антильские острова, бассейн реки Ориноко), тупи-гуарани (Бразилия, Парагвай), чибча (Колумбия), кечуа и аймара (Перу, Боливия), чарруас (Уругвай, Аргентина), арауканы (Чили).
К моменту прихода европейцев в Новый Свет в его различных регионах племена существенно отличались друг от друга по хозяйственному укладу. Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития имели индейцы Мексики, Центральной Америки и Перу.
В основе развития всех известных цивилизаций всемирной истории лежал процесс возделывания какого-либо определённого злака: в Европе — пшеницы, в Азии — риса, в Америке им стала кукуруза. На приоритет в её окультуривании имеют почти равные шансы Мексика, Перу и Боливия. Это произошло около 7 тыс. лет назад.
Индейцы оказались весьма искусными земледельцами. В общей сложности они употребляли в пищу почти 20 тыс. растений — больше, чем все народы других континентов вместе взятые. Правда, эта цифра включает в себя десятки, а иногда и сотни видов одной и той же культуры.
Не иначе как чудом, верхом сметливости и мудрости воспринимается сегодня система чинампас, применявшаяся ацтеками до испанского завоевания. Суть её состояла в создании садов и огородов на акватории озёр. Плоты из тростника и дерева привязывались к сваям, покрывались илом и... водная гладь радовала глаз чёткой геометрией множества благоухающих участков. Этот способ земледелия в условиях жаркого лета создавал максимум удобств: вода под рукой, прохлада от водоёма, в любое время можно наловить рыбы. Система чи-
нампас выдержала проверку временем и до сих пор применяется в отдельных районах Мексики.
Американский континент «подарил» миру помимо кукурузы картофель, томаты, какао, подсолнечник, табак, лекарственные средства хинин и бальзам и такую сложную операцию, как трепанация черепа. В то же время аборигены Нового Света не знали колеса, лошадей, не плавили железо, которое они научились обрабатывать значительно позже золота, серебра, платины, меди и бронзы.
До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Понятием «Мезоамерика», впервые введённым в 1943 г. германским учёным Паулем Кирхгофом, археологи обозначают географический регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след пять древних цивилизаций. Наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков.
Учёные относят нижнюю хронологическую границу цивилизации майя к II тыс., а иногда и к III тыс. до н. э., верхнюю — к X в. н .э. Наибольший расцвет её приходится на VII—VIII вв. н. э.
Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан, Гватемалу, Белиз, часть Гондураса и Сальвадора и территорию нескольких штатов современной Мексики. Столь обширные географические границы этой цивилизации (325 тыс. кв. км) охватывали ареал обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён, унаследовавших одну культуру, хотя и имевшую, естественно, региональные особенности.
Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достижениями в строительстве и познаниями в астрономии и математике. Изысканностью и совершенством отличались живопись и скульптура майя, обработка камня и керамика.
В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: солнечным, включавшим 365 дней, и ритуальным (260 дней). Они делили год на 18 месяцев по 20 дней и дополнительный месяц из 5 дней. И месяцы, и дни имели свои названия, которые применялись и во втором календаре, где счёт вёлся не на месяцы, а на промежутки времени по 13 дней. Религиозная символика широко использовалась и в том, и в другом календаре.
В области математики, пожалуй, самым великим достижением культуры майя является введение понятия ноля. Это было сделано на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций.
История ацтеков до их появления во второй половине XII в. н. э. в Центральной Мексике таит множество загадок. Они называли свою родину островом Астлан (место, где живут цапли). От слова «астлан» и произошло название «ацтек». До сих пор наукой не установлено точное местонахождение этого острова.
Кочевые охотничьи племена ацтеков оказались весьма воинственными. В течение почти двух веков
они вели завоевательные кампании и в начале XIV в., покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно в 1325 г. её столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).
Культура ацтеков ассимилировала богатые традиции и замечательные достижения всех предшествовавших им мексиканских цивилизаций. От майя ацтеки унаследовали иероглифическое письмо и широко пользовались им. Весьма оригинальной была изготовлявшаяся ими полихромная керамика. Всемирной славой пользуются их скульптуры, сохранившиеся до наших дней: «Грустный индеец», «Голова мёртвого», статуя бога Шочипилли и др. Многого ацтеки добились и в сельском хозяйстве, применяя дренажные работы. Как и майя, ацтеки широко использовали труд рабов, которыми становились должники, сироты, разведённые жёны.
Империя ацтеков достигла наивысшего уровня развития в начале XVI в. В то же время на территории Перу, Эквадора, Боливии, части Колумбии, Аргентины и Чили существовала другая великая империя — государство инков. Она занимала территорию более 1 млн. кв. км и называлась Тауантинсуйу, что на языке кечуа означает «четыре объединённые стороны света». Её размеры подчёркивают справедливость столь глобальных притязаний.
Для всех упомянутых цивилизаций характерно обожествление Солнца. Инки же превзошли в этом всех, назвав себя «сынами Солнца». В какой-то степени они имели на это право, ведь центральное ядро этой цивилизации находилось в Андах, самой высокой горной системе Америки. Как и представители других вышеупомянутых цивилизаций, инки были отличными астрономами. В городе Куско они построили четыре башни для наблюдений за положением Солнца, имели понятие о солнечном и лунном годе. До наших дней дошли великолепные изделия инков из золота, серебра и меди.
Во главе государства находился Великий Инка, считавшийся живым воплощением Солнца. Изображение этого светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. Сестрой и супругой Солнца считалась Луна. В качестве божества почиталась и Куичи-Радуга. Существовали также культ духов — покровителей земледелия, культ стихий природы и т. д.
Как и у индейцев майя, в государстве инков важная роль принадлежала жрецам. Существовали специальные «поля Солнца», урожай с которых шёл только на нужды священнослужителей. Верховный жрец вёл свою родословную от рода Великого Инки и разделял с ним власть.
У инков также существовала традиция человеческого жертвоприношения, но оно имело иную
1 Воин VIII—X вв.. Оклахома.
2. Воин культуры мочика. V—VII вв.
3. Воин майа. VII-VIII вв.
4. Ацтекский воин «ордена ягуара». XIV—XVI вв.
целенаправленность, нежели у ацтеков. Его главное предназначение состояло в обожествлении самого Великого Инки. Жертвоприношения, как правило, имели место во время пышных празднеств по случаю его вступления на престол. Приносились в жертву девушки и дети, которых должны были поставлять покорённые инками племена.
Весьма оригинальным было «узелковое письмо» инков — «кипу». Оно состояло из шнура и нитей-подвесок разных цветов и оттенков. Сочетания цветов и комбинации узелков на нитях позволяли использовать кипу для подсчёта налогов, фиксации различного рода исторических событий, для передачи имён собственных и названий и даже отдельных фонетических элементов. Уникальное кипу было найдено в одном из перуанских храмов. Оно весило 6 кг. По подсчётам одного из самых авторитетных российских исследователей культуры инков В.А. Кузьмищева, такой моток пряжи мог бы соединить Москву с Санкт-Петербургом, а по объёму заложенной в него информации способен заменить многотомный статистический справочник.
Центром развития и становления культуры чибча-муисков является Боготинское плоскогорье (современная Колумбия). Сложившаяся в этом регионе цивилизация (V—XV вв.) отличалась высоким уровнем развития гончарного дела, ткачества, добычи каменного угля и изумрудов.
Так же, как и в других упомянутых выше цивилизациях, здесь имело место существенное имущественное расслоение, что нашло своё отражение даже в сфере религиозной мифологии. Бог Чибча-кум («опора людей чибча») являлся покровителем простого люда, а бог Бочика — покровителем знати.
Отдельные исследователи считают, что чибча-муиски были единственным народом древней Америки, имевшим деньги, роль которых выполняли небольшие золотые диски. Более осторожные в своих выводах авторы называют эти изделия пользовавшимися спросом украшениями, обменивавшимися на другой товар.
С местами обитания чибча-муисков связана легенда о сказочно богатой стране Эльдорадо. Первым испанским конкистадорам аборигены рассказали о своеобразном ритуале посвящения в вожди в одном из племён. В день торжеств претендент натирает тело смолой, а затем покрывает его золотым порошком. Соплеменники сопровождают этого позолоченного человека, возлежащего на драгоценных носилках, до горного озера. Он ныряет, смывает позолоту, и тем самым свершается обряд посвящения. Участники процессии бросают в озеро золото и драгоценные камни. А сколько за сотни лет было таких церемоний? Так и возник миф о неведомой стране и её несметных богатствах, названной Эльдорадо, что по-испански означает «позолоченный».
В течение почти целого столетия, начиная с 30-х гг. XVI в., в первую очередь в районах Колумбии и Гвианы велись безуспешные поиски и «позолоченного человека», и озера с несметными богатствами. Манящие миражи Эльдорадо влекли к себе
не только испанцев, но и германцев, и англичан. В конце концов было обнаружено озеро, где якобы свершался описанный выше ритуал, однако его глубина (120 м) оказалась непреодолимым препятствием для искателей фортуны того времени.
Британский вариант Эльдорадо связан прежде всего с именем легендарного Уолтера Рэли, мореплавателя, одного из руководителей разгрома испанской «Непобедимой армады», поэта, драматурга, историка. «Великий искатель приключений», «знаменитый вдохновитель походов» — эти словосочетания, неизменно стоящие в исследованиях рядом с его именем, безусловно, справедливы. С Эльдорадо он связан не только тем, что в 1595 г. прибыл в Гвиану на поиски этого волшебного края, но и книгой «Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана», увидевшей свет в следующем году.
Как человек с хорошо развитым творческим началом, Рэли многое домыслил, развил и трансформировал в легенде об Эльдорадо. В его трактовке позолоченным человеком становится король Гвианы, устраивающий оргии со своими придворными. Слуги должны были раздевать всех участников оргий, «смазывать их сверху донизу белым бальзамом» и покрывать золотым порошком до тех пор, «пока гости не начинают сверкать с ног до головы, и в таком виде они сидят и пьют группами по двадцать и по сто человек и продолжают это занятие иногда шесть-семь дней подряд».
Рэли попытался докопаться и до «подлинного» названия территории, которую испанцы окрестили Эльдорадо. Взятый им в плен губернатор Беррео сообщил англичанину, что аборигены именуют Эльдорадо не иначе как Маноа.
В картографии у Маноа оказалась более счастливая судьба. Если Эльдорадо так и не появилось ни на одной из карт, то Маноа (Беррео назвал его городом) впервые фигурировал на карте Южной Америки, составленной в 1598 г. голландским картографом Иодоком Хондием, работавшим с материалами неопубликованной рукописи Рэли, которая хранится в Британском музее.
Не было забыто и таинственное озеро. В 1599 г. фламандский гравёр Теодор де Брай на подготовленной им карте Гвианы поместил озеро Парима, на юго-западном берегу которого, по его словам, находился город «Маноа, или Дорадо... самый большой город в мире». Американский историк и географ Рамсей, всесторонне исследовавший эту проблему, отмечает, что Маноа уже к 30-м гг. XVII в. исчез с географических карт, а Париму можно было найти и на некоторых картах XVIII в. Последнюю точку в этом заблуждении поставил Александр Гумбольдт, доказавший, что в бассейне реки Ориноко нет озёр. В то же время немецкий учёный посчитал, что слухи об озере Парима могут иметь реальную почву, так как в момент разлива река затопляет огромную территорию и возможны какие-то временные озёрные образования.
И наконец, несколько слов о реально существующем озере Гуатавита. Испанцы предпринимали несколько попыток осушить его, но этого удалось добиться только английской экспедиции в 1913 г. «Старателей» ожидало полное разочарование. Найденные ими несколько золотых предметов не окупили даже затрат на организацию мелиоративных работ. «Было бы преждевременным считать, — делает вывод Рамсей, — что то, что найдено при этих раскопках, исчерпывает все содержащиеся в озере богатства. Но на основании имеющихся данных было бы не менее опрометчиво предполагать, что индейское племя муисков практиковало церемонию с «позолоченным человеком» долгое время или что
их золотые приношения были когда-либо очень многочисленными».
Кроме мифов и легенд индейцев на возможность существования Эльдорадо в районе северного побережья Южной Америки указывали и учёные мужи того времени, считавшие, что месторождения драгоценных металлов тяготеют к экватору.
Эту легендарную страну так и не удалось открыть европейцам, зато подлинным Эльдорадо стал для них Новый Свет с его неповторимыми индейскими цивилизациями.
Историю конкисты отличала зачастую алогичность, парадоксальность, опровергались устоявшиеся принципы военного искусства. Франсиско Писарро, покоряя в начале 30-х гг. XVI в. империю инков, вспоминал свои беседы с Эрнаном Кортесом: а не попытаться ли захватить Великого Инку Атауальпу так же, как его родственник пленил Монтесуму?
Разбив лагерь в г. Кахамарка, Писарро начал готовиться к появлению императора, пожелавшего посмотреть на белых пришельцев. Ожидая высокого гостя, он прежде всего позаботился об оптимальном расположении своих сил. В центре главной городской площади, где предстояла церемония встречи, были установлены пушки, группа с аркебузами расположилась на высокой башне, три кавалерийских эскадрона возглавили самые способные и верные люди.
Атауальпа посчитал, что 5—6 тыс. войска достаточно для надёжного обеспечения его безопасности. Можно ли усомниться в этом, превосходя испанцев численностью в 40 раз! Инка направлялся в Кахамарку для демонстрации своего величия. Его бесконечный обоз ослеплял своей роскошью и богатством; изумляли своей красотой и пышными нарядами молодые женщины, не умолкали многочисленные певцы, не жалели ног танцоры; среди них выделялись степенностью знатные особы. На специальном помосте восемь индейцев несли трон Атауальпы. Обладание одним только этим троном превратило бы в реальность самые неосуществимые мечты конкистадоров: так много в нём было золота, серебра, драгоценных камней. Украшавшие трон золотое Солнце и серебряная Луна подчёркивали, сколь высок и недосягаем для простых смертных его обладатель.
Атауальпе вышел навстречу священник Винсенте Вальверде с крестом и Библией в руках. Через индейца-переводчика он поведал императору, что Иисус Христос, сын Бога, передал власть над землёй Святому апостолу Павлу и его последователям Папам, а те, в свою очередь, поручили королю Испании Карлу V обратить народы Нового Света в христианскую веру.
Спокойно внимавший словам священника Атауальпа попросил Библию и сказал: «Мне эта книга ни о чём не говорит. Я не знаю Бога, создавшего землю и небо, и в то же время убеждён, что мир создал Пачакамак (древний бог индейцев кечуа, «творец» мира и света) и что Солнце и Луна, которым мы поклоняемся, — бессмертны, а Иисус Христос, о котором ты говорил, умер. Я никогда ничего не слышал о вашем Папе, дарящем страны, не принадлежащие ему. Никто не имеет права обладать моим царством без моего ведома». После этих слов Инка с пренебрежением бросил Библию на землю. Не на такую ли реакцию и была рассчитана операция? «Отомстим, христиане! Атакуйте еретиков, осквернивших Библию!» — закричал священник.
Загрохотали пушки и аркебузы. В разношёрстном и многолюдном окружении Инки воинам-индейцам, ошарашенным внезапным нападением, трудно было организовать сопротивление. Орущей, мечущейся в панике толпе кавалерия не оставляла никаких надежд. Писарро с группой солдат пробрался к трону Инки и захватил его в плен. Индейцы прекратили борьбу. Всего полчаса длился погром. На площади и вокруг неё, по словам Франсиско Хереса, личного секретаря Писарро, осталось 2 тыс. трупов. Конкистадоры не понесли потерь вообще. Атауальпа, внешне оставаясь спокойным, изрёк: «Это обычное дело на войне: или побеждать, или быть побеждённым».
Мог ли бывший свинопас, так и не освоивший премудрости грамоты, предположить, что в его жизни будет такой триумф? Победители захватили богатейшие трофеи, но наиболее ценным оказался сам Инка. Писарро сузил границы владений императора до одной комнаты размером 22 фута в длину и 16 футов в ширину. Атауальпа обещал наполнить это помещение драгоценностями до высоты поднятой руки за своё освобождение. Испанец, естественно, ответил согласием.
Началась золотая лихорадка. По стенам в комнате Инки на условленном месте была проведена красная черта и сотни гонцов направились во все концы империи. И богатства, создававшиеся многими поколениями людей, непрерывным потоком потекли в Кахамарку. Золото и серебро храмов Солнца и дворцов крупнейших городов — Куско, Уамачуко, Уайласа, Пуиту и Сиклапамы — приносились в жертву недальновидности Атауальпы.
Он не сомневался в скором освобождении и думал о будущем. А это будущее способен был перечеркнуть брат и законный наследник Уаскар, которого могли использовать в своих интересах испанцы. Через верных людей, бывших среди тех, кто приносил золото, Атауальпа приказал уничтожить Уаскара. И его утопили в реке Андамана, утопили, потому что, согласно поверью инков, только утопленник никогда не воскреснет.
Легковерный Атауальпа обретал спокойствие: основной соперник в борьбе за трон стал призраком, а у него впереди свобода — ведь он, могущественный Инка, насыпал алчным испанцам драгоценностей до красной черты...
Что же представляли собой сокровища, полученные от Атауальпы, и каким образом конкистадоры поделили их между собой? Было собрано золота на сумму 15,5 млн. золотых песо и 25 805 фунтов серебра. После того как пятая часть всех сокровищ была выделена королевской короне, остальное распределилось следующим образом: Писарро получил 57 222 золотых песо и 1175 фунтов
серебра, а также золотой трон Инки, оценённый в 25 тыс. золотых песо. Его брату Эрнандо досталось 31 800 золотых песо и 1175 фунтов серебра, каждому кавалеристу — соответственно 8880 и 181, а каждому пехотинцу — по 4440 и 90 с половиной фунтов серебра.
Став обладателем сказочных богатств, Писарро тем не менее не спешил предоставлять царственному пленнику обещанную свободу. Он понимал, что Атауальпа не остановится ни перед чем, желая отомстить за оскорбление, и тогда вряд ли удастся не только сохранить добытые трофеи, но и спасти жизнь. Чтобы не допустить этого, Писарро решил устроить суд над Инкой. Атауальпу обвинили в убийстве Уаскара, незаконном захвате престола, идолопоклонстве, многожёнстве, разворовывании казны и даже в подготовке антииспанского переворота. Приговор — сожжение заживо на костре — леденил Атауальпе душу. Страшна была не мучительная смерть — воин не боялся её. Инки верили в бессмертие по окончании земной жизни, но лишь в том случае, если тело усопшего будет забальзамировано.
Вот почему Атауальпу ужасала мысль о смерти. Незадолго до начала казни Вальверде ещё раз предложил императору принять христианскую веру. Инка наотрез отказался. И тогда священник предложил ему поменять костёр на петлю, но с условием обязательного крещения. Атауальпа согласился, получив в ходе церемонии имя Хуан. Затем под звуки религиозных псалмов, исполненных несколькими испанцами, оборвалась жизнь тридцатилетнего Инки.
Продолжением судебного лицемерия самозваных служителей Фемиды стало изощрённое глумление над памятью усопшего: на следующий день Писарро устроил торжественные похороны, в которых принимали участие он сам и другие конкистадоры, облачённые в траурные одежды. Палачи «оплакивали» жертву. Справедливости ради надо сказать, что некоторые испанцы протестовали против этого суда и особенно — смертного приговора, считая, что судьбу Атауальпы должен решать Карл V.
Смерть Атауальпы повергла в хаос империю инков, чем сполна воспользовался Писарро, покоривший её «малой кровью», почти не понеся потерь.
Франсиско Писарро.
Неизвестный художник
(около 1530 г.).
Неизвестный художник
(около 1530 г.).
ИНДЕЙЦЫ АМЕРИКИ
Согласно одной из ацтекских легенд, мир четырежды полностью разрушался тиграми, ураганами, огнём и водой. После каждой такой катастрофы человечество возникало заново, не унаследовав абсолютно ничего от предыдущих поколений. Любопытно, что после третьего катаклизма часть оставшихся людей, по версии ацтеков, превратилась в обезьян, а после четвёртого — возникла необходимость создавать новое Солнце.
И тогда, как гласит легенда, собрались боги в Теотиуакане и спросили друг друга, кто из них решится «позаботиться о том, чтобы был день, чтобы был свет». (Теотиуакан — центр одной из важнейших доколумбовых цивилизаций Центральной Мексики, цивилизации тольтеков (I—XII вв. н. э.). В настоящее время от этого древнего города, расположенного в 50 км от мексиканской столицы, остались пирамиды Луны и Солнца, развалины дворцов и храмов, памятники скульптуры и красочные
росписи. Центр города пересекает главная улица — Дорога мёртвых длиной 4 км.) И вызвались сделать это два бога — могущественный и надменный «властитель раковин» бог Текуксистекатль и бедный, необычайно отважный бог Нанауацин. В Теотиуакане запылал костёр, горевший четыре года. Эти два бога, вызвавшиеся принести себя в жертву ради создания нового светила, должны были броситься в него. Языки пламени не испугали только Нанауацина, а трусливый Текуксистекатль предпочёл истлеть в образовавшемся пепле костра. И не удивительно, что с тех пор сияние и блеск исходят от Нанауацина, ставшего богом Солнца, а мертвенная бледность — от Текуксистекатля, превратившегося в бога Луны.
Однако, чтобы не померк блеск Солнца, бог войны Уитцилопочтли должен был ежедневно вести ожесточённую борьбу со звёздами и Луной. В этом трудном противоборстве ему могли помочь только
Ацтекская культура до прихода Кортеса в Мексику.
души тех, кто погиб на поле боя или был принесён в жертву. Так возникла идея человеческого жертвоприношения. Она является центральной в религии ацтеков, которые обосновывали её следующим образом. Люди не могут жить без повседневного участия богов, а те в свою очередь нуждаются в том, чтобы человек поддерживал их, принося ради этого в жертву собственную жизнь. Из неё боги получают живительную для себя магическую субстанцию, содержащуюся в крови и в сердце человека...
Удивительный и неповторимый мир древних индейских цивилизаций донёс до нас в упомянутой выше ацтекской легенде свой взгляд на одну из великих загадок бытия и мироздания. А сколько загадочного и непознанного до сих пор таит в себе сама история майя, ацтеков, инков, чибча-муисков и т. д., получивших с лёгкой руки Христофора Колумба наименование индейцев.
Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на американский континент. Начиная с XVI в. и до наших дней не утихают споры учёных мужей по этому вопросу. Среди первых жителей Америки называют выходцев с Канарских островов, финикийцев, карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян, вавилонян, китайцев и даже татар и скифов. Не обошлось и без красивой легенды, связанной с Атлантидой, которая якобы соединяла в далёком прошлом Средиземное море и американский континент.
По мере развития науки шёл естественный отбор различного рода гипотез и предположений. В настоящее время нет сомнений в том, что в Западном полушарии первые люди были выходцами с других континентов. Но откуда? Этот вопрос до сих пор окончательно не решён.
Большинство исследователей считают, что они прибыли из Азии, другие (например, норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал) защищают меланезийско-полинезийский вариант заселения Америки. Французский учёный Поль Риве склоняется к существованию и того, и другого вариантов.
Со второй половины XVIII в. время от времени напоминает о себе и диаметрально противоположная точка зрения, согласно которой Америка была одним из центров появления человека. Наиболее «аргументированно» её обосновал в конце XIX в. аргентинский археолог и философ Флорентино Амехино. Он утверждал, что «homo pampeanus», обитавший на территории Аргентины 1—2 млн. лет назад, вообще является первым человеком на Земле, а следовательно, Америка была колыбелью всего человечества. Доводы оппонентов аргентинского учёного были немногочисленны, но подтверждены археологическими раскопками: в Западном полушарии не было человекообразных обезьян.
В настоящее время большинство исследователей считают, что заселение американского континента шло из Азии через Берингов пролив. Но каким же образом люди сумели пересечь его в глубокой древности? Учёные полагают, что в этом им помогли четыре великих оледенения, а вероятнее всего, два последних (между 40 и 20 тыс. лет и 13—12 тыс. лет до н. э.).
В эпоху великих оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в своеобразный огромный мост, что и позволяло племенам, ведшим кочевой образ жизни, беспрепятственно оказаться на соседнем материке. Временной диапазон появления человека на американском континенте — от 10 до 30 тыс. лет назад.
Отправляясь в 1492 г. в своё первое плавание на поиски западного пути в Индию, Колумб взял с собой переводчика Луиса де Торреса, знавшего арабский язык и несколько китайских и японских слов. О, святая наивность великого мореплавателя! Оказалось, что в открытых им Индиях в то время имелось 1700 различных языков и диалектов.
Среди множества племён, обитавших на континенте, по своей численности и, отчасти, по уровню развития можно выделить следующие: эскимосы, ирокезы, пуэбло, навахи (Северная Америка), ацтеки (Мексика), майя (Мексика, Центральная Америка), карибы и араваки (Антильские острова, бассейн реки Ориноко), тупи-гуарани (Бразилия, Парагвай), чибча (Колумбия), кечуа и аймара (Перу, Боливия), чарруас (Уругвай, Аргентина), арауканы (Чили).
К моменту прихода европейцев в Новый Свет в его различных регионах племена существенно отличались друг от друга по хозяйственному укладу. Наиболее высокий уровень общественно-экономического развития имели индейцы Мексики, Центральной Америки и Перу.
В основе развития всех известных цивилизаций всемирной истории лежал процесс возделывания какого-либо определённого злака: в Европе — пшеницы, в Азии — риса, в Америке им стала кукуруза. На приоритет в её окультуривании имеют почти равные шансы Мексика, Перу и Боливия. Это произошло около 7 тыс. лет назад.
Индейцы оказались весьма искусными земледельцами. В общей сложности они употребляли в пищу почти 20 тыс. растений — больше, чем все народы других континентов вместе взятые. Правда, эта цифра включает в себя десятки, а иногда и сотни видов одной и той же культуры.
Не иначе как чудом, верхом сметливости и мудрости воспринимается сегодня система чинампас, применявшаяся ацтеками до испанского завоевания. Суть её состояла в создании садов и огородов на акватории озёр. Плоты из тростника и дерева привязывались к сваям, покрывались илом и... водная гладь радовала глаз чёткой геометрией множества благоухающих участков. Этот способ земледелия в условиях жаркого лета создавал максимум удобств: вода под рукой, прохлада от водоёма, в любое время можно наловить рыбы. Система чи-
Жак Картье вручает мушкеты вождям индейцев, привлекая их на свою сторону.
нампас выдержала проверку временем и до сих пор применяется в отдельных районах Мексики.
Американский континент «подарил» миру помимо кукурузы картофель, томаты, какао, подсолнечник, табак, лекарственные средства хинин и бальзам и такую сложную операцию, как трепанация черепа. В то же время аборигены Нового Света не знали колеса, лошадей, не плавили железо, которое они научились обрабатывать значительно позже золота, серебра, платины, меди и бронзы.
До европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Понятием «Мезоамерика», впервые введённым в 1943 г. германским учёным Паулем Кирхгофом, археологи обозначают географический регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). На этой обширной территории, сменяя друг друга, оставили след пять древних цивилизаций. Наиболее известными среди них являются цивилизации майя и ацтеков.
Учёные относят нижнюю хронологическую границу цивилизации майя к II тыс., а иногда и к III тыс. до н. э., верхнюю — к X в. н .э. Наибольший расцвет её приходится на VII—VIII вв. н. э.
Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан, Гватемалу, Белиз, часть Гондураса и Сальвадора и территорию нескольких штатов современной Мексики. Столь обширные географические границы этой цивилизации (325 тыс. кв. км) охватывали ареал обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён, унаследовавших одну культуру, хотя и имевшую, естественно, региональные особенности.
Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достижениями в строительстве и познаниями в астрономии и математике. Изысканностью и совершенством отличались живопись и скульптура майя, обработка камня и керамика.
В повседневной жизни майя пользовались двумя календарями: солнечным, включавшим 365 дней, и ритуальным (260 дней). Они делили год на 18 месяцев по 20 дней и дополнительный месяц из 5 дней. И месяцы, и дни имели свои названия, которые применялись и во втором календаре, где счёт вёлся не на месяцы, а на промежутки времени по 13 дней. Религиозная символика широко использовалась и в том, и в другом календаре.
В области математики, пожалуй, самым великим достижением культуры майя является введение понятия ноля. Это было сделано на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций.
История ацтеков до их появления во второй половине XII в. н. э. в Центральной Мексике таит множество загадок. Они называли свою родину островом Астлан (место, где живут цапли). От слова «астлан» и произошло название «ацтек». До сих пор наукой не установлено точное местонахождение этого острова.
Кочевые охотничьи племена ацтеков оказались весьма воинственными. В течение почти двух веков
они вели завоевательные кампании и в начале XIV в., покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно в 1325 г. её столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).
Культура ацтеков ассимилировала богатые традиции и замечательные достижения всех предшествовавших им мексиканских цивилизаций. От майя ацтеки унаследовали иероглифическое письмо и широко пользовались им. Весьма оригинальной была изготовлявшаяся ими полихромная керамика. Всемирной славой пользуются их скульптуры, сохранившиеся до наших дней: «Грустный индеец», «Голова мёртвого», статуя бога Шочипилли и др. Многого ацтеки добились и в сельском хозяйстве, применяя дренажные работы. Как и майя, ацтеки широко использовали труд рабов, которыми становились должники, сироты, разведённые жёны.
Империя ацтеков достигла наивысшего уровня развития в начале XVI в. В то же время на территории Перу, Эквадора, Боливии, части Колумбии, Аргентины и Чили существовала другая великая империя — государство инков. Она занимала территорию более 1 млн. кв. км и называлась Тауантинсуйу, что на языке кечуа означает «четыре объединённые стороны света». Её размеры подчёркивают справедливость столь глобальных притязаний.
Для всех упомянутых цивилизаций характерно обожествление Солнца. Инки же превзошли в этом всех, назвав себя «сынами Солнца». В какой-то степени они имели на это право, ведь центральное ядро этой цивилизации находилось в Андах, самой высокой горной системе Америки. Как и представители других вышеупомянутых цивилизаций, инки были отличными астрономами. В городе Куско они построили четыре башни для наблюдений за положением Солнца, имели понятие о солнечном и лунном годе. До наших дней дошли великолепные изделия инков из золота, серебра и меди.
Во главе государства находился Великий Инка, считавшийся живым воплощением Солнца. Изображение этого светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. Сестрой и супругой Солнца считалась Луна. В качестве божества почиталась и Куичи-Радуга. Существовали также культ духов — покровителей земледелия, культ стихий природы и т. д.
Как и у индейцев майя, в государстве инков важная роль принадлежала жрецам. Существовали специальные «поля Солнца», урожай с которых шёл только на нужды священнослужителей. Верховный жрец вёл свою родословную от рода Великого Инки и разделял с ним власть.
У инков также существовала традиция человеческого жертвоприношения, но оно имело иную
Воины-индейцы.
1 Воин VIII—X вв.. Оклахома.
2. Воин культуры мочика. V—VII вв.
3. Воин майа. VII-VIII вв.
4. Ацтекский воин «ордена ягуара». XIV—XVI вв.
целенаправленность, нежели у ацтеков. Его главное предназначение состояло в обожествлении самого Великого Инки. Жертвоприношения, как правило, имели место во время пышных празднеств по случаю его вступления на престол. Приносились в жертву девушки и дети, которых должны были поставлять покорённые инками племена.
Весьма оригинальным было «узелковое письмо» инков — «кипу». Оно состояло из шнура и нитей-подвесок разных цветов и оттенков. Сочетания цветов и комбинации узелков на нитях позволяли использовать кипу для подсчёта налогов, фиксации различного рода исторических событий, для передачи имён собственных и названий и даже отдельных фонетических элементов. Уникальное кипу было найдено в одном из перуанских храмов. Оно весило 6 кг. По подсчётам одного из самых авторитетных российских исследователей культуры инков В.А. Кузьмищева, такой моток пряжи мог бы соединить Москву с Санкт-Петербургом, а по объёму заложенной в него информации способен заменить многотомный статистический справочник.
Центром развития и становления культуры чибча-муисков является Боготинское плоскогорье (современная Колумбия). Сложившаяся в этом регионе цивилизация (V—XV вв.) отличалась высоким уровнем развития гончарного дела, ткачества, добычи каменного угля и изумрудов.
Так же, как и в других упомянутых выше цивилизациях, здесь имело место существенное имущественное расслоение, что нашло своё отражение даже в сфере религиозной мифологии. Бог Чибча-кум («опора людей чибча») являлся покровителем простого люда, а бог Бочика — покровителем знати.
Отдельные исследователи считают, что чибча-муиски были единственным народом древней Америки, имевшим деньги, роль которых выполняли небольшие золотые диски. Более осторожные в своих выводах авторы называют эти изделия пользовавшимися спросом украшениями, обменивавшимися на другой товар.
С местами обитания чибча-муисков связана легенда о сказочно богатой стране Эльдорадо. Первым испанским конкистадорам аборигены рассказали о своеобразном ритуале посвящения в вожди в одном из племён. В день торжеств претендент натирает тело смолой, а затем покрывает его золотым порошком. Соплеменники сопровождают этого позолоченного человека, возлежащего на драгоценных носилках, до горного озера. Он ныряет, смывает позолоту, и тем самым свершается обряд посвящения. Участники процессии бросают в озеро золото и драгоценные камни. А сколько за сотни лет было таких церемоний? Так и возник миф о неведомой стране и её несметных богатствах, названной Эльдорадо, что по-испански означает «позолоченный».
В течение почти целого столетия, начиная с 30-х гг. XVI в., в первую очередь в районах Колумбии и Гвианы велись безуспешные поиски и «позолоченного человека», и озера с несметными богатствами. Манящие миражи Эльдорадо влекли к себе
не только испанцев, но и германцев, и англичан. В конце концов было обнаружено озеро, где якобы свершался описанный выше ритуал, однако его глубина (120 м) оказалась непреодолимым препятствием для искателей фортуны того времени.
Британский вариант Эльдорадо связан прежде всего с именем легендарного Уолтера Рэли, мореплавателя, одного из руководителей разгрома испанской «Непобедимой армады», поэта, драматурга, историка. «Великий искатель приключений», «знаменитый вдохновитель походов» — эти словосочетания, неизменно стоящие в исследованиях рядом с его именем, безусловно, справедливы. С Эльдорадо он связан не только тем, что в 1595 г. прибыл в Гвиану на поиски этого волшебного края, но и книгой «Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана», увидевшей свет в следующем году.
Как человек с хорошо развитым творческим началом, Рэли многое домыслил, развил и трансформировал в легенде об Эльдорадо. В его трактовке позолоченным человеком становится король Гвианы, устраивающий оргии со своими придворными. Слуги должны были раздевать всех участников оргий, «смазывать их сверху донизу белым бальзамом» и покрывать золотым порошком до тех пор, «пока гости не начинают сверкать с ног до головы, и в таком виде они сидят и пьют группами по двадцать и по сто человек и продолжают это занятие иногда шесть-семь дней подряд».
Рэли попытался докопаться и до «подлинного» названия территории, которую испанцы окрестили Эльдорадо. Взятый им в плен губернатор Беррео сообщил англичанину, что аборигены именуют Эльдорадо не иначе как Маноа.
В картографии у Маноа оказалась более счастливая судьба. Если Эльдорадо так и не появилось ни на одной из карт, то Маноа (Беррео назвал его городом) впервые фигурировал на карте Южной Америки, составленной в 1598 г. голландским картографом Иодоком Хондием, работавшим с материалами неопубликованной рукописи Рэли, которая хранится в Британском музее.
Не было забыто и таинственное озеро. В 1599 г. фламандский гравёр Теодор де Брай на подготовленной им карте Гвианы поместил озеро Парима, на юго-западном берегу которого, по его словам, находился город «Маноа, или Дорадо... самый большой город в мире». Американский историк и географ Рамсей, всесторонне исследовавший эту проблему, отмечает, что Маноа уже к 30-м гг. XVII в. исчез с географических карт, а Париму можно было найти и на некоторых картах XVIII в. Последнюю точку в этом заблуждении поставил Александр Гумбольдт, доказавший, что в бассейне реки Ориноко нет озёр. В то же время немецкий учёный посчитал, что слухи об озере Парима могут иметь реальную почву, так как в момент разлива река затопляет огромную территорию и возможны какие-то временные озёрные образования.
И наконец, несколько слов о реально существующем озере Гуатавита. Испанцы предпринимали несколько попыток осушить его, но этого удалось добиться только английской экспедиции в 1913 г. «Старателей» ожидало полное разочарование. Найденные ими несколько золотых предметов не окупили даже затрат на организацию мелиоративных работ. «Было бы преждевременным считать, — делает вывод Рамсей, — что то, что найдено при этих раскопках, исчерпывает все содержащиеся в озере богатства. Но на основании имеющихся данных было бы не менее опрометчиво предполагать, что индейское племя муисков практиковало церемонию с «позолоченным человеком» долгое время или что
их золотые приношения были когда-либо очень многочисленными».
Кроме мифов и легенд индейцев на возможность существования Эльдорадо в районе северного побережья Южной Америки указывали и учёные мужи того времени, считавшие, что месторождения драгоценных металлов тяготеют к экватору.
Эту легендарную страну так и не удалось открыть европейцам, зато подлинным Эльдорадо стал для них Новый Свет с его неповторимыми индейскими цивилизациями.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи