Диодор о галлах

Наука » История
Углубляясь в описание уклада жизни галлов, Диодор описывает все более странные вещи (хотя и не столь уж необычные для нравов той эпохи): «Имея женщин прекрасной наружности, галлы уделяют им мало внимания, будучи сверх меры одержимы безумной страстью к мужским объятиям: в обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой сто­роны. Самое же удивительное из всего то, что, не заботясь о благопристойности, они легко отдают другим прелесть сво­его тела, отнюдь не считая это позорным, но более того: бес­ честным считают того, кто, будучи желанным, не принимает предлагаемого дара».

ПЕТРОВ Николай Иванович (1891-1936).

Наука » История » История СССР
Тринадцатилетний деревенский паренекПЕТРОВ Николай Иванович (1891-1936).
приехал в столицу из Тверской губернии с твердым родительским наказом – выучиться ремеслу. Но вскоре он, нарушив обет, данный родителям, стал профессиональным революционером. И в клубе Нарвского общества образования, и в больничной кассе Путиловской судоверфи, и в профсоюзе деревообделочников Николай встретил людей, которые помогали его легальной общественной деятельности, прививали старательному молодому пролетарию вкус к революционной борьбе.
Вступив в мае 1912 года в большевистскую партию, Николай Иванович Петров вскоре избирается членом нелегального Нарвского райкома РСДРП (б).
Незадолго до Февральской революции Николай Иванович поступил разметчиком на авиационный завод Щетинина на Петроградской стороне. Отсюда в июне 1917 года его, руководителя первичной организации и члена Петроградского райкома РСДРП(б), рабочие делегируют в Петроградский районный Совет.
Коллектив авиационного завода славился своей революционной сплоченностью. Несмотря на повышенный интерес Временного правительства к этому Предприятию,
там сильно ощущалось большевистское влияние. Рабочие чутко откликались на все политические события в столице: организованно выступали на митингах, собраниях, дружно выходили на демонстрации.
Накануне Октябрьского вооруженного восстания Петроградский районный Совет рабочих и солдатских депутатов назначил Н. И. Петрова помощником коменданта Красной гвардии района. Большой заботой окружил рабочий-большевик своих красногвардейцев, установил крепкие связи между заводскими отрядами и воинскими частями района. Много внимания уделял он обучению и вооружению красногвардейцев. В дни Великого Октября Н. И. Петров – один из руководителей Красной гвардии Петроградской стороны.

Влияние истории на культуру

Наука » История
Различие социальных условий, за которых складывалась та или иная историко-культурная общность, особенности ее исторического пути, безусловно, отразились на культуре. С течением исторического времени большую роль в культурной жизни народов начинает выполнять политический фактор, образование государств и установление границ. Возникновение самостоятельных государств способствовало росту самосознания народов, развитию внутренних творческих импульсов культуры, ускоряли формирование традиций, языка, особенностей искусства, мировоззрения каждого из них. Указанные факторы способствовали рождению огромного количества самобытных культур. Для того чтобы выделить неповторимость культурного развития определенного сообщества, своеобразие его культурных характеристик и исторического опыта, используют, прежде всего, понятие "самобытность".

Кельты в эпоху друидов

Наука » История
Бросив беглый взгляд на карту Европы рубежа нашей эры (первые века до и после), можно увидеть, что в ту пору кельты населяли большую часть Западной Европы и даже часть Азии: Британские острова, значительную часть Пиренейского полуострова; кельтская Галлия выходила далеко за пределы территории современной Франции, кельтскими были Южная Германия (Вюртемберг, Баден и Бавария), Австрия (Каринтия. Верхняя Австрия и Форарльберг), часть Италии; на значительных территориях Восточной Ев­ропы также обитали кельты, как и в Галатии — в западной и центральной частях Малой Азии.

ПЕТЕРСОН Карл Андреевич (1877-1926).

Наука » История » История СССР
..И Всероссийский съезд Советов. Выступает председатель исполнительного комитета 12-й армии меньшевик-оборонец Кучин. Он перечисляет армии, которые якобы уполномочили его выступить, и угрожает мобилизацией всех сил фронта против большевиков.
ПЕТЕРСОН Карл Андреевич (1877-1926).
К трибуне пробрался худощавый, с ярким чахоточным румянцем на щеках делегат латышских стрелков Карл Четерсон. У него туберкулез горла, и он до предела напрягает голос. Нет, Кучин и его дружок Хараш не представляют солдат и не имеют права говорить от их имени.
Пусть они уходят – армия не с ними!
Эти слова Петерсона большевики встречают горячими аплодисментами.
Кучин и Хараш уходят со съезда.
Короткая речь Карла Петерсона вселила уверенность в неизбежность победы Октябрьской революции. Говорил не рядовой солдат, а председатель исполнительного комитета латышских стрелков, только что приехавший с фронта. С февраля по октябрь Карл Петерсон вместе с другими большевиками Северо-Западного фронта вел непрерывную агитационную и организаторскую работу, увенчавшуюся замечательным успехом – все латышские полки, а за ними и сибиряки-окопники стали солдатами Октябрьской революции. Главковерх Керенский, засыпавший грозными телеграммами командование Северо-Западного фронта, не получил ни одного человека на «усмирение большевиков». Все железнодорожные пути были перерезаны вооруженными революционными солдатами... Временные правители потеряли многотысячную армию и капитулировали.
Карл Андреевич Петерсон, уроженец Лиелвардской волости Рижского уезда, с детства познал голод и нищету. С восьми лет он начал трудовой путь. Учился самостоятельно, долго и упорно. Работал каменщиком, продавцом книг, корреспондентом известной в Латвии газеты «Диенас Лапа» («Ежедневный листок»), которую редактировали выдающиеся сыны латышского народа Петр Стучка и Ян Райнис.

ПЕТЕРСОН Эмиль Павлович (1885-1918).

Наука » История » История СССР
Вечер 2 марта 1917 года. В проходной конторе Путиловского завода многолюдно. Здесь собираются большевики Нарвской заставы. Впервые – легально! В России, в Петрограде – революция!
Каждый, кто приходит, приносит все новые и новые вести, только что узнанные:
В Москве образовался Совет рабочих депутатов!
Рабочие Сормова пришли в Нижний Новгород и освободили политических заключенных!
В Самаре избран революционный комитет!..
В глубине комнаты за столом сидит Эмиль Петерсон. Приход каждого он отмечает в списке. Но вот, кажется, собрались все. Все 56 человек, которых Петерсон знает лично и которые знают его.
Но кто он сам?
Лесная сторожка в Ранненбургской волости Венденского уезда Лифляндской губернии – вот его родина. Отец, Давыд Гипслис, лесной сторож, дал сыну имя Янис. Когда мальчик подрос, он отправился на заработки в Ригу. Там поступил в типографию. Через три года стал наборщиком.
TOC \o "1-5" \h \z Рабочая Рига была одним из бастионов большевизма.
В среде наиболее передовых рабочих Риги формировался и Янис Гипслис. В 20 лет он уже член партии большевиков, отважный боец рабочей дружины. Янис принимает активное участие в ряде боевых революционных выступлений латышского пролетариата. Но он схвачен жандармами и предан военно-полевому суду. Приговор: высылка на вечное поселение в Сибирь!
На «вечное»... Но уже в следующем году Янис бежит из ссылки и эмигрирует в Германию.
В 1915 году с паспортом на имя Эмиля Павловича Петерсона он приезжает в Петроград и немедленно устанавливает связи с питерскими большевиками. Он работает уполномоченным больничной кассы Путиловского завода. Но больничная касса – только прикрытие для подпольной революционной работы. Янис держится целый год без провала. Он ведет активную пропаганду большевистских идей. И все же его арестовывают. Приговор: четыре года каторжных работ. Железные кандалы, этапы...
Но дух не сломлен!
С первыми раскатами Февральской революции «Павлович» (так теперь зовут в подполье Э. Петерсона – Я. Гипслиса) – снова на свободе. Уже 2 марта 1917 года он связывается с вновь организованным Петербургским комитетом партии большевиков и вечером того же дня открывает первое легальное собрание Нарвской районной партийной организации. Собрание избирает Э. П. Петерсона в состав районного комитета партии.
Ответственный организатор Нарвско-Петергофского райкома РСДРП (б), Петерсон участвует и в работе Петербургского комитета партии. В апреле его вместе с другими товарищами избирают в комиссию для выработки проекта устава организации. Вскоре I общегородская конференция РСДРП (б) этот устав утверждает.
Эмиль Павлович, прекрасный организатор и человек огромной энергии, сплачивает пролетариев Нарвской заставы под знаменами большевизма. Он много делает для того, чтобы на всех предприятиях района возникли фабрично-заводские комитеты, чтобы они стали опорой революционной партии, а не соглашателей – меньшевиков и эсеров.
Летом 1917 года Временное правительство предоставляет военным властям и министру внутренних дел право запрещать всякие съезды и собрания по своему усмотрению. Это происходит в канун VI съезда партии большевиков и прежде всего направлено против российских коммунистов. ЦК партии учитывает опасность и принимает меры к тому, чтобы съезд проходил под защитой передовых отрядов петроградского пролетариата. Первые заседания происходят на Выборгской стороне, затем – в Нарвско-Петергофском районе. По заданию ЦК, переданному Я. М. Свердловым, Нарвско-Петергофский райком партии подбирает удобные для съезда помещения, организует охрану, обеспечивает квартирами приезжих делегатов, заботится об их питании. Все это делается при самом активном участии Э. П. Петерсона. Исторический съезд, несмотря на полулегальные условия работы, выполняет стоящие перед ним задачи – нацеливает партию на подготовку вооруженного восстания для перехода власти в руки революционных Советов.
Подготовка к Октябрьскому восстанию в Нарвско- Петергофском районе началась в сентябре. Тогда же на первый план выдвинулись задачи военно-технической подготовки и особенно формирования боевых отрядов Красной гвардии. Э. П. Петерсон отдал все свои силы и всю свою энергию делу вооружения рабочих района.

Связь культуры и этноса.

Наука » История
Культура, которая является достаточной для существования этноса, перестает быть таковой, когда речь идет о жизнь нации. В отличие от этнической культуры национальная предусматривает существование новых типов коммуникации (взаимосвязи) между людьми, более сложных отношений, чем природные кровнородственные. Таким принципиально новым типом коммуникации является письменность. С помощью письменности общие для всей нации идеи распространяются среди населения. Письменная культура, к состав которой входят различные тексты, как бы противостоит стихии живого народного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. Носителями такой культуры становятся образованные слои общества. Национальная культура, следовательно, создается не этносом в целом, а теми представителями общества, которые берут на себя функцию индивидуального авторства, — писателями, философами, учеными, священниками, художниками и др. - До определенного времени такая культура может даже оставаться чужим для народа, иметь на себе отпечаток кастовости, элитаризма.

Друиды

Наука » История
Друиды — хранители знаний и блюстители традиций Знакомство с друидами и друидизмом начнем с рассказа о крупнейшей «варварской» цивилизации, распространив­шейся перед самым началом нашей эры на добрые три чет­ верти Европы, — речь идет, разумеется, о кельтах и их мире. Это необычное даже для своего времени объединение племен было, с одной стороны, по структуре обществом с общинно­родовым строем, не имеющим централизованной власти, с другой — своеобразной империей, но не политической, а культурной — языковой, художественной, религиозной (хотя, при необходимости, политическое единство и согласо­ванность действий легко достигались).
Одним из первых авторов, упоминавших о кельтах, был Гекатей Милетский (ок. 546—480 гг. до н. э, ). в своем «Землеописании» он сообщает об основании греческой тор­говой колонии в Массилии, находившейся на территории лигуров по соседству с кельтскими землями. Другой грек, философ Эфор (ок. 405—330 гг. до н. э.), причисляет кель­тов к четырем «великим варварским народам» (наряду с персами, скифами и ливийцами).

ПЕСТКОВСКИЙ Станислав Станиславович (1882-1943).

Наука » История » История СССР
Летом и осенью 1917 года в Смольном, в помещении большевистской фракции ВЦИК, можно было видеть работника аппарата Центрального Комитета РСДРП(б) Станислава Станиславовича Пестковского. Зачастую он исполнял обязанности секретаря исполкомов Всероссийского и Петроградского Советов.
Двадцать четвертого октября 1917 года Станиславу Станиславовичу был вручен мандат комиссара Главного телеграфа.
Телеграф был занят отрядом революционных войск. 25 октября 1917 года туда поздно вечером было доставлено из Смольного воззвание Военно-революционного комитета о низложении Временного правительства. Пестковскому поручалось передать по проводам воззвание ВРК во все важнейшие пункты страны. Задание было выполнено.
Некоторое время Пестковский оставался на Главном телеграфе, налаживая нормальную работу этого важнейшего для страны учреждения. Потом он сражался на фронтах гражданской войны, занимал партийные и дипломатические посты.
С. С. Пестковский родился в Польше, в помещичьей семье. Пятнадцатилетним учеником Лодзинской гимназии он принимал участие в тайных кружках польской молодежи. В 1900 году гимназист 6-го класса Пестковский стал членом Союза польской социалистической молодежи. Два года спустя он организует рабочий кружок на текстильной фабрике Бейнниха, становится членом социал-демократической партии Польши и Литвы. До 1905 года С. С. Пестковский был членом Лодзинского комитета социал-демократической партии Польши и Литвы, а затем членом Ченстоховского, Варшавского и Домбровского комитетов.
Осенью 1906 года Пестковский был арестован. Варшавский военный суд приговорил его к четырем годам каторжных работ. После каторги последовали новые аресты, скитания, эмиграция.

Силы культуры.

Наука » История
В то же время взгляд современного человека на культуру следует из эмпирически наглядного факта множественности культур, их национального своеобразия. Мир, в котором мы находимся, сложный и разнообразный в культурном отношении. Мудрость нашего времени состоит в признании за каждой национальной культурой права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноправного сосуществования всех культур, отрицает не только любой культуроцентризм (например, европоцентризм), а и вообще претензию на культурное лидерство отдельной национальной культуры. Мировая культура по природе не монистическая, она плюралистическая — такой преобладающее умонастроение нашего времени. В ситуации культурного разнообразия, когда в пределах одной государственной территории, как правило, исторически сосуществуют разные народы, повышается интерес к национальным особенностям культуры. Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что сейчас культурная самобытность собственного народа оценивается нами гораздо выше, чем его военная мощь.

Человек не может существовать вне мифов.

Наука » История
Только крайне недалекий человек скажет, что сказки и художественное творчество не способны оказать серьезно­ го влияния на жизнь. Все мы были детьми, и практически все мы познавали мир и человеческую культуру, формирова­лись как личности, в первую очередь, благодаря тем сказ­кам, которые нам рассказывали, показывали по телевизору, которые чуть позже мы самостоятельно читали и на которые ходили в кино. И вот сейчас вся мировая цивилизация по­ степенно переходит в руки повзрослевших детей, с рождения воспитанных на наследии вроде бы давно забытой, но нику­да не исчезнувшей кельтской культуры, основанной на ми­фах о друидах и героях (как мы увидим далее, друиды не случайно стоят здесь на первом месте).

ПЕРВУХИН Евгений Порфирьевич (1873-1941).

Наука » История » История СССР
В начале марта 1917 года, вскоре после свержения самодержавия, большевики Охтинского района Петрограда провели свое первое легальное собрание. На этом собрании был избран районный комитет, секретарем которого стал Е. П. Первухин, врач больницы Елизаветинской общины, помещавшейся на Полюстровской набережной.
Люди, лечившиеся в этой больнице, хорошо знали Евгения Порфирьевича, уважали его за внимательность и чуткость, но не подозревали, что доктор Первухин – старый революционер, давно работающий в большевистской партии.
Еще студентом-медиком Е. П. Первухин посещал марксистские кружки. В 1903 году он вступил в РСДРП. Вел нелегальную партийную работу в Москве. Как член Московского комитета партии Е. П. Первухин участвовал в подготовке и проведении Декабрьского вооруженного восстания 1905 года.
В начале 1906 года Е. П. Первухин переехал в Петербург. Питерские большевики избрали его делегатом на IV съезд РСДРП.
Евгения Порфирьевича дважды арестовывали за революционную деятельность, трижды отправляли в ссылку, но никакие лишения не могли заставить его отказаться от борьбы, свернуть с избранного пути.
До Февральской революции Е. П. Первухин был врачом в больничных кассах Петрограда. Рабочие любили его, видели в нем не только опытного медика, но и человека, защищавшего их права и достоинство.
Трудные задачи стояли перед охтинскими большевиками в 1917 году. Им приходилось вести упорную борьбу против меньшевиков и эсеров, которым удалось подчинить своему влиянию районный Совет. Борьба особенно обострилась в июне – июле. Твердо осуществляя ленинскую линию, охтинские большевики добились успеха, завоевали рабочую массу на свою сторону. К началу Октябрьского вооруженного восстания подавляющее большинство охтинских рабочих поддерживали линию большевистской партии.