В то же время взгляд современного человека на культуру следует из эмпирически наглядного факта множественности культур, их национального своеобразия. Мир, в котором мы находимся, сложный и разнообразный в культурном отношении. Мудрость нашего времени состоит в признании за каждой национальной культурой права на самостоятельное существование и развитие, в отстаивании принципа равноправного сосуществования всех культур, отрицает не только любой культуроцентризм (например, европоцентризм), а и вообще претензию на культурное лидерство отдельной национальной культуры. Мировая культура по природе не монистическая, она плюралистическая — такой преобладающее умонастроение нашего времени. В ситуации культурного разнообразия, когда в пределах одной государственной территории, как правило, исторически сосуществуют разные народы, повышается интерес к национальным особенностям культуры. Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что сейчас культурная самобытность собственного народа оценивается нами гораздо выше, чем его военная мощь.
На шкале ценностей культура начинает преобретать силу, и каждый пытается отыскать в своем родословной не только прославленных победами воинов, но и деятелей культуры. Прошлое нашего народа, корни его культуры, старинные предания, памятники древности привлекают нас. Чего в этом заинтересованности больше — национального самосознания, что проснулась, чувство вины за длительное культурное беспамятство, страха перед настоящим или бездуховным неверия в будущее? Наверное, всего вместе, но прежде всего — осознание глубинного связи между собственной судьбой и судьбой культуры своего народа. Народ жив, пока живет его культура, — таков символ веры современного человека, для которого надежда на культуру сильнее надежд на государство, партии, вождей, идеологию, во что так беззаботно верили еще вчера. Следовательно, можно прийти к выводу, что несмотря на антигуманные тенденции, которые проявились в XX веке. (мировые войны, революции, всесилие тоталитарных режимов, дикие пароксизмы бескультурья, отчаянная ненависть к "другим" — носителей других идей, представителей других национальностей и тому подобное), бытие современного человека медленно, постепенно смещается к культуре, ее мировоззрение становится "культурологичным", что дает надежду и открывает для человечества определенные перспективы в XXI веке. Замечая мировоззренческое значение понятия национальной культуры, остановимся на нем подробнее. Прежде всего отметим, что в современной культурологии различаются понятия "этническая" и "национальная культура". Первая является предметом изучения этнографии (этнологии или) — одной из культурологических дисциплин. Этническая, или "народная" культура, определяется этнографами как совокупность лишь тех культурных элементов, которые выполняют "дифференцировочную функцию", то есть способствуют определению "своего" и отделению от "чужого". Элементы такой культуры — обряды, обычаи, мифы, фольклор и прочее — лишены индивидуального авторства, они безымянные, анонимные. Принадлежность к этнической культуре определяется общностью происхождение — кровным родством. Эта патриархальная культура, лишенная развитой индивидуального самосознания.
На шкале ценностей культура начинает преобретать силу, и каждый пытается отыскать в своем родословной не только прославленных победами воинов, но и деятелей культуры. Прошлое нашего народа, корни его культуры, старинные предания, памятники древности привлекают нас. Чего в этом заинтересованности больше — национального самосознания, что проснулась, чувство вины за длительное культурное беспамятство, страха перед настоящим или бездуховным неверия в будущее? Наверное, всего вместе, но прежде всего — осознание глубинного связи между собственной судьбой и судьбой культуры своего народа. Народ жив, пока живет его культура, — таков символ веры современного человека, для которого надежда на культуру сильнее надежд на государство, партии, вождей, идеологию, во что так беззаботно верили еще вчера. Следовательно, можно прийти к выводу, что несмотря на антигуманные тенденции, которые проявились в XX веке. (мировые войны, революции, всесилие тоталитарных режимов, дикие пароксизмы бескультурья, отчаянная ненависть к "другим" — носителей других идей, представителей других национальностей и тому подобное), бытие современного человека медленно, постепенно смещается к культуре, ее мировоззрение становится "культурологичным", что дает надежду и открывает для человечества определенные перспективы в XXI веке. Замечая мировоззренческое значение понятия национальной культуры, остановимся на нем подробнее. Прежде всего отметим, что в современной культурологии различаются понятия "этническая" и "национальная культура". Первая является предметом изучения этнографии (этнологии или) — одной из культурологических дисциплин. Этническая, или "народная" культура, определяется этнографами как совокупность лишь тех культурных элементов, которые выполняют "дифференцировочную функцию", то есть способствуют определению "своего" и отделению от "чужого". Элементы такой культуры — обряды, обычаи, мифы, фольклор и прочее — лишены индивидуального авторства, они безымянные, анонимные. Принадлежность к этнической культуре определяется общностью происхождение — кровным родством. Эта патриархальная культура, лишенная развитой индивидуального самосознания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи