Влияние истории на культуру

Наука » История
Различие социальных условий, за которых складывалась та или иная историко-культурная общность, особенности ее исторического пути, безусловно, отразились на культуре. С течением исторического времени большую роль в культурной жизни народов начинает выполнять политический фактор, образование государств и установление границ. Возникновение самостоятельных государств способствовало росту самосознания народов, развитию внутренних творческих импульсов культуры, ускоряли формирование традиций, языка, особенностей искусства, мировоззрения каждого из них. Указанные факторы способствовали рождению огромного количества самобытных культур. Для того чтобы выделить неповторимость культурного развития определенного сообщества, своеобразие его культурных характеристик и исторического опыта, используют, прежде всего, понятие "самобытность". В нем сочетаются объективные и субъективные стороны бытия, внутреннее и внешнее, отдельное и общее, деяния и сознание, постоянство и динамика. Условием сохранения самобытности является достижение культурой того уровня зрелости, когда она оформляется как устойчивая целостность. Формирование целостности культуры — процесс длительный и сложный, для него характерны две противоположности: с одной стороны, наследственности и традиции, а с другое — новации и критическое переосмысление того, что оставлено предыдущими поколениями. Раскрывая их суть, отметим, что создание и приумножение духовных ценностей невозможно без учета предыдущего многовекового опыта, традиций, без наследование достижений, накопленных за всю историю развития культуры. Без традиций невозможна история любой страны. Они фиксируют общественно значимые достижения мысли и нравственности, образуют исторические корни современного существования народа, его бытия. Отказаться от них полностью — значит лишить народ проверенной историей ориентации, расторгнуть установлены связи с окружающим миром. Традиция, по природе, является носителем и ядром всего стабильного, самой характерной, поскольку в ней зафиксированы "программы" человеческого деятельности, подобно генетическим программам популяций. Они ориентированы на существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной и этносоциальной среды. Без них и вне них невозможно воспроизводство культуры. Другой стороной этого процесса является овладение новыми формами и элементами культуры, их согласование с тем, что создано в рамках традиционной культуры. Это предполагает взаимодействие и взаимную трансформацию старого и нового, а в идеале :— их гармоничное сочетание. Подытоживая, отметим, что в понятии самобытности фиксируется и самостоятельность, и специфика общества; не только преемственность, которая через традицию обеспечивает связь прошлого с настоящим, а и соответствующая ориентация на будущее. Формирование той или иной культуры никогда не происходит изолированно, она есть следствие постоянного взаимодействия. Выделим следующие основные типы культурного взаимодействия. Это культурная интеграция, когда то, что было общим для других культур, становится общим и для этой культуры; акультурация, сущность которой заключается в том, что решающая часть чужой культуры становится для другой культуры своей. Процесс, что ведет к уменьшению разницы культурного достояния, но не обязательно охватывает существенную часть культуры, следует отличать от аккультурации, что означает сближение. Сближение можно усмотреть в любом знакомстве одного народа с достижениями культуры другого (например, вследствие перевода художественных произведений). Сближение может перейти через акультурацию в консолидацию, когда разное становится единым.
Ассимиляцию можно рассматривать как частичный случай консолидации, специфический, по односторонностью: когда культура определенного сообщества полностью теряет особенности, растворяясь в другой, а другая практически качественно не меняется от этого. Положительное значение для человечества имеют только такие интеграционные процессы, процессы взаимодействия и взаимообмена, которые наряду с утверждением универсальных, общечеловеческих ценностей не отрицают сохранение и развитие особого, самобытного-в каждой культуре. Несмотря на все различия, которые отличают одну культуру от другой, их объединяет единая человеческая природа культурных носителей, введение общего мирового историко-культурного процесса и необходимость выработки на этой основе общих духовных основ всей мировой культуры, ориентированных на общечеловеческие ценности. В мире нет и не было никакой культуры, которая бы полностью "выпадала" из мировой культуры и одновременно не имела индивидуальнонеповторимых черт. Это — обязательное условие научного понимания законов развития культуры, оценки ее своеобразия и вклада в культурный прогресс человеческой цивилизации. Было бы неправильным абсолютизировать один из этих моментов, не принимая во внимания другой. В этом и заключается диалектика общего и особенного в культуре человечества в целом и в каждой отдельно взятой культуре в частности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.