Современная социокультурная ситуация поставила перед системой образования задачи формирования универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. При этом основным результатом образовательной деятельности становится комплекс компетентностей в таких областях, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и др.
Компетентность, на сегодняшний день являющаяся одной из целей как школьного, так и вузовского образования, представляет собой интегральную характеристику личности, которая определяет ее способность решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях на основе полученных знаний.
По нашему мнению, для современного образования особенно
актуальными являются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и в сфере гражданско-общественной деятельности.
Первая из них основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и развитии умений учащихся самостоятельности, самоорганизованности. Вторая предполагает формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности будет формироваться более успешно, когда образовательный процесс уже не станет только процессом запоминания и воспроизведения сообщенных учащимся фактов, а за счет включения их в различную самостоятельную работу, превратится в процесс активного овладения различными знаниями.
Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности можно формировать посредством включения исторического материала в преподавание дисциплин естественно-научного цикла на всех уровнях обучения. Например, исторический подход в преподавании физики состоит в том, что факты из биографии ученых, ознакомление с их научной деятельностью, интересами, убеждениями позволяют раскрыть перед учащимися процесс формирования научных понятий и теорий.
Использование исторического материала на занятиях по любой учебной дисциплине, в том числе естественно-научной, является средством, позволяющим преподавателю решать основные задачи обучения:
• глубокое и осознанное усвоение основных явлений, законов и понятий;
• формирование научного мировоззрения учащихся;
• стимулирование появления интереса к данной учебной дисциплине;
• воспитание личности с активной жизненной позицией.
Познание окружающего нас мира исторично. Невозможно глубоко усвоить учебную дисциплину, например, физику – одну из фундаментальных наук о природе – без проникновения в историю ее развития. Выдающийся физик А. Эйнштейн писал: «Содержание науки можно постигать и анализировать, не вдаваясь в рассмотрение индивидуального развития ее создателей. Но при таком односторонне объективном изложении отдельные шаги будут казаться случайными удачами. Понимание того, как стали возможными эти шаги, достигается, лишь если проследить за умственным развитием индивидуумов, содействовавших выявлению этих шагов» [9, с. 81].
Примеры из истории науки позволяют формировать у учащихся некоторые элементы научного мышления, раскрывать общие принципы и закономерности научного познания. По нашему мнению, большее внимание на занятиях по физике как со школьниками, так и со студентами необходимо уделять рассмотрению науки XX в. в неразрывной связи с характеристикой данной исторической эпохи. Одним из судьбоносных событий этого времени является Великая Отечественная война советского народа против немецкофашистских захватчиков и, на наш взгляд, ее рассмотрению необходимо уделять особое внимание не только на занятиях по истории.
Интересным нам видится рассмотрение вопроса о вкладе ученых в дело приближения победы советского народа над фашизмом. Для молодого поколения нашей страны – нынешних школьников и студентов – это событие – далекая история. Им, живущим при другом общественном строе, в мире, где господствует современная техника, вошедшая во все сферы человеческой деятельности, трудно да и, наверное, практически невозможно представить, какими были для нашего народа годы этой великой битвы. Современной молодежи да и нам, родившимся в послевоенное время, трудно в полной мере осознать, какой ценой была завоевана великая победа над врагом.
Остановимся более подробно на рассмотрении героического подвига ученых и жителей Ленинграда в годы блокады.
Оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны относится к одной из самых главных страниц его истории. В ней, как в зеркале, наиболее четко отразились высокие, беспримерные моральные качества личности горожан.
Бессмертный подвиг ленинградцев в годы войны всегда будет вызывать гордость и восхищение. На протяжении девятисот дней город находился в кольце вражеской блокады. Огромные трудности и лишения при этом переживали его жители, но их воля не была сломлена, они мужественно боролись с врагом и отстояли родной город от фашистского вторжения.
К началу войны Ленинград был одним из ведущих научных и культурных центров нашей страны. Вся масса ленинградских ученых с величайшей готовностью включилась в борьбу с фашизмом. Наиболее весомый, главный вклад в оборону Ленинграда ученые внесли своими знаниями. Восьмидесятилетний академик М.А. Павлов в те дни писал о том, что все ученые горят желанием встать в ряды активных работников военной промышленности, полностью и до конца отдать свои знания и опыт для того, чтобы фашистская язва была уничтожена.
Основное внимание научных учреждений в годы Великой Отечественной войны было уделено трем главным направлениям:
• решению проблем, имеющих оборонное значение, поиску и конструированию средств вооружения;
• научно-технической поддержке промышленности для улучшения и освоения новых производств;
• мобилизации сырьевых ресурсов, замене дефицитных материалов имеющимся сырьем.
Исходя из требований времени, были пересмотрены темы исследовательских работ многих ученых и научно-исследовательских институтов. Теперь научная работа проводилась в тесной связи с производством, а ее результаты стали немедленно находить свое воплощение в создании новых видов оружия, боеприпасов, лекарственных препаратов и других средств защиты, необходимых жителям
блокадного города и всем военнослужащим. Умение выдающихся ученых в кратчайший срок перейти к оборонно-практическим работам академик С.И. Вавилов расценивал как «характерную черту советской науки и советских ученых, всегда опирающихся на теорию и никогда не разрывающих с практикой»[1, с. 50].
Именно в это время разрешение проблем, связанных с обороной страны и города, приобрело комплексный, коллективный характер. Например, изучение отравляющих веществ проводили химики, физики, гидробиологи, физиологи. Задача борьбы с газовой гангреной решалась совместными усилиями физиков, биохимиков, микробиологов и гистологов.
Осуществление ленинградскими учеными в годы войны ряда крупных научно-исследовательских работ, которые имели как важное теоретическое, так и оборонно-практическое значение, оказалось возможным благодаря тесному творческому сотрудничеству множества ученых Ленинграда. Только в результате совместных усилий сплоченного коллектива научных работников можно было решать те же задачи, которые поставила перед ними война и оборона города.
Академик А.Ф. Иоффе, являясь одним из организаторов исследований в оборонной области, в ноябре 1942 г. отмечал: «С первых же дней Отечественной войны ленинградские ученые отдали себя целиком служению обороне. Сотни изобретенных новых боевых средств посыпались из лабораторий и заводов. Сразу же при содействии партийных организаций установилось тесное содружество между научными институтами и предприятиями. Удачные идеи поэтому быстро осуществлялись. Нигде и никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научной идеи в практику, как в Ленинграде в месяцы войны»[2, с. 2].
Для иллюстрации сказанного, приведем лишь некоторые примеры работы ленинградских ученых во время Великой Отечественной войны.
Во все времена военные большое значение придавали маскировке. С первых дней войны на улицах Ленинграда трудились тысячи людей, маскировавших важнейшие военные, промышленные, коммунальные и культурные объекты. Руководство маскировкой было возложено на главного архитектора города Н.В. Баранова [3]. Как было отмечено ранее, совместные усилия ученых, специализирующихся в разных областях знания, позволили добиться в этом деле наилучшего результата.
Большую работу в осуществлении маскировки объектов города
провели ученые Ленинградского государственного оптического института, Ботанического института им. В. Л. Комарова, ленинградского отделения АН СССР, Ленинградского физико-технического института и других научных учреждений города.
Так, в Ботаническом институте интенсивно разрабатывали способы маскировки военных объектов живыми и специально окрашенными растениями: ветви деревьев обрабатывались специальным составом и передавались воинским частям в качестве маскировочного материала [4].
Для маскировки различных объектов города, в которой принимали активное участие ученые и инженеры Физико-технического института, недостаточно было нашить на маскировочные сети куски зеленой материи, очертаниями напоминающие деревья. Необходимо было найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни человеческий глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе. Найти подходящий состав оказалось очень не просто.
Большую помощь в этой работе оказала группа ученых Государственного оптического института под руководством Е.К. Пуцейко [6]. Эта группа занималась контролем оптического качества маскировочных материалов и покрытий для летних, осенних и зимних условий с целью исключения возможности демаскировки противником особо важных объектов в черте города.
Качество маскировочных материалов при этом определялось сравнением спектральных коэффициентов отражения различных поверхностей и фона, на котором объект должен быть замаскирован. Ученые группы контроля измеряли коэффициент отражения в различных областях спектра: видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной.
У ленинградских предприятий, которые в это время занимались выпуском маскировочных покрытий, появилась возможность на основании исследований, проводимых учеными ГОИ, судить о его качестве. В результате многочисленных измерений было выяснено, что первые образцы маскировочных материалов под естественную зелень оказались непригодными, и лишь только после упорных поисковых работ предприятий под контролем ученых ГОИ удалось получить такие красители под естественную зелень, которые не дешифровались ни путем фотографирования, ни при визуальном наблюдении даже через специальные очки.
В дальнейшем работа ученых была продолжена и были найдены красители, соответствующие покрытиям с различными оттенками для маскировки в осеннее и зимнее время. Работа ученых ГОИ показала, что оптический контроль любых видов маскировочных материалов и покрытий был совершенно необходим для исключения грубых ошибок при маскировке.
После успешно проведенной учеными маскировки над всем районом Смольного, например, были раскинуты маскировочные сетки, и весь этот большой городской квартал с воздуха казался группой садов и скверов. Благодаря окраске стен резко противоположными красками искусно изменялись внешний вид и контуры многих зданий, в которых находились стратегические объекты города. Эти здания становились не только невидимыми с воздуха, но и малозаметными для человека, находящегося рядом с ними.
В первые дни войны лаборатория Государственного института прикладной химии под руководством А.И. Заславского работала над военным заказом под условным названием «средства огнезащиты». В числе ученых, занимавшихся этим вопросом, был И.Э. Эттингер [10, с. 34–36]. Работникам лаборатории было поручено изучить науку о пожарах и разработать технологию их предупреждения. Ученым удалось установить температуру воспламенения дерева, выяснить, что скорость распространения пламени по дереву зависит от его направления.
Главная задача, успешно решенная работниками лаборатории,
состояла в получении специального состава, которым можно обработать деревянные поверхности, чтобы повысить их пожароустойчивость. Трудность заключалась еще и в том, что необходимое для этих целей сырье должно было находиться в осажденном Ленинграде. Ученые предложили использовать для этих целей фосфаты, большой запас которых сохранился к началу войны на Невском химическом комбинате.
Работникам лаборатории предстояло преобразовать суперфосфат в вещество, удобное для пропитки древесины. После многочисленных экспериментов химиками был приготовлен раствор суперфосфата в воде, который после троекратной обработки древесины позволял защищать ее от мгновенного возгорания.
29 июля 1941 г. после успешных испытаний огнестойкого состава Ленсовет принял решение об огнезащите города. Большое количество жителей Ленинграда поднялись в эти дни на чердаки домов и самоотверженно покрывали огнезащитным составом стропила и перекрытия. О высочайшей организованности горожан в это время говорит тот факт, что за месяц огнезащитным составом было обработано 90 % чердачных перекрытий и деревянных строений. Кроме жилых помещений и промышленных зданий, особой заботой были окружены исторические памятники и культурные сокровищницы, например, Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Публичная библиотека. Все это ленинградцы успели сделать до того, когда на город упали первые вражеские бомбы.
Еще одной из важных задач, которая успешно решалась научными работниками и горожанами, была задача изыскания новых заменителей материалов для промышленности. Показательными в этом отношении стали неутомимые поиски учеными новых изоляционных материалов для высококачественных кабелей, применявшихся при создании мощных радиоустановок.
Уже в начале блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки, первая из которых была разработана еще в 1934 г. в Ленинградском физико-техническом институте Д.А. Рожанским. В самом начале войны они были еще не очень совершенны, но только одни радары могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград [7].
Для радиолокации потребовались специальные высококачественные кабели. Образцы коаксиального кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Его изоляция была сделана из стирофлекса, который в Советском Союзе тогда не изготовляли. Научные сотрудники Физико-технического института П.П. Кобеко и Н. М. Рейнов изобрели новый теплостойкий материал с высокими электрическими характеристиками – эскапон, выпуск которого наладили в институте уже в августе 1941 г. [8]. Изготовленный из нового вида изоляции высококачественный кабель был в несколько раз дешевле иностранных и не уступал им по характеристикам и качеству.
Для получения эскапона ученые изготовили специальные пресс-формы. «Гоним эскапон, сколько успеваем», – сообщал П.П. Кобеко в письме за линию фронта [11, с. 92]. Лаборатории института давали промышленности города по 200–250 кг эскапона в сутки. Произведенная замена изоляционного кабеля позволила наладить безотказную работу автоматическим наводящим установкам в зенитках. Новый изоляционный материал был принят на вооружение Военно-морским флотом, применялся в авиации и танковой промышленности.
Серийный выпуск кабеля на эскапоне был поручен заводу «Севкабель», директором которого был Д.В. Быков. Вместе с работниками технического отдела завода ученые физтеха наладили массовое производство эскапоновых изоляторов, конструировали различные приспособления.
Сведения о том, что в блокадном Ленинграде изготовили высококачественный кабель на отечественной изоляции, быстро дошли до оборонных предприятий на Большой земле. Оттуда стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали. Радиолокационные установки, например, требовались и на фронте, и в тылу, а без высококачественного кабеля они не работали. Эскапон на самолетах отправляли из Ленинграда на Большую землю, а затем там было налажено его производство.
По заданию командования фронта научные работники Химикотехнологического института, Института прикладной химии, Сланцевского института и Института пластмасс под руководством академика А.А. Байкова разработали способы борьбы с воспламенением самолетов от зажигательно-разрывных пуль. Были предложены и испытаны новая конструкция бензобаков самолетов, огнестойкая ткань для покрытия самолета и способ предохранения от воспламенения бензина в бензобаках [5: Л. 12].
Начиная с первых дней войны, активизировали свою работу лаборатории научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, специальных школ. Одна из задач, которая была поставлена и успешно решена работниками НИИ Ленинграда, это рецепт зажигательной жидкости и снаряжение ею бутылок. В течение нескольких дней ленинградцами было предложено несколько десятков образцов бутылок с зажигательной смесью. На вооружение были приняты образцы, изготовленные в Ленинградском институте прикладной химии и в Сланцевском институте [5. Л. 4–5].
Бригадой сотрудников кафедры общей химии Ленинградского
текстильного института был разработан запал для этих бутылок, который обладал высокой надежностью и был прост в изготовлении. После испытаний запал был принят на вооружение, и его стали производить в лабораториях самого Текстильного института, Ленинградского университета им. А. А. Жданова, Педагогического института им. А.И. Герцена, Института связи и в других институтах. С 10 июля в этих институтах было организовано также массовое производство и бутылок с зажигательной смесью [3].
Нами рассмотрены лишь некоторые разработки ученых блокадного Ленинграда, выполненные ими в первые месяцы войны. Неоценимый вклад внесли ученые ленинградского филиала Физикотехнического института при вводе в строй и эксплуатации Дороги жизни; при работе по размагничиванию кораблей всего Военноморского флота.
Полностью разделяем точку зрения С.И. Вавилова, который говорил, что «советская наука не должна забыть тех ленинградских ученых, которые более двух лет под бомбами самолетов, в условиях голода, холода и невиданных лишений продолжали свою научную работу, читали лекции, писали книги. Последние силы они отдавали на помощь бойцам, оборонявшим родной город» [6, с. 69]. Поэтому, считаем несомненно актуальным и важным обращение к рассмотренному материалу на занятиях как со школьниками, так и со студентами высших учебных заведений различного профиля.
Список литературы
1. Вавилов С.И. Новаторы советской физики // Вестн. Академии наук СССР. – 1942. – №4. – С.50.
2. Иоффе А.Ф. Ленинградские ученые в Отечественной войне // Лен. правда. – 1942. – 12 нояб.
3. Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады (1941–1943 гг.). – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
4. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1983. – 384 с.
5. ЛПА – Архив Ленинградского института прикладной химии. Ф. 25. Оп. 13а. Д. 24.
6. 50 лет Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова: сб. ст. – Л.: Машиностроение, 1968.
7. Рейнов Н.М. Физики – учителя и друзья. – Л.: Лениздат, 1975.
8. Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны – М.; Л.: Наука, 1966.
9. Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука, 1965.
10. Эттингер И. Л. Город не горит… // Химия и жизнь. – 1984. – №1. –С. 34–36.
11. Юркевич Г. Ф. На земле мстиславщины взращенный: Очерк жизни и научной деятельности П. П. Кобеко. – Минск: Навiка i Тэхнiка, 1991.
Компетентность, на сегодняшний день являющаяся одной из целей как школьного, так и вузовского образования, представляет собой интегральную характеристику личности, которая определяет ее способность решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях на основе полученных знаний.
По нашему мнению, для современного образования особенно
актуальными являются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и в сфере гражданско-общественной деятельности.
Первая из них основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и развитии умений учащихся самостоятельности, самоорганизованности. Вторая предполагает формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности будет формироваться более успешно, когда образовательный процесс уже не станет только процессом запоминания и воспроизведения сообщенных учащимся фактов, а за счет включения их в различную самостоятельную работу, превратится в процесс активного овладения различными знаниями.
Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности можно формировать посредством включения исторического материала в преподавание дисциплин естественно-научного цикла на всех уровнях обучения. Например, исторический подход в преподавании физики состоит в том, что факты из биографии ученых, ознакомление с их научной деятельностью, интересами, убеждениями позволяют раскрыть перед учащимися процесс формирования научных понятий и теорий.
Использование исторического материала на занятиях по любой учебной дисциплине, в том числе естественно-научной, является средством, позволяющим преподавателю решать основные задачи обучения:
• глубокое и осознанное усвоение основных явлений, законов и понятий;
• формирование научного мировоззрения учащихся;
• стимулирование появления интереса к данной учебной дисциплине;
• воспитание личности с активной жизненной позицией.
Познание окружающего нас мира исторично. Невозможно глубоко усвоить учебную дисциплину, например, физику – одну из фундаментальных наук о природе – без проникновения в историю ее развития. Выдающийся физик А. Эйнштейн писал: «Содержание науки можно постигать и анализировать, не вдаваясь в рассмотрение индивидуального развития ее создателей. Но при таком односторонне объективном изложении отдельные шаги будут казаться случайными удачами. Понимание того, как стали возможными эти шаги, достигается, лишь если проследить за умственным развитием индивидуумов, содействовавших выявлению этих шагов» [9, с. 81].
Примеры из истории науки позволяют формировать у учащихся некоторые элементы научного мышления, раскрывать общие принципы и закономерности научного познания. По нашему мнению, большее внимание на занятиях по физике как со школьниками, так и со студентами необходимо уделять рассмотрению науки XX в. в неразрывной связи с характеристикой данной исторической эпохи. Одним из судьбоносных событий этого времени является Великая Отечественная война советского народа против немецкофашистских захватчиков и, на наш взгляд, ее рассмотрению необходимо уделять особое внимание не только на занятиях по истории.
Интересным нам видится рассмотрение вопроса о вкладе ученых в дело приближения победы советского народа над фашизмом. Для молодого поколения нашей страны – нынешних школьников и студентов – это событие – далекая история. Им, живущим при другом общественном строе, в мире, где господствует современная техника, вошедшая во все сферы человеческой деятельности, трудно да и, наверное, практически невозможно представить, какими были для нашего народа годы этой великой битвы. Современной молодежи да и нам, родившимся в послевоенное время, трудно в полной мере осознать, какой ценой была завоевана великая победа над врагом.
Остановимся более подробно на рассмотрении героического подвига ученых и жителей Ленинграда в годы блокады.
Оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны относится к одной из самых главных страниц его истории. В ней, как в зеркале, наиболее четко отразились высокие, беспримерные моральные качества личности горожан.
Бессмертный подвиг ленинградцев в годы войны всегда будет вызывать гордость и восхищение. На протяжении девятисот дней город находился в кольце вражеской блокады. Огромные трудности и лишения при этом переживали его жители, но их воля не была сломлена, они мужественно боролись с врагом и отстояли родной город от фашистского вторжения.
К началу войны Ленинград был одним из ведущих научных и культурных центров нашей страны. Вся масса ленинградских ученых с величайшей готовностью включилась в борьбу с фашизмом. Наиболее весомый, главный вклад в оборону Ленинграда ученые внесли своими знаниями. Восьмидесятилетний академик М.А. Павлов в те дни писал о том, что все ученые горят желанием встать в ряды активных работников военной промышленности, полностью и до конца отдать свои знания и опыт для того, чтобы фашистская язва была уничтожена.
Основное внимание научных учреждений в годы Великой Отечественной войны было уделено трем главным направлениям:
• решению проблем, имеющих оборонное значение, поиску и конструированию средств вооружения;
• научно-технической поддержке промышленности для улучшения и освоения новых производств;
• мобилизации сырьевых ресурсов, замене дефицитных материалов имеющимся сырьем.
Исходя из требований времени, были пересмотрены темы исследовательских работ многих ученых и научно-исследовательских институтов. Теперь научная работа проводилась в тесной связи с производством, а ее результаты стали немедленно находить свое воплощение в создании новых видов оружия, боеприпасов, лекарственных препаратов и других средств защиты, необходимых жителям
блокадного города и всем военнослужащим. Умение выдающихся ученых в кратчайший срок перейти к оборонно-практическим работам академик С.И. Вавилов расценивал как «характерную черту советской науки и советских ученых, всегда опирающихся на теорию и никогда не разрывающих с практикой»[1, с. 50].
Именно в это время разрешение проблем, связанных с обороной страны и города, приобрело комплексный, коллективный характер. Например, изучение отравляющих веществ проводили химики, физики, гидробиологи, физиологи. Задача борьбы с газовой гангреной решалась совместными усилиями физиков, биохимиков, микробиологов и гистологов.
Осуществление ленинградскими учеными в годы войны ряда крупных научно-исследовательских работ, которые имели как важное теоретическое, так и оборонно-практическое значение, оказалось возможным благодаря тесному творческому сотрудничеству множества ученых Ленинграда. Только в результате совместных усилий сплоченного коллектива научных работников можно было решать те же задачи, которые поставила перед ними война и оборона города.
Академик А.Ф. Иоффе, являясь одним из организаторов исследований в оборонной области, в ноябре 1942 г. отмечал: «С первых же дней Отечественной войны ленинградские ученые отдали себя целиком служению обороне. Сотни изобретенных новых боевых средств посыпались из лабораторий и заводов. Сразу же при содействии партийных организаций установилось тесное содружество между научными институтами и предприятиями. Удачные идеи поэтому быстро осуществлялись. Нигде и никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научной идеи в практику, как в Ленинграде в месяцы войны»[2, с. 2].
Для иллюстрации сказанного, приведем лишь некоторые примеры работы ленинградских ученых во время Великой Отечественной войны.
Во все времена военные большое значение придавали маскировке. С первых дней войны на улицах Ленинграда трудились тысячи людей, маскировавших важнейшие военные, промышленные, коммунальные и культурные объекты. Руководство маскировкой было возложено на главного архитектора города Н.В. Баранова [3]. Как было отмечено ранее, совместные усилия ученых, специализирующихся в разных областях знания, позволили добиться в этом деле наилучшего результата.
Большую работу в осуществлении маскировки объектов города
провели ученые Ленинградского государственного оптического института, Ботанического института им. В. Л. Комарова, ленинградского отделения АН СССР, Ленинградского физико-технического института и других научных учреждений города.
Так, в Ботаническом институте интенсивно разрабатывали способы маскировки военных объектов живыми и специально окрашенными растениями: ветви деревьев обрабатывались специальным составом и передавались воинским частям в качестве маскировочного материала [4].
Для маскировки различных объектов города, в которой принимали активное участие ученые и инженеры Физико-технического института, недостаточно было нашить на маскировочные сети куски зеленой материи, очертаниями напоминающие деревья. Необходимо было найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни человеческий глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе. Найти подходящий состав оказалось очень не просто.
Большую помощь в этой работе оказала группа ученых Государственного оптического института под руководством Е.К. Пуцейко [6]. Эта группа занималась контролем оптического качества маскировочных материалов и покрытий для летних, осенних и зимних условий с целью исключения возможности демаскировки противником особо важных объектов в черте города.
Качество маскировочных материалов при этом определялось сравнением спектральных коэффициентов отражения различных поверхностей и фона, на котором объект должен быть замаскирован. Ученые группы контроля измеряли коэффициент отражения в различных областях спектра: видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной.
У ленинградских предприятий, которые в это время занимались выпуском маскировочных покрытий, появилась возможность на основании исследований, проводимых учеными ГОИ, судить о его качестве. В результате многочисленных измерений было выяснено, что первые образцы маскировочных материалов под естественную зелень оказались непригодными, и лишь только после упорных поисковых работ предприятий под контролем ученых ГОИ удалось получить такие красители под естественную зелень, которые не дешифровались ни путем фотографирования, ни при визуальном наблюдении даже через специальные очки.
В дальнейшем работа ученых была продолжена и были найдены красители, соответствующие покрытиям с различными оттенками для маскировки в осеннее и зимнее время. Работа ученых ГОИ показала, что оптический контроль любых видов маскировочных материалов и покрытий был совершенно необходим для исключения грубых ошибок при маскировке.
После успешно проведенной учеными маскировки над всем районом Смольного, например, были раскинуты маскировочные сетки, и весь этот большой городской квартал с воздуха казался группой садов и скверов. Благодаря окраске стен резко противоположными красками искусно изменялись внешний вид и контуры многих зданий, в которых находились стратегические объекты города. Эти здания становились не только невидимыми с воздуха, но и малозаметными для человека, находящегося рядом с ними.
В первые дни войны лаборатория Государственного института прикладной химии под руководством А.И. Заславского работала над военным заказом под условным названием «средства огнезащиты». В числе ученых, занимавшихся этим вопросом, был И.Э. Эттингер [10, с. 34–36]. Работникам лаборатории было поручено изучить науку о пожарах и разработать технологию их предупреждения. Ученым удалось установить температуру воспламенения дерева, выяснить, что скорость распространения пламени по дереву зависит от его направления.
Главная задача, успешно решенная работниками лаборатории,
состояла в получении специального состава, которым можно обработать деревянные поверхности, чтобы повысить их пожароустойчивость. Трудность заключалась еще и в том, что необходимое для этих целей сырье должно было находиться в осажденном Ленинграде. Ученые предложили использовать для этих целей фосфаты, большой запас которых сохранился к началу войны на Невском химическом комбинате.
Работникам лаборатории предстояло преобразовать суперфосфат в вещество, удобное для пропитки древесины. После многочисленных экспериментов химиками был приготовлен раствор суперфосфата в воде, который после троекратной обработки древесины позволял защищать ее от мгновенного возгорания.
29 июля 1941 г. после успешных испытаний огнестойкого состава Ленсовет принял решение об огнезащите города. Большое количество жителей Ленинграда поднялись в эти дни на чердаки домов и самоотверженно покрывали огнезащитным составом стропила и перекрытия. О высочайшей организованности горожан в это время говорит тот факт, что за месяц огнезащитным составом было обработано 90 % чердачных перекрытий и деревянных строений. Кроме жилых помещений и промышленных зданий, особой заботой были окружены исторические памятники и культурные сокровищницы, например, Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Публичная библиотека. Все это ленинградцы успели сделать до того, когда на город упали первые вражеские бомбы.
Еще одной из важных задач, которая успешно решалась научными работниками и горожанами, была задача изыскания новых заменителей материалов для промышленности. Показательными в этом отношении стали неутомимые поиски учеными новых изоляционных материалов для высококачественных кабелей, применявшихся при создании мощных радиоустановок.
Уже в начале блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки, первая из которых была разработана еще в 1934 г. в Ленинградском физико-техническом институте Д.А. Рожанским. В самом начале войны они были еще не очень совершенны, но только одни радары могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград [7].
Для радиолокации потребовались специальные высококачественные кабели. Образцы коаксиального кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Его изоляция была сделана из стирофлекса, который в Советском Союзе тогда не изготовляли. Научные сотрудники Физико-технического института П.П. Кобеко и Н. М. Рейнов изобрели новый теплостойкий материал с высокими электрическими характеристиками – эскапон, выпуск которого наладили в институте уже в августе 1941 г. [8]. Изготовленный из нового вида изоляции высококачественный кабель был в несколько раз дешевле иностранных и не уступал им по характеристикам и качеству.
Для получения эскапона ученые изготовили специальные пресс-формы. «Гоним эскапон, сколько успеваем», – сообщал П.П. Кобеко в письме за линию фронта [11, с. 92]. Лаборатории института давали промышленности города по 200–250 кг эскапона в сутки. Произведенная замена изоляционного кабеля позволила наладить безотказную работу автоматическим наводящим установкам в зенитках. Новый изоляционный материал был принят на вооружение Военно-морским флотом, применялся в авиации и танковой промышленности.
Серийный выпуск кабеля на эскапоне был поручен заводу «Севкабель», директором которого был Д.В. Быков. Вместе с работниками технического отдела завода ученые физтеха наладили массовое производство эскапоновых изоляторов, конструировали различные приспособления.
Сведения о том, что в блокадном Ленинграде изготовили высококачественный кабель на отечественной изоляции, быстро дошли до оборонных предприятий на Большой земле. Оттуда стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали. Радиолокационные установки, например, требовались и на фронте, и в тылу, а без высококачественного кабеля они не работали. Эскапон на самолетах отправляли из Ленинграда на Большую землю, а затем там было налажено его производство.
По заданию командования фронта научные работники Химикотехнологического института, Института прикладной химии, Сланцевского института и Института пластмасс под руководством академика А.А. Байкова разработали способы борьбы с воспламенением самолетов от зажигательно-разрывных пуль. Были предложены и испытаны новая конструкция бензобаков самолетов, огнестойкая ткань для покрытия самолета и способ предохранения от воспламенения бензина в бензобаках [5: Л. 12].
Начиная с первых дней войны, активизировали свою работу лаборатории научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, специальных школ. Одна из задач, которая была поставлена и успешно решена работниками НИИ Ленинграда, это рецепт зажигательной жидкости и снаряжение ею бутылок. В течение нескольких дней ленинградцами было предложено несколько десятков образцов бутылок с зажигательной смесью. На вооружение были приняты образцы, изготовленные в Ленинградском институте прикладной химии и в Сланцевском институте [5. Л. 4–5].
Бригадой сотрудников кафедры общей химии Ленинградского
текстильного института был разработан запал для этих бутылок, который обладал высокой надежностью и был прост в изготовлении. После испытаний запал был принят на вооружение, и его стали производить в лабораториях самого Текстильного института, Ленинградского университета им. А. А. Жданова, Педагогического института им. А.И. Герцена, Института связи и в других институтах. С 10 июля в этих институтах было организовано также массовое производство и бутылок с зажигательной смесью [3].
Нами рассмотрены лишь некоторые разработки ученых блокадного Ленинграда, выполненные ими в первые месяцы войны. Неоценимый вклад внесли ученые ленинградского филиала Физикотехнического института при вводе в строй и эксплуатации Дороги жизни; при работе по размагничиванию кораблей всего Военноморского флота.
Полностью разделяем точку зрения С.И. Вавилова, который говорил, что «советская наука не должна забыть тех ленинградских ученых, которые более двух лет под бомбами самолетов, в условиях голода, холода и невиданных лишений продолжали свою научную работу, читали лекции, писали книги. Последние силы они отдавали на помощь бойцам, оборонявшим родной город» [6, с. 69]. Поэтому, считаем несомненно актуальным и важным обращение к рассмотренному материалу на занятиях как со школьниками, так и со студентами высших учебных заведений различного профиля.
Список литературы
1. Вавилов С.И. Новаторы советской физики // Вестн. Академии наук СССР. – 1942. – №4. – С.50.
2. Иоффе А.Ф. Ленинградские ученые в Отечественной войне // Лен. правда. – 1942. – 12 нояб.
3. Карасев А.В. Ленинградцы в годы блокады (1941–1943 гг.). – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
4. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. – М.: Наука, 1983. – 384 с.
5. ЛПА – Архив Ленинградского института прикладной химии. Ф. 25. Оп. 13а. Д. 24.
6. 50 лет Государственного Оптического института им. С. И. Вавилова: сб. ст. – Л.: Машиностроение, 1968.
7. Рейнов Н.М. Физики – учителя и друзья. – Л.: Лениздат, 1975.
8. Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны – М.; Л.: Наука, 1966.
9. Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука, 1965.
10. Эттингер И. Л. Город не горит… // Химия и жизнь. – 1984. – №1. –С. 34–36.
11. Юркевич Г. Ф. На земле мстиславщины взращенный: Очерк жизни и научной деятельности П. П. Кобеко. – Минск: Навiка i Тэхнiка, 1991.
Источник: М. Н. Шишкина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи