Значение выставочной деятельности для мировой экономики середины XIX – начала ХХ в.

Наука » История » История России
История эволюции мировой экономической системы однозначно демонстрирует невозможность осуществления в долгосрочной перспективе политики автаркии. Автаркия – это политика самоизоляции государства, хозяйственного и иного обособления страны, направленная на создание экономической системы, замкнутой в рамках одной страны [1, с. 7].
Если же рассматривать практически все стороны международных отношений, от военно-политических до социально-экономических, то необходимо отметить, что одно из важнейших мест занимает торговля и сопутствующие категории, включая формирование инфраструктуры торговли, в которую входит целый комплекс мероприятий: от создания транспортных и складских сетей, до проведения специализированных мероприятий, к которым помимо прочих относятся и выставки.
Кроме выполнения основной функции – снабжения необходимыми ресурсами и за счет этого получения прибыли в международной торговле, существует еще фактор межгосударственной
конкуренции, которая в полной мере проявляется именно при участии производителей той или иной страны в выставочной деятельности.

Данное положение особенно сильно проявилось в середине XIX в. Это было время быстрого развития капитализма и мирового рынка, важных научных открытий, изобретений и интенсивного технического прогресса, открывших эру так называемого «индустриального общества». Являясь в начале своей деятельности «парадами национальных тщеславий» [2, с. 169], отражавшими естественные стремления к государственному соперничеству, всемирные выставки очень скоро оказались эффективным стимулом и способом развития разносторонних деловых и творческих контактов, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур.
Первую всемирную выставку устроила в своей столице ведущая
промышленная держава – Великобритания, стремившаяся к свободе международной торговли и раньше других осознавшая плодотворность и перспективы подобных глобальных мероприятий. Так, для реализации принципов свободной торговли англичане в 1845 г. отменили 430 статей пошлинного тарифа [3, с. 3]. Для Великобритании, которая имела за счет колониальной политики большинство необходимых ресурсов, а также лидерство в технологическом плане фритредерская политика (т. е. политика свободной торговли) была объективно необходима. Именно в целях максимального использования своих конкурентных преимуществ на международном рынке в области технологий и развития производства Англия стала пионером в такой сфере организации хозяйственных связей, как организация всемирных выставок.
Совместившие в себе черты огромных универсальных интернациональных музеев современной цивилизации, масштабных деловых и научных конгрессов-конференций, международных конкурсов товаров и товарных бирж, популярных праздников – развлечений всемирные выставки были самыми грандиозными и известными культурными событиями Европы и Америки середины XIX – начала XX в. [4. Л. 1–3].
«Пусть все народы работают совместно над великим делом – совершенствованием человечества» – таков был девиз первой Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне [3, с. 1–3].
Приступая к оценке значения всемирных выставок для мировой экономики того времени отметим, что мнения по этому вопросу содержатся в большинстве документов, вышедших из-под пера непосредственных очевидцев и участников тех событий: экспертов, критиков, членов подготовительных комитетов. Включены они и в официальные отчеты Распорядительного комитета по организации участия России, в отчеты отраслевых экспертов.

В отчете А. Ермолова по сельскохозяйственному отделу Европы и Америки на Венской Всемирной выставке 1873 г., ее значение оценивается отнюдь не как «мимолетное» – « ...она служила выражением данного культурного момента в жизни народов и цивилизованного мира; она знаменовала собой эпоху в истории промышленности, эпоху, которая очевидно, не могла закончиться с закрытием выставки...» [5. Л. 14]. Это замечание автор отчета подкрепляет рассуждением о том, что, несмотря на существенные затраты в подготовке и проведении выставочных мероприятий, «если они до сих пор сохраняют за собою некоторое значение», то это
«именно ввиду того, что они доставляют народам такой богатый материал для изучения, что они, как в фокусе окуляра, собирают со всех концов земного шара все то, что может служить характеристикой данного исторического момента» [5. Л. 15].
Обобщая доминировавший в ту пору взгляд на изучение и описание отделов всемирных выставок, А. Ермолов прировнял их к
«изучению различных отраслей народнохозяйственного дела в их эпоху. Этим, прежде всего, объясняются как действительный интерес всемирных выставок, так и значение тех отчетов и более или менее специальных сочинений о них» [2, с. 35]. Отдельное место занимает аграрная отрасль, которая по убеждению Ермолова «должна считаться первоначальной, а вместе с тем основной отраслью народного хозяйства, обусловливающего в то же время возможность существования и развития всех других» [2, с. 36].
Таким образом, аграрной отрасли отводилось стратегическое значение, причем, в экономике не только России, но и в мировой экономике, так как она будучи самым тесным образом связана с изучением истории жизни и развития человечества может дать ключ к познанию известного исторического момента, познанию действительного характера того или другого народа, охватывая все стороны не только материальной, но и нравственной жизни человека.
Безусловно, по большей части эти оценки не лишены эмоциональной окраски под влиянием непосредственных впечатлений от увиденного (что, в свою очередь, также косвенно свидетельствует о выставках, как выдающихся культурных явлениях своего времени) и могут, на первый взгляд, показаться несколько преувеличенными. Для нас резолюции современников представляют интерес в первую очередь с точки зрения соотнесенности явления с конкретным «настоящим» моментом исторической реальности, по меткому замечанию Ф. Львова, «…я убежден, что всеобщие всемирные выставки потеряют свое обаяние, а серьезное значение останется...» [10, с. 18]. Они представляют собой ту «породу», обработав которую только и возможно выделить необходимый для объективного исторического понимания «сухой остаток».
По убеждению Ф. Львова, выступавшего от имени Русского технического общества, Лондонская выставка 1871 г.:
• заключала в себе «коммерческое и моральное» значение и
«вследствие объяснений и обмена мыслей с экспонентами смягчала
враждебные отношения разных национальностей»;
• создавала основу международному партнерству и сотрудничеству;
• демонстрировала экономический, научный, промышленный, торговый потенциал стран-экспонентов – «...измерялась сила, жизненность и будущность государств по их успехам в промышленности» [6. Л. 22].
Оценивая вклад всемирных выставок в развитие мировой экономики, следует отметить, что после Великой французской революции социальный вопрос стал предметом пристального внимания буржуазной Европы и нашел свое отражение в экономике, став не просто актуальным фактором, но предметом постоянного напряженного внимания в реалиях быстроразвивающихся капиталистических отношений – «вопрос о рабочих жилищах делается после
1848 года одним из важнейших вопросов социальной политики» [11, с. 72]. Не был он обойден вниманием и на всемирных выставках. И. Сокальский в отчете, касающемся представленного на Всемирной выставке 1867 г. в Париже «социального» раздела, отмечал, что
«ни один раздел выставки не возбуждал в посетителях, интересующихся социальными вопросами, так много ожиданий, такого интереса и вместе с тем не готовил для них так много разочарований» [2, с. 15].
Официальной главной целью всех выставок считалось выявление «успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по существу, не делается никакого различия между покупателями или посетителями» [3, с. 54].
На тех или иных всемирных выставках указанная цель реализовывалась по-разному, например в Вене, в 1873 г. были представлены следующие направления:
1. Достижения научно-технического прогресса – сравнительная выставка машин, аппаратов, а также способов и методов производства с целью «изобличать постепенное усовершенствование различных изобретений, как-то: швейной машины, ткацкого станка, телеграфа, фотографии, представляя, таким образом, собою наглядный очерк истории изобретений и вместе с тем, указывая, в чем действием машин заменяется ручной труд и насколько, благодаря тем же машинам, увеличивается производительность сего труда».

Выставка произведений однородных, но принадлежащих разным эпохам, демонстрирует развитие производительных сил разных отраслей промышленности, их зависимости от изменения вкуса и влияние их на него, а также значение ими, снисканное в области народного хозяйства. Так составится наглядный материал для истории промышленности.
2. Состояние дел и достижений перерабатывающей промышленности, ее связи с наукой – «особый отдел посвящается обработке и обращению ее отбросов: в него войдут означенные отбросы, произведения из них извлекаемые, а также попутные продукты, на сколько эти способы обработки и производства новых ценностей принадлежат к открытиям и изобретениям, сделанным со времени первой всемирной выставки в 1851 г. в Лондоне» [4, с. 20].
3. Сводные статистические обзоры по отраслям экономики, включая сравнительные таблицы, по пятилетним периодам и цены важнейших предметов потребления в главных центрах производительности, с приложением к этим ценам проб и образцов; данные по
международному морскому торговому обороту – товарные статьи главнейших портов в образцах и пробах с обозначением: мест происхождения и сбыта, количества провоза и отпуска, цены и т. д., а также статистические данные и таблицы, изображающие движение навигации торговли каждого из коммерческих портов за последние десять лет.
4. Введение унификации по формам статистической информации. Это должно было способствовать изучению выставки через призму числовых данных и таблиц, применяемых ко всем отделам выставки, «чтобы этим путем могли официально выясняться промышленные и экономические успехи, сделанные разными государствами, со времени первой лондонской всемирной выставки
1851 г.».
К числу обязательных для предоставления документов относились сравнительные ведомости – поверхностей обработанной почвы; годового сельскохозяйственного производства; цены продуктов; цены на землю, денежного роста; протяжения железных дорог; численность народонаселения – и тому подобные данные по годам проведения предыдущих всемирных выставок (1855, 1862, 1867 гг.), так чтобы в «самом выставочном отделе каждого государства наглядно были обозначены его производительные силы».
5. Обмен научно-технической информацией в период проведения выставки. Допускались международные конгрессы: ученых и художников, преподавателей, медиков, представителей художественнопромышленных музеев, инженеров и архитекторов, представителей
коммерческих и мануфактурных палат, специалистов по части банкирских и страховых операций, сельского и лесного хозяйства, горнозаводского дела.
В ходе работы выставки осуществлялось выявление критериев и эталонов качества экспонатов. Для определения достоинства вы-
ставленных экспонатов учреждались международные суды экспертов (jury). Каждый из экспонентов должен был объявить о своем желании или нежелании подвергнуть свои произведения суду экспертов. Для прочих (кроме изящных искусств) произведений были установлены следующие награды: «медаль преуспения; медаль заслуги; медаль изящного вкуса; дипломы одобрения; медаль сотрудничества»; учреждена специальная категория поощрений, присуждаемых лицам и корпорациям, «заслуживающим признательность за распространение народного образования, развитие промышленности и народного хозяйства, а также за особую заботливость об умственном, нравственном и материальном улучшении быта рабочих сословий» [8, с. 13].
В рамках международных конгрессов научной общественности
стало возможным вырабатывать позиции ученых и практиков на различные проблемы мироустройства, мировой экологии, мирового хозяйствования и доводить их до сведения общества и власти.
Так, «Заключения первого международного конгресса сельских хозяев и лесоводов, имевшего место в Вене в сентябре 1873 года» (входящего в программу всемирной выставки) содержат ряд инициатив, обращенных как к австрийскому правительству (по вопросу защиты экологии), так и к правительствам всех европейских государств, относительно: а) дальнейшего развития сельскохозяйственной и лесной статистики, в части унификации методов ее сбора, обработки и обмена между заинтересованными государствами; б) организации в сфере сельскохозяйственной науки общей и меж-
дународной системы наблюдений; в) необходимости международного соглашения для противодействия постоянно возрастающего истребления лесов.
Прямо и косвенно всемирные выставки оказали воздействие на многие стороны экономической, научной и культурной жизни стран. С.А. Корепанова отмечает, что они являются изначально присущими выставочному процессу: коммуникативное влияние – рекламная, информационно-аналитическая функция во второй половине XIX в. дополнилась научно-просветительской функцией, «направленной как на экспонентов, так и на посетителей» [6, с. 21]. Мы же добавим к сказанному, что практика всемирных выставок способствовала переходу выставочного процесса на качественно иной уровень, достигнутый благодаря накоплению опыта, синтезу и интеграции лучших практик организации выставочного дела в Европе, прелом ленных сквозь призму макрои микроэкономических тенденций рассматриваемого исторического периода.


Cписок литературы
1. Вечканов, А.Г. Словарь терминов по теневой экономике. – СПб., 2006.
2. Вольное экономическое общество. РГИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1.
3. Гусев, Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом. – М., 2004.
4. Ермолов, А.С. Сельскохозяйственное дело Европы и Америки на Венской всемирной выставке 1873 года в эпоху ее. – СПб., 1875. РГИА. Ф. 91. Оп. 1. Д. 148.
5. Императорское Русское техническое общество. РГИА. Ф. 90. Оп. 1. Д. 76.
6. Корепанова, С.А. Выстaвочная деятельность в России в XIX веке. – Екатеринбург, 2005.
7. Общий обзор Международной Лондонской выставки 1871 года секретаря русского технического общества Ф. Львова. – СПб., 1871.
8. Сокальский, И.И. Парижская Всемирная выставка 1867 г. с социальной ее стороны. – Харьков, 1870.
9. Соколов, А.С. Санкт-Петербург на Всемирных выставках в США 1876–1939 гг. – СПб., 2006.
10. Чистяков, М.Б. О педагогическом отделе Венской Всемирной выставки 1873 года. – СПб., 1875.
11. Шарпантье, Г. Всемирные выставки // Литературные вечера Нового мира. – СПб., 1900. РГИА. Ф.20. Оп.16. Д. 153. С. 169.

Источник: В. И. Данильченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.