Государственная политика в сфере образования на Западных окраинах России в конце XIX – начале XX в. как часть национальной политики

Наука » История » История России
Западные губернии Российской империи являлись территориями с особыми условиями, сложившимися в результате их исторического, экономического, политического и культурного развития. Западными окраинами принято считать три северо-западные губернии (Виленская, Ковенская, Гродненская), три белорусские губернии (Могилевская, Минская, Витебская) и три юго-западные (Киевская, Подольская, Волынская). Присоединение данных территорий от Речи Посполитой произошло в конце XVIII в. В XIX в. территории принадлежали Белорусскому, Литовскому и Киевскому генералгубернаторствам. Большое влияние на развитие этого региона оказало сосуществование на его территории представителей нескольких национальностей: польской, литовской, русской и еврейской.
Система образования в западном крае играла важную политическую роль и являлась одним из средств, которое правительство использовало для проведения русификации. Особенности присоединения Западного края обусловили преобладание на этой территории польской культуры и мировоззрения. Польское население не только обладало экономической мощью, но и старалось распространить свое влияние на культурную жизнь этого региона. Так, например, Я.Н. Офросимов в одной из своих публицистических работ свидетельствовал, что «…западно-русское дворянство почти поголовно приняло римско-католическую веру и усвоило себе польскую культуру, стало в полном смысле слова польским» [9, с. 3].
Особенно сильное влияние поляков на культуру ощущалось в религиозных вопросах. Современники обращали внимание на то, что в начале XX в. происходило «ополячивание» русского населения западных окраин. Н. Кобрин приводил примеры проникновения польской культуры в жизнь русского населения: использование польского языка в Холмской семинарии, пение польских песнопений в униатских церквях и т. д. [5, с. 21].
Проникновение польской культуры в жизнь русского населения вызывало недовольство местного населения, а также общественных деятелей, проживавших и в центральных губерниях. Многие из них соглашались с мнением Я.Н. Офросимова о том, что «русская культура в Западном крае до сих пор не восстановлена, и мечта о возрождении Польского государства препятствует полному слиянию края с Россией и спокойному течению в нем жизни» [9, с. 4]. Схожую точку зрения высказывала и газета «Окраины России», являвшаяся основным печатным органам, выражавшим интересы русского населения Западного края: «Нам, русским, пора проводить и свою определенную политику относительно Западной окраины… Гораздо проще раз и навсегда сказать прямо, что мы хозяева положения, что западные губернии русские… и мы должны принять все меры, чтобы обеспечить наши культурные и государственные интересы…» [8].
Проникновение польской культуры имело важное последствие, которое заключалось в распространении и политических идей, популярных среди данной национальной группы. Виленский генералгубернатор В.Н. Троцкий в январе 1900 г. в докладе сообщал о том, что «Мелкая шляхта, связанная единством веры и церковным общением с местными польскими помещиками … тяготеет к теснейшему слиянию с ними и во всех других отношениях, усваивая себе их политические воззрения и идеалы» [13]. Русская общественность опасалась, что распространение польской культуры приведет к росту политического влияния поляков в данном регионе.
Кроме того, огромный резонанс в обществе вызывал тот факт, что польское влияние ощущалось и в среде образования. В 1865 г.
мещане г. Влодава подали прошение в Селецкую учебную директорию с просьбой отменить преподавание русского языка и заменить его на польский как более родной для них [5, с. 21]. Данный факт еще раз подтверждает, что масштабы польского влияния на культурную жизнь русских были значительными. В конце XIX – начале XX в. на Западных окраинах Российской империи сложилась ситуация, в которой польская культура начала всесторонне проникать в жизнь русского населения.
В центральной России решение вопросов народного просвещения возлагалось на земские органы самоуправления. С распространением на территорию Западного края органов самоуправления управление делами народного просвещения попадало в их ведение. Указ 2 апреля 1903 г. относил к сфере деятельности органов земского управления попечение о развитии начального и профессионального народного образования и участие в управлении учебных заведений.
Территории Западных губерний принадлежали к двум учебным округам – Киевскому и Виленскому. Киевская, Волынская и Подольская губернии по указу 14 декабря 1832 г. прикреплялись к Киевскому учебному округу. В состав Виленского учебного округа по постановлениям 2 мая 1850 г. и 7 октября 1864 г. входили Виленская, Гродненская, Ковенская, Минская, Витебская и Могилевская губернии [15, с. 48]. Учительский состав формировался преимущественно из лиц русского происхождения, поэтому существовали определенные привилегии для русских учителей, работавших в губернии Западного края в образовательных учреждениях. Согласно
«Положению об особых преимуществах гражданской службы» учителям приходских училищ Западных губерний полагались прибавки в размере 50 % от основного жалования; лица, занимающие должности от 14 до 8 класса в духовно-учебных заведениях, в дирекции народных училищ, учителя уездных и городских училищ получали
прибавки в размере 20 % от жалования. Кроме того, лица, определяемые на должности по учебной части в учебные заведения Виленского учебного округа, получали пособие: семейные – в размере полугодового оклада жалования, одинокие – в размере одной трети оклада [16, с. 13]. Царское правительство пыталось привлечь русских учителей на службу в Западные губернии для того, чтобы увеличить влияние русских на данной территории, особенно в области образования и культуры.
В начале XX в. на территории Западных губерний Российской империи распространены были следующие типы учебных заведений: учительские институты и двуклассные при них городские училища, учительские семинарии, городские училища, начальные народные городские и сельские училища (двуклассные и одноклассные), промышленные училища, частные училища и еврейские училища.

Начальное образование в народных училищах получали, прежде всего, в сельских одноклассных училищах. В Киевском учебном округе было всего 1031 народное училище. В сельских одноклассных школах работали 699 чел. В Виленском учебном округе народных школ было 1755, в то время как общее их количество – 1995. В сельских школах Киевского учебного округа обучалось 47304 чел., что составляло 50,7 % от общего числа учащихся. В Виленском учебном округе в сельских одноклассных училищах обучалось
126 695 детей, или 86,2 % от общей численности учеников. Витебский генерал-губернатор приводил следующие данные о количестве приходских училищ в своей губернии в 1887 г.: в городах существует 15 приходских училищ, число обучающихся здесь детей составляет 1548 чел., из них 894 мальчика и 654 девочки [14]. Таким образом, народное образование получило широкое распространение в народных массах. Начальное образование получали преимущественно при помощи сельских учебных заведений. Число подобных учебных заведений было значительно, что способствовало распространению просвещения.
При оценке социального состава народных училищ можно заметить, что основную массу учащихся составляло сельское население, что объясняется главным образом тем, что народные училища находились в сельской местности, в то же время процент городского населения также был значительным. Виленский генерал-губернатор В.Н. Троцкий так характеризовал социальный состав приходских училищ: «дети преимущественно бедных родителей, которые, за очень немногими исключениями, почти все христиане и русского происхождения из мещан, крестьян и отставных воинских чинов» [14]. Как видим, сельские школы играли важную роль в образовании беднейших слоев населения. Учитывая тот факт, что основная часть крестьянского населения принадлежала к русскому населению, можно заключить, что система начального образования способствовала сохранению национальной идентичности русскоязычного населения.
По конфессиональной принадлежности учащиеся делились следующим образом: основную массу составляли представители
православного вероисповедания – 82,4 % от общего количества учеников в Киевском учебном округе и 69,7 % – в Виленском. Кроме того, значительный процент приходился на католиков и евреев – от
28,4 до 11,5 %. Данные позволяют заключить, что, несмотря на противодействие со стороны польской общественности, поляки и евреи посещали русские начальные народные училища. В.П. Кулин в письме И.П. Корнилову в 1871 г. упоминал о том, как в одной из местечек близ Курляндской границы ученики переходили из немецкой в русскую школу [6, с. 216]. Русская культура, таким образом,

распространялась в крае не только в среде православного населения, но и среди представителей других религиозных концессий.
Большую роль в развитии системы народного образования сыграло открытие при народных училищах ремесленных классов и отделений. По Киевскому учебному округу на 1 января 1903 г. их существовало 45, из них 29 были прикреплены к сельским и городским народным училищам, а 16 – к еврейским частным школам. Эти классы способствовали привлечению в школу детей мещан, купцов, ремесленников и крестьян.
Таким образом, развитие системы начального народного образования способствовало повышению грамотности среди сельского и
городского населения и соответствовало политике русификации, проводимой правительством в Западном крае. Рост числа сельских школ привел к увеличению грамотности в среде крестьянского населения, а открытие ремесленных классов привлекало в русские школы представителей мещанского и купеческого сословий. Русская культура в результате укрепляла свои позиции в регионе, что соответствовало основному направлению национальной политики.
Вместе с тем в системе народного образования существовали
определенные недостатки. Во-первых, народные училища распределялись крайне неравномерно: в Киевском учебном округе в губернских и уездных городах существовало от 2 до 8 народных училищ, а в уездах эта цифра колебалась от 5 до 53 на уезд. Более того, во многих волостях Киевского учебного округа и вовсе не было народных училищ, в частности, в Киевской губернии из 204 волостей
79, а в Волынской губернии 13 из 203 были лишены школ [4, с. 126]. При оценке учительского состава школ можно заметить, что их педагогическая подготовка часто была низкой, например, в Киевском учебном округе количество учителей, получивших специальное образование, составляло 58,6 % [4, с. 120]. Остальными учителями являлись лица, получившие образование в средне-учебных заведениях или те, кто выдержал экзамен на звание учителя или учительницы. Такое положение дел во многом объяснялось недостатками материального обеспечения учителей. Большинство из них получало около 250 руб. жалования, причем эта цифра могла уменьшаться
так как сельские учителя получали жалование от сельских обществ, которые в силу необязательности решения волостных сходов часто снижали продовольственное и денежное содержание учителей.
Другой проблемой было вмешательство поляков в вопросы образования. Римско-католическое духовенство настраивало католическое население против русской школы, подпольно издавались журналы и статьи, в которых авторы отрицательно высказывались о русской власти и русской школе. Среди таких журналов наибольшей популярностью пользовался польский журнал «Страж Отчизны» и
литовская газета «Хозяин». Повсеместно в Западном крае было

распространено тайное польское обучение. Правительство боролось с нарушениями такого рода с помощью изданных 3 апреля
1892 г. Временных Правил о взысканиях за тайное обучение, согласно которым виновные могли быть подвергнуты денежному штрафу до 300 руб. или аресту до трех месяцев [11].
В отчете за 1903 г. по Виленскому учебному округу А.А. Ильин приводил данные о 55 случаях недозволенного обучения среди евреев, магометан и старообрядцев. В наказание за это на нарушителей были возложены штрафы от 3 до 10 руб. или арест сроком от 3 до 5 суток [3, с. 48]. Зачастую отследить подобные нарушения не представлялось возможным потому, что польское обучение производилось в семейном кругу. Таким образом, влияние польского элемента на систему русского образования в Западном крае продолжало существовать, несмотря на противодействие со стороны царского правительства.
Кроме того, недовольство со стороны российской общественности, вызывало отсутствие контроля со стороны центрального правительства. Сведения о расходах на народное образование в Западном крае показывают, что в 1908 г. на народное образование
в центральных губерниях тратилось 17,9 % от общего бюджета, в Киевской губернии – 20,5 %, а Подольской – 25 % [2]. Финансирование было достаточным, но проблемы сохранялись. Многие общественные деятели видели корень проблем в отсутствии достаточного контроля со стороны государства, который должен был заключаться, например, в его усилении за расходованием денежных средств, а также в передаче управления вопросами образования в руки русского населения. Данные недостатки школьной системы свидетельствуют о необходимости преобразований в области образования, о чем неоднократно высказывалась русская общественность. «Население Западных губерний имеет такие же потребности народного образования, … как и внутренние губернии» [7, с. 157]. Как видим, значительная часть общественности поддерживала правительство в проведении реформ с целью ликвидации влияния поляков на культурную жизнь русского населения.
Основное внимание уделялось таким проблемам, как: использование польского языка в делопроизводстве и преподавании; сохранение влияния католических монашеских орденов; активное использование тайного польского обучения; распространение большого числа подпольных журналов, в которых активно печатались статьи, в которых высказывалось негативное отношение к русской власти и школе.
Предпринимались меры для устранения влияния католической церкви на систему народного образования. 26 декабря 1905 г. был издан указ, по которому римско-католические приходские священники должны были назначаться, перемещаться и увольняться епархиальным начальником с согласия генерал-губернатора. Епархиальному начальнику, кроме того, принадлежало право принимать меры в том случае, если «деятельность лиц римско-католической принадлежности будет признана Министерством внутренних дел вредным для государственного порядка или мирного течения местной жизни» [1, с. 221]. Для защиты интересов русскоязычного населения 27 марта 1906 г. был издан указ, регулировавший употребление местных языков в делопроизводстве. Все сношения частных обществ должны были осуществляться на русском языке. Лишь в Ковенской губернии допускалась возможность использовать параллельно русский и местный языки [10].
Таким образом, в конце XIX в. основной целью правительственной политики в отношении образования в Западных губерниях была защита интересов русского населения, что соответствовало основному направлению национальной политики. В результате издания ряда законов было запрещено тайное обучение, расширены границы использования русского языка, усилен контроль генералгубернатора за системой назначения римско-католических приходских священников.

Список литературы
1. Законодательные акты переходного времени. 1904–1908 гг. / под ред. Н.И. Лазаревского. – СПб.,1909.
2. Земское дело. – 1910. – № 9.
3. Ильин А.А. Киевский учебный округ в 1902 году // Журн. Мин-ва нар. просв. – 1904. Авг.
4. Ильин А.А. Виленский учебный округ в 1903 году // Журн. Мин-ва нар. просв. – 1905. Февр.
5. Кобрин Н. Краткий исторический очерк полонизации западно-русского
края и её следствий для Холмской Руси. – Варшава, 1902.
6. Корнилов И.П. Русское дело в северо-западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа преимущественно в муравьевскую эпоху. – СПб., 1901.
7. Кузьмин-Караваев В.Д. Управление земским хозяйством в 9 западных
губерниях. – СПб., 1904.
8. Окраины России. – 1910. – 13 марта.
9. Офросимов Я.Н. Записка о дворянских выборах и представительстве в государственном Совете западно-русского дворянства 9 губерний Западного края. – СПб., 1910.
10. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 3. Т. XXIII.
Ч. I. – СПб., 1903.
11. ПСЗ. Собр. 3. Т. XII. 1892. – СПб., 1895.
12. ПСЗ. Собр. 3. Т. XXVI. – СПб., 1903.
13. РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 223. 1904.
14. РГИА. Ф. 1287. Оп. 35. Д. 1722. 1887.
15. Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченные из Архива народного просвещения: в 4-х т. Т. 2. – СПб., 1893.
16. Свод уставов о службе гражданской. Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского. – СПб., 1902.

Источник: Н. А. Уварова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.