ПАРАДОКСЫ АТОМНЫХ МАСС

Наука » Химия

Если сравнить относительные атом­ные массы элементов Аr в таблице Менделеева, можно обнаружить неко­торые, на первый взгляд, «странности». Одна из них — разная степень точно­сти представленных данных. Напри­мер, современное значение Аr для С содержит пять значащих цифр, для О — шесть, для Al и Р — по семь, для F — девять, тогда как для Zn, Ge, Li, Se, Kr, Mo, Ni, Pb, Sr, Ti — лишь по четы­ре. Почему?

Оказывается, точность, с которой определяется относительная атомная масса элемента, зависит не только от тщательности измерений, но и от непо­стоянства его изотопного состава. В разных образцах соотношение изо­топов не вполне одинаковое: лёгкие изотопы могут концентрироваться в одних породах, тяжёлые — в других. Поэтому давать очень точные значения атомных масс просто не имеет смыс­ла. Кстати, по точности, с какой при­водятся атомные массы, можно сразу сказать, происходит ли в природе «раз­деление изотопов» данного элемента, и насколько сильно.

Вторая «странность» заключается вот в чём. Относительные атомные массы, рассчитанные по «физической кислородной шкале» и углеродной, различаются. Хотя, казалось бы, они должны быть совершенно одинаковы­ми, так как при определении единицы измерения в первом случае делили массу атома 16О (8 протонов, 8 нейтро­нов, 8 электронов) на 16, а во вто­ром — массу атома 12С (6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов) на Однако в действительности всё не так: 1/12 массы атома 12С больше 1/16 массы атома 16О! При образовании ядра слиянием протонов и нейтронов выделяется огромная энергия. В соот­ветствии с уравнением Эйнштейна Е=mс2— скорость света), выделив­шаяся энергия Е «уносит» с собой часть массы т. Следовательно, масса нового атома не равна сумме масс его составляющих. Разница в массах (её назвали дефектом массы) может быть заметной — почти 1% для некоторых атомов. Больше всего «худеют» при об­разовании атомы с массовым числом около 50 (середина четвёртого ряда элементов в периодической системе). До этих элементов дефект массы рас­тёт с увеличением атомного номера, после них — постепенно падает. Для 16О дефект массы больше, чем для 12С. Вот почему кислородная и углеродная единицы не совпадают.

И наконец, остановимся ещё на одной «странности» атомных масс. Из­вестно, что природный водород пред­ставлен двумя стабильными нуклидами с массовыми числами 1 и 2 (99,984 % 1Н и 0,016% 2Н), поэтому Аr(Н) немно­го больше 1. Гелий также представлен двумя стабильными нуклидами с массо­выми числами 3 и 4, причём 3Не в при­роде всего 0,00013%. Однако Ar(Не) не меньше, а больше 4. С другой стороны, кислород в природе — это смесь трёх стабильных нуклидов: 16О, 17О и 18О. Но Ar(О)=15,9994, т. е. меньше 16. Всё это — проявления дефекта массы, а также следствие того факта, что массы протона и нейтрона больше 1 а. е. м.

Для иллюстрации дефекта массы просуммируем массы покоя двух элек­тронов, двух протонов и двух нейтронов

в атоме 4Не: 2mp+2mn+2me=2•1,00728+2•1,00867+2х 0,00055 = 4,0330. Но на самом деле из-за дефекта массы Аr (4Не) = 4,0026 — и всё же больше 4. Итак, при образова­нии атомов из отдельных частиц обыч­ная арифметика «не работает».

Теперь не покажется удивитель­ным, что точные массы трёх изотопов кислорода в углеродных единицах со­ставляют соответственно 15,9949; 16,9991 и 17,9992 и не равны массо­вым числам (т. е. 16, 17 и 18), а усред­нённая масса кислорода, рассчитанная из этих значений с учётом распростра­нённости изотопов в природе, как раз и равна 15,9994.

Для атомов углерода дефект массы тоже существует: он больше, чем у ге­лия и меньше, чем у кислорода. Одна­ко Аr (12С) принята равной 12.

«Парадоксальные» относительные атомные массы можно найти и у дру­гих элементов — F, P, Sc, Mn, Co, As, Y, Nb, Rh, I, Cs, Pr, Tb, Ho, Tm, Lu, Au, Bi, U, Th. Из них только у лютеция и урана имеются два или три стабильных (или очень долгоживуших) изотопа, остальные — элементы-одиночки с единственным стабильным изотопом, и для них дефект массы выявляется наи­более наглядно. Так, атомная масса марганца меньше 55 и равна 54,9380.

Несмотря на то что дефект массы несколько «портит» стройную гипоте­зу Праута, вряд ли сам учёный, живи он в наши дни, был бы этим огорчён. Ско­рее наоборот: он считал бы, что его гипотеза восторжествовала. Действи­тельно, атомы (вернее ядра) любого химического элемента построены из целого числа простейших «кирпичи­ков» — протонов и нейтронов.



Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.