АТОМНЫЕ МАССЫ: ОТ ДАЛЬТОНА АО...

Наука » Химия

Важнейшей вехой в становлении хи­мической науки назвал Й. Я. Берце­лиус работы английского учёного Джона Дальтона. Именно он напол­нил смутные атомистические воз­зрения древних конкретным химиче­ским содержанием.

Дальтон ввёл понятие о «соотноше­нии весов мельчайших частиц газооб­разных и других тел». Фактически это и есть относительная атомная масса. За её единицу учёный принял массу атома водорода, а для определения масс других атомов использовал най­денный ранее процентный состав раз­личных соединений водорода. Так, Лавуазье установил, что в воде содер­жится 15% водорода и 85% кислоро­да. Отсюда Дальтон вычислил относи­тельную атомную массу кислорода: 85:15=5,67. По данным английского химика Уильяма Остина (1754—1793) о составе аммиака (80 % азота и 20 % водорода) он рассчитал относитель­ную атомную массу азота: 80 : 20 = 4. В 1803 г. Дальтон составил первую в истории таблицу относительных атомных масс некоторых элементов.

Интересно сопоставить атомные массы, полученные Дальтоном, с опубликованными за прошедшие два столетия в различных учебниках и справочниках (см. таблицу).

Прежде всего обращают на себя внимание непривычные значения атомных масс у Дальтона. Это объяс­няется двумя причинами. Первая — неточность эксперимента в конце XVIII — начале XIX в. Позднее, когда Ж. Л. Гей-Люссак и А. Гумбольдт более точно определили состав воды (87,4% кислорода и 12,6 % водорода), Даль­тон изменил значение атомной мас­сы кислорода, приняв её равной 7. В дальнейшем цифры ещё много раз корректировались (как известно, в во­де 11,1% водорода). Точно так же уточнялись со временем атомные массы и многих других элементов, особенно после работ Берцелиуса.

Вторая причина более серьёзная. Дальтон считал, что в воде содержит­ся равное количество атомов водоро­да и кислорода, а в аммиаке — равное количество атомов водорода и азота. Когда вывели правильные формулы для воды Н2О и аммиака NH3, атомная масса кислорода была удвоена, а азо­та утроена.

АТОМНЫЕ МАССЫ: ОТ ДАЛЬТОНА АО...

Символы элементов и химических соединений, предложенные Дж. Дальтоном.

1  — водород,

34 — селитроватая кислота,

35 — уксусная кислота,

36 — нитрат аммония,

37 — сахар.

Некоторые вещества, которые учёный относил к числу простых (например, магнезия, известь), на самом деле образованы атомами нескольких элементов. В то время считали, что вода состоит из одного атома водорода и одного атома кислорода, а аммиак —

из одного атома водорода и одного атома азота.

Верные формулы многих соедине­ний, особенно органических, удалось установить благодаря реформе атомно-молекулярных представлений, осуществлённой в 1858—1860 гг. италь­янским химиком Станислао Канниццаро. Он впервые чётко разграничил понятия «атом» и «молекула», опреде­лил и обосновал правильную систему атомных масс. Учёный опирался на закон, открытый его соотечественни­ком А. Авогадро (см. статью «Вол­шебное число химиков»). На Первом международном конгрессе химиков в немецком городе Карлсруэ (I860 г.), где присутствовали около 140 учёных, Канниццаро убедил большинство из них (а некоторые проблемы здесь решались голосованием!) в правиль­ности своих взглядов. В работе кон­гресса принимала участие и группа русских химиков, среди которых были Д. И. Менделеев, Н. Н. Зинин, А П. Бородин, получившие впоследст­вии всемирную известность.