Центральный район

Наука » География » Экономическая география
Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.
Площадь 483 тыс. км2 , население 29,4 млн. человек
Центральный район — район с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи. Занимая около 3% площади страны, он сосредоточивает около 20% ее населения. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчитывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей — горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т.д. Будучи крупным производителем высококачественной продукции, Центральный район активно участвует не только в межрайонном, но и в международном разделении труда. Это район исторически сложившейся промышленности. Производство многих видов продукции и создание новых технологических процессов начинаются в нашей стране именно здесь. Это обусловлено наличием мощного научно-технического потенциала, тесной связью промышленности с наукой. Центральный район — ведущий в стране в науке и образовании, ее главный культурный центр. Здесь производят значительную часть всей машиностроительной продукции, химических изделий и более 2/3 тканей, выпускаемых в стране. Район первенствует также по выпуску железобетонных конструкций, стекла, фанеры, картона, многих пищевых продуктов. Для него типичны неметаллоемкое машиностроение с преобладанием завершающих стадий производственного процесса — механической обработки и сборки, «верхние этажи» химической отрасли и в целом производство продукции, требующей высокой технической культуры. Другая его особенность — высокий уровень межрайонной товарности промышленного производства. Район отправляет за свои пределы большую часть продукции машиностроения, химической и текстильной промышленности. Это один из основных в России экспортеров машин, тканей и других промышленных изделий, вплоть до предметов художественных промыслов. Эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране, что обусловлено его накопленным потенциалом.
В развитии хозяйства Центрального района важные функции выполняет производственная и социальная инфраструктура. Район обладает наиболее густой в стране сетью путей сообщения, особенно железных и автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортная сеть имеет радиально-кольцевую структуру, что обеспечивает эффективность внутрирайонных связей по перевозкам грузов и пассажиров. Наряду с традиционными путями сообщения широкое развитие получили газо-, нефте- и продуктопроводы, а также линии электропередачи.
В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2 , в пределах Московской области — 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульской области) — до 70,8; самая низкая плотность — 13,4 человека на 1 км2 — в Заволжье (Костромская область). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в результате миграции из других районов страны. Притягательными для мигрантов центрами были Москва и другие большие города, позднее — новые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения — 24,9 млн. человек — горожане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредоточено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов находится в междуречье Волги и Оки.
Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе — города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было создано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дубна, Пущино, Протвино.
На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сложилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской области, развитие которых тесно связано с потребностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.
Переход к рыночной экономике стимулировал появление разных форм собственности и новых промышленных структур. Произошла своего рода переоценка ценностей. Вызванные перестройкой кризисные явления в большей мере коснулись тех отраслей промышленности, продукция которых оказалась неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Это относится, прежде всего, к машиностроению и текстильной промышленности, позиции которых заметно ослабли, причем не только абсолютно, но и относительно.
В структуре промышленности Центрального района господствующее положение по-прежнему занимает машиностроение. В 2001 г. на него пришлось 24,8% ее суммарной продукции. Вслед за машиностроением идут пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика (20,6%), химическая и нефтехимическая (7,1%) и легкая промышленность (4,8%).
Таким образом, на профилирующие отрасли, определяющие направление специализации района — машиностроение, химическую, нефтехимическую и легкую (преимущественно текстильную) промышленность, — приходится почти 2/5 промышленного производства.
Основу промышленности района составляет сочетание и взаимодействие машиностроительного, пирометаллургического черных металлов, нефтеэнергохимического, лесоэнергохимического, текстильно-промышленного, индустриально-аграрного и индустриально-строительного энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). Наиболее полно, т.е. всеми или почти всеми структурными компонентами, представлены машиностроительный, лесоэнергохимический и текстильно-промышленный циклы. В основе других ЭПЦ находятся главным образом завершающие стадии. Профилирующие циклы, конкретнее — производства, связанные с выпуском машин, химикатов и тканей, имеют межрайонное значение. Другие циклы относятся к внутрирайонным.
Топливно-энергетический комплекс представлен высокоразвитой электроэнергетикой и отраслями топливной промышленности внутрирайонного значения — угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей. Район — крупнейший в стране производитель и потребитель электроэнергии. ОЭС Центра — самая мощная объединенная энергетическая система, в которой Москва — наиболее крупный электроэнергетический узел. Москву обслуживают располагающиеся в пределах ее городской черты и вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут. Неподалеку от города в довоенные годы были построены Каширская, Шатурская ГРЭС и др. Первоначально они были ориентированы на местные виды топлива — торф и бурый уголь, теперь используют в основном природный газ. На периферии района расположены самые мощные электростанции — Костромская ГРЭС на газе, Калининская и Смоленская АЭС. В большинстве областных центров района обычно имеются 1-2 теплофикационные электростанции. Роль ГЭС в ОЭС Центра невелика. Поэтому запущены первая Загорская ГАЭС и ГТЭС в Ивановской области.
Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.
В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва — Минск — Брест и Москва — Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.
Области Центрального района при сходстве в основных направлениях экономического и социального развития имеют специфические особенности. Они различаются между собой по территории, населению, производственному и научно-техническому потенциалу.
Территориальная структура производительных сил района — радиально-кольцевая — сложилась исторически. В годы социалистической индустриализации она была дополнена новыми звеньями и существенно усложнилась. Основным, наиболее мощным районообразующим центром по-прежнему остается Москва. Вблизи нее и на периферии района появилось много новых промышленных пунктов.
Радиально-кольцевую систему размещения городов и промышленных узлов образуют:
1) Москва с прилегающими к ней городами и населенными пунктами;
2) лесопарковый пояс вокруг Москвы;
3) ближние «спутники» Москвы (радиус 40-60 км);
4) дальние «спутники» Москвы (радиус 90-100 км);
5) областные центры (радиус 150-250 км);
6) города, в том числе областные центры, расположенные по периферии
Центральный район делится на подрайоны: Москва и Подмосковье (Московская область); индустриальный (с сильным развитием текстильной промышленности) — восток междуречья Волги и Оки (Ярославская, Ивановская и Владимирская области); Подмосковный бассейн (Тульская, Рязанская и Орловская области); Брянский промышленный (Брянская и Калужская области); Западный (Смоленская и Тверская области); Заволжский (Костромская область). Самые насыщенные промышленными центрами радиусы отходят от Москвы на восток (Москва — Владимир — Иваново), юг (Москва — Подольск — Серпухов — Тула), юго-запад (Москва — Калуга — Брянск) и юго-восток (Москва — Коломна — Рязань).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.