Библиотека — попытка собрать воедино все написанное человеком. Первые усилия в этом направлении были сделаны задолго до рождения Христа.
Ученые, проводившие раскопки Ура, города патриарха Авраама, открыли глиняные дощечки с надписями. Они относятся к 800 г. до н.э. и могут считаться первой библиотекой.
В 600 г. до н.э. у жителей Месопотамии были хорошо организованные библиотеки в храмах и дворцах. «Книгами» в них были глиняные дощечки. Тысячи таких табличек были собраны по темам в храмах и дворцах. Эти собрания были первыми настоящими библиотеками.
У египтян тоже были библиотеки. Они создавались в храмах, о них заботились жрецы. Книги имели форму рулонов, сделанных из папируса. Но самая знаменитая библиотека древних времен была собрана в Александрии, в Египте. Она была образована в 300 г. до н.э. Это были первые попытки собрать всю греческую литературу. Она содержала по крайней мере 700 000 папирусных свитков, которые были занесены в каталог и полностью систематизированы — совсем как в современных библиотеках.
Римляне сначала не интересовались библиотеками. Но греки вдохновили их, и они создали систему публичных библиотек. Богатые граждане Рима основывали библиотеки для народа и собирали большие коллекции для себя.
Многие из этих ранних римских библиотек располагались в местах проведения форумов и в общественных банях. В IV веке в Риме существовало 28 публичных библиотек. Большинство из них разрушились при пожарах, грабежах, от сырости или были уничтожены, когда Римская империя подверглась нападению варваров с Севера.
Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX веке в Англии. Решением английского парламента в 1850 году было разрешено открытие публичных библиотек. Сегодня мы, конечно, рассматриваем публичные библиотеки как основу цивилизации.
Ученые, проводившие раскопки Ура, города патриарха Авраама, открыли глиняные дощечки с надписями. Они относятся к 800 г. до н.э. и могут считаться первой библиотекой.
В 600 г. до н.э. у жителей Месопотамии были хорошо организованные библиотеки в храмах и дворцах. «Книгами» в них были глиняные дощечки. Тысячи таких табличек были собраны по темам в храмах и дворцах. Эти собрания были первыми настоящими библиотеками.
У египтян тоже были библиотеки. Они создавались в храмах, о них заботились жрецы. Книги имели форму рулонов, сделанных из папируса. Но самая знаменитая библиотека древних времен была собрана в Александрии, в Египте. Она была образована в 300 г. до н.э. Это были первые попытки собрать всю греческую литературу. Она содержала по крайней мере 700 000 папирусных свитков, которые были занесены в каталог и полностью систематизированы — совсем как в современных библиотеках.
Римляне сначала не интересовались библиотеками. Но греки вдохновили их, и они создали систему публичных библиотек. Богатые граждане Рима основывали библиотеки для народа и собирали большие коллекции для себя.
Многие из этих ранних римских библиотек располагались в местах проведения форумов и в общественных банях. В IV веке в Риме существовало 28 публичных библиотек. Большинство из них разрушились при пожарах, грабежах, от сырости или были уничтожены, когда Римская империя подверглась нападению варваров с Севера.
Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX веке в Англии. Решением английского парламента в 1850 году было разрешено открытие публичных библиотек. Сегодня мы, конечно, рассматриваем публичные библиотеки как основу цивилизации.
Ежегодно, когда вручаются Нобелевские премии, вокруг имен лауреатов возникает много шума. У них берут интервью, о них пишутся статьи. Так происходит потому, что Нобелевская премия рассматривается большинством людей как высшая награда, присуждаемая за заслуги в определенной сфере деятельности, такой, как химия, физика, медицина или литература. Существует также Нобелевская премия мира, присуждаемая за усилия по укреплению мира.
Примечательно, что эта премия была учреждена человеком, который многое сделал для науки разрушения! Альфред Нобель родился в Стокгольме, годы его жизни: 1833-1896. Среди открытий, которые он сделал и запатентовал, были динамит, нитроглицерин (более сильное вещество, чем динамит) и новый вид детонатора для взрывов.
Может быть, создав столько разрушительного, Нобель почувствовал потребность сделать что-то благородное для мира. Он был увлечен идеей мира, у него был план, который, как он считал, может предотвратить войну. Между прочим, кроме того, что Нобель был блестящим ученым, он писал стихи. Он думал, что литература и наука — наиболее важные факторы человеческого прогресса.
После смерти Нобель оставил фонд в 9 000 000 долларов. Деньги предназначались для награждения людей, внесших выдающийся вклад в химию, физику, медицину, литературу и укрепление мира. Премия впервые была вручена 10 декабря 1901 года, в годовщину смерти Нобеля.
Так как Нобель был шведом, премии присуждает Нобелевский фонд Швеции. Вот организации, избранные для определения победителей в области: физики и химии — Шведская Академия наук; медицины — Каролинский институт Швеции, литературы — Шведская Академия; укрепления мира — комитет из пяти человек, избранный норвежским парламентом. В 1969 году была установлена премия за успехи в области экономики.
Примечательно, что эта премия была учреждена человеком, который многое сделал для науки разрушения! Альфред Нобель родился в Стокгольме, годы его жизни: 1833-1896. Среди открытий, которые он сделал и запатентовал, были динамит, нитроглицерин (более сильное вещество, чем динамит) и новый вид детонатора для взрывов.
Может быть, создав столько разрушительного, Нобель почувствовал потребность сделать что-то благородное для мира. Он был увлечен идеей мира, у него был план, который, как он считал, может предотвратить войну. Между прочим, кроме того, что Нобель был блестящим ученым, он писал стихи. Он думал, что литература и наука — наиболее важные факторы человеческого прогресса.
После смерти Нобель оставил фонд в 9 000 000 долларов. Деньги предназначались для награждения людей, внесших выдающийся вклад в химию, физику, медицину, литературу и укрепление мира. Премия впервые была вручена 10 декабря 1901 года, в годовщину смерти Нобеля.
Так как Нобель был шведом, премии присуждает Нобелевский фонд Швеции. Вот организации, избранные для определения победителей в области: физики и химии — Шведская Академия наук; медицины — Каролинский институт Швеции, литературы — Шведская Академия; укрепления мира — комитет из пяти человек, избранный норвежским парламентом. В 1969 году была установлена премия за успехи в области экономики.
Первая газета не была похожа на современные. Она больше напоминала письмо, содержащее новости. В V веке до н.э. в Риме жил человек, который писал эти письма и рассылал их людям, живущим далеко от столицы. Газеты стали напоминать современные при Юлии Цезаре, в 60 г. до н.э. Он заставил правительство печатать ежедневный бюллетень для представления его в Форуме. Посвященный главным образом правительственным объявлениям, он назывался «Акта Диурна», что в переводе означает «События дня».
В прежние времена быстро получить новости было важно для бизнеса. Деловым людям было нужно знать, какие произошли важные события. Поэтому первая газета, или вестник, была создана в XVI веке Фаггерсами, известной немецкой семьей международных банкиров. Они также создали систему сбора новостей, чтобы они были надежными.
В Венеции в это же время люди платили по одной гадзетте (мелкая разменная монета), чтобы прочитать собрание новостей, выпускаемое правительством ежедневно. Оно называлось «Записанные новости».
Первая регулярная газета, выпущенная в Лондоне, именовалась «Информатор». Это произошло в 1663 году. Самые первые из появившихся газет могли выходить только раз в неделю, потому что как связь и сбор новостей, так и выпуск их были медленными.
Первая американская газета «Общественные происшествия» начала выходить в Бостоне в 1690 году, но губернатор колонии быстро прекратил ее выпуск. Бенджамин Франклин руководил «Пенсильванской газетой» с 1729 по 1765 годы. Люди так стремились получать новости, что ко времени Американской Революции в колониях печаталось 37 изданий.
Одна из наиболее влиятельных газет, которые когда-либо выходили,— это «Тайме» в Лондоне, которая появилась в 1785 году под названием «Дейли Юнивесл Реджестер».
В прежние времена быстро получить новости было важно для бизнеса. Деловым людям было нужно знать, какие произошли важные события. Поэтому первая газета, или вестник, была создана в XVI веке Фаггерсами, известной немецкой семьей международных банкиров. Они также создали систему сбора новостей, чтобы они были надежными.
В Венеции в это же время люди платили по одной гадзетте (мелкая разменная монета), чтобы прочитать собрание новостей, выпускаемое правительством ежедневно. Оно называлось «Записанные новости».
Первая регулярная газета, выпущенная в Лондоне, именовалась «Информатор». Это произошло в 1663 году. Самые первые из появившихся газет могли выходить только раз в неделю, потому что как связь и сбор новостей, так и выпуск их были медленными.
Первая американская газета «Общественные происшествия» начала выходить в Бостоне в 1690 году, но губернатор колонии быстро прекратил ее выпуск. Бенджамин Франклин руководил «Пенсильванской газетой» с 1729 по 1765 годы. Люди так стремились получать новости, что ко времени Американской Революции в колониях печаталось 37 изданий.
Одна из наиболее влиятельных газет, которые когда-либо выходили,— это «Тайме» в Лондоне, которая появилась в 1785 году под названием «Дейли Юнивесл Реджестер».
Сегодня мы не считаем карикатуру явлением большого искусства. Но когда-то это было так. Во времена Ренессанса под карикатурой понимали первичный набросок в натуральную величину большого произведения искусства, например настенной росписи. Когда газеты и журналы стали применять картинки для иллюстрации новостей и редакторского мнения, чтобы немного позабавить читателей, они также назывались карикатурами. Но пока не появились газеты, художники Хогарт, Домье и Роуландсон создавали серии картинок на одну тему. Иногда такая серия описывала похождения героя. Они были родоначальниками современных карикатур и комиксов.
В XIX и начале XX века появились многочисленные журналы карикатур. В Париже такой журнал назывался «Кавардак», в Лондоне — «Панч», что может быть переведено как «Петрушка». И, может быть, в этих изданиях возникла идея помещать регулярно карикатуры во всех газетах и журналах. Первая страничка юмора появилась в начале 1900. Ричард Аутколт, художник, создавший «Кутилу Брауна», опубликовал ее в 1902 году. Она оказалась настолько популярной, что дети по всей стране хотели одеваться в стиле «Кутилы Брауна».
Другая ранняя серия карикатур называлась «Воспитание папы». Она была создана в 1912 году, переведена по крайней мере на 30 языков и опубликована более чем в 70 странах.
Чтобы действие прослеживалось в развитии и были охвачены несколько наиболее любимых комиксов, один издатель опубликовал их серию в книге. Эта идея быстро распространилась, и каждый месяц дюжины комиксов выходили в новой редакции.
Сейчас комиксы используются для образовательных целей. В этой же форме бывают изложены история, научные проблемы, классические рассказы и романы.
В XIX и начале XX века появились многочисленные журналы карикатур. В Париже такой журнал назывался «Кавардак», в Лондоне — «Панч», что может быть переведено как «Петрушка». И, может быть, в этих изданиях возникла идея помещать регулярно карикатуры во всех газетах и журналах. Первая страничка юмора появилась в начале 1900. Ричард Аутколт, художник, создавший «Кутилу Брауна», опубликовал ее в 1902 году. Она оказалась настолько популярной, что дети по всей стране хотели одеваться в стиле «Кутилы Брауна».
Другая ранняя серия карикатур называлась «Воспитание папы». Она была создана в 1912 году, переведена по крайней мере на 30 языков и опубликована более чем в 70 странах.
Чтобы действие прослеживалось в развитии и были охвачены несколько наиболее любимых комиксов, один издатель опубликовал их серию в книге. Эта идея быстро распространилась, и каждый месяц дюжины комиксов выходили в новой редакции.
Сейчас комиксы используются для образовательных целей. В этой же форме бывают изложены история, научные проблемы, классические рассказы и романы.
Что такое словарь, сегодня известно каждому. Это книга, в которой приведены слова с объяснением их значения, обычно в алфавитном порядке. Там же может быть информация о произношении, истории слова или особенностях его употребления.
Достаточно странно, но прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. Впервые, когда было употреблено слово «словарь», оно использовалось в его латинской форме, что означает «собрание слов». Это произошло около 1225 года. Это было название книги, содержавшей латинские слова для запоминания. Эта книга использовалась только в классе при изучении латинского языка.
В XV веке английские слова начали появляться в словарях, но они использовались только как подспорье при изучении латыни. В одном из них появилось около 12 тысяч английских слов, каждое с латинским эквивалентом.
То, что принято считать первым настоящим английским словарем, вышло в свет в 1552 году. Книга все еще имела латинское название, и изучение латыни было одной из основных ее целей. Но она оказалась полезной и тем, кто хотел научиться читать по-английски. Что же заставляет считать именно эту книгу первым английским словарем? Наконец английское слово было объяснено по-английски, и только потом шла латинская транскрипция.
Этот словарь был составлен Ричардом Хьюлетом, и он обладал чувством юмора! Вот, например, выдержки из его первого словаря: «Черные (или синие) пятна на лице или теле, полученные от удара,— синяки; например, женщина, имея синяк под глазом, говорит, что упала на кулак своего великолепного мужа».
Постепенно количество подобных книг стало возрастать. Многие из них содержали только несколько тысяч слов, специально отобранных автором для какой-то определенной цели.
В одном словаре, например, слова размещались не по порядку, а по написанию или произношению конечных слогов. Это было сделано для того, чтобы помочь поэтам. Это был словарь рифм.
Составители ранних словарей не делали попыток включить в словарь все слова. Их целью было объяснить значение только трудных слов. Это было началом создания современных словарей, некоторые из них включают все слова английского языка.
Достаточно странно, но прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. Впервые, когда было употреблено слово «словарь», оно использовалось в его латинской форме, что означает «собрание слов». Это произошло около 1225 года. Это было название книги, содержавшей латинские слова для запоминания. Эта книга использовалась только в классе при изучении латинского языка.
В XV веке английские слова начали появляться в словарях, но они использовались только как подспорье при изучении латыни. В одном из них появилось около 12 тысяч английских слов, каждое с латинским эквивалентом.
То, что принято считать первым настоящим английским словарем, вышло в свет в 1552 году. Книга все еще имела латинское название, и изучение латыни было одной из основных ее целей. Но она оказалась полезной и тем, кто хотел научиться читать по-английски. Что же заставляет считать именно эту книгу первым английским словарем? Наконец английское слово было объяснено по-английски, и только потом шла латинская транскрипция.
Этот словарь был составлен Ричардом Хьюлетом, и он обладал чувством юмора! Вот, например, выдержки из его первого словаря: «Черные (или синие) пятна на лице или теле, полученные от удара,— синяки; например, женщина, имея синяк под глазом, говорит, что упала на кулак своего великолепного мужа».
Постепенно количество подобных книг стало возрастать. Многие из них содержали только несколько тысяч слов, специально отобранных автором для какой-то определенной цели.
В одном словаре, например, слова размещались не по порядку, а по написанию или произношению конечных слогов. Это было сделано для того, чтобы помочь поэтам. Это был словарь рифм.
Составители ранних словарей не делали попыток включить в словарь все слова. Их целью было объяснить значение только трудных слов. Это было началом создания современных словарей, некоторые из них включают все слова английского языка.
Представьте себе, что было бы, если бы вдруг вы стали писать и разговаривать как захочется, безо всяких грамматических правил? Согласитесь, это было бы ужасно.
Когда вы хотите что-то выразить, то делаете это точно, не так ли? И вы не хотите быть неправильно понятым. Конечно, если бы каждый говорил и писал по-английски безупречно и каждый, кого вы слышите и читаете, выражался на безукоризненно правильном английском, то, может быть, и не надо было учить грамматику! Грамматика же учит, что надо исправить в вашей устной и письменной речи и зачем. Знание грамматики поможет вам обрести точность, ясность выражений английской речи, сделать ее разнообразной и интересной.
Грамматические принципы каждого языка имеют свои особенности. Разумеется, язык — это развивающаяся система, меняющаяся вместе со временем. Какие-то языковые формы устаревают, исчезают из употребления. Меняются люди, а вместе с ними меняется и грамматика языка их общения.
Другими словами, грамматика развивается, меняется, и нет ничего неизменного в том, что касается употребления английского в прошлом, настоящем или будущем.
Все придуманные человеком слова делятся на 8 разделов, которые называются частями речи. Это имя существительное, местоимение, глагол, имя прилагательное, наречие, предлог, союз, междометие.
Изучение грамматики может показаться занятием неприятным, но зато оно поможет вам показать свои знания полно, с большой точностью.
Когда вы хотите что-то выразить, то делаете это точно, не так ли? И вы не хотите быть неправильно понятым. Конечно, если бы каждый говорил и писал по-английски безупречно и каждый, кого вы слышите и читаете, выражался на безукоризненно правильном английском, то, может быть, и не надо было учить грамматику! Грамматика же учит, что надо исправить в вашей устной и письменной речи и зачем. Знание грамматики поможет вам обрести точность, ясность выражений английской речи, сделать ее разнообразной и интересной.
Грамматические принципы каждого языка имеют свои особенности. Разумеется, язык — это развивающаяся система, меняющаяся вместе со временем. Какие-то языковые формы устаревают, исчезают из употребления. Меняются люди, а вместе с ними меняется и грамматика языка их общения.
Другими словами, грамматика развивается, меняется, и нет ничего неизменного в том, что касается употребления английского в прошлом, настоящем или будущем.
Все придуманные человеком слова делятся на 8 разделов, которые называются частями речи. Это имя существительное, местоимение, глагол, имя прилагательное, наречие, предлог, союз, междометие.
Изучение грамматики может показаться занятием неприятным, но зато оно поможет вам показать свои знания полно, с большой точностью.
Наверняка большинство из вас когда-либо хотели создать систему обмена секретными сообщениями друг с другом. У детей это бывает часто. Возможно, вы договорились вместо букв употреблять цифры. Каждая цифра будет соответствовать конкретной букве алфавита. Затем вы используете этот код. Криптография — письмо с использованием секретного кода. Иногда вместо слова «код» используют слово «шифр». Известно, что Юлий Цезарь применял шифр, чтобы защитить свои секретные послания от противника. В наше время шифры и коды широко используются как в государственной, так и деловой секретной переписке.
В основном существует два способа шифрования. Первый основан на подмене цифр, букв или других знаков в тексте. Другой заключается в перестановке, нарушении порядка букв в текстовом сообщении.
На основе этих двух способов можно создать бесконечное число вариантов шифровки. Первый довольно прост и нередко используется детьми в своих играх. Слова «код», «кодирование» предполагают использование специальных кодовых таблиц при чтении кодированного текста, которые имеются как у отправителя, так и у получателя письма.
Коды, шифры могут быть раскрыты методами прямой дешифровки, то есть путем нахождения ключа к ним. Однако вопрос этот сложен.
Научный метод чтения криптограмм (секретных сообщений) находится на высоком уровне развития и называется криптоанализом. Лицо, читающее криптограммы, как правило, должно определить, на каком языке составлен секретный текст. Необходимо также установить, как засекречен текст: методом кодирования или шифровки. При раскрытии шифров, кодов нужны таблицы, часто используемые в языке букв, а также многое другое.
В основном существует два способа шифрования. Первый основан на подмене цифр, букв или других знаков в тексте. Другой заключается в перестановке, нарушении порядка букв в текстовом сообщении.
На основе этих двух способов можно создать бесконечное число вариантов шифровки. Первый довольно прост и нередко используется детьми в своих играх. Слова «код», «кодирование» предполагают использование специальных кодовых таблиц при чтении кодированного текста, которые имеются как у отправителя, так и у получателя письма.
Коды, шифры могут быть раскрыты методами прямой дешифровки, то есть путем нахождения ключа к ним. Однако вопрос этот сложен.
Научный метод чтения криптограмм (секретных сообщений) находится на высоком уровне развития и называется криптоанализом. Лицо, читающее криптограммы, как правило, должно определить, на каком языке составлен секретный текст. Необходимо также установить, как засекречен текст: методом кодирования или шифровки. При раскрытии шифров, кодов нужны таблицы, часто используемые в языке букв, а также многое другое.
Можете ли вы писать так же быстро, как говорите? Скорее всего нет. Но очень часто требуется записывать слова в том же порядке, как их произносят, причем в быстром ритме. Один из способов решения этой задачи — писать стенографически.
Стенография, если говорить кратко, — это способ быстро писать условными знаками. Эти знаки, которые не совсем похожи на слова, могут быть позднее расшифрованы человеком, который знаком с системой данных обозначений. Стенограмма предполагает точность письма, тахография — быстроту, брахиграфия — краткость.
Можно предположить, что стенографирование — это современное изобретение, однако же в действительности ему уже около 2 тысяч лет! Во времена древнего Рима ораторы (как Сенека, например) выступали с большими речами в сенате. Их нужно было записать быстро и точно. Римлянин по имени Тиро в 63 году до н.э. придумал систему сокращений для записи этих выступлений.
Система была настолько удобна, что ее преподавали в римских школах, ею пользовались императоры: и просуществовала она несколько столетий. В основе системы лежит использование начальных букв в словах, сокращений. Это своеобразная разновидность аббревиатуры. Здесь употребляются только согласные буквы. Они пишутся таким образом, что занимают три разных направления, и уже в зависимости от этого понятно, какая гласная буква должна следовать за согласной.
Современная стенография появилась в Англии, во времена королевы Елизаветы. Система эта допускала, что каждый знак мог иметь 4 наклона в 4 разных направлениях и исходная позиция могла быть написана 12 видами. В 1837 году Исаак Питман представил свою систему стенографирования, основанную на звуках, то есть все слова пишутся так, как слышатся, а не так, как произносятся по буквам. Существует 26 знаков для обозначения 24 согласных, а также точки, пунктиры, штрихи для написания гласных. В 1888 г. англичанин Грегг усовершенствовал систему стенографирования, в каковом виде она в основном существует и в наши дни.
Стенография, если говорить кратко, — это способ быстро писать условными знаками. Эти знаки, которые не совсем похожи на слова, могут быть позднее расшифрованы человеком, который знаком с системой данных обозначений. Стенограмма предполагает точность письма, тахография — быстроту, брахиграфия — краткость.
Можно предположить, что стенографирование — это современное изобретение, однако же в действительности ему уже около 2 тысяч лет! Во времена древнего Рима ораторы (как Сенека, например) выступали с большими речами в сенате. Их нужно было записать быстро и точно. Римлянин по имени Тиро в 63 году до н.э. придумал систему сокращений для записи этих выступлений.
Система была настолько удобна, что ее преподавали в римских школах, ею пользовались императоры: и просуществовала она несколько столетий. В основе системы лежит использование начальных букв в словах, сокращений. Это своеобразная разновидность аббревиатуры. Здесь употребляются только согласные буквы. Они пишутся таким образом, что занимают три разных направления, и уже в зависимости от этого понятно, какая гласная буква должна следовать за согласной.
Современная стенография появилась в Англии, во времена королевы Елизаветы. Система эта допускала, что каждый знак мог иметь 4 наклона в 4 разных направлениях и исходная позиция могла быть написана 12 видами. В 1837 году Исаак Питман представил свою систему стенографирования, основанную на звуках, то есть все слова пишутся так, как слышатся, а не так, как произносятся по буквам. Существует 26 знаков для обозначения 24 согласных, а также точки, пунктиры, штрихи для написания гласных. В 1888 г. англичанин Грегг усовершенствовал систему стенографирования, в каковом виде она в основном существует и в наши дни.
Слово «иероглифы» с древнегреческого буквально переводится как «священная резьба». В действительности это не совсем точное название древнего письма египтян. Оно произошло оттого, что древние греки, увидев впервые эти письмена, сочли их священными, выполненными жрецами.
Египетские иероглифы в действительности едва ли не самая старая система письма из известных нам. Некоторые из обнаруженных надписей датируются примерно 3000 г. до н.э., и на их основе существовал письменный язык древнего Египта вплоть до I века нашей эры.
Вначале древние египтяне использовали простую форму рисуночного, или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых представлял реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна в виде полумесяца, вода — волнистой линией, человек — фигуркой и так далее.
Однако эти «криптограммы» не могли изобразить невидимые глазом события, процессы, как, например, мысли, свет, день, ночь. Таким образом, иероглифы со временем стали символами понятий, а не только объектов. Диск мог означать понятие «день», а не только «солнце»; другой символ обозначал «поворот», «изменение направления». Эти мысленные знаки называются идеограммами.
Следующий этап развития иероглифов заключался в изображении образов, чтобы отразить звуки, вместо предметов, которые существуют реально. Например, в английском языке слово «bee» — «пчела» может означать не только насекомое, но и звук «БИ» (bee — bi:), «a leaf» — «лист» может звучать как звук «лиф» (li:f). Соединившись вместе, они обозначают слово «Belief» — «вера». Такие иероглифы, употребляемые как звуковые знаки, называются фонограммами.
Древние египтяне могли писать любые слова, независимо от того, можно его было изобразить как рисунок или нет.
Из этих фонограмм возникла целая серия знаков, каждый из которых представлял только одну букву. При написании египтяне пользовались созвучиями. Например, английское слово «drink» (пить) было бы написано как «drnk» (естественно, древние египтяне писали на своем языке).
Египтяне, кроме того, сохраняли в письме употребление устаревших знаков — идеограмм, фонограмм и пиктограмм. Со временем это так усложнило письменную речь, что простой народ часто не мог ее понять!
Египетские иероглифы в действительности едва ли не самая старая система письма из известных нам. Некоторые из обнаруженных надписей датируются примерно 3000 г. до н.э., и на их основе существовал письменный язык древнего Египта вплоть до I века нашей эры.
Вначале древние египтяне использовали простую форму рисуночного, или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых представлял реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна в виде полумесяца, вода — волнистой линией, человек — фигуркой и так далее.
Однако эти «криптограммы» не могли изобразить невидимые глазом события, процессы, как, например, мысли, свет, день, ночь. Таким образом, иероглифы со временем стали символами понятий, а не только объектов. Диск мог означать понятие «день», а не только «солнце»; другой символ обозначал «поворот», «изменение направления». Эти мысленные знаки называются идеограммами.
Следующий этап развития иероглифов заключался в изображении образов, чтобы отразить звуки, вместо предметов, которые существуют реально. Например, в английском языке слово «bee» — «пчела» может означать не только насекомое, но и звук «БИ» (bee — bi:), «a leaf» — «лист» может звучать как звук «лиф» (li:f). Соединившись вместе, они обозначают слово «Belief» — «вера». Такие иероглифы, употребляемые как звуковые знаки, называются фонограммами.
Древние египтяне могли писать любые слова, независимо от того, можно его было изобразить как рисунок или нет.
Из этих фонограмм возникла целая серия знаков, каждый из которых представлял только одну букву. При написании египтяне пользовались созвучиями. Например, английское слово «drink» (пить) было бы написано как «drnk» (естественно, древние египтяне писали на своем языке).
Египтяне, кроме того, сохраняли в письме употребление устаревших знаков — идеограмм, фонограмм и пиктограмм. Со временем это так усложнило письменную речь, что простой народ часто не мог ее понять!
Пожалуй, самая большая беда при сильной потере зрения в том, что человек теряет способность читать. Задумайтесь на миг, насколько важна для каждого человека эта способность. Люди давно осознали это и пытались найти метод научить слепых людей читать.
Например, уже в далеком 1517 году существовала система гравировки букв на деревянной доске таким образом, что слепой мог узнавать их при помощи пальцев рук. Кончики пальцев человека очень чувствительны, и с их помощью слепой может «читать». В большинстве последующих систем использовались выпуклые буквы. Но все они страдали одним недостатком: слепой мог читать, но научиться писать было очень сложно: ведь он не мог видеть букву, а это сильно затрудняло дело.
В 1829 году человек по имени Луис Брайль, преподаватель в школе слепых и сам слепой, изобрел систему, по которой больной с помощью нехитрого приспособления мог читать и писать.
Основу системы Брайля составляют точки. Представьте себе вытянутую пластинку, называемую еще ячейкой Брайля. На ней в определенной последовательности размещены выпуклые точки — «бугорки». В каждой букве-ячейке может быть расположено до трех точек по вертикали и двух по горизонтали. Для каждой буквы существует своя комбинация. Точки-бугорки в каждой ячейке расположены на трех уровнях, которые вместе с другими ячейками образуют три воображаемые горизонтальные линии. Полный алфавит Брайля состоит из 63 комбинаций букв, знаков препинания и сокращений. Например, буква «А» состоит из одной точки в верхнем левом углу ячейки (верхний ряд). «Б» — две точки, одна под другой, в левом верхнем углу ячейки (верхний и средний ряд).
Алфавит, разработанный по системе Брайля, один из самых полных и удобных, которые существуют на сегодня. Очень многим слепым он помог получить радость чтения и письма. В наше время издаются большое количество газет, журналов, тексты которых составлены по системе Брайля. Большим подспорьем для слепых является разговорник, включающий различные тексты. В нем есть и специальный раздел для слепых детей.
Например, уже в далеком 1517 году существовала система гравировки букв на деревянной доске таким образом, что слепой мог узнавать их при помощи пальцев рук. Кончики пальцев человека очень чувствительны, и с их помощью слепой может «читать». В большинстве последующих систем использовались выпуклые буквы. Но все они страдали одним недостатком: слепой мог читать, но научиться писать было очень сложно: ведь он не мог видеть букву, а это сильно затрудняло дело.
В 1829 году человек по имени Луис Брайль, преподаватель в школе слепых и сам слепой, изобрел систему, по которой больной с помощью нехитрого приспособления мог читать и писать.
Основу системы Брайля составляют точки. Представьте себе вытянутую пластинку, называемую еще ячейкой Брайля. На ней в определенной последовательности размещены выпуклые точки — «бугорки». В каждой букве-ячейке может быть расположено до трех точек по вертикали и двух по горизонтали. Для каждой буквы существует своя комбинация. Точки-бугорки в каждой ячейке расположены на трех уровнях, которые вместе с другими ячейками образуют три воображаемые горизонтальные линии. Полный алфавит Брайля состоит из 63 комбинаций букв, знаков препинания и сокращений. Например, буква «А» состоит из одной точки в верхнем левом углу ячейки (верхний ряд). «Б» — две точки, одна под другой, в левом верхнем углу ячейки (верхний и средний ряд).
Алфавит, разработанный по системе Брайля, один из самых полных и удобных, которые существуют на сегодня. Очень многим слепым он помог получить радость чтения и письма. В наше время издаются большое количество газет, журналов, тексты которых составлены по системе Брайля. Большим подспорьем для слепых является разговорник, включающий различные тексты. В нем есть и специальный раздел для слепых детей.
Наша жизнь изобилует жестокостями по отношению к тем, чью болезнь окружение не способно понять. Например, на протяжении многих столетий глухонемые считались опасными для общества. Во многих странах их считали ненормальными и помещали в психлечебницы, а зачастую убивали.
В XVI веке появился человек, который захотел хотя бы чем-нибудь помочь этим несчастным. Им был итальянский врач Джером Кардан, веривший, что глухонемых можно научить пользоваться специальными знаками. Его работа привлекла большой интерес, и в течение XVII века была создан алфавит для глухонемых, который и сохраняется до настоящего времени. Однако потребовалось еще столетие для того, чтобы была открыта первая школа для глухонемых в г. Лейпциге в Германии. В наше время в каждой цивилизованной стране мира есть учебные заведения для глухих и лиц со слабым слухом.
Многие могут назвать среди своего окружении людей совершенно глухих, не знающих, что такое чувство слуха. Речь идет только о тех, кто родился без слуха или потерял его до того, как научился говорить. Причины утраты слуха разные. Это могут быть некоторые заболевания, тяжелые травмы головы или определенные дефекты внутреннего уха.
Почему глухие не могут говорить? Почти всегда причина здесь в том, что они никогда не слышали человеческую речь! Известно, что практически все глухие дети с нормальными умственными способностями могут научиться говорить, если их учить по специальной методике.
Известны случаи, когда 70-летние старцы обучались передавать свои и узнавать мысли других достаточно адекватно путем жестов, выражений лица и азбуки для глухонемых. Некоторые больные могут таким образом «говорить» со скоростью 130 слов в минуту. Разумеется, они в значительной степени зависят от языка жестов. Например, указательный палец поперек губ означает: «Ты говоришь мне неправду». Легкое постукивание по щеке тремя пальцами переводится как «Мой дядя».
В настоящее время глухие учатся понимать сказанное и говорить. Это достигается путем наблюдения за артикуляцией губ собеседника, умением замечать и даже чувствовать губы, голосовой аппарат преподавателя с последующим воспроизводством увиденных движений.
В XVI веке появился человек, который захотел хотя бы чем-нибудь помочь этим несчастным. Им был итальянский врач Джером Кардан, веривший, что глухонемых можно научить пользоваться специальными знаками. Его работа привлекла большой интерес, и в течение XVII века была создан алфавит для глухонемых, который и сохраняется до настоящего времени. Однако потребовалось еще столетие для того, чтобы была открыта первая школа для глухонемых в г. Лейпциге в Германии. В наше время в каждой цивилизованной стране мира есть учебные заведения для глухих и лиц со слабым слухом.
Многие могут назвать среди своего окружении людей совершенно глухих, не знающих, что такое чувство слуха. Речь идет только о тех, кто родился без слуха или потерял его до того, как научился говорить. Причины утраты слуха разные. Это могут быть некоторые заболевания, тяжелые травмы головы или определенные дефекты внутреннего уха.
Почему глухие не могут говорить? Почти всегда причина здесь в том, что они никогда не слышали человеческую речь! Известно, что практически все глухие дети с нормальными умственными способностями могут научиться говорить, если их учить по специальной методике.
Известны случаи, когда 70-летние старцы обучались передавать свои и узнавать мысли других достаточно адекватно путем жестов, выражений лица и азбуки для глухонемых. Некоторые больные могут таким образом «говорить» со скоростью 130 слов в минуту. Разумеется, они в значительной степени зависят от языка жестов. Например, указательный палец поперек губ означает: «Ты говоришь мне неправду». Легкое постукивание по щеке тремя пальцами переводится как «Мой дядя».
В настоящее время глухие учатся понимать сказанное и говорить. Это достигается путем наблюдения за артикуляцией губ собеседника, умением замечать и даже чувствовать губы, голосовой аппарат преподавателя с последующим воспроизводством увиденных движений.
Более 400 миллионов людей считают английский своим родным языком. Китайский — родной более чем для 650 миллионов. Но тем не менее английский считается наиболее важным средством языкового общения людей всего мира. Это произошло потому, что в политике, в деловых отношениях английский язык сегодня главный. Во многих странах он является вторым государственным языком. Английский язык появился около 5 столетий назад. Как и большинство европейских языков, в основе своей он относится к индоевропейской языковой группе.
Пять тысяч лет назад он, возможно, был языком общения среди народов, населявших юг современной России, или племен кочевников, живших между Рейном и, Аральским морем.
Однако, прежде чем это запечатлела история, народы, говорившие на этом древнем языке, были рассеяны по миру, а сам он распался на различные диалекты. Один из таких диалектов, известный как древне-германский, или тевтонский, в начале нашей эры начал делиться на другие диалекты. Образовались два основных: восточногерманский и западногерманский. Последний в свою очередь разделился еще на два: верхненемецкий и нижненемецкий диалекты.
Из верхненемецкого появился современный немецкий язык. Из нижненемецкого произошли датский и английский. Нужно отметить, что процесс развития английского языка из нижненемецкого диалекта был длительным по времени и сложным по изменениям.
Первой стадией перехода можно назвать древнеанглийский или англосаксонский диалект. В период англосаксонского завоевания (около 449 г.) он соединился с языком бриттов. Конечно, это слияние языка завоевателей с языком местных народов дало развитие новому языку, который до 1150 года назывался древнеанглийским. С 1150 по 1500 годы он носил название среднеанглийского, а после 1500 г. сформировался язык, известный нам сейчас как современный английский.
Пять тысяч лет назад он, возможно, был языком общения среди народов, населявших юг современной России, или племен кочевников, живших между Рейном и, Аральским морем.
Однако, прежде чем это запечатлела история, народы, говорившие на этом древнем языке, были рассеяны по миру, а сам он распался на различные диалекты. Один из таких диалектов, известный как древне-германский, или тевтонский, в начале нашей эры начал делиться на другие диалекты. Образовались два основных: восточногерманский и западногерманский. Последний в свою очередь разделился еще на два: верхненемецкий и нижненемецкий диалекты.
Из верхненемецкого появился современный немецкий язык. Из нижненемецкого произошли датский и английский. Нужно отметить, что процесс развития английского языка из нижненемецкого диалекта был длительным по времени и сложным по изменениям.
Первой стадией перехода можно назвать древнеанглийский или англосаксонский диалект. В период англосаксонского завоевания (около 449 г.) он соединился с языком бриттов. Конечно, это слияние языка завоевателей с языком местных народов дало развитие новому языку, который до 1150 года назывался древнеанглийским. С 1150 по 1500 годы он носил название среднеанглийского, а после 1500 г. сформировался язык, известный нам сейчас как современный английский.