Когда начались олимпийские игры?

Энциклопедии » Всё обо всем
Самая большая награда, которую может полу­чить спортсмен,— это золотая медаль Олимпий­ских Игр. А знаете ли вы, что идее проведения Олимпийских Игр более чем 2500 лет?

По греческой легенде, Олимпийские Игры бы­ли организованы Геркулесом, сыном Зевса. Име­ются сведения о том, что первые Игры проводи­лись в 776 году до н.э. на полях Олимпии. Они проводились 1 раз в 4 года в течение тысячеле­тия, пока в 394 г. н.э. римляне не отменили их.

Древние греки считали Игры настолько важ­ными, что измеряли время интервалами между ними. Четыре года назывались Олимпиадой. Игры являлись воплощением идеала греков, что тело так же, как ум и душа, должно быть развито. Ни­что не могло помешать проведению Игр; даже ес­ли шла война, она должна была прекратиться.

15 столетий спустя у француза барона Пьера де Кубертэна возникла идея возобновления Олимпийских Игр. В 1894 году по его предложе­нию был созван международный конгресс 15 го­сударств. Этот конгресс единогласно признал не­обходимость возрождения Игр и проведения их регулярно, один раз в четыре года. Через два года на отстроенном стадионе в Афинах, в Греции, бы­ли проведены первые современные Олимпийские Игры.

Сегодняшние Игры включают виды спорта, которые даже не существовали в древности, та­кие, как баскетбол, водное поло, футбол, вело­спорт, стрельба, хоккей на траве.

Современные Олимпийские Игры организуют­ся Международным олимпийским комитетом. И каждая страна имеет национальный олимпийский комитет, который отвечает за участие его страны в Олимпийских Играх.

Как начинались кукольные представления?

Энциклопедии » Всё обо всем
Существует много видов кукол, как вы знаете. Вот некоторые из них: перчаточные, тростевые, куклы для театра теней, марионетки. Это малень­кие фигуры, управляемые веревками или прово­локой сверху, тростями или руками снизу.

Куклы имеют такое же древнее происхожде­ние, как сам театр. Первые куклы были изготов­лены, вероятно, в Индии или Египте. Кукольный театр тысячелетней давности был обнаружен в обеих этих странах. Марионетки, т.е. куклы, уп­равляемые веревками сверху, получили свое на­звание в Италии. Для ранних христианских праз­дников создавались маленькие фигурки, объеди­ненные сюжетом Рождества Христова, включая Христа-младенца, Деву Марию, и их приводили в движение веревками. Этот вид кукол получил на­звание «марионетки», т.е. маленькая Мария.

В Китае, Японии, на Яве для кукольных пред­ставлений создавались фигурки, чтобы представ­лять героев, богов, животных из легенд и сказок. На Яве, в Таиланде и Греции возник театр теней. Он действовал по принципу помещения вырезан­ных плоских фигурок напротив вертикального эк­рана, с подсветкой сзади. Знаете ли вы, что вели­кие композиторы, такие, как Моцарт, Гайдн, Глюк писали оперы специально для кукольных театров?

Одна из наиболее любимых детских историй рассказывает о приключениях Пиноккио — кук­лы, которая вошла в жизнь. Во многих странах существует аналогичный известный персонаж. Он известен в Англии под именем «Панч», «Пульчинелло» — в Италии, «Полишинель» — во Фран­ции.

Куклы могут иметь любые необходимые раз­меры. Существуют марионетки высотой только в 15 см, а некоторые достигают 9-12 метров. Также возможно сделать кукольных животных, которые будут не менее хорошими актерами.

Как зарождался цирк?

Энциклопедии » Всё обо всем
Человек всегда любил, когда его развлекали. С зарождения цивилизации были жонглеры, акро­баты, дрессировщики и клоуны, которые веселили людей. В Древней Греции существовали гонки колесниц, в Китае — «человек-змея», в Египте — дрессировщики диких животных.

Но только в Риме появилась идея объединения подобных действий и других представлений в цирке. Первоначально слово «цирк», происшедшее от латинского, имело большее отношение к гон­кам, чем к любого вида представлениям. Поэтому цирк начинался с гонок, а сооружение, построен­ное римлянами для них, называлось «цирком». Цирк «Максимус» был первым и самым большим для тех времен. Он появился в III столетии до новой эры и был потом расширен: в нем могло сидеть 150 000 человек.

Когда римляне приходили в цирк, они попада­ли как будто на волшебную площадку, совсем как в наши дни. Там торговали кондитерскими изде­лиями, вином и другими товарами. Вход был бес­платный, потому что правительство пользовалось цирками, чтобы удовлетворить народ, отвлечь его.

В Риме существовали различные виды развле­чений, которые как составные части вошли впос­ледствии в цирковое искусство. В некоторых теат­рах были жонглеры, акробаты, канатоходцы и дрессировщики. В некоторых выступали даже боксирующие медведи! А во время гонок стали устраиваться представления, такие, как управле­ние двумя бегущими лошадьми одновременно, пе­репрыгивание с одной бегущей лошади на дру­гую, сооружение пирамиды на скачущей лошади, т.е. те виды трюков, которые мы можем видеть и в современном цирке.

В средние века не существовало организован­ных цирков как таковых. Бродила труппа арти­стов, показывала различные трюки. Первый цирк, как нам сейчас известно, был создан англичани­ном Филиппом Эстли в 1768 году. Он построил в Лондоне здание с большим количеством мест и ареной. Там показывались скачки на лошадях, выступали акробаты, клоуны, канатоходцы. За ним этой идеей увлеклись многие, и цирки стали популярным зрелищем по всему миру.

Почему мы танцуем?

Энциклопедии » Всё обо всем
Дети еще до того, как научатся говорить, и да­же не видя кого-либо танцующим, часто находят выражение своим эмоциям посредством ритмиче­ских движений. А танцуют ли животные? Сущест­вуют птицы, которые совершают в унисон груп­повые движения, такие, как кружение, наклоны, продвижение вперед и назад.

Сначала древний человек танцевал инстинк­тивно. Он обнаружил, что повторяющиеся ритми­ческие движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придало тан­цам магическую силу. И когда человек хотел вы­звать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. Это привело к развитию группового танца. И сегодня существуют племена, находящи­еся на низком уровне развития, которые танцуют для привлечения «волшебной» силы. Существуют обрядовые военные и охотничьи танцы, свадебные и погребальные, при посадке и сборе урожая.

Эти обрядовые танцы были составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древ­него Египта. Древние иудеи танцевали при испол­нении своих религиозных обрядов. В Библии на­писано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом Завета, выражая свои религиозные чувства.

Греки развили танец до такой степени, что он перестал быть частью религиозных церемоний, а превратился в источник развлечения, стал осно­вой для развития театра и драмы. Слово «ор­кестр» впервые было употреблено, чтобы обозна­чить танцевальную площадку в греческом театре. Греки также использовали танец для физической тренировки солдат.

Римляне копировали греков, но их танцы ста­ли дикими и искаженными. Поначалу христиане пользовались танцами в ритуалах богопочитания, но после того, как римляне извратили танец, он стал запрещен в церковных службах.

В странах Востока также прибегали к помощи танца для выражения религиозных чувств.

Одна из наиболее значительных форм танца возникла в глубине веков — это народный танец. Танец, созданный людьми определенной религии, ставший традиционным и передававшийся из по­коления в поколение. Современные танцы берут начало в народном и в бальном танце, пришед­шем из залов Англии.

Как появились ансамбли?

Энциклопедии » Всё обо всем
Все любят слушать ансамбли! Праздник без него не будет праздником. А как вы представляе­те себе цирк без ансамбля? В сегодняшние дни он сопровождает и проведение спортивных меропри­ятий. Существуют и школьные ансамбли, которые играют на вечерах.

Первые ансамбли не имели ничего похожего на существующие в наши дни. Несколько бродя­чих музыкантов появлялись то здесь, то там, а затем двигались дальше. Тем не менее к концу XIII века, эти группы увеличились в размерах и стали так популярны, что начали создаваться спе­циальные организации. Они организовали гиль­дии, совсем как люди других профессий. Эти гильдии выработали правила и руководства, а также определили права музыкантов, игравших в ансамблях.

В те дни при каждой церкви был духовой ор­кестр. И ни одно венчание или праздник не обхо­дились без него. В конце концов каждый город в Европе получил свой собственный маленький ду­ховой оркестр.

Они достигли такой степени популярности, что стали аккомпанировать армии на марше. Это про­изошло в XVI веке, и первый оркестр, марширу­ющий с войском, состоял из нанятых горожан. Затем полки стали набирать и обучать свои собст­венные оркестры. В настоящее время оркестры и ансамбли, относящиеся к различным подразделе­ниям армии США, очень известны. Это выдаю­щиеся музыкальные коллективы.

Военные организации были не единственными, кто заинтересовался оркестрами.

Школы и колледжи также развивали их. Со временем многие школьные ансамбли стали иг­рать как профессиональные.

Еще один вид ансамблей, ставших популярны­ми,— это концертные. Концертные ансамбли со­зданы по такому же принципу, что и симфониче­ские оркестры. Обычно в оркестрах нет струнных инструментов, их заменяют деревянные духовые.

Каждая группа инструментов в оркестре имеет свою партию, например сопрано, альт, низко зву­чащие кларнеты и саксофоны и так далее. Это придает ансамблю колорит. Сегодня все больше и больше музыкальных произведений написано для концертных ансамблей. Миллионы людей наслаж­даются их звучанием в парках, концертных залах и на парадах.

Когда возникло фортепьяно?

Энциклопедии » Всё обо всем
За исключением органа, пианино — самый сложный инструмент. Вообще его настоящее на­звание — пианофорте, что означает «тихо-громко». Это название исходит из того, что пианино может производить звуки разной высоты и силы.

Пианино произошло от очень простого инстру­мента, называемого монохордом. Это был ящик с единственной струной, который имел интервалы на шкале, нанесенной на него.

Около 1000 г. н.э. Гвидо д'Ареццо изобрел по­движную перемычку для монохорда, добавил кла­виши и струны. Созданный им инструмент нахо­дился в употреблении до XVI века. Позже он приобрел другую форму — клавикорд. Звук на клавикорде получался от вибрации струн под воз­действием медных игл.

Тесно связан с упомянутыми выше инстру­мент, называемый спинет. Это был продолговатый инструмент с диапазоном в 4 октавы. Его струны приводились в движение щипками или перебора­ми.

Хорошо известный инструмент XVII века на­зывался клавесин. Он больше по размерам клавикорда и спинета и имеет две клавиатуры. Напо­минает по форме большое пианино. Струны при­водились в движение при помощи маленьких пе­рышек.

Реальное отличие, ставящее эти инструменты отдельно от пианино,— это действие молоточков. Оно стало изобретением Бартоломео Кристофори в 1709 году. Действие молоточков помогло изба­виться от царапающего звука, чего нельзя было избежать в более примитивных инструментах.

Ко времени Моцарта и Бетховена фортепьяно стало популярным инструментом. Бетховен был первым композитором, извлекавшим наибольшую пользу от пианино: его музыка требует более низ­ких, глубоких, мощных звуков фортепьяно.

Кто написал первую оперу?

Энциклопедии » Всё обо всем
Вам нравятся телевизионные вестерны? Они популярны среди многих. Но можете ли вы пред­ставить себе кого-то, кто был бы в восторге от одного и того же вестерна год за годом в течение десятков лет?

Однако есть один вид искусства, которым лю­ди наслаждаются именно таким образом. Это опе­ра.

Может быть, опера так популярна потому, что она приятна как уху, так и глазу. Опера — это пьеса, в которой партии поются, а не декламиру­ются.

Главные партии исполняются солистами, но существует еще хор. Оркестр играет самостоя­тельно в начале оперы и перед каждым новым действием. Он аккомпанирует певцам и действию оперы.

Исполняемая перед началом оперы музыка на­зывается увертюрой или прелюдией. В опере два вида сольных партий. Ария напоминает длинную песню. Речитатив звучит как декламирование под музыку. Полное содержание оперы называется либретто. Партитура — это музыка к опере, запи­санная целиком. Во многих операх добавлен ба­лет.

Принято считать началом оперы 1600 год. В этом году итальянский композитор Ждакопо Пе­ри написал оперу «Эвридика», которая была ис­полнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Отсюда можно сделать вывод, что опера явля­ется популярной формой развлечения уже четыре сотни лет.

Когда появилась драма?

Энциклопедии » Всё обо всем
Слово «драма» происходит от греческого тер­мина, обозначающего произведенное действие. Драма рассказывает истории посредством дейст­вия и речи.

Мы не знаем точного времени возникновения драмы. Начало было положено церковными цере­мониями, в которых воспевалась жизнь Бога од­ним человеком или группой людей. Современные драматические произведения уходят корнями в Древнюю Грецию.

В Греции драматическое искусство достигло большой высоты. Греки изобрели два его вида: трагедию и комедию. Трагедия связана со страда­ниями и смертью, обычно имеет несчастливый ко­нец. Комедия затрагивает более яркие стороны жизни, с юмором, эмоциями и счастливым кон­цом.

Греческие пьесы, известные как классическая драма, были написаны в стихах. Это было свойст­венно всем пьесам знаменитых драматургов сотни лет назад. В настоящее время почти все драмати­ческие произведения пишутся в прозе.

Греческая драма началась с поклонения богу вина, Дионису. Пьеса исполнялась только в дни святых торжеств. Театр был всегда так же свяще­нен, как храм. Традицией был ритуал в честь Ди­ониса, когда мужской хор распевал гимны, про­славляя бога.

В древности вошло в традицию, что солист хо­ра пел за Диониса. Он и стал первым актером.

Как появилась музыка?

Энциклопедии » Всё обо всем
Приходилось ли вам гулять по лесу и набрести на маленький ручеек, весело журчащий вдоль тропы? Он звучит как музыка, не правда ли? Когда дождь барабанит по крыше, нежно поет птица — это ли не музыка?

Когда человек стал наблюдать за происходя­щим вокруг него, он обнаружил, что музыка была повсюду. А когда он хотел выразить большую ра­дость, когда он хотел прыгать, кричать, выражая то, что ощущает, он услышал музыку в себе, хо­тя, может быть, еще не мог ее облечь в форму.

Постепенно человек научился петь — это была первая музыка, созданная человеком. Как вы ду­маете, какое чувство человек хотел бы выразить в песне в первую очередь? Счастье? Да, счастье любви. Первыми песнями были песни о любви. С другой стороны, когда человек лицом к лицу на­ходился со смертью, которая приводила его в ужас, он выражал и эти чувства в различных ви­дах песен, например панихидах или погребальных песнях, церковных песнопениях. Поэтому любов­ные и погребальные песни были первой сотворен­ной человеком музыкой.

Еще один вид музыки появился с развитием танца. Человеку потребовался аккомпанемент во время исполнения танца. Поэтому он хлопал в ладоши, щелкал пальцами или ударял в барабан.

Барабан, вероятно, был самым старым инстру­ментом, который изобрел человек для извлечения звуков. Он настолько древний, что мы не можем проследить его начало в истории, но его находят у всех древних людей по всему миру.

Самыми древними духовыми инструментами, созданными человеком, были свистки и тростни­ковые трубки. Свистки делали из кости, дерева и глины. Из этого развилась флейта. Это очень древний инструмент, египтяне владели ею уже бо­лее 6000 лет назад.

Струнные инструменты появились вслед за этим. Знали ли вы, что они существовали уже в Древнем Египте?

Были ли у детей игрушки в древние века?

Энциклопедии » Всё обо всем
Что значат для нас игрушки? Являются ли они только предметами для игры, например, два куска дерева или кусок ткани? Конечно, иногда и с ни­ми можно поиграть и использовать их в качестве игрушек, но мы под словом «игрушка» имеем в виду нечто большее. Игрушка — это предмет, ра­дующий ребенка, копирующий действия взрос­лых. Пулемет, машинка или вагон, кукла или ма­ленький домик — это игрушки. А также мячи и волчки. Но дети с древнейших времен любили подражать взрослым, поэтому мы можем сделать вывод, что игрушки существовали всегда, с пер­вых лет появления человечества.

Археологи раскопали в руинах древних горо­дов такие игрушки, как колокольчики, погремуш­ки, крохотные горшки, фигурки животных, сде­ланные из глины, бронзы и свинца. Среди раско­пок древнего персидского города они обнаружили льва, стоящего на колесах. В основании игрушки нашли дырку для веревки, чтобы за нее тянуть льва, совсем как в игрушках наших дней. А этому льву 3000 лет.

Среди руин Древнего Египта были найдены мячи, волчки, куклы. Мы знаем, что дети греков и римлян играли погремушками и повозками. На Кипре были обнаружены игрушечные винные по­возки, в которые играли дети, совсем как вы иг­раете автомобилями сейчас.

В эпоху средневековья ребята играли глиняны­ми лошадьми, вооруженными рыцарями, луками и стрелами. Во времена Ренессанса игрушки часто были сделаны умелыми мастерами. Они были уменьшенными копиями оружия или предметов домашнего обихода того времени.

Одна из причин, почему мы не можем обнару­жить более ранних игрушек, та, что они обычно изготовлялись из дерева. Дерево быстро разруша­ется в земле, поэтому игрушки самых древних времен до нас не дошли.

Кто написал «Матушку-Гусыню»?

Энциклопедии » Всё обо всем
Существовала ли в действительности Матуш­ка-Гусыня, написавшая захватывающие сказки и детские песенки, которые любят все ребята? Три разных страны дают три разных ответа на вопрос, кто же такая Матушка-Гусыня.

В Англии считают, что Матушка-Гусыня была старой женщиной, продававшей цветы на улицах Оксфорда. Во Франции люди верили, что на са­мом деле это была королева Берта. Она вышла замуж за своего кузена, Роберта. Поскольку он уже был женат, королева Берта была наказана за это священниками. Поэтому она превратилась в гусыню. Отсюда и пошло имя: Матушка-Гусыня.

В США говорят, что имя Матушки-Гусыни было Элизабет Фергуз. Она была свекровью бос­тонского художника, который жил в первой поло­вине XIX века.

Впервые сказки Матушки-Гусыни появились в

1696 году. До этого в течение веков они переда­вались из поколения в поколение устно. А в этом году француз по имени Шарль Перро записал их. Туда входили «Золушка» и «Спящая красавица».

Перро послал рукопись торговцу книгами Мотьенсу, который жил в Гааге (Голландия). Он опубликовал сказки в своем журнале в 1696 и

1697 годах. Они тут же стали популярными. В 1697 году парижский издатель опубликовал 9 ска­зок в форме книги. Она называлась «Рассказы ушедших дней». На обложке был подзаголовок: «Сказки моей Матушки-Гусыни».

Поэтому вы видите, что эти сказки и детские песенки рассказывались и читались детям сотни лет. Самый ранний перевод «Матушки-Гусыни» в Англии появился в 1729 году.

До сих пор никто не знает автора сказок «Простак», «Маленькая Мисс Маффи» и всех дру­гих, которые составляют «Матушку-Гусыню». В 1760 году сборник стишков Матушки-Гусыни был опубликован в Лондоне, а через 25 лет перепеча­тан и издан в г. Вустере, штат Массачусетс.

Откуда пошли сказки?

Энциклопедии » Всё обо всем
Читая сказки и наслаждаясь ими, вы полагае­те, что их создал автор. Если книга написана в сегодняшнее время, так и есть. А знаете ли вы, что в давние времена люди не придумывали ска­зок? Великие сказочники просто пересказывали, что они слышали. И рассказы существовали, та­ким образом, тысячи лет. Многие сказки были со­зданы на основе реально происшедших событий, благодаря людской памяти. Но, конечно, следует вдуматься в содержание рассказа, чтобы опреде­лить, как это могло быть на самом деле.

Человека привлекает все неизвестное, загадоч­ное. В результате при передаче рассказов от ро­дителей детям события совершенно обыкновенные с течением времени описывались как почти сверхъестественные.

Хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были су­щества, сходные с человеком, но обладающие ма­гической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах жи­вотных или птиц. Они могли проникать сквозь стены и другие твердые предметы. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бес­смертны, другие жили сотни лет.

Сегодня все представляют сказочных персона­жей в виде крохотных существ с тончайшими крылышками, о которых пишут поэты. Другие думают, что существовали различные виды вол­шебных героев. Некоторые размером с дюйм, другие — в несколько футов высотой, а третьи вообще были людьми. И совсем не у всех были крылья. Им вообще были не нужны крылья. Они могли превратить палку в лошадь или скакать на волшебной лошади.

Имена и виды сказочных персонажей, вероят­но, существующих в разных странах, знакомы нам — феи, эльфы, гномы, домовые, гоблины, тролли и так далее.