Глазунов Александр Константинович (1865—1936)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В 1879 г. четырнадцатилетний Алек- сандр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Мо- гучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка. Как потом вспоминал Глазунов, маститый композитор посоветовал ему «изучать классиков».
Прошло немного времени, и Глазунов начал заниматься музыкой под руководством Н. А. Римского- Корсакова. 17 марта 1882 г. состоялась премьера его Первой симфонии. Публика с восторгом встретила произведение молодого композитора. Римский- Корсаков назвал симфонию праздником молодой русской школы.
Среди восьми симфоний, созданных Глазуновым, выделяется Пятая, ее музыка пронизана радостью жизни, праздничностью. Но есть у Глазунова и страницы, полные драматизма, как, например, первая часть Шестой сим- фонии. А в музыке Восьмой симфонии звучит ощущение тревоги, предчувствие надвигающихся перемен. В своих сочинениях композитор продолжает традиции Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунова связывали дру- жеские отношения.
Глазунов писал и танцевальную музыку, у него много прекрасных вальсов. Большой вклад внес композитор в развитие русского балета. Им созданы три балета — «Раймонда», «Барышня- служанка», «Времена года». Здесь он выступает как продолжатель Чайковского, вслед за которым так строит балет, что музыка в нем — не просто череда танцев, она помогает понять героев, какие они, чем примечательны, что движет их поступками. Танцы соединяются в драматическое действие. В «Раймонде» блистали многие прославленные мастера русского балета. Те, кто любит классическую музыку, высоко ценят и другие сочинения композитора. Проникнутая стихией народного бунта симфоническая поэма «Стенька Разин», сюита из «Из средних веков», музыкальные картины «Кремль», «Весна», «Лес», обработка русской народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Покоряют слушателей и выразительные лирико-патетические образы Первого концерта для скрипки с оркестром.
Вместе с Римским-Корсаковым Глазунов завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», записал по памяти две части его неоконченной Третьей симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.
На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал как дирижер. В 1907 г. ему присуждают почетное звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1905 по 1928 г. Глазунов возглавлял Петербургскую консерваторию. Он немало сделал для развития отече- ственной музыкальной культуры. Его поразительный музыкальный слух безошибочно улавливал талант молодых дарований, и о судьбе таких учеников он проявлял особую заботу. Среди них был и Д. Д. Шостакович. Глазунов предсказал ему славное будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.