Мусоргский Модест Петрович (1839—1881)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста.
Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно. Началась служба. И наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью.
Быстро растет талант композитора. Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ, который композитор рассматривал «как великую личность». Впервые в опере зазвучали мелодии народных песен. И все последующие произведения — вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», опера «Хованщина» — говорят о том, что всю силу своего таланта Мусоргский отдал, чтобы воспеть русский народ, его жизнь и историю. «Сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — и мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный... » — писал композитор.
Он мечтал о «Пугачевщине» — третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но этому замыслу помешала пре- ждевременная смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незакон- ченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
«Песня о Блохе», «Рассвет на Москве- реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянные пьесы «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки») и другие сочинения Мусоргского часто исполняются в концертах и по радио.
О композиторе М. П. Мусоргском читайте в книге: Орусевская Ф. М. Пять портретов. М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Последний сеанс». С. 75—91.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.