Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основ теории социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «...это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Говоря о многочисленных конкретных ипостасях социальной стратификации, Сорокин сводит их многообразие к трем ее основным формам: экономической, политической и профессиональной.
Социолог доказывает, что социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду — в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).
Социолог доказывает, что социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду — в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).
Рассмотрим основные идеи и теории Сорокина, изложеные им в работах американского периода жизни и творчества. В книге «Социология революций» он доказывает, что революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон «социального иллюзионизма». Для доказательства действенности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 г., с действительностью, наступившей через два-три года. Например, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое — у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеба — получили голод и вымирание, хотели и обещали уничтожить капитализм — разрушили средства производства и обращения.
Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита. Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны и ростом «сытости» населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.
Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита. Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны и ростом «сытости» населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.
«Система социологии» была манифестом русского социологического бихевиоризма, что убедительно обнаруживалось в теоретико-методологической программе работы и полученных результатах. Он предлагал создавать «объективную социологию» на следующих принципах:
«Социология может и должна строиться по типу естественных наук» - этими словами он открывает свою программу «Системы социологии». В дальнейшем, на протяжении всей работы Сорокин подчеркивает, что в подобное понимание социологии он вкладывает не столько онтологический, сколько методо-гносеологический смысл, подчеркивая объективность и строгость общих методов, а не тождество предметов исследования. «Различны объекты тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре»... не может быть речи». Предшествующая социология до сих пор была наукой, в значительной мере изучающей «психические реальности», которые непосредственно не даны наблюдению, ибо не имеют «предметного характера». Их нельзя «ощупать, взвесить и измерить». Это ведет и вело к психологизму и субъективизму, освобождение от которых - насущная задача социологии. Эта задача выполнима, если социология будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
«Социология может и должна строиться по типу естественных наук» - этими словами он открывает свою программу «Системы социологии». В дальнейшем, на протяжении всей работы Сорокин подчеркивает, что в подобное понимание социологии он вкладывает не столько онтологический, сколько методо-гносеологический смысл, подчеркивая объективность и строгость общих методов, а не тождество предметов исследования. «Различны объекты тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре»... не может быть речи». Предшествующая социология до сих пор была наукой, в значительной мере изучающей «психические реальности», которые непосредственно не даны наблюдению, ибо не имеют «предметного характера». Их нельзя «ощупать, взвесить и измерить». Это ведет и вело к психологизму и субъективизму, освобождение от которых - насущная задача социологии. Эта задача выполнима, если социология будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских социологов (биографический очерк о жизни в России и анализ российского этапа творчества Сорокина см. в первой части учебника). В его автобиографическом романе «Дальняя дорога», состоящем из пяти частей, первые три посвящены российскому периоду творчества, четвертая и пятая части — американскому. Автобиография доведена до конца 1962 г. После ее написания Сорокину было отпущено судьбой еще почти 6 лет жизни.
Первые годы американского периода деятельности он работал в университетах штатов Миннесота, Иллинойс и Висконсин, с осени 1930 г. — в Гарвардском университете, куда был приглашен возглавить новый социологический факультет, открывшийся осенью 1931 г., и где работал до выхода на пенсию. Так что все творчество в США выдающегося социолога XX в. может быть рассмотрено в рамках двух периодов — миннесотского и гарвардского.
Первые годы американского периода деятельности он работал в университетах штатов Миннесота, Иллинойс и Висконсин, с осени 1930 г. — в Гарвардском университете, куда был приглашен возглавить новый социологический факультет, открывшийся осенью 1931 г., и где работал до выхода на пенсию. Так что все творчество в США выдающегося социолога XX в. может быть рассмотрено в рамках двух периодов — миннесотского и гарвардского.
Генетическая социология и теория прогресса
С использованием сравнительно-исторического метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу его теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным». Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.
Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.
С использованием сравнительно-исторического метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу его теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным». Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.
Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.
Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.
Он считал, что социология «является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы «раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».
Он считал также — что социология,— это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.
Он считал, что социология «является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы «раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».
Он считал также — что социология,— это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.
Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл М. Ковалевский, жизнь которого была интересной и поучительной. Он был выходцем из богатой дворянской семьи, в кругу которой получил превосходное домашнее образование, прежде всего знание основных европейских языков. Его отец участвовал в кампании 1812 г., командуя полком кирасир, и вошел с русской армией в Париж, который покорил недавнего помещика-степняка. Он стал часто ездить за границу, захватывая с собой сына после того, как тому исполнилось десять лет. Еще в дошкольные годы Максим увлеченно читает книги по истории и этнографии. Дальнейшее образование было продолжено в гимназии, которую он закончил с золотой медалью, и с 1866 г. в Харьковском университете, где Ковалевский испытывал сильное интеллектуальное влияние со стороны профессора истории Д. И. Каченовского, поклонника французского позитивизма. Позднее Ковалевский называл его "незабвенным учителем".
Подготовка магистерской диссертации заставила Ковалевского провести несколько лет за рубежом. Там он слушает лекции специалистов в Берлине и Париже, много работает в Библиотеке Британского музея и государственном архиве. В Париже знакомится с профессором И. Лучницким, человеком, преданным позитивизму, который вводит его в круг лиц, собиравшихся вокруг "Журнала позитивной философии", куда позднее писал и сам Ковалевский. Этот первый в мире философский журнал редактировал Г. Н. Вырубов (задушевный друг Герцена, незаурядный химик, участник Парижской коммуны). Он был хорошо известен в научных кругах Парижа, и не случайно сменил П. Лафита (ученика О. Конта) в заведовании кафедрой истории науки в Колледж де Франс. Добросердечные отношения с Вырубовым Ковалевский поддерживал потом всю свою жизнь.
Подготовка магистерской диссертации заставила Ковалевского провести несколько лет за рубежом. Там он слушает лекции специалистов в Берлине и Париже, много работает в Библиотеке Британского музея и государственном архиве. В Париже знакомится с профессором И. Лучницким, человеком, преданным позитивизму, который вводит его в круг лиц, собиравшихся вокруг "Журнала позитивной философии", куда позднее писал и сам Ковалевский. Этот первый в мире философский журнал редактировал Г. Н. Вырубов (задушевный друг Герцена, незаурядный химик, участник Парижской коммуны). Он был хорошо известен в научных кругах Парижа, и не случайно сменил П. Лафита (ученика О. Конта) в заведовании кафедрой истории науки в Колледж де Франс. Добросердечные отношения с Вырубовым Ковалевский поддерживал потом всю свою жизнь.
Борьба за индивидуальность влечет социальные конфликты. Поскольку социология у Н.К. Михайловского обязана не только описать, но и объяснить факты, он рассматривает такие две проблемы:
1. изучает особенности поведения людей в толпе (массе);
2. выявляет причины и факторы, влияющие на поведение масс.
Всегда в массе выявляется лидер (герой). Толпа- это масса людей, которая может радикально понимать поведение отдельного человека. Механизм ее воздействия заключается в подражании. Причем это подражание может быть на психологическом уровне, когда используется психологические расстройства для усиления воздействия лидера на массу людей. Социологические факторы охватывают более широкий спектр явлений. Это особые исторические и культурные условия, экономическая ситуация, политические и нравственные основы. Россия отличается своими условиями. Он считает, что влияние толпы растет при подавлении индивидуальности. Чем больше регламентация жизни, чем больше правил, норм, тем более скудна и однообразна жизнь обывателя, тем вероятнее склонность этой массы к социальным патологиям, тем реальнее эффект толпы.
1. изучает особенности поведения людей в толпе (массе);
2. выявляет причины и факторы, влияющие на поведение масс.
Всегда в массе выявляется лидер (герой). Толпа- это масса людей, которая может радикально понимать поведение отдельного человека. Механизм ее воздействия заключается в подражании. Причем это подражание может быть на психологическом уровне, когда используется психологические расстройства для усиления воздействия лидера на массу людей. Социологические факторы охватывают более широкий спектр явлений. Это особые исторические и культурные условия, экономическая ситуация, политические и нравственные основы. Россия отличается своими условиями. Он считает, что влияние толпы растет при подавлении индивидуальности. Чем больше регламентация жизни, чем больше правил, норм, тем более скудна и однообразна жизнь обывателя, тем вероятнее склонность этой массы к социальным патологиям, тем реальнее эффект толпы.
Н.К. Михайловский не мог смириться с тем, что органичное развитие общества ведет к подавлению личности. Социолог должен защищать интересы личности. Борьба за индивидуальность - предпосылка теории социального конфликта. Он полагает, что личность всегда будет протестовать против подавления своей индивидуальности, так как общество, усложняясь, подчиняет индивидуальность целого, когда индивиды становятся частями этого целого. Н.К. Михайловский выступает за подлинное индивидуальное развитие, оно происходит путем обособления и специализации органов и структур. Мир по Н.К. Михайловскому - это иерархия индивидуальностей. Социальные индивидуальности – общество, группа, государство.
Также индивидуальность он делит на типы. Во-первых, идеальные типы- индивиды, по его мнению, потенциально способные к позитивному развитию и практически приспособились и не отделяют себя от интересов целого. Таким образом, личность или меняет среду в своих интересах или приспосабливается. Общество прогрессирует, а личность регрессирует. Личность должна бороться за индивидуальность. Теория борьбы личности перерастает в концепцию социальной борьбы, которая ведется между различными типами общественных индивидуальностей. Эта борьба ведет к смене форм кооперации и в дальнейшем к выделению этапов эволюции.
Также индивидуальность он делит на типы. Во-первых, идеальные типы- индивиды, по его мнению, потенциально способные к позитивному развитию и практически приспособились и не отделяют себя от интересов целого. Таким образом, личность или меняет среду в своих интересах или приспосабливается. Общество прогрессирует, а личность регрессирует. Личность должна бороться за индивидуальность. Теория борьбы личности перерастает в концепцию социальной борьбы, которая ведется между различными типами общественных индивидуальностей. Эта борьба ведет к смене форм кооперации и в дальнейшем к выделению этапов эволюции.
Н.К. Михайловский стремился к выработке единой и целостной концепции. Он называл ее «система правды». Это мировоззрение, которое связало бы понятия человека о сущем, должном, теорию и социальную практику. Он хотел раскрыть взаимосвязь частей сложного общественного целого. Эту цель можно было достигнуть двумя путями или идти от представлений о судьбе общества или начинать свои исследования с уровня личности. Он избрал второй путь и поэтому он тоже относится к субъективистской социологии, поэтому предмет социологии по Н.К. Михайловскому – это выяснение отношений различных форм общежития к судьбам личности, то есть социальное взаимодействие.
Социальная реальность- это сознательная деятельность человека. Она объективна также как, например климат, влияющий на историю человечества, и поэтому изучение этой особой реальности требует своеобразных методов исследования. Н.К. Михайловский, как и Лавров- сторонник субъективного метода в социологии. Человек познает мир опытным путем. Возможности опыта зависят от психо-физической организации человека от его ощущений. Ощущение личности - это символы и знаки реальности. Причем человек стремится не к любым знаниям, которые ему нужны для практических целей. Таким образом, человеческое восприятие определяет особенности картины мира.
Социальная реальность- это сознательная деятельность человека. Она объективна также как, например климат, влияющий на историю человечества, и поэтому изучение этой особой реальности требует своеобразных методов исследования. Н.К. Михайловский, как и Лавров- сторонник субъективного метода в социологии. Человек познает мир опытным путем. Возможности опыта зависят от психо-физической организации человека от его ощущений. Ощущение личности - это символы и знаки реальности. Причем человек стремится не к любым знаниям, которые ему нужны для практических целей. Таким образом, человеческое восприятие определяет особенности картины мира.
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотя западная, или иными словами, германо-романская цивилизация — лишь одна из многих, процветавших, в истории. В реальности общей хронологии дли различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации — отдельные историко-культурные типы; 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации — отдельные историко-культурные типы; 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.
Никола Макиавелли (15-16век) - итальянский политик, дипломат. Он создал теорию общества и государства. В своем произведении «Государь» он продолжает идеи Платона и рассматривает в первую очередь поведение политического лидера. Он отделил государственно-политические вопросы от религии и морали. Рассматривал социологию и политологию как науки о поведении людей в обществе. Правитель, чтобы добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться тремя принципами. Во-первых, человеческими действиями правит честолюбие и мотив власти Состоятельные люди хотят сохранить власть и богатства, а бедняки вернуть то, что у них отняли. Второй принцип - он говорит умный правитель не должен выполнять все свои обещания, поскольку подданные тоже не выполняют свои обязательства. Добиваясь власти обещать надо, но выполнять эти обещания в зависимости от поведения подданных. Третий - творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, если они редкие, а наказание должно быть сразу и в больших масштабах. В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя, изложил технологию завоевания и удержания политической власти.