Общее представление о понятии «тип»

Наука » Психология » Введение в психологию
Со структурой личности тесно связано понятие «тип личности». В психологии очень часто тот или иной вариант внутренней структуры личности принимается за соответствующий тип, а совокупность типов, выделенных по какому-либо принципу (в том числе по структурному), называется типологией. Процедура выявления типов называется типологизацией. В связи с широким распространением в психологической науке и практике различных типологий целесообразно кратко охарактеризовать перечисленные понятия.

Типологизация - это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов. Процесс типологизации (в противоположность классификации) есть операция индуктивная (композиционная): элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, а задается структура типа. С ней соотносят по признакам равенства или подобия другие элементы множества. Таким образом, типологизация - это группировка на основе сходства, а тип - это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.

Два принципиальных подхода к изучению личности

Наука » Психология » Введение в психологию
В личности самым причудливым образом переплетены все признаки человека от физического до нравственного облика, от нейродинамики до убеждений, от ощущений до воли. На фоне этого феноменологического многообразия, фейерверка ее проявлений довольно непросто найти «правильную» линию исследований личности, которая бы привела к «правильному» ее описанию. Вся история науки о личности пронизана этими поисками, далеко еще не законченными и сегодня.

Если предельно обобщить все множество подходов к изучению личности, то можно наметить две главные идеологии исследований, две тенденции. Назовем их условно феноменологическим и системным направлениями. Первое нацелено на тщательное изучение частных эмпирических фактов с приданием тому или иному феномену (или нескольким феноменам) статуса ведущей составляющей личности. И тогда им присваиваются наименования то стержневой характеристики личности, то ее ядра, то вершины иерархической структуры и т. п. Концентрируя внимание на этих явлениях, исследователь очень ревниво начинает относиться к подобного рода феноменам, открытым другими учеными. А их дискуссии о том, какой из этих фактов адекватнее и «главнее», по меткому замечанию А. Г. Асмолова, напоминают спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться [49, с. 11].

Общепсихологическая специфика понятия «личность»

Наука » Психология » Введение в психологию
Многоаспектность психики и ее проявлений в личности предопределила дифференциацию психологической науки на множество самостоятельных дисциплин. Об этом говорилось в первых главах нашего курса. Личность изучается практически каждой психологической дисциплиной, но с разных точек зрения. Первый дифференцирующий критерий - это уровень общности рассмотрения личности, второй - степень учета динамики существования личности и третий - акцент на внутренние или внешние связи в структуре личности.

По первому признаку выделяются общая психология (уровень всеобщего) и дифференциальная (уровень особенного и единичного). Здесь отметим специфику этого размежевания применительно к проблеме личности. В общей психологии изучаются самые общие свойства личности и самые общие закономерности ее становления и жизнедеятельности, присущие всем людям без учета их возрастных, половых, социальных, национальных и иных отличий друг от друга. Дифференциальная психология, напротив, интересуется различиями в психологии людей (это прерогатива отраслевых психологических наук).

Второй критерий позволяет выделить такое направление в науке, как Психология развития. Речь здесь идет об изучении психики и личности в процессе их становления, формирования и изменений во времени. Филогенетическое крыло этого направления исследует эволюционно-историческую составляющую развития (зоопсихология, палеопсихология, эволюционная психология, историческая психология), а онтогенетическое крыло - индивидуально-прижизненную (возрастная психология со всеми ее градациями).

Свойства сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Первое, важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности. В категориальном аппарате философии довольно широко используется даже специальный термин «единство сознания» [469]. Как любое целое, сознание обладает свойствами связности, ограниченности и системности.

Напомним, что связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Сознание, как уже отмечалось, по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического.

Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека. Так, общепризнан факт несформированности (следовательно, отсутствия и бездеятельности) сознания в младенчестве. Известны многочисленные факты прекращения работы сознания как целого в результате возрастных изменений организма и личности человека («старческий маразм»). В пространстве индивидуальное сознание замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве.

Функции сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Сознание как познание

Как уже было сказано, познавательная функция присуща сознанию. Собственно знания - это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. П. В. Симонов эту индивидуальную сопричастность знанию расширил до понимания коллективной сопричастности: «Из всех существующих определений (сознания. - В. Н. ) наиболее строгим и непротиворечивым …представляется мысль о сознании как знании, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Со-знание - это знание вместе с кем-то (ср. с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому» [737, с. 149].

Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты тоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте биологического вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но уже и в человеческой перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия).

Структура сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Структура сознания как обобщение структуры психики

Эпиграфом к данному параграфу хорошо подходит цитируемое К. Юнгом изречение: Nihil est in intellectu, quod non antea fuerit in sensu (в переводе с латинского: нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении) [913, с. 34]. Действительно, сознание как качественная характеристика психики в количественном отношении, естественно, включает в себя все ее элементы, на что недвусмысленно обращал внимание еще В. М. Бехтерев: «Мы различаем в нашем восприятии ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., т. е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания» [83, с. 204]. Однако на уровне сознания вся совокупность психических явлений предстает в более организованном и обобщенном виде, когда все компоненты этой совокупности структурируются в многомерную систему, «работающую» как единое целое. Перечислим компоненты (состав) этой системы.

Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций: познания, регуляции и интеграции (как в активном, так и в реактивном вариантах). Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.

Сознание как высшая ступень организации психики

Наука » Психология » Введение в психологию
Если обобщить функции изученных нами психических процессов (от ощущений до воли и психомоторики), то психика в целом осуществляет четыре основные функции во взаимодействии субъекта с внешним миром: 1) поддержание активности жизнедеятельности; 2) познавательную (когнитивную), 3) регулятивную, 4) коммуникативную (общение). При этом вторая и третья функции объединяются в общую глобальную функцию психического отражения. Естественно, все эти же функции выполняет и сознание. В чем же разница? Напомним, что уровень организации любой системы оценивается по трем группам критериев: системные, энергетические и информационные. Итак, что нового вносится в исполнение указанных функций на сознательном уровне организации психики?

1. Во-первых, повышается активность субъекта (энергетический критерий). Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя не только энергию, но и время, действия приобретают целенаправленный характер, а в необходимых случаях возможна и концентрация усилий, резкое повышение интенсивности действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. осознанности.

Сознание и психика

Наука » Психология » Введение в психологию
Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» [11, с. 20]. Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» [500]. Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний [14, 666]).

Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, - только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание - это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.

Множественность подходов к изучению сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Явление нашей душевной жизни, именуемое сознанием, привлекает внимание исследователей многих областей знания. Его изучают философия, физиология, психология, медицина (психиатрия), социология, юриспруденция, экономика, педагогика. В каждой области своя специфика, а следовательно, и свой подход к сознанию.

Так, биологи и физиологи обычно не разграничивают понятия «сознание» и «внимание», чему в немалой степени способствует знаменитая павловская физиологическая характеристика сознания. По И. П. Павлову физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков [569, с. 247]. Мы уже ранее говорили о том, что образование такой зоны в коре связано с механизмом внимания.

В медицинской практике вместе с таким пониманием сосуществует отождествление сознания с состоянием бодрствования. Внутримедицинская специфика также накладывает отпечаток на понимание сущности сознания. Так, «психиатр подчеркивает связь сознания с собственным “я”», а клинический невролог в это понятие включает «ориентировку в месте и времени, способность правильного восприятия, способность к интеграции полученной информации и ее переработке и, наконец, возможность организации целенаправленной деятельности» [132, с. 432].

Классификация движений

Наука » Психология » Введение в психологию
В зависимости от критерия различают следующие разновидности движений.

I. По уровню психической регуляции:

1) непроизвольные;

2) произвольные.

II. По положению органов, исполняющих движения:

1) внутренние движения;

2) внешние движения.

Психомоторные свойства человека

Наука » Психология » Введение в психологию
Рассмотренные характеристики движений преломляются в психомоторной организации человека в его качества, свойства. Терминологически эти свойства обозначают по-разному: «двигательные способности», «двигательные качества», «физические качества», «психомоторные качества (или способности)». Не вдаваясь в дискуссионные подробности по этому поводу, отметим следующее: 1) термин «способности» оттеняет психологический и психофизиологический аспекты психомоторики человека и отстраняется от анатомо-морфологических его особенностей. В этом (анатомическом) отношении более приемлем (особенно в спорте и физическом воспитании) термин «качества»; 2) термин «двигательные» обычно увязывается преимущественно с физиологической (нервно-мышечной) стороной моторной деятельности человека. Для обозначения единства физиологических и психологических механизмов моторики человека предпочтительнее термин «психомоторные»; 3) термин «физические» по сравнению с понятием «двигательные» акцентирует в телесной основе психомоторики биомеханическую составляющую (антропометрические данные человека), маскируя нейрофизиологическую. В нашем дальнейшем изложении, отдавая предпочтение термину «психомоторные качества», все же не будем слишком строго учитывать отмеченные терминологические тонкости.

Характеристики движений

Наука » Психология » Введение в психологию
Любое единичное мышечное движение характеризуется показателями точности, скорости и силы [682]. Все эти показатели определяются в первую очередь характеристиками объектов, на которые направлены действия, включающие данные движения. Сюда относятся пространственное расположение этих объектов, их размеры и форма, вес, прочность, податливость, температура и прочие физические и химические свойства. Не менее важную роль играют и субъективные характеристики исполняющего движение человека. Во-первых, это его физические и нейрофизиологические возможности и способности. Так, общеизвестно, что быстрота - врожденное качество человека, очень плохо поддающееся совершенствованию. Силу же и выносливость значительно можно увеличить путем соответствующей тренировки. Вторая важнейшая составляющая субъективных детерминант движения - это психологическая установка субъекта действия. Установка может быть на любой параметр движения - на точность, силу, скорость. Зачастую требуется выдерживать определенные показатели по нескольким характеристикам, и тогда необходима комплексная установка. Понятно, что если нет соответствующей установки, то и движение может быть выполнено не адекватно ситуации или цели действия.

Точность - пространственная характеристика движения, показывающая, насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту действия. При этом не всегда важна экономичность траектории движения.

Скорость - временная характеристика движения, указывающая на быстроту прохождения траектории.