Множественность подходов к изучению сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Явление нашей душевной жизни, именуемое сознанием, привлекает внимание исследователей многих областей знания. Его изучают философия, физиология, психология, медицина (психиатрия), социология, юриспруденция, экономика, педагогика. В каждой области своя специфика, а следовательно, и свой подход к сознанию.

Так, биологи и физиологи обычно не разграничивают понятия «сознание» и «внимание», чему в немалой степени способствует знаменитая павловская физиологическая характеристика сознания. По И. П. Павлову физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков [569, с. 247]. Мы уже ранее говорили о том, что образование такой зоны в коре связано с механизмом внимания.

В медицинской практике вместе с таким пониманием сосуществует отождествление сознания с состоянием бодрствования. Внутримедицинская специфика также накладывает отпечаток на понимание сущности сознания. Так, «психиатр подчеркивает связь сознания с собственным “я”», а клинический невролог в это понятие включает «ориентировку в месте и времени, способность правильного восприятия, способность к интеграции полученной информации и ее переработке и, наконец, возможность организации целенаправленной деятельности» [132, с. 432].

В философии акцентируется субстанциальная проблема - что первично? Сознание (дух, разум) или бытие (материя)? Отсюда материалистическая трактовка определяет сознание в первую очередь как отражение действительности. И тогда не делается принципиального различия между ощущением, представлением, мышлением, сознанием, идеей, духом. Их психологическая специфика опускается. Идеалистическая линия направлена на признание независимости сознания от бытия, а то и его изначальности, субстанциальности. Диалектика приводит к признанию развития как всеобщего свойства мира, а следовательно, и ко второму фундаментальному положению о сознании: сознание рассматривается как высшая форма организации материи (или духа).

Общественные науки, в частности социология, оттеняют социальную сторону сознания и изучают главным образом общественное сознание. В марксистской социологии исходным пунктом является идея К. Маркса, что индивидуальное сознание есть «мое отношение к моей среде», а личность - это «сумма общественных отношений».

В экономических дисциплинах основным предметом исследования являются экономические, а следовательно, трудовые отношения. Главное здесь - результат, продукт труда. А его получение связано со способностью человеческого сознания предвидеть эти результаты, планировать свои действия. Акцент делается на целенаправленности сознательной деятельности.

С юридической точки зрения «сознание - это способность субъекта образовывать логически обоснованный и адекватно мотивированный замысел, ибо наличие замысла, умысла - это один из атрибутов всякого гражданского акта, поступка, а также и преступления» [883, с. 196]. Соответственно сознание связывается с проблемами вменяемости (способностью отдавать себе отчет в своих действиях и руководить своими поступками) и дееспособности (разумно вести свои дела).

Психология (материалистически ориентированная) рассматривает сознание как некую целостность, объединяющую все психические функции, но не сводимую ни к одной из них. Эта целостность может представать в виде: 1) либо «высшего образования в человеческой психике» (Мясищев В. Н.), но не имеющего своего специального представительства в мозгу; 2) либо особого качества психики, присущего человеку; 3) либо уровня (высшей ступени) развития психической деятельности. В то же время сознание рассматривается и как процесс: «В психическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающей среды и самого себя» [686, с. 275].

Итак, понятие «сознание» обладает множеством сторон. Но термин «сознание» есть лишь самое общее выражение этого понятия и не отражает всего его многообразия. Поэтому в каждом случае необходимо раскрывать это понятие с указанием специфики своего подхода к его трактовке и границ ее применимости. Иначе непонимание и споры неизбежны. Дать краткое исчерпывающее определение сознанию наука пока отказывается. Как писал известный философ А. Г. Спиркин: «На вопрос: “Что такое сознание?” - вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы» [761, с. 78].
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.