Понятие «психологический диагноз» Его типы.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологический диагноз – конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление индивидуально-психологических особенностей, оценку их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций. = Структурированное описание комплекса психических свойств личности (способностей, черт, мотивов и пр.).
Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).
Типы диагноза:
- Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).
- Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).
Возможные уровни диагноза:
1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы
2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психодиагностика – отрасль психологии, занимающаяся исследованием индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности.
Разрабатывает и использует методы, средства и приёмы выявления, оценки и измерения этих особенностей и способы обработки и интерпретации получаемых результатов.
Используется: в профотборе, профориентации, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы.

Изменения личности старого человека.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологический «портрет» стариков: сниженная самооценка, неуверенность в себе, недовольство собой и окружением; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому = брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе = эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к здоровью; неуверенность в завтрашнем дне; ощущение ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности и эмоциональная неуравновешенность. Всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, малоинициативными.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.

Закономерности развития в стадии старости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Старение и старость - 62 года – до конца жизни.
Градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (м – 60-74, ж – 55-74 года), старческий возраст (75-90) и долгожители (90 и старше).
Новообразования старческого возраста: 1) чувство принадлежности; 2) комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с ними; 4) вера в других; 5) отсутствие страха быть несовершенным – ощущение, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым», «правильным», «непогрешимым»; 6) ощущение себя частью человечества; 7) чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
1. Старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями в организме, перестройкой биологических структур и развитием приспособительных функций.
2. Изменяется структура социальной активности: основная деятельность – общение, но: профессионального нет, друзья умирают, сил на длительное общение тоже нет. Круг общения ограничен ближайшими родственниками и близко живущими друзьями.
3. Мудрость (отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти) = независимое и активное отношение к ограниченной смертью жизнью.
4. Способность к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Такие старики работают даже в ущерб здоровью. Обычно – люди науки и искусства + те, у кого есть внутренняя мотивированность, интерес к самой работе, к процессу творчества.
Противоречия развития:
- Желание деятельности и физическая немощь.
- Отсутствие контактов = упадок духа, пессимизм, страх перед будущим. В то же время быстро устают от контактов, чаще хотят «отдохнуть от людей».
- Страх стать обузой и одновременно страх умереть в одиночестве.

Основные итоги развития в зрелом возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Вершина жизненного пути: профессиональное мастерство + положение, статус.
2. Сил и энергии меньше, но есть большой опыт, организаторские умения. Вершина карьеры, ведение дел, управление.
3. Новые личностные качества: реалистичность, ответственность перед собой и окружающими, тяга к стабильности, мудрость, терпимость; широкий и глубокий, философский взгляд на жизнь; снижение жизненных сил и здоровья, жизненный опыт, постепенное свёртывание активности, открытие дороги молодым.
1. Дети выросли, создают свою семью. Родители становятся бабушками и дедушками. Хранители семьи, традиций, семейной истории.
2. Супруги остаются вдвоём; выстраивают новые отношения. Расстаются или переживают второй пик взаимной любви.
3. Уход за престарелыми родителями = ограничения во времени и свободе, стрессогенная обстановка. Необходимо управлять эмоциями и подчинять себе обстоятельства.

Закономерности развития в стадии зрелости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Зрелость – 45-60 лет. « подхода к зрелости:
1: Развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Зрелый возраст = остановка в развитии, «окаменелость», цель развития и одновременно его конец.
2: Зрелость = вершина жизненного пути, особенно если человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Профессиональное мастерство + положение в обществе. Сил и энергии меньше, но есть большой опыт, умение организовать работу и окружить себя помощниками. Передача опыта ученикам, последователям. Вершина профессиональной и общественной карьеры, ведение дел, управление. Мост между взрослостью и старостью.
Признаки зрелости: 1) Реалистичность; 2) Отвечает за содержание своей жизни перед собой и другими людьми; 3) Тяга к стабильности; 4) Мудрость; 5) Терпимость: 6) Широкий и глубокий взгляд на жизнь; 7) Уменьшение жизненной силы; 8) Большой опыт; 9) Переход от максимальной активности к её постепенному свёртыванию, уступают место молодым.
1. Дети выросли, создают свою семью. Родители становятся бабушками и дедушками. Хранители семьи, традиций, семейной истории.
2. Выросшие дети уходят из семьи. Супруги остаются вдвоем. Надо выстраивать новые отношения друг с другом. Расстаются или переживают второй пик взаимной любви.
3. Уход за престарелыми родителями = ограничения во времени и свободе, стрессогенная обстановка.
4. Необходимо жить настоящим, «здесь-и-сейчас».
Надо: научиться подчинять себе обстоятельства (где это возможно и целесообразно); управлять своими эмоциями, анализировать себя и своё поведение.
Для женщины значимыми являются семья и работа; для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом.

Феноменология кризиса взрослости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис взрослости – 39 - 45 лет.
Вызревает незаметно, протекает длительно.
1. Большая часть жизни прожита, диапазон будущего существенно сокращается. Лучший период жизни позади.
2. Осознание расхождения между мечтами, ожиданиями и реальными достижениями; обычно не в пользу последних: «жизнь прошла напрасно».
3. Убывание жизненных сил (с 40-42); организм слабеет, появляются хронические возрастные заболевания. Убывание физических сил и привлекательности.
4. Поиск новых ценностей: прежде – работа, семья, социальное и материальное благополучие, в этот период – поиск духовных опор. Духовное развитие или уменьшается вместе с биологическими функциями, или делает возможной вторую кульминацию творческих сил (в 50-65). После 65 отмечается явный спад.
5. Перестройка образа жизни, иначе взрослый сохраняет иллюзии о себе как о молодом, что в дальнейшем это может привести к отчаянию и разочарованию. В тоске по собственной юности такие люди стремятся найти более молодого спутника жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей ведёт к глубинному обновлению, создает предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период –зрелости (40-45 – 55-60).
Выходы из кризиса середины жизни:

Закономерности развития взрослого человека.

Наука » Психология » Возрастная психология
Взрослость: 30 – 42 года.
Физиологически – оптимальное функционирование всех систем организма (только у мужчин – постепенный спад половых функций после 30).
Психологически – стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний; повышение внутренней стабильности. Складывается целостная самооценка, отражающая результаты жизненного пути.
1. Годы «пик», оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, связей и отношений, накопления материальных средств, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди своих сотрудников. Апогей жизни.
2. Задача – добиться социального и профессионального продвижения и достичь поставленных жизненных целей. Взвешенные оценки своих возможностей, конкретные жизненные цели, все возможности для их достижения.
3. Соблюдение норм и правил социальной жизни, определённый статус, демонстрация уровня своих достижений (образование, профессия, укорененность в сообществах и т.д.), ответственность за собственные решения и поступки.
4. Развитие зависит от социальной активности, достигнутого статуса, особенностей протекания предыдущих периодов.
5. Основные или высшие достижения в деятельности. От 34 до 37 лет – второй пик в развитии мышления. Кульминационные моменты научных и творческих способностей (математики, физики, химики – в 30-34; геологи, биологи, медики – в 35-39; учёные, философы, политики – в 40 - 55). Интенсивность старения интеллекта зависит от одарённости и от образования.
6. Мужчины стремятся проявить организаторские способности, находясь у власти. Профессию, как правило, не меняют. Приобретают авторитет и заметный социальный статус. Женщины стараются совместить работу с семейными обязанностями: часть работает на полставки или на дому. Удовлетворенность жизнью, здоровье и самовосприятие у ориентированных на карьеру женщин выше, чем у домохозяек.

Феноменология кризиса молодости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис молодости – в 27-28 лет. Затрагивает в основном профессиональную сферу.
1. Впервые оглядывается на прожитые годы, прощается с юностью. Грусть, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказались не верными, жизнь перестала казаться легкой и понятной, разрушились основы образа жизни.
2. Перестраивается вся личность, возникает необходимость подвести итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. Труд и быт становятся будничными, снижается чувства осмысленности и полноты бытия.
3. Даже если относительно доволен своей жизнью, начинает испытывать неудовлетворённость собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым, по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.
4. Иногда внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру отношений с окружающими, к перемене уклада семейной жизни.
5. Требуется реальное подтверждение профессиональных достижений. Если этого нет – после 4-5 лет труда появляется эмоциональный дискомфорт, неудовлетворённость трудом. Если руководство искусственно тормозит продвижение – возникает конфликтная ситуация, приводящая к углублению кризиса 30-летия, что увеличивает вероятность смены работы или разочарование в профессии.
Пути разрешения профессионального кризиса молодости:

Самоопределение в собственной жизнедеятельности в период молодости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Самоопределение как личности, как профессионала, как семьянина. Начало собственной профессиональной и личностной жизни:
1) Приобретение профессии,
2) Отделение от родительской семьи,
3) Создание собственной семьи,
4) Обретение индивидуальности и собственного жизненного стиля;
5) Обретение мировоззрения и личностной системы ценностей.
К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Знания + опыт.

Феноменология кризиса юности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Основное содержание кризиса юности – расхождение реальной жизни с её идеальными представлениями (чему учили, что объясняли как «хорошо» или «плохо» оказывается очень относительным и не совпадающим с реальностью). + Отсутствие жизненного опыта.
Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что осознал как реальность, тем острее происходят внутренние переживания.
Отношения близости, соперничества, борьбы переживаются, рождая предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других. Отчасти потому и ранние браки непрочны: за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживание полноты жизни.
Путают идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика подменяется экзотикой.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.
Помогают пережить кризис подготовленность к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить своё поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.
Помогают в преодолении юношеского кризиса:
- способность самостоятельно принимать решения и отвечать за них,
- умение намечать жизненные перспективы, выстраивать тактику и стратегию жизни,
- осознание того, что реально ожидать от будущего,
- умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в душе идеалы.

Закономерности развития в юношеском возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Юность по разным источникам – от 15-17 до 23-25 лет. Последнее время детства и первый возраст взрослости. 1) ранняя юность (15–17 лет); 2) поздняя юность (18–21).
1. Завершающая стадия ступени персонализации. Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Учебную деятельность начинают побуждать мотивы, связанные с будущим. Избирательность учебных предметов. Стремление обрести профессию.
2. Период саморофлексии, самоанализа, осознания собственной индивидуальности. Время выбора жизненного пути, поиск специальности и работы по ней (учёба в вузе, создание семьи, служба в армии). Выбор стиля жизни и места в ней, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Живут будущим.
3. Повышенная эмоциональная возбудимость (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность); с возрастом эмоциональное состояние улучшается. Усиление личностного контроля, самоуправления, новая стадия развития интеллекта, открытие своего внутреннего мира. Формирование мировоззрения, целей и смысла существования.
4. Центральное психологическое новообразование – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников. Повышается требование к дружбе, усложняются её критерии.
5. С появлением стабильного «Я» начинается период зрелости.