Любая манипуляция должна идти от взрослого. Взрослый должен быть инициатором каждый день. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет, он начинает манипулировать им.
По Мухиной.
Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.
Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат
К концу6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.
Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.
По Мухиной.
Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.
Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат
К концу6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.
Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:
- сосательный
- мигательный
- плавательный
- отталкивание
- дыхательный
- температурный
- цепляние
Слуховой и зрительный анализаторы продолжают развиваться.
Особенности поведения.
1. Пищевое сосредоточение.
2. Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).
В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления и на положение во время кормления.
После 6 дня жизни ребенок начинает следить взглядом за движущимся предметом. Способность фиксировать взгляд на предмете к концу 6 мес.
Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления.
- сосательный
- мигательный
- плавательный
- отталкивание
- дыхательный
- температурный
- цепляние
Слуховой и зрительный анализаторы продолжают развиваться.
Особенности поведения.
1. Пищевое сосредоточение.
2. Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).
В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления и на положение во время кормления.
После 6 дня жизни ребенок начинает следить взглядом за движущимся предметом. Способность фиксировать взгляд на предмете к концу 6 мес.
Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления.
Теория сепарации-индивидуализации.
Развитие ребенка проходят 3 стадии.
1)Аустическая-форма формального аутизма.-1 месяц жизни ребенка.
Ребенок-биологическое существо.Эго ребенка приметивно и неинтегрированно.Есть защитные механизмы.Выживание зависит от внешнего окружения.Внешняя матрица материнской заботы(обеспечить для ребенка защиту).Ребенок не диффренцирует себя с окружением.
2)Симбиостическая(2-5мес).
Ребенок переживает систематические и психологические переживания(слияние с матерью).Мать симбиотически организует личность младенца.3 мес жизни ребенка первичный нарцисизм ребенка начинает уступать индификации с матерью.
3)Сепарации и индивидуации
-дифференциация-вылупление.Ребенок становится самостоятельным,активным,внимание направлено во вне,манипуляции со своим телом.Дифференциирует незнакомцев.
-Практики(10-15,16 мес.)Ребенок иследователь внешнего мира,развивается повышенная моторика.Ребенок иногда отделяется от матери.
-Воссоединения16-24 мес.)Ребенок начинает достигать лучшей оценки реальности.Представление о себе от предметах об объектах.Начинает расти сепарационная тревого.взаимосвязь с матерью играет важную роль.Агрессия.
-Консалидация(24-36 мес.)Постоянство объектов.Ребенок отделяет себя от матери и объектов.Ребенок ужеи независим от матери.Агрессия нейтрализуется.Родительские типы поведения присваиваются ребенку.
Развитие ребенка проходят 3 стадии.
1)Аустическая-форма формального аутизма.-1 месяц жизни ребенка.
Ребенок-биологическое существо.Эго ребенка приметивно и неинтегрированно.Есть защитные механизмы.Выживание зависит от внешнего окружения.Внешняя матрица материнской заботы(обеспечить для ребенка защиту).Ребенок не диффренцирует себя с окружением.
2)Симбиостическая(2-5мес).
Ребенок переживает систематические и психологические переживания(слияние с матерью).Мать симбиотически организует личность младенца.3 мес жизни ребенка первичный нарцисизм ребенка начинает уступать индификации с матерью.
3)Сепарации и индивидуации
-дифференциация-вылупление.Ребенок становится самостоятельным,активным,внимание направлено во вне,манипуляции со своим телом.Дифференциирует незнакомцев.
-Практики(10-15,16 мес.)Ребенок иследователь внешнего мира,развивается повышенная моторика.Ребенок иногда отделяется от матери.
-Воссоединения16-24 мес.)Ребенок начинает достигать лучшей оценки реальности.Представление о себе от предметах об объектах.Начинает расти сепарационная тревого.взаимосвязь с матерью играет важную роль.Агрессия.
-Консалидация(24-36 мес.)Постоянство объектов.Ребенок отделяет себя от матери и объектов.Ребенок ужеи независим от матери.Агрессия нейтрализуется.Родительские типы поведения присваиваются ребенку.
Уровни психики:
- сознание
- личное
- коллективное бессознательное (образуется из следов памяти, оставленными всем прошлым человечеством)
Архетип – отпечаток, форма без собственного содержания, кот определенным образом организует и направляет психические процессы (русло реки – архетипы, вода – наши процессы)
А. обнаруживаются в сновидениях и в реальном мире. Выступают как обобщенные образы опыта предков (мифы, герои народных сказок) или как символы. Количество А. не ограничено. Первичные образы трансформируясь, в опр стадиях заставляют человека вести себя так, как это свойственно представителям всех культур.
Главные архетипы – собирательные образы:
- мать
- отец
- «Я»
Структура личности:
- сознание
- я для других – персона – наше публичное лицо, самый поверхностный слой, важное значение имеют разного рода символы покрытия себя
- собственно «Я» - эго – осознанность собственных мыслей, действий, чувств
- индивидуальное бессознательное
- тень – низкое и аморальное в себе, негативное Я, переживается в основном во снах
- анима(м в ж)/анимус(ж в м) – вытесненные (нежелательные) представления о себе как о женщине или мужчине, проявляются во снах и фантазиях. Влияют на выбор супругов.
- самость – внутренний руководящий фактор целостной личности, «идеальная личность» ее развитие – главная цедь человека
Сознание и бессознательное дополняют друг друга. Развитие самости не реализуется пока не наступит гармония всех аспектов души. Процесс установления связей человека между Эго и Самостью – процесс развития человека, его самореализация.
- сознание
- личное
- коллективное бессознательное (образуется из следов памяти, оставленными всем прошлым человечеством)
Архетип – отпечаток, форма без собственного содержания, кот определенным образом организует и направляет психические процессы (русло реки – архетипы, вода – наши процессы)
А. обнаруживаются в сновидениях и в реальном мире. Выступают как обобщенные образы опыта предков (мифы, герои народных сказок) или как символы. Количество А. не ограничено. Первичные образы трансформируясь, в опр стадиях заставляют человека вести себя так, как это свойственно представителям всех культур.
Главные архетипы – собирательные образы:
- мать
- отец
- «Я»
Структура личности:
- сознание
- я для других – персона – наше публичное лицо, самый поверхностный слой, важное значение имеют разного рода символы покрытия себя
- собственно «Я» - эго – осознанность собственных мыслей, действий, чувств
- индивидуальное бессознательное
- тень – низкое и аморальное в себе, негативное Я, переживается в основном во снах
- анима(м в ж)/анимус(ж в м) – вытесненные (нежелательные) представления о себе как о женщине или мужчине, проявляются во снах и фантазиях. Влияют на выбор супругов.
- самость – внутренний руководящий фактор целостной личности, «идеальная личность» ее развитие – главная цедь человека
Сознание и бессознательное дополняют друг друга. Развитие самости не реализуется пока не наступит гармония всех аспектов души. Процесс установления связей человека между Эго и Самостью – процесс развития человека, его самореализация.
1. Оральная стадия. От рождения до 1 года.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.
2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.
2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.
Обучение ведет за собой развитие. То насколько развит ребенок влияет на то, чему он модет научиться.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии
Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии
Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.
Источник развития – соц среда. Ребенок развивается с помощью естественной и культурной линии (система знаков, символы) (они идут параллельно ) -> VPF развиваются
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Поведение детей в детских домах. Не способны сформировать взаимоотношение с другими людьми не могут показывать любовь как дети из семей. Дети в детских домах упускают возможность в полной мере привязаться к матери.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.
1. Базовое доверие / базовое недоверие. От рождения до 1 года.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
Стадии развития.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.
Организационные методы-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей..Эмпиричисеские методы.Наблюдение-сплошное и выборочное.Самонаблюдение.Психодиагностические (тесты, опросники)
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений