Общая характеристика деятельности манипулирования

Наука » Психология » Возрастная психология
Любая манипуляция должна идти от взрослого. Взрослый должен быть инициатором каждый день. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет, он начинает манипулировать им.
По Мухиной.
Первые манипуляции очень просты. Малыш схватывает предмет, некоторое время удерживает его. А потом отпускает, затем опять схватывает. Если перед ним два предмета – схватывает один, потом другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительная особенность первых манипуляций – направлены на предмет, кот интересует ребенка.
Усложнение манипуляций – ребенок замечает, что действия вызывают перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат
К концу6-7 мес в манипуляциях появляется направленность на результат.
Затем младенец начинает действовать с несколькими предметами одновременно. Пример – постукивание погремушкой о погремушку. Явная направленность на результат. Результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опр взаимное положение. Добившись результата ребенок повторяет действие, получает его вновь и вновь.
К концу первого года появляется новая особенность. Если раньше ребенок производил действие одним показанным ему способом, и на данных ему предметах, то теперь он пытается повторить действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя эти действия.
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов.

Врожденные особенностии тенденции развития новорожденного

Наука » Психология » Возрастная психология
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:
- сосательный
- мигательный
- плавательный
- отталкивание
- дыхательный
- температурный
- цепляние
Слуховой и зрительный анализаторы продолжают развиваться.
Особенности поведения.
1. Пищевое сосредоточение.
2. Вестибулярное сосредоточение (засыпает при укачивании).
В первые дни появляется условный рефлекс на время кормления и на положение во время кормления.
После 6 дня жизни ребенок начинает следить взглядом за движущимся предметом. Способность фиксировать взгляд на предмете к концу 6 мес.
Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления.

Теория отделения/ индивидуализации М.Малер

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория сепарации-индивидуализации.
Развитие ребенка проходят 3 стадии.
1)Аустическая-форма формального аутизма.-1 месяц жизни ребенка.
Ребенок-биологическое существо.Эго ребенка приметивно и неинтегрированно.Есть защитные механизмы.Выживание зависит от внешнего окружения.Внешняя матрица материнской заботы(обеспечить для ребенка защиту).Ребенок не диффренцирует себя с окружением.
2)Симбиостическая(2-5мес).
Ребенок переживает систематические и психологические переживания(слияние с матерью).Мать симбиотически организует личность младенца.3 мес жизни ребенка первичный нарцисизм ребенка начинает уступать индификации с матерью.
3)Сепарации и индивидуации
-дифференциация-вылупление.Ребенок становится самостоятельным,активным,внимание направлено во вне,манипуляции со своим телом.Дифференциирует незнакомцев.
-Практики(10-15,16 мес.)Ребенок иследователь внешнего мира,развивается повышенная моторика.Ребенок иногда отделяется от матери.
-Воссоединения16-24 мес.)Ребенок начинает достигать лучшей оценки реальности.Представление о себе от предметах об объектах.Начинает расти сепарационная тревого.взаимосвязь с матерью играет важную роль.Агрессия.
-Консалидация(24-36 мес.)Постоянство объектов.Ребенок отделяет себя от матери и объектов.Ребенок ужеи независим от матери.Агрессия нейтрализуется.Родительские типы поведения присваиваются ребенку.

Теория развития личности К. Юнга

Наука » Психология » Возрастная психология
Уровни психики:
- сознание
- личное
- коллективное бессознательное (образуется из следов памяти, оставленными всем прошлым человечеством)
Архетип – отпечаток, форма без собственного содержания, кот определенным образом организует и направляет психические процессы (русло реки – архетипы, вода – наши процессы)
А. обнаруживаются в сновидениях и в реальном мире. Выступают как обобщенные образы опыта предков (мифы, герои народных сказок) или как символы. Количество А. не ограничено. Первичные образы трансформируясь, в опр стадиях заставляют человека вести себя так, как это свойственно представителям всех культур.
Главные архетипы – собирательные образы:
- мать
- отец
- «Я»
Структура личности:
- сознание
- я для других – персона – наше публичное лицо, самый поверхностный слой, важное значение имеют разного рода символы покрытия себя
- собственно «Я» - эго – осознанность собственных мыслей, действий, чувств
- индивидуальное бессознательное
- тень – низкое и аморальное в себе, негативное Я, переживается в основном во снах
- анима(м в ж)/анимус(ж в м) – вытесненные (нежелательные) представления о себе как о женщине или мужчине, проявляются во снах и фантазиях. Влияют на выбор супругов.
- самость – внутренний руководящий фактор целостной личности, «идеальная личность» ее развитие – главная цедь человека
Сознание и бессознательное дополняют друг друга. Развитие самости не реализуется пока не наступит гармония всех аспектов души. Процесс установления связей человека между Эго и Самостью – процесс развития человека, его самореализация.

Периодизация развития личности в теории Фрейда

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Оральная стадия. От рождения до 1 года.
Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне.
Нарушения на этой стадии: во взрослом возрасте может преобладать оральная область в сексе, может быть нарушено базовое доверие к миру. В норме должна завершиться без тревожной привязанности к кормлению, отказом от молока.

2. Анальная стадия.
Локус-контроль – анальная зона.
«Битва вокруг горшка». Ребенка приучают к горшку – это первое столкновение c нормативным пространством. У ребенка формируется некое чувство страха, если родители неправильно ведут себя в плане устроения на горшок. Если его ругать,(за то что не успел добежать до горшка) у ребенка появится комплекс неполноценности. Важно как родители относятся к экспериментам ребенка с горшок и всем с ним связанным. В зависимости от отношения мы получим педанта или наоборот неряху. В норме получаем гармонию между педантичностью или неряшливостью. В этот период закладывается чувство гордости и стыда. Под влиянием похвалы формируется чувство гордости и автоматически формируется чувство стыда.

Проблема обучения и развития в работах Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Обучение ведет за собой развитие. То насколько развит ребенок влияет на то, чему он модет научиться.
Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.
ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития
УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам
УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых
ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии

Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. В основном Пиаже рассматривал процессы развития собственной активности ребенка, от стимулов или от случайных открытий. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.
Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.

Культурно-историческая концепция Выготского

Наука » Психология » Возрастная психология
Источник развития – соц среда. Ребенок развивается с помощью естественной и культурной линии (система знаков, символы) (они идут параллельно ) -> VPF развиваются
Стадии развития:
- управление взрослым повелением ребенка
- ребенок управляет другими людьми, опираясь на предыдущую стадию
- ребенок использует новые, изученные способы управления поведением направляя на себя.
Интериоризация – процесс перехода VPF извне вовнутрь
После процесса И. VPF приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Проблема обучения в теории Боулби

Наука » Психология » Возрастная психология
Поведение детей в детских домах. Не способны сформировать взаимоотношение с другими людьми не могут показывать любовь как дети из семей. Дети в детских домах упускают возможность в полной мере привязаться к матери.
Сигналы(плачь, лепет, цепляние, сосание) их близость с опекуном. Соц. Реакции не отличаются разборчивостью. К 3 месяцам формируется направленность реакций, к 6 появляется возможность следования за мамой. Весь процесс закрепления привязанности фокусируется на одном объекте. Эта реакция похожа на импринтинг.

Стадии развития личности в теории Эриксона

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Базовое доверие / базовое недоверие. От рождения до 1 года.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.

Стадии развития в теории когнитивного развития Пиаже

Наука » Психология » Возрастная психология
Стадии развития.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. От рождения до 2 лет.
Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.
1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.
Схемой действия может быть образ действия, обеспечивающего контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами).
Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Рефлексы предполагают определенную пассивность. Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует.
2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.
Ц. реакция происходит, когда ребенок производит какое-либо действие и пытается его повторить. На этой стадии происходит активное «связывание вместе» разных действий и схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)
На 1 и 2 стадии Малыш не имеет представления об объектах вокруг них.
ПР.: если удалить объект из поля зрения ребенка, то он некоторое время еще смотрит туда. Если объект не появляется, то ребенок переключает внимание на что-либо другое, не делая попытки найти объект.

Методы возрастной психологии

Наука » Психология » Возрастная психология
Организационные методы-сравнительный метод (сопоставление различных групп людей)- лонгитюдный метод-развитие личности человека на протяжении долгих лет.- комплексный метод- специалисты разных областей..Эмпиричисеские методы.Наблюдение-сплошное и выборочное.Самонаблюдение.Психодиагностические (тесты, опросники)
Эксперимент
Биографические методы
Анализ процессов продуктов деятельности.
Ограниченность формирующего эксперимента можно преодолеть при помощи методов срезов. Срез-кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития.
Поперечный срез-сопоставление развития групп испытуемых, но не может выявить индивидуальные характеристики.
Продольные срезы-измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении долгого периода времени.
- методы обработки данных:-количественные ( статические)-качественные ( дифференциация по группам) интерпретационные методы
- Генетический (анализ материала в плане развития отдельных стадий, фаз)
- структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

Предпосылки и условия психического развития по Мухиной

Наука » Психология » Возрастная психология
Предпосылки и условия психического развития по Мухиной
- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,
- социальная среда
- социальное наследование
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.
2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.
3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субьективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.
Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.
4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду
5) реальность внутр. пространства. любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление
чел. всегда предстает 2 эпостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений