Новорождённость – период адаптации к внешним изменившимся условиям: адаптация к температурному режиму, к прикосновениям, дыхательная система. У ребёнка функционируют все безусловные рефлексы, на базе которых начинают развиваться другие рефлексы, которые носят условный характер: на положение тела в пространстве. К концу первого месяца появляется «социальная улыбка», которая является показателем перехода ребёнка к новому возрастному периоду. Идёт быстрое развитие новых условных рефлексов: на время (режимные моменты еды и бодрствования). Социальная потребность общения с взрослым.
Младенчество – «комплекс оживления»: физическая и эмоциональная активность. Он является основным источником и показателем психического развития; если он ярко выражен, то это говорит о том, что соц.ситуация развития благоприятна и соответствует требованиям развития. Если же соц.ситуация не обеспечивает потребности в общении, то наступает задержка психического развития. Необходимо обеспечить наличие ведущей деятельности этого возраста, т.е. эмоционального общения ребёнка со взрослым. Для развития эмоционального общения необходимо наличие опережающей инициативы взрослого человека. В период младенчества идёт бурное развитие всех сенсорных процессов и благодаря сенсорному опыту начинает быстро развиваться двигательный аппарат. Возникает связь между сенсорной и моторной активностью, что способствует появлению ориентировочной деятельности. На базе этой связи у ребёнка начинает развиваться акт хватания, а позднее развиваются стадии манипуляции с предметом. Эмоциональное общение ребёнка с взрослым является предпосылкой для развития активной речи ребёнка (произносимой речи). Понимающая речь развивается гораздо быстрее, чем произносимая речь. Предпосылками активной речи являются: гукание, гуление, лепет, первые слова. В младенческом возрасте в связи с богатым сенсорным и моторным опытом развивается вся познавательная сфера, которая объединяется под общим названием – сенсорное развитие. Завершается кризисом 1-го года.
Младенчество – «комплекс оживления»: физическая и эмоциональная активность. Он является основным источником и показателем психического развития; если он ярко выражен, то это говорит о том, что соц.ситуация развития благоприятна и соответствует требованиям развития. Если же соц.ситуация не обеспечивает потребности в общении, то наступает задержка психического развития. Необходимо обеспечить наличие ведущей деятельности этого возраста, т.е. эмоционального общения ребёнка со взрослым. Для развития эмоционального общения необходимо наличие опережающей инициативы взрослого человека. В период младенчества идёт бурное развитие всех сенсорных процессов и благодаря сенсорному опыту начинает быстро развиваться двигательный аппарат. Возникает связь между сенсорной и моторной активностью, что способствует появлению ориентировочной деятельности. На базе этой связи у ребёнка начинает развиваться акт хватания, а позднее развиваются стадии манипуляции с предметом. Эмоциональное общение ребёнка с взрослым является предпосылкой для развития активной речи ребёнка (произносимой речи). Понимающая речь развивается гораздо быстрее, чем произносимая речь. Предпосылками активной речи являются: гукание, гуление, лепет, первые слова. В младенческом возрасте в связи с богатым сенсорным и моторным опытом развивается вся познавательная сфера, которая объединяется под общим названием – сенсорное развитие. Завершается кризисом 1-го года.
Ранняя юность (15-18 лет). Соц.ситуация развития выбор первоначального пути (расхождение между желаниями и возможностями). Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий: особенности общения со значимыми взрослыми, возникает особый интерес общения со взрослыми (опыт и знания). Со сверстниками продолжается интимно-личностное общение. Со взрослыми обсуждается будущая жизнь, планы на будущее. При формировании образа учителя на первый план выходят индивидуально-личностные качества, а на второй – уровень проф. компетентности. Свойственно изменение учебной мотивации: рассматривают учёбу как необходимую базу или предпосылку будущей проф.деятельности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая определяет психическое развитие и формирование личности в целом на данном возрастном этапе: развитие познавательных процессов и умственных способностей, эмоциональной сферы, развитие самоознания. Идёт развитие творческой, гибкой системы мышления. Развитие самосознания: осознание своей неповторимости, уникальности и непохожести. Усиливается значимость собственных ценностей. Свойственно новое восприятие времени, соотнесения прошлого и будущего, восприятие настоящего с точки зрения будущего. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, является центральным новообразованием ранней юности. Эта новая внутренняя позиция включает осознание себя членом общества, принятие своего места в мире.
Юность (17-23 года). Возраст окончательного выбора жизненного пути. Кризис 17-и лет – переход в новый социальный статус (выбор жизненного пути, осознавание ответственности за выбор, несовместимость возможностей с выбранным путём). Для тех, кто остро переживает кризис, характерны различные страхи, являющиеся большими стрессогенными факторами. Это приводит к возникновению невротических реакций таких, как : головокружение, повышение температуры и т.д. Новообразования юности: проф.самоопределение, появление устойчивого мировоззрения. К концу юношеского возраста начинает формироваться мотив самореализации. Только в этом возрасте происходит с одной стороны полная идентификация себя с другими, с другой стороны – выделение своей индивидуальности среди других.
Юность (17-23 года). Возраст окончательного выбора жизненного пути. Кризис 17-и лет – переход в новый социальный статус (выбор жизненного пути, осознавание ответственности за выбор, несовместимость возможностей с выбранным путём). Для тех, кто остро переживает кризис, характерны различные страхи, являющиеся большими стрессогенными факторами. Это приводит к возникновению невротических реакций таких, как : головокружение, повышение температуры и т.д. Новообразования юности: проф.самоопределение, появление устойчивого мировоззрения. К концу юношеского возраста начинает формироваться мотив самореализации. Только в этом возрасте происходит с одной стороны полная идентификация себя с другими, с другой стороны – выделение своей индивидуальности среди других.
Подростковый возраст – переломный, переходный, возраст полового созревания. Продолжительность подросткового возраста зависит от уровня развития общества. Он самый неустойчивый и изменчивый. Границы его достаточно неопределённые. Именно в этот период происходят координальные изменения в развитии ребёнка: новый этап физического развития – процесс полового созревания, который зависит от эндокринных изменений в организме. Сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие: изменение роста и веса, вторичные половые признаки, эмоциональная нестабильность. Новый высокий уровень половой идентификации. Ориентация на образцы мужественности женственности. Резко повышается интерес к своей внешности. Соц.ситуация развития связана с кризисом «А кто я?». Нестабильность отношений со взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям взрослых, подчиняет поведение требованиям сверстников. Происходит становление нового типа отношений. Подросток свои права безгранично увеличивает, а права взрослых ограничивает. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой, а также к развлечениям и романтическим отношениям. Возникает «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому. Виды взрослости: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины, соц.зрелость (сотрудничество ребёнка и взрослого), интеллектуальная взрослость (стремление подростка что-то уметь по-настоящему), тенденция к взрослости (Я-концепция, система внутренне согласованных представлений о себе, образах Я). Подростки занимаются самовоспитанием (дневники, стихи, фантазии, склонность к уединению). Интимно-личностное общение. В отношениях со сверстниками устанавливается мораль взрослых. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях. В друж.отношениях подросток избирателен, много требований к друзьям. Объединение подростков в неформальные группы. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственная оценка событий, поступков зависят от родителей. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, от неё зависит подростковая самооценка. Формируются такие психические процессы, которые позволяют сравнивать, сопоставлять, выделять в окружающем мире те явления, которые значимы для подростка.
Задачи возраста:
Задачи возраста:
Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.
Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.
1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);
2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);
3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние, большей степени сложности (прогрессивное развитие).
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности.
Развитие - закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующегося как необратимое и направленное.
Под развитием в общем виде обычно подразумевают необратимое качественное изменение. Данные конкретных наук свидетельствует о том, что существует 3 главных типа такого изменения.
1. Переход объекта из качественного состояния в другое качественное состояние той же степени сложности (так называемое одноплоское развитие);
2. Переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние, меньшей степени сложности (регрессивное развитие);
3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние, большей степени сложности (прогрессивное развитие).
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности.
ВПФ - высшие психические функции
НПФ - низшие психические функции.
1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:
- материальная(внешняя);
- духовная (внутренняя);
Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S )
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму.(Н., Sкв.= а*в)
2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает(Н., овладевает системой знаков - речь).
3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
НПФ - низшие психические функции.
1. Знак - это некий предмет, у которого есть двойная природа:
- материальная(внешняя);
- духовная (внутренняя);
Духовная - это то значение, которое несет в себе знак (Н., 5, А, S )
Знак помогает перевести реальный предмет в какую либо идеальную форму.(Н., Sкв.= а*в)
2. Знак - это средство, орудие психической жизни человека. Психологическое орудие, которое человек познает и овладевает(Н., овладевает системой знаков - речь).
3. Психическое развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры.
От рождения человек имеет некие врожденные психические функции, которые Л.С. Выготский называет натуральные или низшие (НПФ). К ним относят:
- все наши рефлексы;
- непроизвольное внимание;
- генетическая память;
- все реакции человека.
На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение…)
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности: учение, общение, игровая, трудовая, музыкальная, спортивная, рисование и тд.
Следовательно, он активно познает мир, усложняется его мир с другими людьми и все это окрашено эмоциями.
таким образом, эмоциональная сфера тесно связана с познавательной сферой.
Направление развития эмоциональной сферы:
- общий фон настроения (общение со взрослыми, внимание, поощрение..)
- формируются высшие чувства:
1. моральные (любовь, долг, ревность, привязанность..)
2. интеллектуальные (любознательность, удивление)
3. эстетическое (понимание любви к прекрасному, к природе, к музыке…)
4. творческие - праксические (аппликация, рисование…)
Следовательно, он активно познает мир, усложняется его мир с другими людьми и все это окрашено эмоциями.
таким образом, эмоциональная сфера тесно связана с познавательной сферой.
Направление развития эмоциональной сферы:
- общий фон настроения (общение со взрослыми, внимание, поощрение..)
- формируются высшие чувства:
1. моральные (любовь, долг, ревность, привязанность..)
2. интеллектуальные (любознательность, удивление)
3. эстетическое (понимание любви к прекрасному, к природе, к музыке…)
4. творческие - праксические (аппликация, рисование…)
Законы развития (закономерности) - это существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями.
1. Неравномерность и гетерохронность развития.
Неравномерность - это неравномерное развитие психических функций и свойств.
Гетерохронность - это несовпадение во времени развития отдельных процессов и свойств.
Н, в раннем возрасте развиваются все функции, но ярче и сильнее восприятие, в дошкольном возрасте - память, а в мл. школьном - мышление.
2. Неустойчивость развития связано с 1 законом, но проявляется в чередовании стабильных и кризисных периодов.
3. Сензитивность развития - означает, что в онтогенезе, в каждом возрасте есть свой сензитивный период Н, обучение чтению - 6 лет.
4. Кумулятивность - означает, что результаты прошлого периода включаются в новый период развития. Н, развитие мышления в раннем детстве ности наглядно-действенный характер, в дошкольном - наглядно-образный, в школьном - логическое мышление.
5. Конвергенции и дивергенции развития - означает направление в развитии.
К. - одно направление, Д. - несколько направлений.
Вывод: Детский возраст имеет одну важную особенность, а именно пластичность, т.е. компенсации, замещения одной функции другой.
1. Неравномерность и гетерохронность развития.
Неравномерность - это неравномерное развитие психических функций и свойств.
Гетерохронность - это несовпадение во времени развития отдельных процессов и свойств.
Н, в раннем возрасте развиваются все функции, но ярче и сильнее восприятие, в дошкольном возрасте - память, а в мл. школьном - мышление.
2. Неустойчивость развития связано с 1 законом, но проявляется в чередовании стабильных и кризисных периодов.
3. Сензитивность развития - означает, что в онтогенезе, в каждом возрасте есть свой сензитивный период Н, обучение чтению - 6 лет.
4. Кумулятивность - означает, что результаты прошлого периода включаются в новый период развития. Н, развитие мышления в раннем детстве ности наглядно-действенный характер, в дошкольном - наглядно-образный, в школьном - логическое мышление.
5. Конвергенции и дивергенции развития - означает направление в развитии.
К. - одно направление, Д. - несколько направлений.
Вывод: Детский возраст имеет одну важную особенность, а именно пластичность, т.е. компенсации, замещения одной функции другой.
Кризис 7 лет.
Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности;
2) манерничание (появляются тайны)
3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.
Кризис 7 лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (д/с и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремиться скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и мл.шк. возраст.
Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности;
2) манерничание (появляются тайны)
3) симптом «горькой конфеты» (когда ребенку плохо, он старается это скрыть).
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослым, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Это очень важный момент, т.к. ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.
Кризис 7 лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Прежние социальные отношения (д/с и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремиться скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.
Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и мл.шк. возраст.
Развитие психических функций происходи неравномерно, непропорционально. Одни психические функции развиваются более интенсивно, другие менее интенсивно, есть доминирующие функции (в определенном периоде одна функция более интенсивно развивается и влияет на развитие остальных психических процессов). В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.
Личностная нестабильность характерна для подросткового возраста:
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
1. Неустойчивое настроение
2. Неустойчивая самооценка
3. Неустойчивы взгляды на мир
4. Неустойчиво поведение (вандализм за компанию)
5. Склонности, отношения, ценности, мотивы, личностные отношения в это время противоречивы.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием младшего школьного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте). Ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Но ситуативная речь еще совершенно не исчезает.